Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 18 / 31 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.



Родилась в 1877 году в городе Серпухове Московской губернии в семье рабочего. Семья была бедная. Отец вскоре умер, мать, работая прачкой, не могла прокормить детей, поэтому вынуждена была отдать Елизавету в приют.

До 1917 года жила в приюте, где работала белошвейкой.

После 1917 года стала проживать в городе вместе с братом, который был инвалидом и нуждался в постоянной помощи. Несмотря на слабость здоровья, он устроился на фабрику конторщиком, и сестра жила на его иждивении, занимаясь хозяйством.

До закрытия в 1924 году Владычнего Алексеевского серпуховского женского монастыря она ходила туда молиться, на протяжении всей жизни поддерживая самые близкие отношения с монахинями этого монастыря и чем могла помогая им.

19 мая 1931 года в Серпухове были арестованы более тридцати священнослужителей и монахинь Владычнего монастыря, а вместе с ними и Елизавета Крымова. Их обвинили в том, что они " имели целевую установку – создание недовольства среди населения различными мероприятиями, проводимыми советской властью… Для своей контрреволюционной деятельности использовали церкви и свои квартиры, где вели организованную антисоветскую обработку верующего населения".

На вопросы следователя она ответила: " Проживая в городе Серпухове, я ходила в церковь Успения. За богослужением в нашей церкви поминаются митрополиты Петр Крутицкий и Сергий, а также епископ Иоасаф. С политикой советской власти в религиозном вопросе я не согласна, ибо это оскорбляет мои религиозные чувства. В 1929 году у меня дома монахини проживали".

16 июля 1931 года тройка ОГПУ приговорила её к трем годам ссылки. Этапом она была направлена из Бутырской тюрьмы, где содержалась во время следствия, в Казахстан. Брат Елизаветы Николаевны подал заявление в ОГПУ с просьбой, ввиду слабости его здоровья и отсутствия возможности помогать сестре материально, а в ссылке она не имеет возможности получить какой-либо заработок, пересмотреть её дело и смягчить приговор. Однако это заявление было оставлено без последствий.

В 1934 году она вернулась в Серпухов. В это же время из ссылки вернулся иеромонах, который был назначен

служить в городе Серпухове в храм святителя Николая, прозванный в народе храм Николы Бутки. Не имея жилья в городе, он обратился к Елизавете Николаевне и её брату за помощью, и те любезно приютили его в своем доме.

2 октября 1937 года Елизавета Крымова Николаевна была вместе с проживавшим у неё иеромонахом арестована и заключена под стражу в Серпуховской тюрьме. Во время следствия, не выдержав натиска следователей, иеромонах оговорил Елизавету, что она якобы вместе с ним занималась антисоветской деятельностью.

– С кем из граждан города Серпухова вы были арестованы в 1931 году? – спросил следователь.

– В 1931 году я была арестована как активная церковница с несколькими монахинями, проживавшими в городе Серпухове.

– Вы обвиняетесь в том, что с возвращением из ссылки среди населения проводили антисоветскую агитацию. Признаете себя в этом виновной?

– Связи я поддерживала с духовенством, антисоветскую агитацию среди населения я не проводила, и виновной в предъявленном мне обвинении я себя не признаю.

Елизавете Николаевне было в это время шестьдесят лет, и, по заключению тюремных врачей, она была совершенно неспособна к физическому труду из-за старческой дряхлости и миокардита. Вскоре её перевели в Таганскую тюрьму в Москве.

17 октября 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила её к расстрелу за " антисоветскую агитацию".

31 октября 1937 года была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.

Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 07 октября 2002 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • http: //193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html? /ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
  • http: //www.fond.ru/book/me_book6.htm
  • http: //www.pserpuhov.ru/gazeta/2005/11/20051102.php

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь апостола и Евангелиста Луки. Службу совершал о.Антоний Новицкий при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.

8А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.

9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Чтение, пусть и не связано с апостолом и евангелистом Лукой, но всегда читаемое на утрене праздника апостолов. Господь по Воскресении восстанавливает Петра в апостольском звании и после троекратного отречения заставляет его трижды признаться в любви к Учителю, что тот, несомненно, делал абсолютно искренне. По гордости понадеявшись на себя, он хвалился, что готов со своим Учителем идти и на смерть, он в реальности смалодушничал, но омыл грех покаянием и… был прощен. Разумеется, он оплакивал свое отречение до конца дней, но все же прощен он был еще тогда, при упомянутой беседе. А пример его покаяния показывает, что Бог не отвергает никого, до тех пор, пока человек жив….

Литургия.

В сам день праздника я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий, без диаконов (диакон исполнял обязанности псаломщика ввиду отсутствия таковых), при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; 2но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах [267], как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.

3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; 4но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.

5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: 7мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.

8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

Апостол напоминает о том, что они (апостолы), проповедуя, не лукавили и не искали славы у людей. Всякого рода лжеучителя часто льстят слушающих их, услаждают их гордость, стараясь понравиться, тогда как проповедники истины желают пастве спасения. Ложь же – черта дел диавола, а потому неприемлема. Проповедник истины охотно потерпит поношения от паствы, но не погрешит против истины. Таковы отличая тех и других…

Евангелие (от Луки): 1Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

3И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; 4и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. 5А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

6Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

7Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; 8другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.

9И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.

10Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.

11Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

12День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

13Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

14Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

15И сделали так, и рассадили всех.

16Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

17И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

18В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

19Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.

20Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.

21Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, 22сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

23Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

27Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

28После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.

29И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.

30И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; 31явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

32Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.

33И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что́ говорил.

34Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.

35И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

36Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

37В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.

38Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.

40Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.

41Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.

42Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

43И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: 44вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

45 Но они не поняли сло́ ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою 48и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Господь, преображается на горе пред своими учениками, укрепляя их и подчеркивая, что идет на страдания, о которых Он неоднократно уже говорил им, абсолютно добровольно. Ученики испытывают такое блаженство, что не хотят, чтобы видение завершалось. Этим Господь показывает им свое Божественное достоинство. К слову, толкователи Писания, например, святитель Григорий Палама, считают, что говоря ученикам « некоторые из здесь стоящих не увидят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе …», Господь говорил как раз о своем Преображении, в котором Он как бы показывал им частичку этого Царства. Но видение заканчивается и они снова идут в мир с его соблазнами и горестями и.. выясняется, что ко Христу пришел отец бесноватого юноши и не встретив Его, обратился к ученикам, оставшимся у подножия горы. А те, по маловерию своему (хоть ранее они уже совершали властью, данной Христом чудеса и исцеления) не смогли помочь ему. Господь вразумляет их, показывая младенческое состояние их веры и их духовную слабость, одновременно показывая собственное могущество.… И когда народ удивляется совершившемуся очередному чуду, Господь снова говорит о своих будущих страданиях. Это не вязалось, в глазах окружающих, с только что продемонстрированным Божественным могуществом Его, но это надо было сказать, так как это и было главной целью Его миссии. Но ученики до самого момента, когда слова Его сбылись, остались глухи к нему, так что когда Он был взят под стражу, взятые врасплох, разбежались, даже начав сомневаться в том, что Он и вправду обетованный Мессия. Они по-прежнему понимали Христа, как земного царя, буквально понимая слова пророков о будущем спасении именно Израиля и славе Израиля, которому «будут служить все народы» и даже когда он говорил о своих страданиях, продолжали делить места в будущем правительстве, которое Он, как им казалось, вскоре сформирует. И Господь ставит пред ними дитя. В Евангелии от Луки опущены главные слова: «Кто умалится, как это дитя, тот будет велик…. кто примет Царство Божие, как это дитя, тот будет велик». Предание считает, что этим ребенком был будущий священномученик Игнатий Богоносец и правда явившийся примером для многих. Принявший его и вправду принял Христа, поскольку тот всегда носил имя Божие в своем сердце и в своей душе…. Господь увещевает учеников, дабы они не превозносились один перед другим, что рождает ссоры, но, по слову апостола, «почитали один другого выше себя». Итак, почему же Господь ставит в пример ребенка? Не только потому что перед ними был будущий подвижник и священномученик, прославившийся как жизнью своей, так и многими писаниями. Об этом в тот момент знал только сам Господь. Но Господь ставит в пример ребенка потому что ребенок склонен доверять своим родителям и не может подумать, что папа и мама могут желать ему зла. Если он даже иногда и обижается, то быстро забывает обиды. Притом, он всегда знает, что родители заботятся о нем и никогда не думает о том, как заработать и получить то-то и то-то. Он знает, что все необходимое для жизни ему дадут родители. Именно к такому детскому доверию Богу Господь и призывает учеников, хоть, конечно, в руки человека всегда возложен какой-то труд, который он должен понести. Но он призван всегда знать, что результат этого труда зависит от Бога. Такой верующий не вопит к Богу, прося того-то и того-то, как это делаем мы, потом ропща, когда не получаем, но он знает, что Бог лучше, чем он, знает, что ему нужно и даст только необходимое, притом, всегда в нужное время.

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

2Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

3Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.

5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.

6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

10Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), 11также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.

12Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.

13Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.

14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.

15Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.

16Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.

17Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.

18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.

Апостол, находящийся в заключении, завершает свои наставления пастве, призывая к добродетельной жизни, также желая, чтобы каждое их слово о Христе было усилено благодатью Божией, как это было у апостолов, дабы никто из людей не мог им противостоять. Такой силой обладало слово людей, ставших сосудами Духа Божия. Именно поэтому такие подвижники привлекали к себе столь много людей. Что сказать? Это очередной призыв стремиться к высоте, один взгляд на которую вызывает оторопь. Но предоставление сосуда души и тела человека Духу Божию делает его настоящим христианином, а без этого он чужд Богу и в нем поселяется иной дух, влекущий его ко греху. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Чадо, молю тебя – стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя»… А ныне наше слово о Христе немощно, ибо Благодать Божия, придававшая апостолам силу слова, не живет в нас….

Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а

если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Обычное чтение на многие из праздников апостолов от 70. Апостолы, посланные на проповедь, возвращаются, вне себя от восторга, видя воочию ту власть, которую Господь дал им. Но Господь напоминает им, что эта власть дана им и этим не стоит превозноситься, ибо она им не принадлежит. Важнее то, что уготовано им за гробом. Помнить же, что чудеса, совершаемые их руками, совершаются не ими, но Богом, для них было важно, так как гордость сидит в каждом из нас и нельзя было допускать, чтобы они начали этим превозноситься. Потому и ныне Бог так редко совершает чудеса. Он ничего не делает просто так, но лишь ради спасения нас….

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником апостола и Евангелиста Луки, отметив, что этот апостол был одарен от Бога многими дарованиями. Он был врачом, что в те времена означало не только целителя тела, но подчас и души. Вдобавок, он был талантливым живописцем, так что именно он написал первые иконы. К слову, известный подвижник XX века, святитель Лука Крымский, также проповедник, врач и живописец, принял постриг монашеский именно в честь апостола и Евангелиста Луки. Апостол же Лука написал Евангелие в 62 – 63 годы, а чуть позднее – книгу Деяний Апостольских. Родился он во 2 – 3 году нашей эры, то есть, был немного моложе по плоти, чем Христос. Он входил в число 70 апостолов, то есть, не входил в число самых ближайших учеников Христа. И именно он первым видел Христа, когда он, вместе с другим учеником, Клеопой, шел в селение Эммаус. Этот Евангельский текст часто читается на службе и даже на молебнах читается особая молитва о путешествующих, где священник просит Господа сопутствовать путешествующим, как Он сопутствовал Луке и Клеопе. Они, после Крестной смерти Христа, шли удрученные, ведь они понимали Христа, как земного царя, а теперь Он был распят. Их вера колебалась. И когда они обсуждали все это, сам Господь поравнялся с ними, идя вместе с ними, после чего, как бы не зная, о чем они говорят, спрашивает их. Они, удивленные тем, что незнакомец, явно из числа паломников, пришедших в Иерусалим, не знает то, что в нем произошло. И когда они рассказали, то Господь стал их вразумлять, доказывая примерами из Писаний, что Христу и надлежало пострадать и принять смерть, а затем воскреснуть. Пока Он это говорил, они достигли места назначения, и пригласили ПУТНИКА поужинать с ними. И в тот момент, когда Он сел с ними за стол, они вдруг узнали Его, и Он стал невидим. Уже потом Господь явился двенадцати апостолам, так что Лука, даже не входящий в число ближайших ко Христу учеников, первым видел Воскресшего Христа. Позднее апостол и Евангелист Лука удостоился чести обрести и перенести в свою родную Антиохию Сирийскую правую руку Иоанна Крестителя, которой святой Иоанн погружал в воды Иордана самого Христа. Итак, мы чтим апостола и евангелиста Луку, врача, апостола иконописца, так как его кисти принадлежат первые иконы Божией Матери, а также апостолов Петра и Павла, а также врача. Потому врачи и иконописцы молятся ему, прося его покровительства пред Богом. Молитвами апостола и Евангелиста Луки Господь да укрепит нашу веру и да научит нас доверять Богу.

Далее о.Антоний напомнил, что завтра чтится память святого мученика Уара, которому, как считается, можно молиться о некрещеных умерших….

Четверг 1 ноября.

Пророк Иоиль (из 12-ти малых пророков)

День памяти: 19 Октября / 1 Ноября

Пророк Иоиль – один из двенадцати малых пророков – был сын Вафуила[268]. По древнему преданию,

записанному у святого Ефрема Сирина, также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области[269], и жил в городе Вефороне или Вефаре[270].

Пророк Божий Иоиль.

Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее царство Иудейское [271]. Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот, пророк Иоиль призывает народ обратиться к Богу с молитвою о помощи, ибо " близок день Господень" (Иоил.2: 1). День этот будет днем страшных бедствий. Образом и предвестником его служат постигшие Иудею несчастья (саранча и засуха). Пред наступлением того дня поколеблются небо и земля, померкнут все светила небесные, и тогда явится Господь со Своим великим воинством. Но еще и теперь, – вразумлял Иоиль, – есть средство избавиться от столь великих бедствий: как настоящих (саранча и засуха), так и грозящих в будущем (день Господень). Нужно обратиться ко Господу всем сердцем, и Господь избавит тогда Свой народ от великих бедствий. Пусть же будет назначен, – говорить пророк, – всеобщий пост и все, без исключения, соберутся в храм. Пусть тогда священники воззовут к Господу от лица всего народа: " пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их? " (Иоил. 2: 17)

Народ еврейский внял голосу пророка и обратился ко Господу с молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ. Господь пошлет благовременный дождь и на пастбищах произрастет трава, деревья принесут обильные плоды, гумна наполнятся хлебом, а точила – виноградным соком. Тогда сыны Израилевы узнают, что Господь не оставит Своего народа и не допустит людей Своих до посрамления (Иоил. 2: 19-27).

Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. " Излию, – говорит Господь устами пророка, – от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего" [272] (Иоил.2: 28-29).

Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда (" день Господень" ), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне[273]. Когда настанет день Господень, Господь произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил.3: 19). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Господь будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут (разумеется, не следует понимать это буквально, ибо об это уже преткнулись иудеи, до сих пор ожидающие этого дня всемирного царства Израиля, так как все эти слова о том, что все народы мира будут слугами у Израиля, понимают буквально): " Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе" (Иоил.3: 20-21). Так утешительно оканчивается речь пророка Иоиля. Израиль при всех своих бедствиях, постигавших его отечество, должен был находить отраду и утешение в таком обетовании. Он мог надеяться, что Господь, многомилостивый и долготерпеливый, не забудет Своего народа и избавит его, в каком бы бедствии он ни находился. Под Израилем, разумеется, следует понимать не евреев по плоти, но верных чад Церкви Божией – новых избранных Божиих, призванных после того, как иудеи отвергли Христа….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь