Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: 21 октября / 3 ноября, Собор Новомучеников и исповедников Российских.



Преподобномученица Пелагия Тестова родилась в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году, в деревне Арга Тамбовской губернии, в крестьянской семье. В четырнадцать лет она поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь[339]. Со временем она приняла иноческий постриг. Основными послушаниями Пелагии стали шитье и сельхозработы. После революции монастырь закрыли, однако сестрам удалось продлить его существование под видом трудовой артели. Летом тысяча девятьсот девятнадцатого года руководство совхоза распорядилось отрядить сестер для уборки полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря, в который входила инокиня Пелагия, отказался исполнить это требование. Пелагия защищала сестер, говорила, что они истощены от голода и с трудом справляются с обработкой своего небольшого надела. За это ее арестовали и приговорили к трехлетнему заключению, однако позднее комиссия, расследовавшая дело, признала правоту монахинь и освободила Пелагию и других сестер. В двадцать седьмом году монастырь был окончательно закрыт, а сестер разогнали. Инокиня Пелагия поселилась при церкви в Арзамасском районе. В тридцать седьмом году ее арестовали и обвинили в контрреволюционной агитации. Приговор гласил – 8 лет лагерей. Заключения она не пережила. Пятидесятилетняя больная женщина скончалась в больнице Карагандинского лагеря и была погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас.. Шесть лет она трудилась на общих работах. В характеристике преподобномученицы Пелагии написали: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет».

6 октября 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Пелагию (Тестову).

О дне сем.

Итак, Родительская суббота. В этот день служба совершается особая. В отличие от прочих Родительских суббот, вечерня совершается обычная, без всяких изменений. Однако на утрене, вместо обычного «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне», поется «Аллилуиа» с заупокойными распевами. Это несколько напоминает службы Великого поста. Однако далее начинается чтение 17 кафизмы – 118 псалма (в нашем соборе некогда сначала читалась рядовая кафизма, а затем – 17, но на деле, как выясняется, таким образом, утреня должна выстраиваться в обычные субботы (на практике кафизма всегда, за исключением праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, да будничных великопостных служб, у нас читается только одна), а в Родительские субботы рядовая кафизма должна переноситься на вечерню (когда у нас кафизмы читаются только Великим постом)….). Чтение кафизмы разделено на 3 части, между которыми провозглашаются малые ектении, причем вторая – заупокойная. После этого поются особые антифоны, посвященные поминовению усопших, а также отчасти обращающиеся и к живым, напоминая о том, что и они смертны, а также о том, что человек склонен ко греху и лишь в земной жизни возможно покаяние. Священник при этом кадит весь храм. Далее читается канон с прибавлением особых тропарей, посвященных поминовению усопших. После 6 песни канона снова провозглашается заупокойная ектения. Отличие этой службы также в том, что на утрени Родительских суббот положено чтение 2 песни, которая обычно опускается….

Литургия в этот день совершается без всяких изменений.

Чтения литургии. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: 4они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией; 6поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.

7А ка́ к вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, - та́ к изобилуйте и сею добродетелью.

8Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.

9Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

10Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.

11Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.

12Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.

13Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.

14Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 15как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

16Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.

17Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.

18С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, 19и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, 20остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; 21ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.

22Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.

23Что касается до Тита, это - мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это - посланники церквей, слава Христова.

24Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.

О милостыне. Апостол хвалит паству из Македонии за их щедрость, особенно же, что они, жертвуя, проявляют любовь, в изобилии жертвуя, будучи сами пребывая в нищете. А именно эта любовь к ближним, а не размер пожертвований, и является главным и именно ради этого мы призываемся помогать ближнему. Имеющий же любовь, без всякого принуждения со стороны Писания будет делать это, будет готов истощать себя ради помощи ближнему, сострадая его бедам так, как мать сострадает своему страждущему сыну. Пожалуй, эти слова можно принять за адресованные не только древним жителям Коринфа, но и нам, не имеющим такой любви и подчас жертвующим или подающим какую-нибудь помощь ближнему очень неохотно (заметно, что и сегодня именно люди бедные подчас более усердно жерьтвуют и помогают ближним, нежели богачи, казалось бы, имеющи больше возможности для помощи ближним). Но скупо сеющий, по слову апостола, скупо и пожнет в вечности…

Евангелие (от Луки): 1Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.

9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Исцеление слуги римского центуриона. Без сомнения, этот римлянин был и ранее расположен к вере иудеев и

слышал о Христе. Уже та похвала, которую говорят о нем иудейские старейшины, говорит о многом. И вот, он обращается ко Христу. И здесь он проявляет смирение, сознавая, что по Закону Моисееву он, как необрезанный, то есть, язычник, является нечистым, а значит иудеям запрещено с ним общаться. Поэтому он просит совершить чудо на расстоянии, будучи веря, что Господь имеет такую власть. Это говорит о его вере, которая, разумеется, появилась не вчера, а крепла и ранее, судя по его сочувствию иудеям и даже помощи в постройке синагоги. Но тяжелая болезнь слуги, в других Евангелиях названного «отроком» окончательно укрепила его в решимости обратиться ко Христу. И Господь ублажил его веру, подав помощь. Стоит ли говорить, что причина болезни – в грехе, совершая который, человек дает над собой власть духам тьмы? Чем больше же человек отдается греху, тем большую власть над ним имеют эти духи. Потому Господь часто попускает этим духам мучить человека, дабы он понял, чему отдается. В одних случаях их нападения бывают явными, в других – скрытыми. Таковыми последствиями являются и болезни (какими бы ни были их материальные причины, но они – лишь запалы, от которых она разгорается, а причина – духовная). Потому человеку подчас полезнее болеть, чем выздоравливать, ведь также часто Господь попускает человеку болезнь, дабы отвратить его от какого-нибудь греха…. И то, что слуга был исцелен, говорит о многом, в первую очередь, о том, что Господь ублажил веру его хозяина, заботящегося о своих подчиненных. Притом, и хозяин, получив по вере своей помощь от Христа, вряд ли теперь уклонится куда-то в сторону, так что попустив болезнь его слуге, Бог не только вразумлял его, но и вел его ко спасению…. И это обличает неверие иудеев, к которым Христос и пришел. Те, даже видя явные чудеса, остались глухи к ним, все время требуя неких знамений, эффектных фокусов, дабы поколебать их неверие…. Воистину, как пишет апостол Иоанн Богослов, «пришел к своим и свои Его не приняли….». А приняли те самые язычники, с которыми иудеям считали скверным даже общаться….

И чтения Родительской субботы (они же читаются и при совершении панихиды, когда совершается чин погребения). Отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, 2ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

3Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 5а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; 6чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

8Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

9О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, 10ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать 11и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; 12чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

18Итак утешайте друг друга сими словами.

Апостол дает наставление в основах жизни христианской и…. тут же дает наставлении о том, как относиться к смерти. Христианин, в отличие от прочих, знает, что смерть – лишь переход к новому этапу жизни, венец которого – всеобщее воскресение и Суд Божий, а потому скорбеть подобает не о смерти, а о том, в каком духовном состоянии человек уйдет к Богу….

Ивангелие (от Иоанна): 1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4ибо Ангел

Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

16И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41Не принимаю славы от человеков, 42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Господь исцеляет расслабленного, но вместо благодарности встречает враждебность не только исцеленного, но всей иудейской толпы, в очередной раз не увидевшей очевидного чуда, а лишь «нарушение субботы». Но Господь говорит с ними, разъясняя и вразумляя, ведь перед ними совершено явное чудо, притом, исцеление парализованного человека – дело очевидно доброе, какое не могли совершить бесы, могущие лишь обольщать людей эффектными, но бесполезными фокусми. Так что перед нами не просто неблагодарность и ожесточение, но помрачение ума… В читаемом тексте приводятся слова о последнем Суде, полезные для нас, ибо побуждают нас к изменению жизни, дабы наследовать жизнь, а не осуждение…

Вселенская панихида, совершаемая по окончании литургии, по сути, лишь панихида, совершаемая с меньшим числом сокращений, нежели обычно. Без сокращений она совершается, например, в Горном. Также, как и здесь, начинается она Трисвятым по «Отче наш…», а затем – 90 псалмом, а затем – специальной великой ектенией, после которого поется «Аллилуиа» с заупокойными тропарями. Затем еще ектении и песнопения, после которых поются так называемые «Непорочны» - те самые антифоны, которые ранее пелись на утрени. При этом священник кадит весь храм. В Горном, замечу, панихида таким образом совершается всегда (кто-то скажет о «монашеском чине», но замечу, что отпевание монахов совершается совсем по-другому – с включением в чин панихиды чтения 17 кафизмы, а апостольское и Евангельское чтение совершается не один, а семь раз). Также меньше сокращений допускается при пении канона – опускаются лишь 3, 6 и 9 песни (в отличие от Горного, где они не опускаются). В случаях, когда на панихиде совершается чин погребения – возглашается прокимен и читаются те самые отрывки из апостольского послания и Евангелия, которые были приведены выше (в Горном перед этим читаются заповеди блаженства с особыми заупокойными тропарями). В конце – снова Трисвятое по «Отче наш…» (у нас – опускаются) и последняя заупокойная ектения….. Таким образом, Вселенская панихида обычно совершается у нас более полным чином, чем обычно, притом, обычно совершается соборно всем духовенством храма….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь