Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные виды полотна при вязании спицамиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция 8/4 Тема 2. 2 . 3 Орнаментальное вязание спицами Основные виды полотна при вязании спицами Виды орнамента Подготовка рисунка, подбор нитей Технология смены цвета нитей Основные виды полотна при вязании орнамента Плотные рисунки могут вывязываться из ниток двух или более цветов. Такое вязание называется орнаментальным.
Реже орнамент выполняют на платочном переплетении, в этом случае дополнительную декоративную роль играют горизонтальные перемычки лицевых петель. Однако они снижают четкость рисунка, особенно в чередовании рядов, которые как бы входят друг в друга по вертикали. На полотнах сложного переплетения орнамент не выполняют, поскольку различные виды петель, выполняемые с наклонами, переплетениями, просветами в полотне искажают схему, вызывают путанность восприятия основного узора.
Виды орнамента По количеству используемых цветов орнамент может быть – простой (в два цвета, один из которых считается основным, а второй - дополнительным) – сложный (в три и более цветов) Мелкий орнамент называется жаккардом. Французский ткач Жаккард, живший в XVIII веке, придумал ткацкий станок, на котором можно было соткать полотно с рисунком, похожим на связанный узор. Это полотно получило имя своего изобретателя, а затем понятие из ткачества перешло в вязание и стало обозначать двух- или многоцветный узор, выполненный лицевой гладью. Чередованием ниток различных цветов создается определенный рисунок, который называется орнаментом или жаккардовым (норвежским) узором. Первоначально норвежские узоры с традиционными северными мотивами были двухцветными – черно-белыми. Сейчас орнаменты чаще всего представляют собой геометрические фигуры, цифры, изображения цветов, животных. В процессе вязания в одном ряду используются нити нескольких цветов, но одинаковых по структуре и составу, которые проводятся от мотива к мотиву по изнаночной стороне работы. Т.к. выполняют орнаменты чулочной вязкой, рисунок получается на лицевой стороне полотна, а по изнаночной стороне меняют нитки в определенной последовательности в зависимости от орнамента. При выполнении этих узоров нужно строго следить за техникой вязки: нити по изнанке, которые не участвуют в орнаменте, не должны провисать или стягивать рисунок, нарушая его эластичность и искажая узор.
Как правило, раппорт жаккарда не превышает 3-4 петли. Полотно получается плотное, двуслойное малоэластичное. Жаккард обычно вяжут в 2 цвета, но иногда вводят и 3-4 цвета. Больше обычно не используют, поскольку с изнаночной стороны образуется толстый слой нитей, временно не участвующих в работе. Особо мелкие элементы, редко расположенные в жаккарде, лучше не вывязывать, а вышить после завершения вязания. Для вышивания используют шов «петля в петлю». Орнамент, в котором участвуют крупные цветные блоки, называют интарсией. Интарсия - это цветные участки вязаного полотна, которые чаще всего связаны лицевой гладью (реже могут быть связаны другими узорами) по определённой схеме. В отличие от жаккардовой техники вязания (на которую она иногда может быть похожа визуально), при которой одна из нитей проходит по изнаночной стороне изделия (оставляя иногда очень длинные протяжки), при вязании в технике интарсии, ОБЕ нити при смене цвета перекрещивают на изнаночной стороне изделия, придерживаясь определённым несложным правилам.
Особенностью данного орнамента является тот факт, что каждый блок вяжут от отдельного клубка, и таким образом с изнаночной стороны отсутствует перетяжки от одного до другого элемента одинаковых цветов, Полотно получается мягким, тонким, эластичным, нет стягиваний участков, рисунок не искажается. Вместе с тем на границе цветовых блоков могут наблюдаться разреженные участки. Так как при использовании этой техники, отпадает сама необходимость в протяжках, то и внутренняя часть полотна вязанного изделия, будет выглядеть намного аккуратнее. Вещь будет проще одевать и снимать, не боясь при этом зацепиться за протянутую нить. Это свойство данной техники, становится особенно актуальным, при вязании детской одежды. Существует особый вид орнамента, в котором каждый ряд вяжется нитью только одного цвета, а рисунок образуется за счет того, что отдельные петли ряда переснимаются без провязывания, некоторые даже на протяжении нескольких рядов. Такие орнаменты называются «орнаментом со снятыми петлями» или « ленивыми орнаментами», твидами Твидами называются узоры с переплетением 2-х и более цветов нитей. Это создает пестрый рисунок вязаного полотна, напоминающий рисунок ткани «твид», отсюда и название. Вязки эти плотные и объемные и используются для вязания моделей теплой верхней одежды, шапочек, варежек. Они бывают как односторонние, так и двухсторонние. В этих узорах один цвет нитей основной, а остальные — отделочные.
Подготовка рисунка, подбор нитей. Для выполнения всех орнаментов, кроме ленивых, можно использовать все рисунки для вышивки крестиком. Жаккард и интарсию выполняют по счетным схемам. Можно использовать схемы для вышивки крестом, как мелкие геометрические раппортные схемы (для жаккарда), так и сложные сюжетные и декоративные композиции (для интарсии). Предварительно рисунок наносят на бумагу в клетку, 1 клетка схемы=1п. по горизонтали и 1 р.по вертикали. На схеме показывают и лицевые, и изнаночные ряды. Схему изображают и читают по общепринятым в вязании правилам. Для облегчения чтения схемы каждые десять клеток выделяют более жирными линиями по вертикали и горизонтали. Следует также наметить серединные линии по вертикали и горизонтали. На схемах для жаккарда обязательно выделяют раппорт. Жаккардовые узоры выполняют по схемам – цветным или со значками. Каждая клеточка схемы соответствует 1 петле и 1 ряду, если обозначены лицевые и изнаночные ряды, и 1 петле и 2 рядам, если изнаночный ряд вяжется так же, как лицевой. Лицевые ряды читаются справа налево, изнаночные – слева направо. На схемах числами справа обозначаются лицевые ряды, числами слева – изнаночные. Цветные схемы жаккардовых узоров зарекомендовали себя как более наглядные. Поэтому перед началом работы со сложными жаккардовыми узорами стоит потратить дополнительное время и приведенную схему со значками выполнить на бумаге в цвете. Для вязания «ленивых орнаментов» разработаны особые схемы, дающие представление о том, какую петлю оставлять непровязанной и где при этом должна проходить рабочая нить (перед работой или за работой), нитью какого цвета вяжется данный ряд. Основным требованием к нитям в вязании цветных полотен является прочность окраски. Непрочная окраска при первой же стирке образует затеки и испортит внешний вид изделия. Перед началом вязания прочность окраски необходимо проверить. Для жаккарда выбирают нити одинаковые по толщине, фактуре, волокнистому составу. Это необходимо для однородности полотна. Нити, разные по волокнистому составу, могут в дальнейшем потребовать разных режимов ухода, что невозможно для уже связанного полотна. Техника вязания «интрарсия» позволяет соединять в одном изделии различные виды пряжи, например пряжу с длинным ворсом и гладкую, меланжевую, и одноцветную. Важно, чтобы толщина нитей различных видов пряжи была одинаковой. При выполнении многоцветного орнамента не рекомендуется пользоваться большими клубками, лучше использовать маленькие бобины, на которые наматывают нити разных цветов.
Технология смены цвета При вязании жаккарда ряд начинают цветом нитей первых петель. Дойдя до петель другого цвета, привязывают дополнительную нить, следующие петли вяжут ей. При смене цветов протягивают по изнаночной стороне полотна пряжу первого цвета, укладывая ее свободно, не допуская стягивания полотна, нити перевивают между собой. Так, поочередно перетягивая нити по изнаночной стороне, вяжут до конца ряда. Кромочную петлю рекомендуют провязывать двумя нитями вместе. Чтобы добиться равномерного натяжения протяжки, можно использовать несложный прием: при смене цвета провязать новой нитью сначала только одну петлю, затем равномерно распределить петли предыдущего цветного участка на правой спице и отрегулировать на нем длину протяжки. А чтобы избежать длинных протяжек (более 7 петель), нити, которые в данный момент не участвуют в образовании орнамента, переплетают с нитями других цветов. Первую кромочную петлю провязывают одновременно нитями всех цветов, а затем на указательный палец левой руки поднимают нить нужного цвета. Последнюю петлю провязывают также нитями всех цветов. При вязании крупных мотивов удобнее не перетягивать нити, т.к. это может привести к стягиванию полотна, делает неудобной эксплуатацию изделия, а вязать каждый из элементов от отдельного клубка. При этом на границе цветовых пятен клубки обязательно должны быть перекручены, иначе в полотне будет образовываться отверстие. Для того, чтобы с клубками было удобнее работать, их делают небольшими (10-20 гр), а для того, чтобы они не разматывались, после окончания работы с клубком определенного цвета, его закалывают английской булавкой, фиксируя нить на поверхности и не давая ей сходить с клубка. Если нити одного цвета строго по вертикали идут в нескольких рядах подряд, то нити стыкующихся цветов нужно перекручивать, чтобы не было отверстий на границе блоков. Если в центре необходимо вязать большое кол-во петель одним цветом, за счет чего получаются длинные протяжки, то удобней боковые стороны вязать из отдельных клубков. Чтобы при переходе от одного цветного участка к другому структура вязаного полотна не нарушалась, нити при смене цвета перекрещивать на изнаночной стороне детали. При перекрещивании нитей конфигурация и расположение цветных участков — вертикальное, наклонное или со смещением на несколько петель — не имеет значения, техника всегда остается одинаковой. В конце каждого ряда, чтобы нити клубков не перепутывались, важно правильно повернуть работу: в лицевых рядах работу поворачивать движением к себе, в изнаночных рядах — движением от себя.
Основным недостатком жаккардовых узоров, выполненных в традиционной манере, являются протяжки на изнанке работы. Они не только затрудняют процесс вязания, но и не очень удобны в носке. Существует решение этой проблемы — вязание орнамента методом снятых петель. Этот метод называется «ленивыми» орнаментами. Каждые 2 ряда узора провязываются от одного клубка, а потом цвет нити меняется. Узор получается за счет петель другого цвета, вытянутых из предыдущих рядов. Нет ни путающихся клубков, ни стянутого на изнанке вязания или, наоборот, прорех в нем. Происходит собственно вязание узких (2 ряда) горизонтальных полос, при вязании которых Вы можете просто сплетать не участвующие в работе нитки по правой кромке. Такие узоры Вы можете придумывать и самостоятельно, нужно только придерживаться определенных правил. Они таковы: петли одинаковых цветов не должны одновременно располагаться по диагоналям и в качестве элементов узора нельзя использовать одноцветные квадратики. Чтобы не запутаться в названиях цветов пряжи, считайте, что самый темный цвет будет обозначаться буквой А, следующий по насыщенности — буквой В и самый светлый — С. Обратите внимание, что в описании лапы только нечетные ряды. Дело в том, что четные (изнаночные) ряды во всех узорах этого типа вяжутся по одному правилу: петли, провязанные налицо в предыдущем нечетном ряду, вяжите изнаночными тем же цветом; а петли, снятые в предыдущем ряду, снова снимайте, не провязывая, причем рабочая нить должна идти поверх них.
Тема 2.2.5 Техника вязания варежек На одну пару варежек расходуется от 40 до 100 г шерсти. Вязать начинаем с манжеты, равной окружности кисти. Вяжем ее обычно резинкой 1х1 или 2х2. При определении плотности вязания по горизонтали образец следует слегка растянуть. Количество набираемых петель должно всегда быть кратным четырем. Петли, провязанные на всех четырех спицах, соответствуют одному ряду. Набираем петли на две спицы, а затем каждой поочередно провязываем 1/4 часть всех петель выбранным узором. Разместив все петли, замыкаем круг, связывая нить от клубка с концом нити, оставшимся от набора петель. Спицы для удобства нумеруем, счет ведем по часовой стрелке (рис.1). На 1-й и 2-й спицах вяжем верхнюю часть варежки, а на 3-й и 4-й — нижнюю (ладонь). Высота манжеты от 5 до 7 см. Связав манжету, переходим к основной части варежки. Если основной узор обладает свойством сжиматься, рекомендуем при переходе к нему прибавить по одной петле на каждую спицу. Прибавление производим способом «из одной петли сделать две». От манжеты до основания большого пальца вяжем приблизительно 5—7 см (лучше измерить по руке). Затем приступаем к образованию отверстия для большого пальца. Для правой руки отверстие образуем на 3-й спице, а для левой руки — на 4-й. Сделать его можно двумя способами. Первый способ. Допустим, на каждой спице находится по 12 петель. Образование отверстия начинаем на 3-й спице. Провязываем первую петлю, а остальные 10 (кроме последней 12-й) снимаем на булавку или на нитку (рис.2). Далее на правую спицу накидываем столько воздушных петель, сколько было снято на булавку (10 петель), провязываем последнюю, 12-ю петлю, находящуюся на третьей спице, и продолжаем вязание по кругу на высоту мизинца. Второй способ. При втором способе провязываем висящую на 3-й спице первую петлю, а последующие 10 — вспомогательной цветной нитью лицевыми петлями. Возвращаем их (10 петель) на 3-ю спицу и еще раз провязываем основной шерстяной нитью. В полотне получаем цветной штришок (рис.3). В дальнейшем по нему образуем отверстие для большого пальца. Дальше вяжем по кругу на высоту мизинца.
Убавление петель варежки Первый способ. Спиральное окончание. На каждой спице провязываем две первые петли вместе лицевой за нижние дольки. Так вяжем, убавляя петли во всех рядах до тех пор, пока на каждой спице не останется по две петли. Затем нить от клубка отрываем, вдеваем ее в иголку и, нанизав все оставшиеся петли, стягиваем их и закрепляем с изнаночной стороны. Второй способ. Закругленное убавление. Для того чтобы получить закругленное убавление петель, следует провязывать по две вместе лицевой за нижние или верхние дольки в середине и в конце полотна на каждой спице. Число рядов, которые вяжутся без убавлений, должно всегда соответствовать числу петель, провязанных между двумя убавлениями на каждой спице. Допустим, у нас на каждой спице по 12 петель. Рассмотрим убавление по схеме. Первое убавление (на 1-й спице) — 4 лицевые, 2 петли вместе лицевой, 4 лицевые, 2 петли вместе лицевой и т.д. на каждой спице. Между первым и вторым убавлениями провязываем 4 ряда ровным полотном. Второе убавление (на 1-й спице) — 3 лицевые, 2 петли вместе лицевой, 3 лицевые, 2 петли вместе лицевой и т.д. на каждой спице. Между вторым и третьим убавлениями провязываем 3 ряда без убавлений и т.д. При первом и втором способах убавления нарушается счет петель выбранного узора, поэтому рекомендуется применять их только при чулочной вязке. Можно всю варежку связать узором, а к моменту убавления петель перейти на чулочную вязку. Для того чтобы сохранить выбранный узор до конца вязания варежки, убавление следует производить с краев изделия, т.е. по ребрам ладони, на стыках между 2-й и 3-й, 4-й и 1-й спицами. Третий способ. Остроконечное убавление петель. Убавление производим в каждом ряду, провязывая в начале на 1-й и 3-й спицах две петли вместе способом перекида, а в конце — на 2-й и 4-й — две последние петли вместе лицевой за верхние дольки. Четвертый способ. Плавное убавление петель. На 1-й спице (в начале) — 1 петлю вяжем, 2 следующие провязываем вместе способом перекида, оставшиеся довязываем до конца. На 2-й спице (в конце) — провязываем все петли на спице, когда останутся 3 последние петли, 2 из них вяжем вместе лицевой за верхние дольки, а затем провязываем последнюю. На 3-й спице — вяжем, как на первой. На 4-й спице — вяжем, как на второй. Убавляем петли через ряд до тех пор, пока на всех спицах не останется половина набранного количества петель. После этого начинаем убавлять их в каждом ряду. Последние восемь петель собираем на нитку и закрепляем с изнаночной стороны. Вязание большого пальца. Когда варежка будет готова, приступаем к вывязыванию большого пальца. При первом способе образования отверстия для большого пальца следует петли, снятые на булавку или нитку, перевести на спицу, а из кромки, образовавшейся в результате набора воздушных петель, набрать новые, проследив, чтобы все количество петель для большого пальца было кратным трем. Петли равномерно распределяем на три спицы, рабочая спица — четвертая. Вяжем по кругу до середины ногтя большого пальца, а затем убавляем петли. Проще всего делать это первым способом. Когда на спицах останется 6 петель, собираем их на нитку и закрепляем с изнаночной стороны. При втором способе образования отверстия для большого пальца следует аккуратно вышнуровать цветной штришок, собрав открытые петли на спицы. Если отверстие для пальца слишком широко, надо убавить по одной петле на каждой спице. Готовую варежку следует проутюжить через влажную ткань. Манжеты, связанные резинкой, утюжить не рекомендуется. Технология вязания носка
1. Рассчитать число петель для вязания, используя мерку объема ноги у щиколотки и контрольный образец основной вязки (при необходимости округлить в сторону увеличения до числа, кратного четырем). Например, 40 петель. 2. Набрать петли, провязать очень туго первый ряд резинкой 1x1, распределяя их поровну на четыре спицы. 3. Замкнуть вязание в круг, связав нить от клубка с концом нити, оставшимся от набора петель, пометить первую спицу цветной нитью 4. Вязать по часовой стрелке по внешней стороне круга манжету носка резинкой 1x1 (4—5 см), а затем перейти на чулочную вязку и вязать до щиколотки (5 см). 5. Вязание полотна пятки. Разделить вязание на две части и вязать только петли третьей и четвертой спиц. (Петли первой и второй спиц в образовании пятки не участвуют.) Высота полотна называется высотой пятки и определяется следующим образом: число кромочных петель полотна равно числу петель на одной спице (10). Вязание приостановить, связав лицевой ряд. 6. Формирование пятки. а) Условно разделить петли пятки на три равные части. Если число не делится на три, то остаток прибавить к средней части (6—8—6). б) Убавления делать следующим образом: 1-й ряд (изнаночная сторона): связать 6 петель первой боковой части, 7 петель средней части, последнюю петлю средней части провязать изнаночной вместе с соседней петлей второй 2-й ряд (лицевая сторона): кромочную петлю снять, вязать петли средней части, кроме последней. Ее провязать вместе с соседней петлей первой боковой части за задние стенки. Вязание повернуть. Повторить первый и второй ряды, пока все петли боковых частей не будут провязаны с крайними петлями средней части. На спице остались только петли средней части (8). Закончи-лицевым рядом. 7. Вязание носка до убавлений намыске. а) Спицей, на которой находятся петли средней части, набрать новые петли по лицевой стороне носка из кромочных петель пятки — по одной петле из одной кромочной (10). б) Свободной спицей провязать петли первой спицы, а другой свободной спицей — петли второй спицы. в) Свободной спицей набрать новые петли из кромочных пятки с другой стороны пятки (10) и ею же провязать половину петель средней части (4). Таким образом, на третьей и четвертой спицах петель больше, чем на первой и второй (по 14). г) Вязать по кругу, убавляя лишние петли на третьей и четвертой спицах путем провязывания по две петли вместе изнаночной через два круга в начале третьей и в конце четвертой спицы до тех пор, пока на этих спицах не останется первоначальное число петель (по 10). д) Далее вязать без убавлений до конца мизинца.
8. Убавление петель на мыске. В каждом ряду провязывать по две петли вместе изнаночной в конце каждой спицы. Мысок должен получиться округлым. Убавления делать до тех пор, пока на каждой спице не останется по одной петле. Нить оборвать, прошить ею петли, стянуть, конец спрятать крючком на изнаночную сторону. 9. Аналогично связать второй носок. 10.Носки отутюжить через два слоя марли, по желанию украсить.
Лекция 8/4 Тема 2. 2 . 3 Орнаментальное вязание спицами Основные виды полотна при вязании спицами Виды орнамента Подготовка рисунка, подбор нитей |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы