Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


День памяти 10 / 23 сентября, Собор Новомучеников и исповедников Российских.



 

Священномученик Уар (в миру Петр Алексеевич Шмарин) родился 11 / 24 октября 1880 года в селе Ново-Ситовка Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье Алексея и Марфы Шмариных. У них было тринадцать детей, но до взрослого возраста дожили только Петр и его сестра. Отец умер рано, и Марфе Филатьевне одной пришлось растить и воспитывать детей. Петр с шести лет помогал матери по хозяйству. Первым его делом было пасти гусей.

В храме села Ново-Ситовка служил молодой священник; его жена была дочерью священника того же прихода, который после рукоположения зятя на этот приход ушел по старости и нездоровью за штат, оставшись жить в том же селе. Этот священник стал присматриваться к сыну вдовы и, найдя его не по возрасту развитым, посоветовал Марфе Филатьевне отдать его осенью в школу. Та возразила, что в школу ему нечего надеть. Священник взял все расходы по образованию мальчика на себя, и Петр благополучно окончил четырехгодичную сельскую школу, причем по всем предметам неизменно имел отличные оценки.

После того как школа была окончена, священник призвал его к себе и сказал: «Петруша, если ты мне дашь слово, что ты будешь священником, я займусь твоим образованием. Я помогу тебе окончить гимназию и семинарию». Петр дал слово, и священник, выступив усердным ходатаем за мальчика, определил его на казенный счет — сначала в гимназию в Тамбове, а затем в церковно-учительскую семинарию, находившуюся в селе Ново-Александровка Козловского уезда Тамбовской губернии.

По окончании семинарии Петр Алексеевич стал работать учителем. Чтобы исполнить данное священнику слово и быть рукоположенным в священнический сан, надо было сначала жениться, и он посватался к девице Клавдии. Она только что окончила гимназию, и ей исполнилось 16 лет. Ее семья была старинного рода, из донского казачества, и мать, Анна Ивановна Стрельникова, ни за что не хотела отдавать дочь за выходца из бедной крестьянской семьи. Все братья Анны Ивановны жили в то время в городе Лебедяни Тамбовской губернии и принадлежали к купцам третьей гильдии.

Петр Алексеевич оказался однако настойчивым женихом и в конце концов уговорил Анну Ивановну согласиться на брак дочери. Они обвенчались, и вскоре вслед за этим, 21 марта / 3 апреля 1904 года, он был рукоположен в сан диакона и направлен служить в Саратовскую епархию. Здесь у диакона Петра и Клавдии Георгиевны родилось трое детей — две дочери, Мария и Клавдия, и сын Николай.

В феврале 1910 года священноначалие предложило диакону Петру отправиться для служения или в Америку, или в Финляндию. Он выбрал служение в Америке, но этому решению воспротивилась Анна Ивановна, а также брат и сестра жены, мотивируя свое нежелание отпускать Клавдию дальностью Америки, тем, что, расставшись, они могли уже во всю жизнь не увидеться. Отец Петр подчинился желанию родственников, сообщив священноначалию, что готов ехать служить в Финляндию.

28 октября / 10 ноября 1910 года диакон Петр был рукоположен в сан священника ко храму, расположенному на острове Манчинсаари на Ладожском озере. И окончив учебное заведение, отец Петр не считал полученное им образование достаточным и всю жизнь занимался самообразованием. Он собрал дома большую библиотеку, в которую входили как книги духовного содержания, так и светские книги. Он знал все религиозно-философские течения того времени и был сведущ в вопросах, которые горячо обсуждались тогда в образованном обществе. Отец Петр хорошо был осведомлен и о том, что происходит в России и в остальном мире. У него были обширные познания в области медицины и собрана большая библиотека по специальным медицинским вопросам. Он никогда не обращался к помощи врачей и своих детей лечил сам, за исключением случаев чрезвычайных, когда требовалось хирургическое вмешательство. К нему за медицинской помощью обращались крестьяне всех окрестных селений. Прихожане уважали его и любили.

Будучи сам выходцем из семьи бедных крестьян, он ощущал их особенно близкими, и крестьяне в свою

Диакон Петр Шмарин и его супруга Клавдия Георгиевна. 1904 год

очередь относились к нему как к народному пастырю.

Приход находился неподалеку от Валаамского монастыря, и к отцу Петру часто приезжали монахи монастыря, которые останавливались у него в доме. Отец Петр был человеком открытым, общительным и с каждым мог найти общий язык. В его доме всегда кто-нибудь жил, и за стол никогда не садились одной только своей семьей, но всегда были гости.

Дом принадлежал приходу; он был вместительным, и места хватало для всех. В то время когда священник служил в Манчинсаари, у него родилось еще трое сыновей. Затем отца Петра перевели в храм в селе Мустамяги неподалеку от Выборга.

Через некоторое время в Финляндию переехали родственники Клавдии Георгиевны: ее мать, сестра с мужем и брат, Николай Георгиевич, который стал директором гимназии в Выборге. В 1914 году он был призван в армию, ему было присвоено офицерское звание, и он был откомандирован в часть, стоявшую в Выборге. После февральской революции в частях начались беспорядки. Однажды, когда он был на квартире в Выборге, к нему прибежал его денщик[250] и сказал: «Николай Георгиевич, немедленно уезжай. Солдаты взбунтовались и сейчас заявили, что будут ходить по квартирам и резать офицеров». Николай Георгиевич собрался и выехал в Мустамяги к отцу Петру. Здесь он женился на дочери купца из Мустамяги.

После революции Финляндия отделилась от России, и отец Петр с семьей и все их родственники выехали в Петроград. Из вещей взяли только самое необходимое для детей. Отец Петр отвез жену с детьми в село Ново-Ситовка к своей матери, а сам остался в Петрограде.

Николай Георгиевич с женой уехал в Липецк, где устроился преподавателем в одно из учебных заведений. Когда началась гражданская война, он был мобилизован в Красную армию и служил в ней офицером. Николай Георгиевич был участником боев на Дону, и однажды, когда пришлось неподалеку от Ново-Ситовки форсировать реку Дон, он провалился под лед вместе с лошадью. Ему удалось вместе с лошадью выплыть. Однако сушиться было негде, так как пришлось сразу же вступить в бой. Был в то время довольно сильный мороз, вся одежда на нем замерзла, он простудился, попал в госпиталь, и там выяснилось, что он болен туберкулезом легких. После установления диагноза он уехал в Петроград.

Священник Петр Шмарин с супругой Клавдией Георгиевной и детьми — Марией (в центре) и Николаем
Финляндия, о-в Манчинсаари. (Слева направо): Дмитрий Дмитриевич, его жена Мария Георгиевна (урожд. Стрельникова), Анна Ивановна Стрельникова, у нее на коленях внук Костя Шмарин, Клавдия Георгиевна, священник Петр Шмарин, его сын Павел (стоит перед ним), Николай Георгиевич Стрельников, Коля Шмарин, на полу сидят Мария (слева) и Клавдия Шмарины

В 1918 году дети священника в Ново-Ситовке заболели тифом, а когда выздоровели, заболела Клавдия Георгиевна. Болезнь развилась столь стремительно, что, несмотря на посланную в Петроград телеграмму о ее болезни, отец Петр добрался до Ново-Ситовки, когда жену его уже похоронили. Сюда приехали и все родственники Клавдии Георгиевны, нужно было решать, что делать с шестью сиротами, кому и как помогать их воспитывать. В Петроград отцу Петру взять их было нельзя, потому что там был в это время голод. Пятерых детей взяла к себе в Лебедянь бабушка Анна Ивановна Стрельникова, а дочь Клавдию взяли родственники из Липецка.

В Лебедяни они поселились у брата Анны Ивановны, который был когда-то купцом. До революции у него был большой каменный дом, магазины и он вел довольно большую торговлю. После революции часть дома отобрали, отобрали магазин, но у него еще оставалась в ту пору часть дома и при нем маленькая лавочка.

Вскоре к ним из Петрограда приехал отец Петр. Ему дали приход в десяти километрах от города Лебедяни, в селе Тютчево. В состав прихода входили, кроме того, два больших селения — Куликово и Новодворское. Отец Петр снял для себя и семьи квартиру в доме вдовы священника, который служил до него на этом приходе.

Хозяйка оставила себе одну большую комнату, а отцу Петру отдала три комнаты. Прихожане подарили семье священника корову, стали помогать продуктами. Они в это время могли считать себя вполне обеспеченными. Здесь отца Петра несколько раз арестовывали, но аресты были кратковременными — подержат сколько-то дней и отпустят. Главной темой бесед при арестах было требование снять сан, на что священник всегда отвечал категоричным отказом. В 1922 году образовался обновленческий раскол: обновленцы при поддержке властей стали захватывать храмы. Церковное управление было нарушено, многие приходы утратили связь с епархиальными архиереями, которые или были арестованы, или находились из-за препятствий, чинимых властями, на значительном расстоянии, лишенные права покидать город.

Собравшиеся на съезд представители духовенства и мирян Лебедянского уезда Тамбовской епархии постановили уполномочить священника Петра Шмарина подать прошение Патриарху Тихону, касающееся этого вопроса

В своем прошении Патриарху от 2 августа 1923 года отец Петр писал: «Духовенство и жители Лебедянского уезда, оставшиеся верными историческим религиозно-нравственным началам и укладу Православной Церкви, не имеют фактически своего законного епископа и чувствуют себя в духовном отношении в настоящее время крайне сиротливо. Они не знают, как и куда им обращаться в своих неотложных церковноприходских нуждах. Является крайняя необходимость в своем епископе, который объединил и вдохновил бы разрозненных пастырей и успокоил бы мятущихся пасомых. Но до разрешения этого вопроса в законном порядке следовало бы теперь же временно подчинить в каноническом отношении лебедянскую церковь Елецкому епископу Николаю (Никольскому)... Об изложенном почтительнейше прошу письменной резолюции Вашего Святейшества, каковая и послужит нам исходным руководящим началом в предстоящей громадной созидательной работе на благо Святой Православной Русской Церкви».

В ответе Патриарх благословил временно по всем вопросам обращаться к епископу Козловскому, викарию Тамбовской епархии, Димитрию (Добросердову).

В 1924 году в дом к отцу Петру ночью с обыском пришли сотрудники ОГПУ. Вся семья поднялась, пятеро детей выстроились в коридоре. Один из сотрудников ОГПУ многозначительно оглядел их и затем сказал священнику: «А вам придется с нами проехать». Отец Петр был заключен в тюрьму в городе Лебедяни.

Марфа Филатьевна Шмарина

Допросы были долгими, но допрашивали вежливо, стараясь более убедить, нежели запугать угрозами, так как следователи уже вполне разобрались, что угрозы в данном случае приведут скорее к обратному результату. На допросах сотрудники ОГПУ предлагали ему снять сан — это было самое главное для них. «У вас большая семья, вам будет очень трудно в новых условиях, — говорили они, — снимите сан. Вы человек высокообразованный, нам такие люди нужны. Мы строим сейчас новое государство, и нам нужны образованные люди. Мы вам дадим хорошую, престижную работу, квартиру, обеспечим вас всем, у вас не будет никаких забот. Единственной помехой, чтобы все это вы получили, является ваш сан. Снимите его — и вы все получите».

На все эти уговоры и приводимые ими аргументы отец Петр всегда и неизменно отвечал: «Того, чего вы от меня добиваетесь, — этого вы никогда не добьетесь. Уж я такой человек: во что верую — тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия». Столкнувшись с непреклонной волей доброжелательного и миролюбиво настроенного священника и учитывая, возможно, что он выходец из бедного крестьянского сословия, власти и на этот раз освободили его.

После ареста священника трех его сыновей взял к себе в Петроград Николай Георгиевич, устроившийся там преподавателем. Старший сын Николай остался жить в селе Тютчево. Когда священноначалие предложило отцу Петру принять епископский сан, он посоветовал Николаю рукоположиться в сан священника ко храму в селе Тютчево, где его все хорошо знали, чтобы храм не остался без священника. Николай согласился, был рукоположен и стал служить в селе Тютчево. Вскоре он получил через прихожан известие, что власти готовятся его арестовать. Некоторые из прихожан предложили ему на время покинуть село. Он тайно вместе с семьей уехал и вскоре получил назначение в храм в селе Каменка.

20 августа 1926 года священник Петр Шмарин по предварительном пострижении в монашество с именем Уар был хиротонисан во епископа Липецкого. Епархия в то время включала приходы Липецкого, Боринского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов. Сначала он служил в городе Липецке в Христорождественском соборе, а после его закрытия в 1931 году — в Успенской церкви. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством.

В 1932 году власти арестовали сына епископа, священника Николая Шмарина. В тюрьме ему предложили снять сан, но он отказался и был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере в Сибири. Он писал оттуда, чтобы за него не беспокоились, его положение значительно лучше, чем у многих других, так как он работает не на общих работах, а счетоводом. Его семья в это время уехала в Борисоглебск, где они купили маленький домик. Когда отец Николай вернулся из заключения, власти предупредили его, что, как только он начнет служить в храме, они тут же его арестуют. Священник поехал к епископу Уару и сказал ему, что священный сан он снимать не хочет, но и служить, ввиду всех угроз, не может. После разговора с епископом он устроился учеником в часовую мастерскую, а затем стал работать в ней часовым мастером.

Все три сына епископа, жившие в Петрограде, заболели туберкулезом. Владыка забрал их к себе в Липецк и, будучи знаком с лучшими врачами того времени и сам обладая немалыми познаниями в области медицины, предпринял немалые усилия для излечения детей от болезни. Но Господу было угодно иное, и трое сыновей епископа один за другим умерли в Липецке.

Архипастырская деятельность епископа, его верность православию, известность среди верующих все более беспокоили власти, и они стали искать повод избавиться от него.

Во время Великого поста в первых числах апреля 1935 года стало известно, что власти имеют намерение послать 10 апреля бригаду рабочих для снятия колоколов с Христорождественской церкви в селе Студенки. На рассвете этого дня староста храма Акулина Ивановна Титова пришла к церковному сторожу и предупредила, что в этот день приедет бригада по сбору металлолома, и попросила не давать снимать колокола. После этого она обошла с таким же предупреждением верующих женщин, а затем, взяв ключи от храма, уехала в Липецк к епископу Уару. Пришедшая в этот день бригада рабочих, найдя двери храма запертыми, отбыла восвояси, а староста, встретившись с епископом, сообщила ему, что имеет намерение ехать в Воронеж с жалобой на незаконные действия местных властей. Владыка ответил, что ее поездка окажется безрезультатной, что если власти решили снять колокола, то они их снимут. А власть что в Липецке, что в Воронеже — одна и та же.

Акулина Ивановна послушалась совета владыки и вернулась домой. 19 апреля к вечеру снова прибыла бригада рабочих. На этот раз ключи от храма были у сторожа, он отдал их, и рабочие приступили к снятию колоколов. Но поскольку время было позднее и уже стемнело, они успели лишь оторвать язык у большого колокола и сбросить его на землю. Ночью староста уговорила деревенских мужиков поднять язык на колокольню, что те и сделали.

Епископ Липецкий Уар (Шмарин). 1927 год

Рано утром бригада из четырех рабочих, приступившая к сбрасыванию колоколов, обнаружила, что язык большого колокола возвращен на свое место. Рабочие стали сбрасывать колокола, начав с меньших. Тем временем около колокольни собралось около пятидесяти женщин, которые стали шумно протестовать и кричать, но поскольку это не помогало, то они разобрали инструменты, и работы из-за этого и на этот раз пришлось прекратить. Спустившись с колокольни, рабочие столкнулись с толпой женщин, которые кричали, называя их кровопийцами. Те проследовали в сельсовет и вызвали оттуда по телефону милицию. Вскоре приехали два конных милиционера с винтовками и стали угрожать женщинам расправой и применением оружия.

Затем в течение месяца власти арестовали священника, диакона, старосту храма и наиболее активных прихожан.

Все они были заключены в тюрьму в городе Липецке. Оставшийся на свободе священник согласился лжесвидетельствовать против епископа Уара и арестованного собрата-священника. Под давлением следователей, сбитый с толку лжесвидетельствами, согласился давать показания против епископа и арестованный пастырь. На основании этих свидетельств 8 июня 1935 года владыка был арестован и заключен в тюрьму в городе Липецке. На следующий день после ареста следователь вызвал его на допрос и спросил:

— Что вам известно о массовом антисоветском выступлении женщин села Студенки, имевшем место 19–20 апреля 1935 года на почве снятия колоколов в студеновской церкви?

— Не помню какого числа, в апреле 1935 года, во время службы в монастырской церкви мне прислуживали в церкви дети из села Студенки и рассказали о том, что в село Студенки приехали снимать колокола, но сбежался народ и разогнал их, а веревки, которыми должны были снимать колокола, растащили. После этого через несколько дней ко мне на квартиру пришла церковная староста села Студенки, которая сказала, что просит моего благословения на ее поездку в Воронеж жаловаться на местную власть и просить о том, чтобы снятие колоколов запретили. Я старался ее от поездки отсоветовать, говоря, что она будет безрезультатной, что если решено снять колокола, то их все равно снимут. И благословения ей на поездку не дал. Через несколько дней в монастырской церкви я слышал, что староста храма и с ней еще несколько человек арестованы.

Допросы продолжались в течение трех недель. На одном из последних допросов следователь спросил владыку:

— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

— Виновным себя я не признаю. Никогда я агитации против советской власти и ее мероприятий не вел. Также никакого участия в выступлении женщин, не дававших снимать в селе Студенки колокола, не принимал.

— Какого содержания у вас были разговоры о коллективизации в период 1930–1931 годов с Софийским?

— В период 1930 и 1931 года у меня на квартире священник Софийский никогда не бывал и разговоров с ним о коллективизации я не вел. Никогда в разговорах с ним я отрицательно о коллективизации не высказывался. Зимой 1933–1934 года Софийский у меня на квартире бывал несколько раз. Был ли у меня с ним в то время разговор о недостатке хлеба, я не помню, но полагаю, что не был. О том же, что советская власть своими колхозами расстроила земледелие, что в колхозах принудительный труд, от которого нечего ждать, — я не говорил.

25 июня 1935 года следователи устроили очную ставку епископа со священником Константином Софийским. Священник сказал:

— Я у епископа Шмарина по роду своей службы бывал неоднократно. В разговорах он затрагивал вопросы коллективизации. В частности, в период 1930–1931 годов, когда проводилась в деревне коллективизация, Шмарин в разговорах со мной высказывал свое отрицательное отношение к колхозам, говоря, что коллективизация проводится насильственно, что крестьяне идти в колхоз не хотят, что от колхозов крестьянин будет голодать, и поэтому советская власть не удержится. Примерно в 1933 году, когда я был у Шмарина на квартире, он меня спросил, как я обхожусь с хлебом. Я ответил, что покупаю у крестьян на рынке. Шмарин стал мне говорить, что нужно запастись хлебом, потому что весной будет голод, так как земледелие расстраивается от коллективизации.

Следователь спросил, согласен ли епископ с показаниями священника. Владыка ответил:

Епископ Липецкий Уар (Шмарин)

— В первой половине 1934 года Софийский у меня на квартире ни разу не был. Разговоров о коллективизации я с ним никогда не вел, за исключением единственного случая в мае 1935 года. После моей поездки в Елец у меня на квартире был Софийский и интересовался моей поездкой и, в частности, спрашивал, освободили ли арестованных в Ельце архиепископа и священников, также спросил, как там колхозы. Я сказал, что арестованное духовенство пока сидит, а говоря о колхозах, я привел такой пример. У меня недавно был старик крестьянин из села Куймани, который имеет записавшегося в колхоз сына (как его зовут, я не знаю), и спросил меня, можно ли иметь общение с сыном-колхозником, так как колхозникам нельзя ходить в церковь. Я ему на это ответил, что с сыном связи порывать не надо, и что никто не запрещает ходить колхозникам в церковь, и что работать верующему человеку вместе с неверующим не грех. Софийскому я еще говорил, что благосостояние колхозника зависит от того, что, если люди не ленятся, а работают, они имеют хлеб.

— Я категорически подтверждаю, что у Шмарина я бывал неоднократно и до первой половины 1934 года, — сказал отец Константин. — Так, например, в январе 1933 года я был у Шмарина на квартире по вопросу венчания разведенных. После приезда Шмарина из Ельца я был у него на квартире и спрашивал о положении арестованного духовенства. О колхозах у нас с ним возник разговор в связи с тем, что Шмарин ездил в Елец освящать церковь, ранее занятую под ссыпку хлеба. Я спросил, будем ли мы освящать церкви, ранее занятые колхозным хлебом. На это он ответил утвердительно. Разговор перешел на колхозы, и Шмарин пересказал изложенный им выше случай со стариком из Куймани. Шмарин, в частности, говорил в тот раз, что где труд организован в колхозе, там есть и хлеб.

— Был ли у меня в январе 1933 года Софийский, я не помню. Возможно и был, но разговоров с ним я вести не мог, так как если он и был, то в течение нескольких минут — подписать резолюцию о разрешении брака, — возразил владыка.

Затем был произведен целый ряд очных ставок епископа со священником Христорождественской церкви села Студенки Кириллом Сурниным, который на очной ставке сказал:

— В период уборочной кампании 1934 года стоял вопрос об использовании студеновской церкви под ссыпку хлеба. Когда я был в доме епископа Шмарина, где я вставлял в окна стекла, Шмарин мне говорил, что плохо поступают миряне Преображенской церкви, отдав храм под ссыпку хлеба, что они тем самым подают плохой пример другим храмам. Кроме того, Шмарин велел передать Софийскому и Исаеву, чтобы мы все вместе убедили Акулину Ивановну Титову не давать студеновскую церковь под ссыпку хлеба. Этот разговор я передал Софийскому, Исаеву и Титовой.

— Сурнин у меня в доме в это время был, стекла вставлял. Какой у меня с ним был разговор, я сейчас не помню. Допускаю, что такой разговор с Сурниным, как это он показывает, о недаче церквей под ссыпку хлеба мог быть, — сказал владыка.

— 7 января сего года Шмарин, Софийский, Исаев и я были в доме Акулины Ивановны Титовой. Шмарин рассказывал, что в одном из сел Трубетчинского района власть хотела снять колокола, но собравшиеся женщины не допустили снятия и даже избили агента ОГПУ, — сказал отец Кирилл.

— Я подтверждаю это показание Сурнина как правильное, за исключением того, что я якобы говорил, что

избили агента ОГПУ. Я говорил, что женщины стащили его с лошади, а не избили, — поправил владыка.

Далее была проведена очная ставка между священниками Софийским и Сурниным, которые уже друг перед другом в присутствии следователя подтвердили свои показания, касающиеся епископа Уара, необходимые следствию, чтобы иметь возможность судить владыку в областном суде, где предполагалась процедура заседания и прения сторон.

11 сентября 1935 года в городе Липецке состоялось заседание выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда. На суде владыка Уар сказал: «Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю и поясняю: в доме Титовой 7 января 1935 года я был, но никакой контрреволюционной

агитации среди присутствующих не вел. В 1934 году Сурнину о том, что плохо поступают верующие села Студенок, отдав церковь под хлеб, я не говорил. Почему это он говорит, я не знаю».

В тот же день епископу был прочитан приговор: восемь лет тюремного заключения.

Уар, епископ Липецкий. 1935 год

После суда было разрешено свидание с родственниками, и к владыке пришли его дети. За время тюремного заключения и следствия владыка стал выглядеть значительно старше своих лет. Но он был спокоен, как будто новые обстоятельства и предстоящий срок заключения его почти не касались. «Не плачьте и не переживайте, — сказал он детям. — Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное — прожить жизнь достойно».

На следующий день владыку этапом отправили в тюрьму в город Мичуринск Тамбовской области, где он пробыл до марта 1936 года, а затем был отправлен в Карагандинские лагеря, куда прибыл 8 февраля 1937 года. Из лагеря он писал письма родным. Писал, что живет, слава Богу, жаловаться не на что. И физический труд на пользу. Ему приходится дороги мостить. Что касается пищи, то это щи да каша, самая наша крестьянская пища.

В те же годы был арестован староста липецкого собора, который попал в тот же лагерь, что и владыка. Он писал родным: «Владыке приходится сейчас очень тяжело. Он больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. Но вы его все знаете, он никогда не унывает, сам крепится и нас всех поддерживает».

Врачами после проведения медицинского обследования у владыки были обнаружены миокардит и пляска святого Витта[251]. Из-за тяжелых болезней епископа перевели на должность счетовода. Все это время владыка содержался в бараке, где в основном были осужденные по политическим статьям. Но в 1938 году его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где были собраны одни уголовники. 23 сентября 1938 года они убили владыку. Епископ Уар (Шмарин) был погребен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области.

Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Церкви в 2000 году.

Игумен Дамаскин (Орловский)
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия.
Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. /Тверь: " Булат" , 2002 год, стр. 167-183/

© Игумен Дамаскин (Орловский), 2002
©Региональный общественный Фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви" 2002




События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Усмпенском соборе, где бдение совершал о.Никита Савин при пении обоих хоров собора. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Димитрия Осипова, о.Александра Корниенко и о.Никиты Савина. Воскресная служба в этот день была совмещена со службой попразднества Рождества Пресвятой Богородицы.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….» пело духовенство в алтаре.

Евангелие на бдении (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́ те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40 И, сказав это, показал им руки и ноги.

41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43 И, взяв, ел пред ними.

44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48 Вы же свидетели сему.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Каноны читались воскресный (один тропарь), Божией Матери (два тропаря) и мученикам (один тропарь). Стихиры на бдении были сильно сокращены.

По окончании службы о.Никита напомнил всем расписание служб воскресного дня.

Литургия.

В сам день я был также в Свято-Успенском соборе, на поздней литургии, которую совершал о.Антоний Новицкий в сослужении о.Александра Корниенко (на практике половину службы он проводил исповедь) и о.Никиты Савина. Пел один верхний хор. Отмечу, что на сей раз к началу службы был трезвон с использованием басового колокола, что в соборе в последние годы бывает редко.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 4но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, 7в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 9мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 10нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

11Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.

12Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.

13В равное возмездие, - говорю, как детям, - распространитесь и вы.

14Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

15Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Глава 7.

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

2Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.

3Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.

4Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.

5Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи.

6Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

8Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то́ опечалило вас, впрочем на время.

9Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.

10Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

11Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́ те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.

12Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.

13Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.

Апостол призывает не совмещать веру во Христа с принятием языческих обычаев, ибо язычество эллинское (ведь он пишет послание жителям греческого города Коринфа) было живо и большая часть народных праздников носили языческий характер, посвящаясь местным божкам. Что говорить? Подобные вещи встречаются и ныне, хоть не все отдают себе отчет в том, чем являются многие народные обычаи и восхваляемые прессой новоявленные ритуалы. Хоть кажется, что язычество наше мертво, но на деле многие до сих пор верят в леших и домовых, совершая целые ритуалы, посвященные им, а также поклоняясь не Богу, а неким непонятным духам, а также предаваясь всевозможным оккультным практикам, что тоже отнюдь не безобидно, так как тем самым человек дает место духам тьмы. « Что же говорю? То ли, что идол значит что-нибудь? Нет, но то, что приносящий… идолам, приносит бесам, а не Богу, а я не хочу, чтобы вы имели общение с бесами! » - Пишет апостол в другом месте. А здесь апостол увещевает, говоря: « Вы – храм Бога живого …». Человек становится либо обителью Духа Божия, либо обителью совсем других духов. Третьего не дано, ибо пустое место, по слову Христа[252], сразу же заполняется. Впрочем, опасностей для человека в духовной жизни больше, а способов, какие эти духи применяют, чтобы освободить для себя место в человеке, куда больше, чем указанные здесь языческие обычаи, а потому призыв апостола к хранению себя в чистоте нечто большее, чем призыв ограждаться от уклонения в язычество. Слова «…к нечистоте не прикасайтесь» на деле можно применить ко всякому греху, ибо всякий грех есть мерзость и нечистота….

Евангелие (от Матфея): 1Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

12Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, 19ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Господь помогает женщине из языческих народов, окружавших евреев. В данном, случае, Господь приходит на территорию нынешнего Ливана, проповедуя сред евреев. Но о Христе слышала эта женщина. Мучения дочери не давали покоя матери и так, разочаровавшись в своих богах, обратилась ко Христу. Очевидно, мучения дочери, попущенные по грехам родителей (как и для того, чтоб и ее саму отвратить от какого-либо зла в будущем) заставили ее обратиться к Богу, которого чтут их соседи – евреи. Но для иудеев она, как представительница «необрезанных», нечиста, Закон Моисеев запрещал с ней даже разговаривать. Господь сперва ей об этом напоминает, испытывая ее веру. Однако она, вероятно, испытав все другие средства, не отступает (так что даже ученики просят Христа отпустить ее, так как ее крики им уже надоели). Более того, она называет Его «Сыном Давидовым», то есть, исповедует Его Христом. В Него не верили очень многие евреи, к которым Он был послан, а тут – хананеянка (Евангелист Марк называет ее представительницей финикийцев – древнего народа, населявшего территорию нынешнего Ливана) уверовала в Него, причем настолько крепко, что выносит поношения в свой адрес. Более того, она и сама говорит, что поношения эти справедливы. Она уже познала суетность и никчемность верований ее отцов и дедов и потому соглашается с тем, что она, как представительница народов, не познавших Бога, действительно подобно собаке (надо учесть и сами обычаи этих народов, преисполненные нечистоты), и Господь, видящий подлинное состояние души, помогает ей, похвалив ее веру. Так, эта женщина, считавшаяся у иудеев нечистой, умом и душой оказалась более открыта Богу, чем большинство иудеев, подчас слушающих Христа и видевших чудеса, но остающихся глухими к словам Его и не верящим в Него, как Обетованного Мессию. Но что же этот текст говорит нам? То, что даже когда кажется, что Бог не слышит нас, то не стоит отчаиваться. Бог слышит, но медлит исполнять, либо потому что просимое нами для нас вредно, либо еще не пришел час, когда исполнение просимого принесет нам пользу. Большая часть наших молитв посвящены просьбам о помощи в разных скорбях, то и дело находящих на нас. Но эти скорби – следствие нашего отступления от Бога и попадания во власть демонов. И тогда Бог попускает им вредить нас, дабы вразумить. Женщину эту мучения дочери заставили обратиться к Богу и коренным образом переосмыслить свою жизнь, заставив ее даже согласиться, когда Господь сравнивает ее с собакой (ведь она с ее прежними грехами и язычеством, из которого она вышла, действительно нечиста и отвержена от Бога). Но совершив этот внутренний подвиг, она взывает ко Господу и получает просимое, став ближе к Богу, чем многие обрезанные. Зачастую этого покаяния и желания оставить прежний греховный образ жизни не хватает нам, а потому часто Господь оставляет наши молитвы и вопли без внимания…. Очевидно, без этого они так и останутся не услышанными… Боже, помилуй нас!

И чтения Недели перед Воздвижением. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

3Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

4Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, 5ибо каждый понесет свое бремя.

6Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

7Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: 8сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

11 Видите, как много написал я вам своею рукою.

12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Нам приводится самый конец послания к Галатам. Апостол подводит итог всему написанному выше. Закон Моисеев, к соблюдению которого призывали обличаемые апостолом лжеучителя, еще никого не спас. Спасение миру принес Христос, а значит, во Христе он не имеет значения. Тогда зачем придерживаться ритуалов, которые еще никого не спасли? И здесь также апостол замечает, что и сами эти иудействующие не соблюдают и десятой доли написанного в Законе (будучи отлично его зная, и жонглируя его правилами, разрешая себе буквально все, что угодно), а лишь, как микробы, норовят заразить своим лжеучением как можно больше людей. Стоит ли таковых слушать? И тут же апостол говорит о том, что для него имеет значение лишь Крест Христов, через который в мир пришло спасение. Эти слова могли бы повторить и мы, правда, слова о том, что Крестом Христовым «я распят для мира» с полным правом могут повторить не все. Они, по большей части, относятся к монашествующим, кои действительно призваны отречься от мира и приобщиться к Ангельскому воинству (ведь и сам монашеский чин именуется «Ангельским образом»). « Но мы и этого от тебя не требуем.  Оставь только злые привычки, и ты можашь, оставаясь дома, со своими, удобно спастись ….» - пишет святитель Иоанн Златоуст, имея в виду, как раз упомчнутые выше слова об оставлении мира. Впрочем, под «миром» часто имеется в виду зло, обитающее в мире, и норовя погубить человека. Поэтому, нам под оставлением мира лучше понимать оставление греха.

Евангелие (от Иоанна): 1Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Беседа Христа с праведным Никодимом, позднее совершившим погребение Его, а в этот момент – тайным учеником, из страха перед соплеменниками пришедшим к Нему ночью. Господь говорит ему о крещении, о действии Духа Божия, а также говорит о своих будущих страданиях, в двух словах разъясняя суть своего пришествия – спасение человечества. « Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму …», а потому иудейские вожди ополчились на Христа. Но Господь претерпел все ради спасения человечества… Но кто-то может удивиться, дескать, зачем столько усилий! Бог ведь всемогущ! Но Бог уважает нашу свободу воли и не будет нас спасать без нашего желания, а потому для спасения человека нужно его собственное желание и усердие

следовать этим путем….

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником, а причастников – с приобщением Святых Таин, пожелав, чтобы эта СВЯТЫНЯ была их телам во здравие, а душам – во спасение. После этого он говорил на тему рядового Евангельского чтения. Господь идет с проповедью, придя в пределы Тирские и Сидонские, на западе от Галилеи (ведь Галилея находится на северо-востоке Израиля, а Ливан, как раз, севернее еврейских земель), и здесь к нему приходит женщина-хананеянка, то есть, происходящая из окружающих евреев языческих народов. Она идет за Христом, крича «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня! Дочь моя жестоко беснуется! »… Но Господь не обращает на нее внимания. Однако она не отступает, и тогда уже ученики просят отпустить ее. Однако Господь говорит, напоминая, что Он послан, в первую очередь, к погибшим овцам дома Израилева. Тогда женщина уже сама подходит к нему, снова зовя о помощи. Но Господь говорит ей: «Нехорошо забрать хлеб у детей и бросить псам». Многие из нас возмущаются этими словами Христа, которые могли бы оскорбить, кого угодно. Разумеется, славянский и русский текст не совсем правильно переведен, поскольку в оригинале написано не «псам», а «щенкам». Однако же, суть от этого не меняется, ведь Господь здесь выражает отношение евреев к окружающим их народам, нечистым, необрезанным, с которыми Закон Моисеев запрещал им даже разговаривать. Для евреев они и вправду были подобны псам. Однако, женщина не обижается, а проявляет твердость, говоря, что «и псы едят крохи, падающие со стола господ своих». Она уже испробовало все возможное, убедившись в бесполезности своих усилий, и теперь Христос – ее последняя надежда, а потому она и не намерена отступать. Таким образом, она соглашается с этим вердиктом, будучи, осознав, что она, язычница, далекая от Бога, действительно нечиста и недостойна помощи Божией. И тогда Господь ублажает ее веру, исцеляя ее дочь от этого тяжелого недуга.… Иные недоумевают по этому поводу, дескать, Господь, всегда проявляя милосердие и помогая приходящим к Нему: исцеляя больных, изгоняя бесов, слепых делая зрячими, а глухих, слышащими, немым возвращая способность говорить, здесь поначалу как бы отвергает ее, говоря, что посла только к евреям. Но Христос, действительно, пришел, в первую очередь, к народу избранному. Все пророчества о Христе говорят, в первую очередь, о спасении избранного народа. Евреи и ждали Христа веками. Позднее этот народ отвергнет Его, и Господь обратится к другим народам, сказав ученикам: « Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и святаго Духа ….». Но в тот момент Господь проповедовал именно евреям, даже ученикам, посылая их на проповедь перед собой, говоря: «… на путь к язычникам не ходите, и во град Самарянмский не входите. Идите же, в первую очередь, к погибшим овцам дома Израилева …». Уже потом народ избранный отвергнет Христа, и Господь обратится к прочим народам. И женщина эта вполне осознавала, что, будучи далека от Бога, она, язычницам, по грехам своим недостойна помощи, а также что идочь, в немалой степени, страдает из-за ее грехов. Впрочем, здесь полезно помнить слова Христа, сказанные, когда ученики, видя слепого, спросили – кто согрешил, что этот человек родился слепым. Господь отвечает на это: « Никто не согрешил – ни он, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем. Мне подобает творить дела Пославшего Меня …». Так или иначе, но женщина эта действительно проявляет великую веру и смирение, сознавая свое недостоинство пред Богом. Господь и ублажает ее: « О, женщина! Велика вера твоя! »… Такую веру являет мало кто из представителем избранного народа, а которому Он пришел, и которые толпами ходили за Христом. Но кто-то может спросить: какое все это отношение имеет к нам? Но мы часто молимся, просим Бога, а когда Господь не давая нам просимое, мы ропщем и унываем. Но Господь сам знает, когда ответить на нашу молитву. Иной говорит: «Господь нас не слышит». Но Господь всегда слышит нас, всегда зная, что на деле полезно для нас. Потому нам не мешало бы иметь ту веру, которую имела эта женщина, не отступаясь, не получив просимое нами.

Нам так часто не хватает этой веры и твердости, какую имела эта женщина. Но важно не только иметь веру и настойчивость, в молитве, но с той же твердостью идти к Богу. Необходима духовная жизнь, основа которой – не только молитва, но преображение своей души. Для того, чтобы иметь пример жизни с Богом, нам необходимо назидаться чтением житий святых, прославленных Церковью, чтобы знакомясь с жизнью их, по возможности, подражать им. Необходимо чтение Евангелия, дабы постигать Слово Божия, дабы не просто заниматься чтением, но познавать то, чт заповедовал нам Господь, а затем исполнять это. Но начало этому – это все-таки та самая вера, подобная вере этой женщины, которая не отступает, но верит, что Бог не оставит ее. Да даст нам Господь обрести такую веру!

После этого о.Антоний сообщил всем расписание служб н предстоящую седмицу, заметив, что во вторник (отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы) начинаются Свято-Сергиевские образовательные чтения, которые будут проходить в городском театре. А перед их началом в соборе пройдет торжестенное богослужение. Литургию будет совершать наш правящий архиерей, причем начнется служба в 8.00. В завершение он нпомнил о том, что 8 октября – в день памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского – в нашем городе пройдет уже традиционный общеепархиальный крестный ход от собора к Малой Земле, где находится недостроенный кафедральный морской собор святителя Николая чудотворца.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.202 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь