Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ, МОСКОВСКИЙ



Память 9 / 22 сентября, в Соборе Московских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 1 / 14 июня 1884 года в Москве в семье заштатного псаломщика Ивана Михайловича, служившего трапезником при Воскресенской церкви, что на Ваганьковском кладбище.

В 1899 году окончил Донское духовное училище Москвы, в 1905 году - Московскую духовную семинарию.

1 / 14 октября 1909 года рукоположен во священника к Преображенскому храму села Люберцы.

В 1920 году был призван на несколько месяцев на военную службу, которую проходил в тыловом ополчении.

В 1929 году возведен в сан протоиерея.

21 ноября 1933 года переведён в Покровский храм села Перхушково Звенигородского района.

27 ноября 1937 года был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при отделении милиции г. Звенигорода. На следующий день после ареста в двенадцатом часу ночи состоялся допрос, который продлился до пяти часов утра 29 ноября. Вечером 29 ноября в начале десятого часа ночи о.Александра вызвали еще на один допрос, продолжавшийся пять часов. Через несколько дней он был переведен в Таганскую тюрьму.

5 декабря 1937 тройкой при УНКВД СССР осуждён с приговором на 10 лет ИТЛ. В декабре 1937 года был отправлен на Дальний Восток с этапом заключенных. Отбывал заключение в исправительно-трудовом лагере г. Свободный.

Скончался в лагере 22 сентября 1942 года от болезни пеллагры[206]. Погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 25 марта 2004 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии[207].

Литература

  • Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь: " Булат", 2005. С.72–74.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

http: //martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/? HYZ9EJxGHoxITYZCF...XI*

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

6Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?

8И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́ к скажет: " аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.

17Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

26Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.

27Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй.

28Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32И духи пророческие послушны пророкам, 33потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́ к бывает во всех церквах у святых.

Когда многие говорит о простоте или даже о безумии, то это не значит. что христиане призываются к поголовному юродству, но к отвержению греха. И здесь апостол выражает данную мысль – если и велено быть глупыми, то для злых дел, а ум направлять на доброе…

Евангелие (от Матфея): 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов[208], другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́ л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́ л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му́ ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В праздники святых жен часто читается этот текст с притчей о десяти девах. Но интересная для чтения вся глава

– Господь в ней рассуждает о Страшном Суде. Здесь следует притча о талантах и слова о самом Суде, с чем прийти должен человек на суд сей. Притча же о десяти девах на простом примере показывает то, как важна забота о состоянии души, которая показывается под видом лампады в руках одной из дев. Под маслом, которым запасаются девы, понимается духовный груз человека, добрые дела. Впрочем, важны даже не сами дела – они лишь средства, помогающие душе человека стать ближе к Богу, творящему только добро, но душа, преображенная и готовая к единению с Богом. Добрые дела умягчают ожесточенное сердце человека и возгревают в нем любовь, которая, разгоревшись, будет двигать человека к новым делам, так что человек уже по велению души будет творить добро, нередко до полного отвержения себя, буквально истощая себя. Все же, что делает человек, делает во имя Господа своего, так что он сам весь непрестанно горит, как светильник, пред Богом. Любовь же не появляется просто так, но является плодом многих трудов. Сперва человек вспоминает о том, что неизбежен Суд и воздаяние по делам его и желая избежать адских мук, стремится исполнять заповеди. Однако начав делать это, он вдруг сознает, что не может делать это – его склонная ко греху плоть противится этому, так что он ежедневно и ежечасно ведет брань, в которой часто терпит поражение, а часто, сделав, казалось бы, доброе, понимает, что его «добро» отравлено злом и не имеет никакой ценности. Лишь помощь Божия способна изменить положение. Поняв это, человек стремится к Богу, понимая, что сам он бессилен исправить свое состояние. И тогда Господь приходит на помощь человеку, ведя его по пути спасения. Притом, любящий Бога, любит и творение Его, а потому Писание очень часто предписавает помогать ближним, проявлять участие¸ подражая самому Богу, заботящемуся обо всех людях. Плодом этого труда является любовь и к ближним. Все это – усилия самого человека и помощь Божия, преображает человека, делает его прибежищем Благодати Божией, которая и возжигает светильник его души. И запастись этим маслом, возжигающим сей светильник можно лишь в течение земной жизни. Однако если человек всю жизнь свою провел в своих суетных делах, словно бы спал, а опомнился на смертном одре, то может быть поздно. Иному, как Евангельскому разбойнику, дается покаяние и на смертном одре, а иной может не получить и это, а за гробом нет уже покаяния и тогда человек рискует оказаться за дверями. И снова Господь завершает притчу призывом бодрстовать, дабы конец не застал нас спящими духовно…. Как смерть, так и самый Суд застанут нас внезапно, потому самое важное для нас – быть готовыми к этой встрече с Богом и этой теме посвящена вся глава….

И чтения Субботы перед Воздвижением и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам:  1И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, 2ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, 3и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

4И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, 5чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

9 Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

10А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

11Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́ к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

12Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

14Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

15Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

16Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

Премудрость Божия чужда миру сему, лежащему в грехе, так как осуждает грех, а потому для мира эта мудрость – безумие. А потому и мудрость, которая проповедуется с церковных амвонов – это безумие для мира. Но именно в ней кроется спасение, и лишь восприняв ее, чемловек может наследовать то, что уготовал человеку Бог.

Евангелие (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу

тому.

16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29Не две ли малые птицы продаются за ассарий[209]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36И враги человеку - домашние его.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Глава 11.

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Господь, посылая учеников на проповедь впереди себя, предупреждает об ожидающих их гонениях. Как гнали Его, так будут гнать и их. Впрочем, больше это относится не столько к тому, что происходило в период земной жизни Христа, сколько потом, когда их стали гнать со всей яростью, какая только может быть. И эти слова актуальны для нас всех, ибо для мира слово о кресте – безумие, а потому он, обличаем, что дела его злы, ненавидит нашу веру и гонит ее. Читаемые же на этой службе слова могут показаться противоречащими с заповедью о любви к родителям. Но не Господь ли напоминал слова из книги Левит: «… возлюби ближнего своего, как самого себя…»? Многие ли могут сказать, что имеют такую любовь хотя бы к родным своим? А здесь говорится о такой любви, притом, даже к врагам.… Но Господь напоминает и слово из Второзакония о любви к Богу всем своим естеством. То есть, любя ближнего, Бога он должен любить больше, а если возникает выбор или Бог или ближний, как это бывает во время гонений или когда сами ближние превращаются в гонителей веры нашей, то выбрав Бога, человек выберет спасительный путь, выбрав же ближнего, он отречется от Бога. Это

сложный путь, но Господь призывает именно к нему. Ныне, впрочем, никто нас за веру нашу не гонит, однако поношения от окружающих, часто и от родных, человеку верующему слышать приходится. И тогда становится ясно – что для него дороже, отношения с ближними или с Богом. А это не останется незамеченным у Бога…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь