Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения?Стр 1 из 2Следующая ⇒
Вариант 1 Василиса (ближе наклоняясь к нему). Вася! давай поможем друг другу... Пепел . Как это? Василиса (тихо, сильно). Сестра... тебе нравится, я знаю... Пепел . За то ты и бьешь ее зверски! Смотри, Васка! Ее – не тронь... Василиса . Погоди! Не горячись! Можно все сделать тихо, по-хорошему... Хочешь – женись на ней? И я тебе еще денег дам... целковых... триста! Больше соберу – больше дам... Пепел (отодвигаясь). Постой... как это? За что? Василиса . Освободи меня... от мужа! Сними с меня петлю эту... Пепел (тихо свистит). Вон что-о! Ого-го! Это – ты ловко придумала... мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама... Василиса . Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам... через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут... уедешь куда-нибудь... меня навек освободишь... и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно... злоблюсь я на нее за тебя... и сдержаться не могу... мучаю девку, бью ее... так – бью... что сама плачу от жалости к ней... А – бью. И – буду бить! Пепел . Зверь! Хвастаешься зверством своим? Василиса . Не хвастаюсь – правду говорю. Подумай, Вася... Ты два раза из-за мужа моего в тюрьме сидел... из-за его жадности... Он в меня, как клоп, впился... четыре года сосет! А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он – яд... Пепел . Хитро ты плетешь... Василиса . В речах моих – все ясно... Только глупый не поймет, чего я хочу... Костылев осторожно входит и крадется вперед. Пепел (Василисе). Ну... иди! Василиса. Подумай! (Видит мужа.) Ты – что? За мной? Пепел вскакивает и дико смотрит на Костылева. Костылев . Это я... я! А вы тут... одни? А-а... Вы – разговаривали? (Вдруг топает ногами и громко визжит.) Васка... поганая! Нищая... шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости, господи... опять ты меня, Василиса, во грех ввела... Я тебя ищу везде... (Взвизгивая.) Спать пора! Масла в лампады забыла налить... у, ты! Нищая... свинья... (Дрожащими руками машет на нее.) Василиса медленно идет к двери в сени, оглядываясь на Пепла. Пепел (Костылеву). Ты! Уйди... пошел!.. Костылев ( кричит). Я – хозяин! Сам пошел, да! Вор... Пепел (глухо). Уйди, Мишка... Костылев. Не смей! Я тут... я тебя... Пепел хватает его за шиворот и встряхивает. На печи раздается громкая возня и воющее позевыванье. Пепел выпускает Костылева, старик с криком бежит в сени. (М. Горький, «На дне».) 1.Какой художественный прием придает реплике Василисы особую выразительность: «Он в меня, как клоп, впился…»? 2.Назовите имя героя, ставшего случайным свидетелем сцены с участием Пепла, Василисы и Костылева («На печи раздается громкая возня…»). Образ «дна» в пьесе М. Горького многозначен: это и «дно» жизни героев, и «дно» души – крайняя степень падения человека. Как называются подобные многозначные образы, несущие в себе широкие жизненные обобщения? Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? 5.В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне». Назовите назидательно-аллегорический жанр, которому близок рассказ Луки о праведной земле Как данная сцена характеризует хозяев ночлежки – Костылевых? Что сближает пьесу «На дне» с произведениями отечественной классики, поднимающими проблему «дна» в человеческих взаимоотношениях? (Укажите названия произведений и обоснуйте свой выбор.)
Вариант 2 Сатин. Оставь их. Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы... пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей... Клещ. Поманил их куда-то... а сам – дорогу не сказал... Барон. Старик – шарлатан... Настя. Врешь! Ты сам – шарлатан! Барон. Цыц, леди! Клещ. Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем... Вон князь... руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда! Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы – все – скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, – всех хуже!.. Ты – ничего не понимаешь... и – врешь! Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал... вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи... Я – понимаю старика... да! Он врал... но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я – знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками – тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие – прикрываются ею... А кто – сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев... Правда – бог свободного человека! Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я – согласен! Ты говоришь... как порядочный человек! Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но – еще кое-что знаю! Старик? Он – умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай... Настя наливает стакан пива и дает Сатину. (Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: " Дед! зачем живут люди?.." (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) " А – для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и все – хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, – всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа – для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше – для лучшего человека живут! " Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары. " Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте! " (Смеется тихо.) Пауза. (М. Горький «На дне») 1.Выпишите термин, которым в литературоведении называют развернутое высказывание героя в пьесе, например, речь Сатина. 2.Какой художественный приём использует автор, противопоставляя два высказывания Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»? 3.Укажите термин, используемый в литературоведении для обозначения высказывания, которое стало крылатым, превратилось в изречение: («Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»). Одним из наиболее драматических моментов действия пьесы М. Горького «На дне» является речь Сатина о гордом имени Человека. Как называется момент наивысшего напряжения драматического действия? (укажите термин) Жанр пьесы Горького. Вариант 3 Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил... Бубнов. Во что-о? Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле – особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду... а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю...» Одна у него радость была – земля эта... Пепел. Ну? Пошел? Бубнов. Куда? Хо-хо! Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога? » Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!.. Пепел (негромко). Ну? Нету? Бубнов хохочет. Наташа. Погоди ты... ну, дедушка? Лука. Человек – не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет... Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился!.. Все молчат, Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу. Пепел (негромко). Ч-черт те возьми... история – невеселая... Наташа. Не стерпел обмана... Бубнов (угрюмо). Всё – сказки... (М. Горький, «На дне».)
Вариант 1 Василиса (ближе наклоняясь к нему). Вася! давай поможем друг другу... Пепел . Как это? Василиса (тихо, сильно). Сестра... тебе нравится, я знаю... Пепел . За то ты и бьешь ее зверски! Смотри, Васка! Ее – не тронь... Василиса . Погоди! Не горячись! Можно все сделать тихо, по-хорошему... Хочешь – женись на ней? И я тебе еще денег дам... целковых... триста! Больше соберу – больше дам... Пепел (отодвигаясь). Постой... как это? За что? Василиса . Освободи меня... от мужа! Сними с меня петлю эту... Пепел (тихо свистит). Вон что-о! Ого-го! Это – ты ловко придумала... мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама... Василиса . Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам... через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут... уедешь куда-нибудь... меня навек освободишь... и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно... злоблюсь я на нее за тебя... и сдержаться не могу... мучаю девку, бью ее... так – бью... что сама плачу от жалости к ней... А – бью. И – буду бить! Пепел . Зверь! Хвастаешься зверством своим? Василиса . Не хвастаюсь – правду говорю. Подумай, Вася... Ты два раза из-за мужа моего в тюрьме сидел... из-за его жадности... Он в меня, как клоп, впился... четыре года сосет! А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он – яд... Пепел . Хитро ты плетешь... Василиса . В речах моих – все ясно... Только глупый не поймет, чего я хочу... Костылев осторожно входит и крадется вперед. Пепел (Василисе). Ну... иди! Василиса. Подумай! (Видит мужа.) Ты – что? За мной? Пепел вскакивает и дико смотрит на Костылева. Костылев . Это я... я! А вы тут... одни? А-а... Вы – разговаривали? (Вдруг топает ногами и громко визжит.) Васка... поганая! Нищая... шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости, господи... опять ты меня, Василиса, во грех ввела... Я тебя ищу везде... (Взвизгивая.) Спать пора! Масла в лампады забыла налить... у, ты! Нищая... свинья... (Дрожащими руками машет на нее.) Василиса медленно идет к двери в сени, оглядываясь на Пепла. Пепел (Костылеву). Ты! Уйди... пошел!.. Костылев ( кричит). Я – хозяин! Сам пошел, да! Вор... Пепел (глухо). Уйди, Мишка... Костылев. Не смей! Я тут... я тебя... Пепел хватает его за шиворот и встряхивает. На печи раздается громкая возня и воющее позевыванье. Пепел выпускает Костылева, старик с криком бежит в сени. (М. Горький, «На дне».) 1.Какой художественный прием придает реплике Василисы особую выразительность: «Он в меня, как клоп, впился…»? 2.Назовите имя героя, ставшего случайным свидетелем сцены с участием Пепла, Василисы и Костылева («На печи раздается громкая возня…»). Образ «дна» в пьесе М. Горького многозначен: это и «дно» жизни героев, и «дно» души – крайняя степень падения человека. Как называются подобные многозначные образы, несущие в себе широкие жизненные обобщения? Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? 5.В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы