Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Киево-Братский Богоявленский монастырь.



" Училищный" монастырь был основан Киевским братством в 1615 г. для обеспечения всем необходимым Братской школы (позднее Киево-Могилянская академия, а с 1819 г. Киевская духовная академия). Монастырь ликвидирован в начале 1930-х годов, после чего ансамблю исторических сооружений был нанесен большой ущерб. С 1992 г. здесь действует университет " Киево-Могилянская академия" (ул. Григория Сковороды, 2).

На основании отдельных документальных свидетельств большинство исследователей XIX в. доказывали, что Братский монастырь с Богоявленской церковью и школой существовал уже в 1590-х годах. Обычно ссылаются на благословение патриарха Иеремии в 1589 г. и купчую Андрея Обухова 1594 г., который продал Братскому монастырю дворовое место Сверщовское на Подоле. Будто бы первоначальный монастырь сгорел в 1614 г. и в следующем году был лишь восстановлен. Однако более поздние историки относятся с недоверием к упомянутым документам и считают, что Братский Богоявленский монастырь был основан лишь после 1615 г.

Согласно дарственной Глашки Гулевичевны от 15 (28) октября 1615 г. Киевское братство получило большой участок на Подоле, где были основаны школа, " шпиталь" (богадельня) и монастырь при них — в будущем это заведение преобразовалось в прославленную Киевскую академию. Около 1618 г. в состав Братского училища вошла приходская школа, основанная Иовом Борецким при Воскресенской церкви. Первым игуменом монастыря и одновременно ректором школы стал Исайя Копынский.

Выдающимся ктитором Братского монастыря был гетман Петр Сагайдачный, который в 1622 г. был похоронен рядом с деревянной Богоявленской церковью, сооруженной на его средства. Именно Сагайдачный пригласил в Киев Иерусалимского патриарха Феофана, благословившего Братство в 1620 г. На то время в монастыре существовала еще церковь св.Анны на паломническом подворье. Позднее, при митрополите Петре Могиле, к ним добавилась каменная Борисоглебская церковь при трапезной палате. По требованию братчиков Могила в 1632 г. присоединил к братской школе училище, первоначально основанное им в Лавре, и преобразовал его в коллегию. Статус академии заведение получило от Петра I в 1701 г.

В конце XVII в. стараниями гетмана Ивана Мазепы в монастыре развернулось большое каменное строительство: на месте деревянной церкви был возведен каменный Богоявленский собор; трапезная Борисоглебская церковь была надстроена вторым ярусом, в котором устроена церковь Святаго.Духа; в начале XVIII в. начато сооружение каменного академического корпуса. Второй этаж этого здания соорудил в 1732—40 гг., по заказу Рафаила Заборовского, архитектор Иоганн Шедель. Ему же приписывают чрезвычайно красивое крыльцо Богоявленского собора.

С 1731 г. монастырь получил статус архимандритии. Архимандрит монастыря по совместительству был ректором академии. Высшие административные должности занимали монахи монастыря (преподаватели могли быть и светскими лицами). Во второй половине XVIII в. построены колокольня, каменный шинок[3] рядом с ней и дом архимандрита (после пожара 1781 г.). Во время секуляризации 1786 г. монастырь был закрыт. Но уже в 1799 г. он был восстановлен и укомплектован штатом черниговского Гамалеевского монастыря[4], перед тем сгоревшего.

Ансамбль монастыря окончательно сформировался после пожара 1811 года, под руководством Андрея Меленского. В 1820—30-ые годы на монастырском подворье им возведены несколько корпусов келий, просфорня, новый академический корпус и корпус лавок, реконструирована колокольня. Эти сооружения выполнены в стиле ампир. В то же время, реставрируя Богоявленский собор и Старый академический корпус, Меленский сохранил барочные формы архитектуры.

Духовная академия окончательно прекратила свою деятельность в начале 1920 г. Монашеская община ликвидирована в начале 1930-х годов, монастырские сооружения передали промышленной государственной артели. В 1935 г. разрушен Богоявленский собор, в 1953 г. — колокольня. Долгое время на месте обители размещались Киевское высшее военно-политическое морское училище, филиал Центральной научной библиотеки АН УССР, больница. На территории были возведены новые здания.

В 1991 г. решением Верховной Рады была возобновлена деятельность Киево-Могилянской академии на ее исторической территории как светского независимого университета.

В конце XX века было восстановлено барочное навершие купола академической церкви.

В 2007 году восстановлен храм Святого Духа. На месте Богоявленского собора сейчас находится один из корпусов Киево-Могилянской академии. На месте колокольни (автор С. Ковнир, перестроил А. Меленский) портик с колоннами одного из академических корпусов. Один из храмов бывшей обители был возрожден. Сейчас «службы» в нем проводят раскольники из самозваного «киевского патриархата».

Арапетская (Аравийская) икона Божией Матери

В храме свято чтится чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, которая явилась в 1654 году в городе Вышгороде, но в 1662 году, во время войны с поляками и татарами, была пущена в Днепр и приплыла в Киев к Берегу Подола, где и была вынута из воды и перенесена в монастырь. Празднование в честь этой святой иконы совершается 10 / 23 мая, 2 / 15 июня, 6 / 19 сентября и в субботу 5-й недели Великого поста. После закрытия Братского монастыря в 20-х гг. XX в. была зарегистрирована церковная община, в начале 30-х гг. еще совершались богослужения. На фотографиях иконостаса и киотов Богоявленского собора, выполненных в 1935 г., икон на своих местах уже нет. В 1934 г. столица Советской Украины была перенесена из Харькова в Киев и власть приняла решение о массовой ликвидации киевских храмов и мон-рей (было уничтожено более 60 церквей). В ряду первоочередных задач, учитывая исключительное национальное значение, был намечен снос Богоявленского собора Братского монастыря. Отсутствие до 90-х гг. XX в. информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели Киево-Братской иконы Пресвятой Богородицы. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число 5 наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета НХМУ с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение иконы произошло в начале 2000-х гг., когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время икона  находится в собрании НХМУ на стадии завершения музейной реставрации.

В храме также хранится животворящий крест, выточенный из кипарисного дерева (дар патриарха Феофана), частицы святых мощей печерских угодников и серебряный позолоченный крест, данный в 1622 году знаменитым гетманом Петром Сайгадачным.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь