Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ



МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Если рассматривать в данном направлении диаметрально-противоположные понятия, то наиболее точным антонимом слова «месть» является слово «прощение». Учитывайте это при подготовке к декабрьскому сочинению. В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Аспекты направления:

Месть.

Причины мести: обида, зависть и т.д.

Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие).

Последствия мести.

Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор.

Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте.

Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях.

Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие

Кровная месть как социально-историческое явление.

Рассмотрим 3 взаимосвязанных понятия:

 

 

МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ

МЕСТЬ

Определение:

Месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание наказать того человека, который причинил вам зло. Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных. = возмездие, вендетта

Синонимический ряд: вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость.

Словоупотребление:

Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть.

Какой бывает месть (определения)? грозная (Жуковский, Рылеев); губительная (Рылеев); жестокая (Белый); кровавая (Пушкин); лютая(Рылеев); свирепая (Полевой); слепая (Фруг); ярая (Козлов) праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная.

ВЕЛИКОДУШИЕ

Определение:

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.

Простить обиду в порыве великодушия.

Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство.

Итак, великодушие - это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым. Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям.

Синонимы: благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, возвышенность, высокость, рыцарство, щедрость.

Устойчивые выражения и словоупотребление: взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простите великодушно.

ПРОЩЕНИЕ

Определение:

Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.

Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389). Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе. В отличие от этики милосердия и совершенства прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т. Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира. При другом подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр). В конце 20 в. понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.).

Синонимы к слову прощение: помилование, отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие.

Словоупотребление и устойчивые выражения: заслужить прощение, просить прощения, умение/неумение прощать.

Список литературы

· «Война и мир» Л.Н. Толстой

· «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов

· «Капитанская дочка» А.С Пушкин

· «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

· «Граф Монте-Кристо» А. Дюма

· «Маскарад» М.Ю. Лермонтов

· «Три мушкетера» А. Дюма

· «Гамлет» У. Шекспир

· «Ромео и Джульетта» У. Шекспир

· «Макбет» У. Шекспир

· «Выстрел» А.С. Пушкин

· «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

· «Электра» Софокл

· «Страшная месть» Н.В. Гоголь

· «Дубровский» А.С. Пушкин

· «Дочь Ивана, мать Ивана» Г.Е. Распутин

· «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Бах

· «Искупление» И. Макьюэн

· «Ребекка» Д. Дюморье

· «Отелло» У. Шекспир

· «Грозовой перевал» Э. Бронте

· «Три товарища» Э.М. Ремарк

· «Медея» Еврипид

· «Белый олеандр» Дж. Фитч

· «Кэрри» С. Кинг

· «Милые кости» Э. Сиболд

· «Замок из стекла» Дж. Уоллс

· «Театр» У.С. Моэм

· «Тигр, тигр!» Альфред Бестер

· «Рита Хейуорт или побег из Шоушенка» С. Кинг

· «К востоку от рая» Дж. Стейнбек

· «Амстердам» И. Макьюэн

· «Убийство в «Восточном экспрессе»» А. Кристи

· «Овод» Э.Л. Войнич

· «Джентльмены и игроки» Дж. Харрис

· «Притворяясь мертвым» С. Каста

· «Кадиллак» Доллана С. Кинг

· «Клоун Шалимар» С. Рушди

· «Ворошиловский стрелок» В.А. Пронин

· «Декамерон» Дж. Боккаччо

· «Дом, в котором» М.С. Петросян

· «Мемуары гейши» А. Голден

· «Белая голубка кордовы» Д.И. Рубина

· «Выживший» М. Панке

· «Алая буква» Н. Готорн

· «Опасные связи» П. Ш. де Лакло

· «Престиж» К. Прист

· «Срок авансом» У. Тенн

· «Все мои враги мертвы» Р. Брэдбери

· «Месть» А.П. Чехов

· «Бабка» В.А. Осеева

· «Любовь к жизни» Дж. Лондон

· «Друг» Л.Н. Андреев (возмездие)

· «Смертный приговор» А. Азимов

· «Приказ есть приказ» Б. Фредерик


 


Примерные темы итогового сочинения по литературе 2018-2019.

1. Что толкает человека на месть?

2. Как Вы понимаете слова Э. Бёрка: «Великодушие в политике — нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят»?

3. Почему важно уметь прощать?

4. Как Вы понимаете слова Белинского: «Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое»?

5. Как связано понятие «великодушие» с умением прощать?

6. Согласны ли вы с утверждением Э. Сафарли: «Прощение нисколько не требует, чтобы ты понимал человека, которого прощаешь».

7. Является ли терпимость проявлением великодушия?

8. Как желание мести влияет на внутренний мир человека?

9. Согласны ли Вы с утверждением Златоуста: «Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами»?

10. Как желание отомстить влияет на самого судьбы людей?

11. Чем чревато неумение прощать?

12. Согласны ли Вы с утверждением Б. Шоу: «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке»?

13. Что такое милосердие?

14. Как связаны понятия «месть» и «саморазрушение»?

15. Согласны ли Вы с утверждением: «Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой»? (Жаколио)

16. Как связана жажда мести и жажда справедливости?

17. Согласны ли вы с тем, что «стремясь во что бы то ни стало наказать зло, мы преувеличиваем его значительность»? (М, Фрай)

18. Как Вы понимаете слова М. Эшенбах: «Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет»?

19. Каковы последствия мести?

20. Согласны ли Вы со словами С. Аллена: «Нельзя прощать только потому, что другого выбора, как ты считаешь, у тебя нет. Это уже не прощение, это капитуляция»?

21. Как Вы понимаете слова Камю: «На устах — прощение, а в сердце — суровый приговор»?

22. Кому свойственна мстительность?

23. Согласны ли Вы с мнением Э.А. Севруса: «Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души»?

24. Как соотносятся понятия «месть» и «возмездие»?

25. Согласны ли Вы с мнением М. Брентон: «За прощение вообще нельзя благодарить. Оно дается свободно, как дружба… как любовь»?

26. Согласны ли Вы с тем, что прощая кого-нибудь, мы прощаем самих себя? Как Вы понимаете слова А. Мердок: «Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции»?

27. Может ли отмщение принести счастье кому-либо?

28. Как Вы понимаете слова В. Брудзиньского: «Многие начинают мстить раньше, чем их успели обидеть»?

29. Чем опасна «кровная месть»?

30. Согласны ли вы с мнением Э. Хантер: «Ни одна месть никогда никого не вернула назад…мир драгоценнее войны, примирение дороже вражды, а прощение даёт возможность жить дальше. Месть – это путь в пропасть, в которой нет дна»?

31. Месть и великодушие как нравственный выбор человека?

32. Согласны ли Вы с утверждением Сенеки: «Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести»?

33. Может ли месть быть оправданной желанием защитить честь?

34. Как соотносится понятия мстительность и великодушие с силой/слабостью характера?

35. Согласны ли Вы с утверждением А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?

36. Может ли жажда мести стать смыслом жизни?

37. Согласны ли Вы с утверждением М. Ганди: «Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного»?

38. Можно ли научиться прощать?

39. Важно ли умение прощать в тяжелых условиях?

40. Согласны ли вы с утверждением: «Мстящий — всегда судья в собственном деле, а в этом случае трудно не потребовать больше, чем следует» (М. де Пюизье)

41. Как связано понятия месть и жестокость?

42. Есть ли разница между великодушием и всепрощением?

43. Согласны ли Вы с утверждением: «Простить и забыть — акт божественного великодушия»?

44. Как зависть влияет на желание мстить?

45. Любую ли обиду можно простить?

46. Согласны ли Вы с высказыванием Хейзинга: «Месть — это удовлетворение чувства чести, как бы извращённо, преступно или болезненно это чувство подчас ни проявлялось»?

47. В чем разница между истинным великодушием и притворным?

48. Как Вы понимаете слова Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?

49. Почему часто употребляется словосочетание «жажда» мести?

50. Согласны ли Вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же... это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?

51. Может ли месть принести кому-либо пользу?

52. Как Вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить»? Прокомментируйте.

53. Могут ли великодушные люди мстить?

54. Как Вы понимаете слова В. Пикуля: «История любит жестоко мстить тем, кто истории не знает»?

55. Как связано понятие «раскаяние» с «местью»?

56. Согласны ли Вы со словами Э. Де Мелло: «Мир может спасти только примирение, но никак не правосудие, которое по существу является синонимом мести»?

57. Может ли месть принести разочарование?

58. Согласны ли Вы с утверждением Э. Сабато: «Тщеславие прячется в самых невероятных местах: оно соседствует с добротой, самоотверженностью, великодушием»?

59. Можно ли мстить и при этом остаться добрым в душе?

60. Может ли месть быть оправданной?

61. Как Вы понимаете слова Герцена: «Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение»?

62. Чем отличается месть за обиды, нанесенные тебе от мести за обиды, нанесенные близким?

63. Согласны ли Вы с утверждением А. Моруа: «Прощать надо молча — иначе какое же это прощение»?

64. Может ли прощение навредить?

65. Согласны ли Вы с мнением Ф. Шуберта: «Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости»?

66. Чем полезно для человека умение прощать?

67. Как Вы понимаете слова Лууле: «Прощение, идущее от сердца, превращает несчастливое прошлое в счастливое будущее»?

68. Можно ли заслужить прощение?

69. Как Вы понимаете слова А. Дюма: «Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть»?

70. Что такое возмездие?

71. Как Вы понимаете слова Кафки: «Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему»?

72. Как Вы понимаете слова С. Кинга: «Легко обвинять, легко жаждать мщения.

73. Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль»?

74. Согласны ли Вы с утверждением Ю. Нагибина: «Прощение предательства немногим отличается от самого предательства»?

75. Может ли месть быть «сладкой»?

76. Как Вы понимаете слова Д. Митчелла: «Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает»?

77. Есть ли что-то, способное затмить жажду мести?

78. Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение»?

79. Можно ли «полюбить своих врагов»?

80. Как Вы понимаете высказывание Бэкона: «Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его»?

81. Всегда ли «примирение» означает «прощение»?

82. Как Вы понимаете слова: клевета – месть трусов?

83. Как соотносятся понятия «простить» и «забыть»?

84. Согласны ли Вы со словами П. Зюскинда: «Нельзя сразу получить и то и другое: отомстить миру и продолжать в нем жить»?

85. Можно ли простить себя?

86. Согласны ли Вы со словами Р. Грейвза: «Использовать величие закона, чтобы мстить за мелочные появления личной злобы, значит публично признаваться в слабости, трусости и низости духа»

87. Что легче: простить других или себя?

88. Как связано злопамятство с местью?

89. Можно ли быть слишком великодушным?

90. Согласны ли Вы с высказыванием: «Мстить — едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя» (О. О’Малли)

91. Всегда ли мстят только жестокие люди?

92. Как вы понимаете утверждение Ницше: «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов — в инстинкте мести»?

93. Согласны ли Вы с высказыванием: «Сначала надо быть справедливым, а уж потом великодушным, подобно тому, как мы сначала покупаем рубашки, а уж потом кружева»? (Шамфор)

94. Как Вы понимаете словосочетание «благородная месть»?

95. Сложно ли заслужить прощение?

96. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев»?

97. Согласны ли Вы с утверждением С. Бурстайн: «Мы все кажемся более готовыми прощать других или вдохновлять их на прощение, чем прощать самих себя»?

98. Как вы понимаете слова Н. Вуйчича: «Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого»?

99. Способны ли любовь и прощение изменить человека?

100. Как вы понимаете словосочетание «мелочная месть»?


 

 


А. С. Пушкин «Пиковая дама»

Желая быстро разбогатеть, главный герой пьесы А. С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

А. С. Пушкин. «Дубровский»

В повести А. С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.

М. Горький. «На дне»

Обитатели ночлежки – люди ожесточенные и мстительные. Каждый считает, что кто-то другой виноват в том, что они оказались «на дне». А если кто-нибудь пытается вырваться из «пучины», то стараются затянуть его обратно, чтобы не дать ему шанса жить лучше них. Наиболее мстительной оказывается Василиса, жена владельца ночлежки. Она просит своего любовника Пепла убить ее мужа, но, когда это случается, – свидетельствует против него, чтобы отправить его на каторгу, подальше от своей младшей сестры Наташи. Не имея собственного счастья, Василиса не может смириться с благополучием других.

Великодушие в данном произведении демонстрирует странник Лука. Его жизнь непроста: за плечами каторга, откуда он сбежал. Но старик не утратил человеческого облика, он старается поддержать каждого обитателя ночлежки и вдохновить разорвать порочный круг. Но, почувствовав, что в отравленной среде его никто не слышит и не желает принимать во внимание добрые советы, незаметно уходит. Из данного примера узнаем: помочь можно только тем, кто действительно жаждет помощи.

А. И. Куприн. «Поединок»

Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Отомстить за сломанную судьбу – основная задача, которая стоит перед главным героем романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Завистливые заговорщики пишут ложный донос на моряка Дантеса, после которого его прямо со свадьбы упекают в тюрьму. В заточении молодой человек знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать и найти богатства. Став знатным графом Монте-Кристо, Дантес начинает отдавать долги обидчикам. Месть настигает всех предателей, великодушие он проявляет лишь к своей бывшей возлюбленной Мерседес, не причинив вреда ее сыну. Но граф помнит и добрые дела. Монте-Кристо спасает от банкротства своего бывшего хозяина, оплатив долги за судно, а после делает его сына Максимилиана наследником своих богатств.

МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Если рассматривать в данном направлении диаметрально-противоположные понятия, то наиболее точным антонимом слова «месть» является слово «прощение». Учитывайте это при подготовке к декабрьскому сочинению. В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Аспекты направления:

Месть.

Причины мести: обида, зависть и т.д.

Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие).

Последствия мести.

Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор.

Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте.

Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях.

Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие

Кровная месть как социально-историческое явление.

Рассмотрим 3 взаимосвязанных понятия:

 

 

МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ

МЕСТЬ

Определение:

Месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание наказать того человека, который причинил вам зло. Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных. = возмездие, вендетта

Синонимический ряд: вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость.

Словоупотребление:

Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть.

Какой бывает месть (определения)? грозная (Жуковский, Рылеев); губительная (Рылеев); жестокая (Белый); кровавая (Пушкин); лютая(Рылеев); свирепая (Полевой); слепая (Фруг); ярая (Козлов) праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная.

ВЕЛИКОДУШИЕ

Определение:

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.

Простить обиду в порыве великодушия.

Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство.

Итак, великодушие - это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым. Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям.

Синонимы: благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, возвышенность, высокость, рыцарство, щедрость.

Устойчивые выражения и словоупотребление: взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простите великодушно.

ПРОЩЕНИЕ

Определение:

Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.

Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389). Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе. В отличие от этики милосердия и совершенства прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т. Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира. При другом подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр). В конце 20 в. понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.).

Синонимы к слову прощение: помилование, отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие.

Словоупотребление и устойчивые выражения: заслужить прощение, просить прощения, умение/неумение прощать.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь