Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ганга-дашахара — поклонение Ганге-деви.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Ганга-дашахара — поклонение Ганге-деви. Видео «Ганга-дашахара»: https://www.youtube.com/watch?v=mUfvQ90ucqk «Ганга-дашахара»: https://www.youtube.com/watch?v=MKM71VJKLFo&list=RDMKM71VJKLFo&t=343
Подробное описание праздника
Ведическая космология Айравата дас Из комментариев Бхактиведанты Свами Прабхупады
Ганга Однажды Господь Вишну пришел к Бали Махарадже в то время, когда царь совершал жертвоприношение. Господь предстал перед ним в образе Тривикрамы, или Ваманы, и попросил его подарить Ему клочек земли длиной в три шага. Господь Вамана двумя шагами отмерил все земли трех планетных систем и большим пальцем левой ноги проткнул оболочки вселенной. Через это отверстие просочилось несколько капель воды из Причинного океана, которые упали на голову Шивы, где они и оставались в течение тысячи веков. Этими каплями воды является священная река Ганга. Она вначале течет по райским планетам, которые располагаются у самых подошв ног Господа Вишну. Ганга имеет множество названий, таких как Бхагиратхи и Джахнави. Она очищает своей водой Дхрувалоку и планеты семи мудрецов, так как и Дхрува, и семь мудрецов хотят только служить лотосным стопам Господа и не имеют иных желаний. Река Ганга, вытекающая из лотосных стоп Господа, затопляет своими водами райские планеты, особенно — Луну, а затем течет через Брахмапури и падает на гору Меру. Там река разделяется на четыре рукава (называемые Ситой, Алаканандой, Чакшу и Бхадрой), которые впадают в соленый океан. Рукав под названием Сита протекает по Шекхара-парвате и Гандхамадана-парвате и достигает Бхадрашва-варши, где он смешивается с соленым океаном, впадая в него с западной стороны. Река Чакшу протекает по Мальяван-гири и, достигнув Кетумала-варши, также впадает в соленый океан с западной стороны. Река Бхадра течет по горам Меру, Кумуде, Ниле, Швете и Шрингаван, после чего достигает Куру-деши, где она впадает в соленый океан с северной стороны. Река Алакананда протекает по Брахмалайе, затем течёт по многим горам, включая Хемакуту и Химакуту, достигает Бхарата-варши и та, с южной стороны, впадает в соленый океан. По тем девяти варшам протекают и другие реки и их притоки, которых очень и очень много. С семи планет, которые находятся около Дхрувалоки (Полярной звезды) и которые Ганга очищает своими водами, воды Ганги переносятся по космическому пути полубогов миллиардами небесных воздушных кораблей. После этого она течет по Луне (Чандралоке) и наконец, достигает обители Брахмы, расположенной на вершине горы Меру. Мы не должны забывать, что река Ганга вытекает из Причинного океана, лежащего за пределами оболочек вселенной. Просачиваясь сквозь отверстие, проделанное Господом Ваманадевой, вода из Причинного океана падает на Дхрувалоку (Полярную звезду), а затем течет по семи планетам, находящимся ниже Дхрувалоки. Потом бесчисленное множество небесных воздушных кораблей переносят ее на Луну, с которой она падает на вершину горы Меру, известную также под названием Сумеру-парвата. Так воды Ганги достигают наконец низших планет и Гималаев. Затем они текут по Хардвару и равнинам Индии, очищая всю землю этой страны. Итак, здесь объясняется, как воды Ганги из верхней части вселенной попадают на различные планеты, ее воды переносятся с планет мудрецов на другие планеты небесными воздушными кораблями. На вершине горы Меру Ганга разделяется на четыре рукава, которые текут в различных направлениях (на восток, запад, север и юг). Эти реки, которые называются Сита, Алакананда, Чакшу и Бхадра, впадают в океан. Рукав Ганги под названием Сита течёт через Брахма-пури, расположенный на вершине горы Меру, а затем падает на вершины близлежащих гор Кесарачала, которые находятся почти на том же уровне, что и гора Меру. Эти горы окружают гору Меру, как тычинки-пестик. С гор Кесарачала Ганга падает на вершину горы Гандхамадана, а затем течёт по земле Бхадрашва-варши. И наконец она достигает солёного океана, впадая в него с западной стороны. Рукав Ганги под названием Чакшу падает на вершину горы Мальяван, откуда водопадом низвергается на землю Кетумала-варши. Ганга непрерывно катит свои воды через всю Кетумала-варшу и достигает таким образом солёного океана, в который она впадает также с западной стороны. Рукав Ганги под названием Бхадра стекает с северного склона горы Меру. Его воды падают по очереди на вершины гор Кумуда, Нила, Швета и Шрингаван. Затем он течёт через область Куру и, пересекши её, достигает солёного океана, впадая в него с северной стороны. Точно так же, рукав Ганги под названием Алакананда вытекает из Брахмапури (Брахма-саданы) с южной стороны. Протекши по вершинам различных гор в разных землях, он со страшной силой обрушивается на вершины гор Хемакута и Химакута. Омыв вершины этих гор, Ганга достигает области под названием Бхарата-варша, которую она также омывает своими водами. Затем Ганга впадает с южной стороны в солёный океан.
Ганга-Пуджа, Ганга-Дашара
Ганга Пуджа, Ганга Дашара — праздник, посвященный поклонению священной реке Ганге. Это день явления Матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю. Богиня Ганга - дочь царя гор Химавата и его жены Мены. Ганга приходится сестрой богине Парвати (супруге Шивы). Согласно пуранам, Ганга, вытекая из пальца Вишну, сначала пребывала только на небе, но затем была низведена на землю, с тем чтобы оросить прах его предков - шестидесяти тысяч сыновей Сагары.
Сегодня все индийцы, а также те, кто следует ведической традиции, отмечают праздник поклонения священной реке Ганге. По традиции множество людей собирается в этот день на берегах этого чудесного потока любви, а священнослужители близлежащих храмов ступают по колено в воду и подносят Ганге огромные светильники с масляными фитилями. Затем люди бросают в воду цветы и гирлянды и возносят свои молитвы Ганге Деви (богине реки). Традиция поклонения Ганге насчитывает несколько тысяч лет. Согласно древним священным источникам, таким как «Шримад-Бхагаватам», Ганга - это не просто река, но энергия великой реки Вираджа, разделяющего материальный и духовный миры.
Ганга-Дашара - день для очищения внутреннего "Я" Ганга - это имя священной и самой известной реки. Благочестивая река Ганга сама по себе храм. Ганга - это "Река Чистоты, знания, единства и просветления", данная нам Творцом. Знание побеждает темноту, невежество. "Дашара" переводится как "очищающая от десяти основных грехов". Это означает устранение темноты привнесением света. По традиции Ганга-Дашара - это день, когда Священная река нисходит из небес на Землю, чтобы смыть наши грехи. Это - время, когда Природа содействует нам. Ганга-Дашара - символ очищения души и очищения окружения. Этот день благоприятен, чтобы начать более чистую жизнь. По традиции в эти дни проводят специальную пуджу для внутреннего очищения и устранения глубокой негативности. Ганга-Пуджа имеет своей целью создать Саттвическое (чистое и позитивное) влияние на жизнь. Поклонение Матери Ганге Первые десять дней месяца Джейштх известны как Дашахара и посвящены оказанию почтения реке Ганге, или Матери Ганге. Считается, что Ганга течет по трем мирам: в раю она известна как Мандакини, на земле как Ганга, а в низшем миру как Бхагиратхи. Также Ганга известна как "Трипатхага" или "Река трех путей". Омовение в священной реке, по словам мудрецов, освобождает душу от бремени множества грехов, совершенных в прошлых жизнях. Вайшнавы называют Гангу "потоком любви", поскольку любовь к Богу может испытать лишь чистое сердце, и Ганга Деви, не обращая внимания на внешние атрибуты, такие как национальность или религиозная принадлежность, дарует всем, кто входит в её воды, возможность раз и навсегда покончить со страданиями этого мира и войти в вечную духовную реальность, где находится истинный дом души. Главные места поклонения Ганге это Ганготри, источник реки Харидвар, где она спускается на равнину Аллахабад, где она соединяется с Ямуной, Варанаси, святой город, и остров Сагара в ее устье, где она,наконец, впадает в Бенгальский залив. По вечерам тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями предлагаются Ганге под звуки колокольчиков. Тысячи верующих собираются в Ришикеше, Харидваре, Варанаси, Праяге, чтобы принять омовение и предложить свои молитвы матери Ганге. Если же приобщиться к купанию нет возможности, то многие индусы набирают воду и несут для умывания домой. Ягъя в день Ганга-Дашара, благодаря очищению от десяти основных грехов, улучшит сферы жизни, связанные с духовностью, просветлением, спокойствием ума. Ганга-Дашара-Ягья освобождает от десяти (даша) грехов - ошибок и заблуждений, которые отнимают энергию личности: Физические виды греха: 1. Употребление наркотических средств (алкоголя, никотина, кофеина и так далее); Виды греха, относящиеся к речи: Виды греха, относящиеся к уму, мышлению: 9. Злые мысли о людях; Виды греха, относящиеся к договорённостям: 10. Обман друзей или партнёров по бизнесу.
Ганга - богиня и река Ганг (в индийских языках имя реки женского рода, Ганга) - одна из величайших рек нашей планеты. По водоносности Ганг (вместе со своим притоком р.Брахмапутрой) занимает 3-е место в мире после Амазонки и Конго. В бассейне реки Ганг проживает более полумиллиарда человек. Для индуистов Ганг - это священная река, её воды очищают от грехов, избавляют от болезней и даруют небесное блаженство тем, кто избирает воды Ганга местом своего погребения. К сожалению, сейчас воды Ганги сильно загрязнены из-за стоков, которые сбрасывают в реку население и многочисленные промышленные предприятия. Причиной загрязнения русла становится и перенаселение городов вдоль реки, а также обычай погребения в Ганге. Бедных, не имеющих средств на кремацию, а также некоторые категории умерших — незамужних девушек, беременных, детей — не сжигают, а трупы сразу сбрасывают в реку. Правительство Индии пока бессильно против загрязнения Ганга, сейчас над задачами по очистке реки работает ряд некоммерческих индийских и международных организаций, однако результаты этой работы незначительны на фоне чрезвычайно сложных проблем. Река, однако, имеет давнюю репутацию способности к самоочищению, что, отчасти, подтверждается официальной наукой. Например, доказано, что в воде Ганги содержатся ионы серебра. Туристам, приехавшим в Индию, воду Ганги пить не рекомендуется. Дело в том, что при кипячении вода Ганги становится еще опасней: ионы серебра выпадают в осадок, а бактерии при 100 градусах не уничтожаются. В наши дни многими учеными были сделаны пробы воды Ганги, и в ходе этих экспериментов было установлено, что вода Ганги обладает удивительными свойствами, например, она может храниться намного дольше, чем обычная вода, и в ней не выживают многие микробы и бактерии, например, холерная палочка.
Шри Гангадеви ки - Джай! Немного интересных фактов: Проведя многочисленные анализы воды в Ганге ученые были поражены ее удивительной способностью к самоочищению. Она не портится ни при каких обстоятельствах, и чем дольше она стоит, чем чище становится. · Совсем недавно индийский специалист по защите окружающей среды Д.Бхаргабе провел опыты с водой Ганги и заявил, что ее воды намного быстрее, чем воды других рек, уменьшают биохимическую потребность в кислороде и разлагают нечистоты в 15-20 раз быстрее. Таким качеством не обладает даже дистиллированная вода. · Английский физик Ханбери Хэнкин на своем опыте убедился, что холерные палочки погибали в воде Ганги в течение 6 часов, тогда как в дистиллированной воде они продолжали размножаться даже через 48 часов. · Французский ученый Герелль очень удивился, обнаружив, что в воде Ганги в том месте, где на берегу лежали тела людей, умерших от дизентерии и холеры, не было никаких возбудителей болезней. …………………………… Источник: http://krishna-mariupol.org.ua/culture/prazdniki/870-ganga-pudzha-ganga-darshana
Мантра Ганге «Лети туда, где Ганга низвергает Себя с небес на горные вершины и простирает волны, словно руки готовые схватить луну на челе Шивы, и пенится и радостно хохочет». Такой совет дал когда-то облаку знаменитый древний поэт Калидас. Вода — источник жизни. Издревле люди селились вдоль водоёмов, что обеспечивало возможность человеку взращивать сады, орошать посевы, а также пасти скот на заливных лугах. Нашу зелёно-голубую планету «обвивает» несметное количество рек, проливов, притоков и рукавов. Есть среди них и очень значительные, и очень протяжённые. Как Россию нельзя представить без матушки Волги, как Африканский континент без Великого Нила, так и Индию невозможно вообразить без реки Ганги. Именно «Ганга» (у нас же привыкли называть эту реку «Ганг»), и это не оговорка, не сентиментальная прихоть индийцев, ведь Ганга имеет женскую природу. «Ганга-Ма» — так с любовью и глубоким признанием называют народы Индии самую священную из всех священных рек в любой религии. Ганга символизирует материнство, она для них как мать, дарующая жизнь, всепрощающая, смывающая грехи и очищающая душу и тело. Ганга — это река чистоты, знания, единства и просветления, данная Творцом, превосходящая все остальные реки своей уникальной исторической, культурной и духовной значимостью. Помимо того, что Ганга имеет статус священной реки, ей также и поклоняются как божеству в индуизме, выражают своё почтение, даруя ей такие имена, как «Гангаджи», «Ганга Майи», «Ганга Мата». Обожествляя Гангу, люди поклоняются этой благословенной реке. Нарекая её многочисленными хвалебными эпитетами, они выражают свою благодарность в мантрах. Мантра — это лучшая сонастройка с божественной силой, ведь концентрируясь на образе божества, человек принимает все его качества. Ганга берёт начало из ледника Ганготри, в месте под названием «Гомукх» (в индийских Гималаях), здесь её именуют «Бхагиратхи». Ниже по течению Бхагиратхи сливается с рекой Алакандой в городе Девапрайяг, и уже с этого места река называется «Ганга». Музыка к мантре, которую клуб представляет вашему вниманию в этом разделе, была написана автором под впечатлением от этого места, при созерцании пропитанных временем остроконечных скал, огромных валунов, зависающих над тропами, и панорам белоснежных пиков. Это внушительное и грандиозное место не может оставить равнодушным. Недаром толпы паломников стремятся туда, как к месту силы и святости. Оно вдохновляло и продолжает вдохновлять своей необыкновенной красотой, строгостью заснеженных и величественных горных лабиринтов Гималаев. Поток ледниковой воды, стремительным бегом несущийся с горных вершин через всю северную Индию с высоты 4100–4200 метров, преодолев более двух тысяч километров, достигает моря. Существует множество древних повествований, подтверждающих, что река имеет божественное происхождение. У истока она зовётся «Бхагиратхи», по имени древнего царя Бхагиратхи, который принял аскезу, добиваясь благосклонности великого Шивы, для спасения своих предков, проклятых мудрецом Капилой. Снять проклятие с них можно было только в случае омовения их праха в священных водах Ганги, реки, которая по преданиям возникла после сотворения мира и проистекала в небесах, недоступная земным обитателям. Шива внял просьбе Бхагиратхи ниспослать на землю воды Ганги, но чтобы могучая и неукротимая река не разрушила весь мир, подставив своё чело, Шива принял благочестивые воды Ганги на землю, дабы спасти землю от страшного удара. Река укротила свой бег в его густых, спутанных волосах. А Шива заслужил имя «Гангадхара», то есть «поддерживающий Гангу». Как маленький ребёнок, она карабкается среди камней. (Гимн из повествования о нисхождении божественной Ганги)
По другой версии, Ганга возникла из вод, которыми Брахма омыл ноги Вишну, поэтому её зовут Вишнупада, что означает «берущая начало в стопах господа Вишну». В древних Пуранах сказано, что Ганга появилась из большого пальца на левой ноге Вишну, а затем спустилась на сушу в виде четырёх водных потоков. Ещё в одной интерпретации говорится, что Ганга — дочь мудрейшего царя Химавата, повелителя гор, и царицы Мены, а также сестра Парвати, или Умы, супруги Шивы, его Ади Шакти. Ганга упоминается в «Шива-пуране» как божественная оживляющая сила. Показательна древняя легенда о сыне Парвати и Шивы — Ганеше, которого Парвати (сама Природа) сотворила из примесей своего тела и смогла вдохнуть в него жизнь лишь после погружения в воду Ганги, отсюда еще одно имя Ганеши — Гангея. Ганга, согласно легендам, была кормилицей ещё одного сына Парвати и Шивы, Картиккеи (Бог Сканда, Бог Кумара, Бога Гуха, Бог Субрахманью, Бог Муруган) — «прыгающий», бог войны, предводитель небесного воинства в битвах с демонами. В эпосе нет единой версии его происхождения. Сканда является первым ребенком Шивы и Парвати, он появился на свет из вод священной Ганги. Божественное воплощение реки неразрывно связано с именем Великого Бога, Бога-Аскета, Бога-Разрушителя, Бога-Йогина — Шивы. Даже есть такое поверье, что Ганга также является супругой Шивы, поскольку она всегда пребывает на его голове. Легенды о супругах Шивы доносят до нас следующие сведения. Сати — первое воплощение жены Шивы. На её появление родители получили благословление четырёхрукой и трёхглазой богини Маха Майи. В сложившихся обстоятельствах Сати пришлось войти в жертвенный огонь. Шива долго был безутешен, он бродил по свету с прахом любимой. И в утешение ему душа Сати воплотилась в теле Парвати — дочери царя Гималайских гор. Парвати имеет много имён, одно из них — Кали (санскр. — «чёрная»), так как девочка родилась чёрной. Парвати долго завоёвывала Шиву и, наконец, добилась его любви. Шива женился на ней, и у них родилось два сына: Ганапати (Ганеша) — устраняющий препятствия, бог мудрости, и Субрахманью — предводитель богов-воинов, а также дочь Ашок Сундари. Богиня Ганга представлена в виде реки, но это не простая река — она течёт в трёх мирах — Небесном, Земном и Подземном, и имеет особую силу смывать все земные грехи с живых существ. Ганга полюбила Шиву и попросила его, чтобы он принял её воды на свою голову. Ганга стала супругой Шивы и с тех пор живёт в его волосах. Ганга имеет отношение и к роду Бхаратов. Это интересная и длинная история, повествующая о том, как Ганга для спасения восьми Васу, проклятых мудрецом Васиштхой за похищение чудесной коровы, стала женой земного царя династии Бхаратов — Шантану. «У Ганги-реки, на пути одиноком, Ганга, согласно преданиям, описанным в Ведах, согласилась стать женой Шантану при условии, что он никогда не будет спрашивать, кто она и откуда пришла, а также подвергать сомнению любые её действия.
«Тебе, о великий подвижник, в угоду Она родила правителю восьмерых чудесных сыновей. Но каждого из них после рождения тотчас же относила к реке и бросала в воду, так как это были проклятые рождением на Земле, те самые Васу, и этим она избавляла их от земного существования, по их же просьбе. И только восьмому сыну была сохранена жизнь. Он, как самый главный виновник похищения чудесной коровы, один за всех братьев должен был пройти свой путь на Земле. "Не смей убивать его! Кто ты и чья ты? Об этом подробно можно прочитать в так называемой «Пятой Веде», «Махабхарате» (ритмический перевод Липкина). Истории, связанные с образом этой богини, до сих пор живут в Индии и передаются из поколения в поколение. Индийцы не просто пересказывают своим потомкам содержание легенд, они и сами свято верят, что именно так это и происходило в действительности, верят в божественную Гангу. Богиня изображается в иконографии как чувственная и очень красивая женщина. Ганга предстает на изображениях с непременными атрибутами в руках: водяной лилией и сосудом, который символизирует богатство и плодородие. Существо, на котором путешествует Ганга, называется Макара, оно имеет тело крокодила и рыбий хвост. Ганга пользуется в Индии всенародной любовью и почётом. Её воды священны и являются объектом поклонения. Жители страны не сомневаются, что река может легко превратиться в богиню, предстать перед народом и охотно выполнить его просьбы. Индусы верят в то, что вода Ганги непостижимо чиста, хотя и ей время от времени требуется неотложная трансцендентальная помощь в виде удивительного праздника Кумбха Мела. Праздник Кумбха Мела проводится раз в 12 лет на берегах Ганги. Десятки миллионов паломников участвуют в самом большом религиозном фестивале мира. Также есть Великий Кумбха Мела, который проводится раз в 144 года, через двенадцать обычных праздников. Последний раз это было в 2013 году. Проводится это торжество в городе Аллахабад, у слияния рек Ганг и Ямуна. Верующие полагают, будто они смывают с себя грехи таким образом. Легенда гласит, что во время битвы богов с асурами за кувшин Амриты несколько капель упало на землю в Аллахабаде, Харидваре. Уджайне и Нашике, и именно в этих четырёх городах собираются паломники. Амрита — нектар бессмертия и мудрости, выпивший его получает божественность. В Кумбха Меле в 2013 году приняло участие рекордное количество человек — 80 миллионов, что является рекордом по количеству собравшихся в одном месте. Омовение до сих пор воспринимается индийцами как ритуал, очищающий тело, душу и разум. Поэтому погружения с данной целью в реки или другие природные водоёмы является необходимой для каждого жителя страны церемонией. Омовение в священной Ганге дарует высшее искупление, а почётная смерть в её пучине рассматривается как дорога в царство предков, страну Богов. Хотя, наверное, было бы слишком просто, если бы все наши грехи можно было бы смыть и очистить свою карму только благодаря небольшому ритуалу. Есть на этот счёт одна древняя мудрая история. Странствуя по свету, мудрец Нарада однажды увидел, как большая группа людей идёт к Ганге. Он спросил: — Владыка, я хочу тебе кое-что рассказать. Когда я странствовал в краю смертных, то увидел, как толпа людей шла купаться в Ганге. Я спросил, зачем они это делают, и они ответили, что заходят в её воды потому, что она смывает все их провинности. Тогда я обратился к Ганге и сказал ей, что она великая грешница, раз вбирает все грехи в себя, но она ответила, что лишь уносит их в океан. Я хочу предупредить тебя: в тебе скопилось огромное количество прегрешений. Океан ответил: Из этой притчи следует, что грехи человека к нему же и возвращаются, их невозможно смыть. Последствия своих действий человеку всегда придётся испытывать самому, он не сможет разделить их ни с кем на свете. При этом известно, что очищающая сила Ганги — это далеко не миф, уникальная река действительно обладает естественными бактерицидными свойствами. Пытливые учёные не обошли своим вниманием этот феномен реки. Исследовав воду, они пришли к заключению, что своим чудесным очищающим свойством Ганга обязана большому количеству растворённого в воде серебра. К сожалению, несмотря на то, что Ганга — это жизненная артерия, снабжающая водой сотни миллионов людей, она используется как резервуар для сброса сточных вод и отбросов, а также как слив грязи с фабрик, автомоек, мануфактур и коровников. Каждый год в седьмой лунный день светлой фазы Луны весеннего лунного месяца Вайшак индуисты празднуют день рождения Ганги. В Индии считается, что именно в этот день Мать Ганга спустилась с небес на Землю. Праздник Ганга Саптами, известный также как Ганга-пуджа и Ганга-джаянти, отмечается на седьмой день светлой половины лунного месяца Вайсакха. Ганга наиболее священная среди рек Индии, и в этот день приветствуют её нисхождение с небес на землю, случившееся в древности, предлагая ей различные знаки почитания, молитвы и празднества в её честь. Богине Ганге очень нравится число 7 (саптами), так как: · она спустилась на Землю на седьмой лунный день; · Ганга обитает в 7 локах (мирах); · у неё семеро сыновей; · Ганге поклоняются 7 основных риши (святых); · человеческое тело, согласно Аюрведе, состоит из 7 дхату-тканей: Раса-дхату (лимфа, плазма, межтканевая жидкость), Ракта-дхату (кровь), Мамса-дхату (мускулы), Медха-дхату (жировая ткань), Астхи-дхату (костная ткань), Маджа-дхату (костный мозг), Шукра-дхату (репродуктивная ткань). Этим семи тканям Мать Ганга при омовении в ней даёт свою энергию и помогает поддерживать их нормальное функционирование. Празднование Ганга Дашахара начинается в новолуние месяца джешта и длится десять дней, в это время происходит усердное поклонение Ганге, сопровождающееся пением мантр и подношением огненных светильников. По водам Ганги в вечернее время под звон множества колокольчиков отправляются тысячи листьев-лодочек с зажжёнными огоньками, цветами и сладостями. Многочисленные верующие в эти дни стараются совершить омовение в водах Ганги и вознести к ней свои мольбы. Мы познакомили читателей с историями, связанными с Гангой, с её местоположением, с празднованиями в её честь. Следующая часть нашего повествования посвящена мантрам, связанным с Гангой, мантрам, воспевающим и восхваляющим божественную Диву. Дхама-Таттва Шри Ганга-стотра О, Ганга, пусть мой ум всегда стремится к твоим лотосным стопам. (Автор: Шри Шанкарачарья) [размер: падджхатика] деви сурешвари бхагавати ганге три-бхувана-тарини тарала-таранге шанкара-маули-нивасини вимале мама матир астам тава пада-камале (1) О, богиня, повелительница полубогов! О, божественная Ганга! Твои стремительные воды даруют освобождение трём мирам. Корона Шивы служит тебе обителью. О, безупречно чистая Ганга, пусть мой ум всегда будет сосредоточен на твоих лотосных стопах! бхагиратхи сукха-дайини матас тава джала-махима нигаме кхйатах нахам джане тава махиманам трахи крипамайи мам аджнанам (2) О, Бхагиратхи, даровавшая милость царю Бхагиратхе! О, мать, дарующая счастье! Веды прославляют твои воды, но я не способен постичь твою славу. О. милостивая Ганга, спаси меня, несмотря на моё невежество! хари-пада-падма-вихарини ганге хима-видху-мукта-дхавала-таранге дури-куру мама душкрити-бхарам куру крипайа бхава-сагара-парам (3) О, Ганга, вечно резвящаяся у лотосных стоп Хари! Твои пенистые волны белы, как снег, луна или жемчуг. Смой тяжёлый груз моих грехов и милостиво переправь меня через океан материального бытия. тава джалам амалам йена нипитам парама-падам кхалу тена грихитам матар ганге твайи йо бхактах кила там драштум на йамах шактах (4) Тот, кто хоть раз пригубит твоей чистой воды, незамедлительно достигнет возвышенной обители Господа. О, мать Ганга! Несомненно, смерть не может приблизиться к тому, кто предан тебе. патитоддхарини джахнави ганге кхандита-гири-вара-мандита-бханге бхишма-джанани кхалу муни-вара-канйе патитоддхарини три-бхувана-дханйе (5) О, Джахнави, изошедшая из бедра мудреца Джахну! О, Ганга, несущая освобождение падшим! Твои быстрые воды окружены скалистыми берегами. О, мать Бхишмы! О, дочь лучшего из мудрецов, Джахну! Ты несёшь благодать всем трём мирам! калпа-латам ива пхала-дам локе пранамати йас твам на патати шоке паравара-вихарини ганге вимукха-ванитакрита-таралапанге (6) Подобно древу желаний, ты исполняешь желания каждого. Любой, кто поклонится тебе, избавится от всех печалей. О, мать Ганга, резвящаяся меж двух берегов, тысячи небесных дев устремляют к тебе свои взоры! тава крипайа чет сротах снатах пунар апи джатхаре со’пи на джатах нарака-ниварини джахнави ганге калуша-винашини махимоттунге (7) Тот, кто омоется в твоих милостивых водах, никогда больше не родится из лона земной женщины. О, Джахнави Ганга, спасающая из ада. Ты уничтожаешь грехи, и слава Твоя не знает границ! парисарад-анге пунйа-таранге джайа джайа джахнави карунапанге индра-мукута-мани-раджита-чаране сукха-де шубха-де севака-шаране (8) Твоё тело искрится тысячами брызг, а волны несут благодать. О, Джахнави, чей взгляд исполнен сострадания! Слава, слава тебе! Сам Индра склоняет к твоим лотосным стопам свою венценосную голову. Единственное прибежище своих преданных, ты даруешь им счастье и благоденствие. рогам шокам тапам папам хара ме бхагавати кумати-калапам трибхувана-саре васудха-харе твам аси гатир мама кхалу самсаре (9) О, богиня, избавь меня от болезней, страданий, несчастий, грехов и заблужданий ума. Ты — наивысшая ценность во всех трёх мирах, ты — украшение Земли. Несомненно, ты — моё единственное спасение в круговороте рождений и смертей. алакананде парамананде куру майи карунам катара-вандйе тава тата-никате йасйа нивасах кхалу ваикунтхе тасйа нивасах (10) О, Алакананда, несущая радость небесному царству! Ты исполнена величайшего блаженства! О, Ганга, тебе молятся все несчастные. Пролей на меня свою милость! Тот, кому посчастливилось жить у твоих берегов, в действительности пребывает уже на Вайкунтхе. варам иха нире каматхо минах кимва тире шаратах кшинах атхава гавйути-швапачо динас тава на хи дуре нрипатих кулинах (11) Я согласен быть черепахой или рыбой в твоих водах, маленькой ящерицей на твоём берегу или даже падшим собакоедом, лишь бы рядом с тобой. Но я не хочу быть благородным царём, если окажусь вдали от тебя. бхо бхуванешвари пунйе дханйе деви дравамайи муни-вара-канйе ганга-ставам имам амалам нитйам патхати наро йах са джайати сатйам (12) О, повелительница вселенной, дарующая благочестие! О, дочь Джахну, богиня, представшая в образе реки! Ты достойна вечной славы. Тот, кто каждый день повторяет эту безупречную молитву Ганге, без сомнений, достигнет желанной победы! йешам хридайе ганга-бхактис тешам бхавати сада сукха-муктих мадхура-манохара-паджджхатикабхих парамананда-калита-лалитабхих (13) ганга-стотрам идам бхава-сарам ванчхита-пхала-дам вигалита-бхарам шанкара-севака-шанкара-рачитам патхати ча винайидам ити самаптам (14) Те, в чьём сердце живёт преданность Ганге, всегда счастливы и свободны от пут материального бытия. Эта Ганга-стотра, лучшая из молитв, исполняет все желания и освобождает от бремени страданий. Её написал Шанкарачарья, слуга Господа Шивы, в сладком размере падджхатика. Своей совершенной формой она крадёт ум и приносит высшее блаженство. Тот, кто очарован иллюзией материального наслаждения, следует регулярно повторять эту молитву.
Так как существует огромное количество историй, рассказывающих о различных эпизодах божественного пути Ганга Дэви, связь с каждой отдельной историей, будто в память о ней, наделяет божественную реку своим определённым именем, и таких имён у Ганги 108. Итак, перечислим эти имена: 1. ГАНГА – Ганга 2. ВИШНУ-ПАДАБДЖА-САМБХУТА – Рождённая из лотосоподобной стопы Вишну. 3. ХАРА-ВАЛЛАБХА – Дорогая для Хары (Шивы). 4. ХИМАЧАЛЕНДРА-ТАНАЯ – Дочь Повелителя Гималаев. 5. ГИРИ-МАНДАЛА-ГАМИНИ – Текущая по горной стране. 6. ТАРАКАРАТИ-ДЖАНАНИ – Мать врага демона Тараки (мать Картикейи). 7. САГАРАТМАДЖА-ТАРИКА – Освободительница (60 000) сыновей Сагары, который был испепелен гневным взглядом мудреца Капилы. 8. САРАСВАТИ-САМЬЮКТА – Соединившаяся с рекой Сарасвати, о которой сказано, что она должна течь под землей и соединиться с Гангой у Аллахабада. 9. СУГХОША – Мелодичная, Громкозвучная. 10. СИНДУ-ГАМИНИ – Текущая к океану. 11. БХАГИРАТИ – Имеющая отношение к святому Бхагиратхе (чьи молитвы спустили Гангу с Неба). 12. БХАГЬЯВАТИ – Счастливая, Удачливая. 13. БХАГИРАТА-РАТХАНУГА – Следующая за колесницей Бхагиратхи (который свел Гангу вниз в Ад, чтобы очистить пепел сыновей Сагары). 14. ТРИВИКРАМА-ПАДОДДХУТА – Ниспадающая со стопы Вишну. 15. ТРИЛОКА-ПАТХА-ГАМИНИ – Текущая через три Мира (небо, землю и атмосферу или нижние области). 16. КШИРА-ШУБХРА – Белая, как молоко. 17. БАХУ-КШИРА – Корова, которая даёт много молока. 18. КШИРА-ВРКША-САМАКУЛА – Изобилующая в четырех «молочных деревьях» Ньягродха (Баньян), Удумбара (чарующее фиговое дерево), Асваттха (святое фиговое дерево) и Мадхука (Бассия Латифолия). 19. ТРИЛОЧАНА-ДЖАТА-ВАСИНИ – Пребывающая в спутанных локонах Шивы. 20. РИНА-ТРАЯ-ВИНОЧИНИ – Освобождающая от трёх Долгов, а именно: Брахмачарья — изучать Веды риши (святым мудрецам); приносить жертву и поклоняться Богам; родить сына Манас. 21. ТРИПУРАРИ-ШИРАС-КУДА – Узел волос на голове врага Трипуры (Шивы). (Трипура была тройной крепостью, построенной в небе, воздухе и на земле из золота, серебра и железа асурами при помощи Майи и сожжённая Шивой). 22. ДЖАХНАВИ – Имеющая отношение к Джахну (который выпил Гангу в гневе, после того как Она разлилась, но затем смягчился и позволил Ей течь из его ушей. 23. НАТА-БХИТИ-ХРИТИ – Уносящая прочь страх. 24. АВЬЯЯ – Нерушимая. 25. НАЯНАНАНДА-ДАЙИНИ – Несущая радость глазам. 26. НАГА-ПУТРИКА – Дочь горы. 27. НИРАНДЖАНА – Неокрашенная коллириумом (бесцветная). 28. НИТЬЯ-ШУДДХА – Вечно чистая. 29. НИРА-ДЖАЛА-ПАРИШКРИТА – Украшенная сетью из воды. 30. САВИТРИ – Производительница. 31. САЛИЛА-ВАСА – Живущая в воде. 32. САГАРАМБУША-МЕДХИНИ – Вздувающая воды океана. 33. РАМЬЯ – Восхитительная. 34. БИНДУ-САРАС – Река, сделанная из капель воды. 35. АВЬЯКТА – Непроявленная, Невовлечённая. 36. ВРНДАРАКА-САМАШРИТА – Прибежище выдающегося. 37. УМА-САПАТНИ – Имеющая того же мужа (Шиву), что и Ума (Парвати). 38. ШУБХРАНГИ – Имеющая прекрасное тело. 39. ШРИМАТИ – Прекрасная, благоприятная, прославленная. 40. ДХАВАЛАМБАРА – Имеющая ослепительно белые одежды. 41. АКХАНДАЛА-ВАНА-ВАСА – Имеющая Шиву, как лесного жителя (отшельника). 42. КХАНДЕНДУ-КРТА-ШЕКХАРА – Имеющая полумесяц в качестве гребня. 43. АМРТАКАРА-САЛИЛА – Чьи воды являются источником нектара. 44. ЛИЛА-ЛАМГХИТА-ПАРВАТА – Прыгающая через горы играючи. 45. ВИРИНЧИ-КАЛАША-ВАСА – Живущая в лейке Брахмы (или Вишну, или Шивы). 46. ТРИВЕНИ – Трехжильная (состоящая из вод трёх рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати). 47. ТРИГУНАТМИКА – Обладающая тремя гунами. 48. САНГАТАГХАУГХА-ШАМАНИ – Разрушающая массу грехов Сангаты. 49. ШАНКХА-ДУНДУБХИ-НИШВАНА – Издающая шум подобно раковине и барабану. 50. БХИТИ-ХРИТИ – Уносящая прочь страх. 51. БХАГЬЯ-ДЖАНАНИ – Творящая счастье. 52. БХИННА-БРАХМАНДА-ДАРПИНИ – Берущая гордость в разбитом яйце Брахмы. 53. НАНДИНИ – Счастливая. 54. ШИГХРА-ГА – Быстротекущая. 55. СИДДХА – Совершенная, святая. 56. ШАРАНЬЯ – Приносящая убежище, помощь или защиту. 57. ШАШИ-ШЕКХАРА – С лунным гребнем. 58. ШАНКАРИ – Принадлежащая Шанкаре (Шиве). 59. САПХАРИ-ПУРНА – Полная рыбы. 60. БХАРГА-МУРДХА-КРИТАЛАЯ – Имеющая голову Бхарги (Шивы) в качестве жилища. 61. БХАВА-ПРИЯ – Дорогая Бхаве (Шиве). 62. САТЬЯ-САНДХА-ПРИЯ – Дорогая правоверному. 63. ХАМСА-СВАРУПИНИ – Воплощающаяся в форме лебедей. 64. БХАГИРАТХА-СУТА – Дочь Бхагиратхи. 65. АНАНТА – Вечная. 66. ШАРАХ-ЧАНДРА-НИБХАНАНА – Похожая на осеннюю Луну. 67. ОМ-КАРА-РУПИНИ – Имеющая вид слога ОМ. 68. АТУЛА – Безупречная. 69. КРИДА-КАЛЛОЛА-КАРИНИ – Игриво вздымающаяся волнами. 70. СВАРГА-СОПАНА-ШАРАНИ – Текущая подобно лестнице в небо. 71. АМБХАХ-ПРАДА – Дарующая воду. 72. ДУХКХА-ХАНТРИ – Уничтожающая горе. 73. ШАНТИ-САНТАНА-КАРИНИ – Осуществляющая постоянство мира. 74. ДАРИРЬЯ-ХАНТРИ – Уничтожающая бедность. 75. ШИВА-ДА – Дарующая счастье. 76. САМСАРА-ВИША-НАШИНИ – Разрушающая яд иллюзии. 77. ПРАЯГА-НИЛАЯ – Имеющая Праяту (Аллахабад) в качестве жилища. 78. СИТА – «Борозда» (Наименование восточного рукава, одного из четырёх мифических рукавов, на которые разделяется небесная Ганга после ниспадания на гору Меру). 79. ТАПА-ТРАЯ-ВИМОЧИНИ – Освобождающая от Трех Несчастий. 80. ШАРАНАГАТА-ДИНАРТА-ПАРИТРАНА – Защитница больных и страждущих, которые приходят к Ней за убежищем. 81. СУМУКТИ-ДА – Дающая полное (духовное) освобождение. 82. СИДДХИ-ЙОГА-НИСЕВИТА – К которой обращаются (за приобретением успеха или магических сил). 83. ПАПА-ХАНТРИ – Уничтожающая грех. 84. ПАВАНАНГИ – Имеющая чистое тело. 85. ПАРАБРАМХА-СВАРУПИНИ – Воплощение Всевышнего Духа. 86. ПУРНА – Полная. 87. ПУРАТАНА – Древняя. 88. ПУНЬЯ – Благоприятная. 89. ПУНЬЯ-ДА – Дарующая достоинство. 90. ПУНЬЯ-ВАХИНИ – Обладающая достоинством. 91. ПУЛОМАДЖАРЧИТА – Ей поклонялась Индрани (жена Индры). 92. ПУТА – Чистая. 93. ПУТА-ТРИБХУВАНА – Очистительница Трёх Миров. 94. ДЖАПА – Бормочущая, шепчущая. 95. ДЖАНГАМА – Подвижная, живая. 96. ДЖАНГАМАДХАРА – Опора или субстрат того, что живёт или движется. 97. ДЖАЛА-РУПА – Состоящая из воды. 98. ДЖАГАД-Д-ХИТА – Друг или благодетель того, что живёт или движется. 99. ДЖАХНУ-ПУТРИ – Дочь Джахну. 100. ДЖАГАН-МАТРА – Мать Бхисмы. 101. СИДДХА – Святая. 102. РАМЬЯ – Восхитительная, прекрасная. 103. УМА-КАРА-КАМАЛА-САНДЖАТА – Рождённая из лотоса, которого страшится Ума (Парвати) (вероятно поэтический способ высказывания, что они были сёстрами). 104. АГНЯНА-ТИМИРА-БХАНУ – Свет среди тьмы невежества. 105. — 108. – (В оригинале отсутствуют)
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила Ади-кханда, глава 5 Любовь Гангадеви к Гауранге Теперь каждый, пожалуйста, выслушайте о следующем дне игр Господа. В чарующей атмосфере вечера. Вишвамбхара и Его друзья отправились принять даршан реки Ганги. На обоих берегах реки множество брахманов и святых личностей выражали почтение и молились Гангадеви. Женщины несли горшки с водой из Ганги. Множество различных пандитов, с такими именами как Мишра, Ачарья и Бхатта, стояли в благоговении перед чистой и прекрасной рекой Гангой. Молодые и старые поклонялись Ганге с плодами, цветами и сандаловой пастой. Из-за безудержной любви к Вишвамбхаре, Ганга текла быстро, омывая свои берега, чтобы нежно коснуться тела Господа. Люди дивились, почему Ганга выглядит сегодня гораздо прекраснее. Хотя обычно она тиха и спокойна, почему сейчас она громко ревела и вздымала волны? Шторма не было, однако, почему она заливала свои берега? На ее берегу стоял один брахман, который был наиболее предан ей. По милости Гангадеви, его сердце было чисто настолько, что он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. Видя Гангу, бушующую в экстазе, он пришел в возбуждение и удивлялся тому, что произошло. Неподалеку на берегу Ганги стоял Вишвамбхара и смотрел на нее с любовью и преданностью. Из-за возбуждения Его тело увеличилось в размере, а Его красноватые глаза наполнились слезами сострадания. Брахманы поняли, что Он был Верховной Личностью Бога. Они могли видеть, что Вишвамбхара переполнен любовью к Гангадеви. Зная сердце Ганги, Господь подошел, чтобы прикоснуться к ней. Желание Ганги не было исполнено, потому она захлестнула своими волнами лотосные стопы Господа. В Великом экстазе Гауранга пропел: «Хари бол!», а затем, предложил колени Своей возлюбленной. Из любви, Гауранга держал Гангадеви в Своем сердце. В форме сотен струй слезы любви Ганги текли в океан. Ее чистые воды стекали с каждого волоска на теле Гауранги, но люди называли это потом. Так переполнялся океан любви. Во всех направлениях, люди блаженно воспевали: «Хари! Хари!». Весь город Надия поразился, став свидетелем этой игры. Они убедились, что Вишвамбхара был Верховной Личностью Бога. Преданный брахман, который видел игру Вишвамбхары с Гангадеви, припал к стопам Господа. Плача, брахман сказал: «Наконец-то, после долгого времени, Ганга ниспослала мне свою милость. Гангадеви позволила мне осознать подлинную сущность Махапрабху, который вне досягаемости величайший йогов и мудрецов». Переполненный любовью, брахман плакал и катался по земле. Увидев его погруженным в любовь, Господь Гауранга вернулся домой. Затем, брахман объясни, почему река Ганга затопила свои берега в этот день. Он сказал: «Как-то раз Господь Шива воспевал славу Господа Кришны. Нарада Муни и Ганеша аккомпанировали ему, играя соответственно на вине и мриданге. Из-за духовной эйфории, их тела покрылись гусиной кожей с головы до пят. Гармоничная духовная вибрация их концерта пронзила оболочки вселенной. Привлекшись, Господь отправился взглянуть на них. Господь сказал: ‘О Махеша [Шива], не пой Мне славу таким образом. Ты не осознаешь последствий. Твоя музыка и пение заставляют Мое тело таять’. Улыбнувшись, Махеша сказал: ‘Позволь мне увидеть мистический эффект моего пения’. Затем, Господь Шива запел еще энергичнее, заполнив своим пением вселенную. Неожиданно, тело Господа принялось постепенно таять. Увидев это, Махеша ужаснулся. Он прекратил пение, и Господь перестал таять. Вода, которая возникла от таяния тела Господа. Была на самом деле жидким Брахманом, и он был исполнен сострадания. Говорят, что эта вода, которая представляет собой воплощение Джанарданы, является местом паломничества. Господь Брахма сохранил эту драгоценную воду, величайшую редкость в материальном мире. В своеем камандалу [сосуде для воды]. Чтобы благословить Своего преданного, Бали Махараджа, Господь вновь проявился. Появившись перед царем Бали в форме карлика Ваманадевы, Господь попросил три шага земли. Первый шаг Ваманадевы покрыл земные планеты. Его второй шаг пересек вселенную. Последний шаг Он сделал на голову Бали. Только выслушайте о бесконечной славе Трипады [Ваманадевы], чья милость благословила три мира. Вода, стекающая с лотосной стопы Господа, залила вселенную. Господь Брахма любовно поклонялся стопе Господа. Он почтил эту воду, полив ее свою голову. Люди называют Гангу ‘Трипада Самбхава’, видя, что она исходит из лотосной стопы Трипады, Господа Ваманадевы. Теперь тот же самый удивительный Господь явился перед нами, как Махапрабху Вишвамбхара. Давайте насладимся Его даршаном. При виде Махапрабху, Гангадеви вспомнила эту игру, и, из любви, затопила свои берега. Как только Вишвамбхара любовно взглянул на нее, Гангадеви увидела, что тело Господа слаще нектара. Затем, под видом порождения волн, она нежно обняла лотосные стопы господа. Поскольку Гангадеви выказала свои чувства мне. Я смог объяснить это». Каждый возрадовался, слушая эту замечательную историю. Так, Лочана Дас счастливо поет славу Гауранги.
Джагад Мохини д.д. Глава 7. Нимай Пандит Ганга-дашахара — поклонение Ганге-деви. Видео «Ганга-дашахара»: https://www.youtube.com/watch?v=mUfvQ90ucqk «Ганга-дашахара»: https://www.youtube.com/watch?v=MKM71VJKLFo&list=RDMKM71VJKLFo&t=343
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы