Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обрядовые словеса, обращённые к Родным богам



 

Там костёр, здесь костёр.

Как на Небеси, так и на Земле стало.

И пища и питие на благо

роду человеческу нарождены.

Добро то есть, и за то благодарствие.

И ста сия страва чиста

и от Богов даждена.

Хлеб да соль!

 

* * *

 

Там костёр, здесь костёр.

На Земле огонь, яко на Небеси.

Благо то есте, иже роду человеческу

во здраву нарождено.

А где хлеб есте, тамо Боги есте.

А ста сия страва чиста,

от Богов Родных даждена.

Хлеб да соль!

 

* * *

 

Прими, (Имя Родного Бога рек),

Страву сию во чертоги Своя,

А даждь нам во здраву!

Хлеб да соль!

 

* * *

 

Святи, Велесе, страву сию—

Богам во славу,

А нам/мне во здраву!

И ста сия страва чиста,

От Родных Богов даждена!

Хлеб да соль!

 

* * *

 

О Дажьбоже, щедры премноже!

Ты Володыка пищи еси,

Дажди нам пищи на здраву, наживу!

Приснокриница силы еси,

Дажди нам силы на праву, наживу!

Иже даёт, а иже берёт —

Всяк Тебе честь воздаёт.

Слава, Дажьбоже,

Слава, Деснице Небесная!

 

* * *

 

Дажьбоже, щедрый всем ноже!

Без тебя пища – гнилом да прахом,

От тебя пища – силой да благом.

Даждь, Боже, по нужде нашей,

Да продли жизни наша,

Тя величаем!

 

* * *

 

О, Дажьбоже,

Благ Живодателю!

Пищи дажди ны, Дажде!

Силы дажди ны, Дажде!

Продли жизни наша,

Те поклоняемся!

Богам Родным во славу,

А нам во здраву!

Сурья леися, чара полнися,

Благо деися, свято молися!

Кому чару пити, тому добрубыти.

Людям честным – да воздраву!

Богам Родным – да во славу!

Благодарствуем, Дажьбоже,

На славной трапезе!

Яко земным насытил еси —

Дажди и душам нашим снедь;

Яко средь Богов Родных еси —

Пребудь со внуками ныне и впредь!

 

 

Раздел 3

Обзор древнеславянских богов

 

В этом разделе, в качестве обзора приводятся древнеславянские божества.

 

Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень)

 

Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) – в славянской мифологии имя персонажа, который часто считался божеством смены времён года. По некоторым версиям, он также покровительствовал коням и пастухам, а также он был связан с началом весеннего солнечного цикла и урожаем.

Что касается происхождения его имени, то есть версия, что оно восходит к древнерусскому «усинь» – «синеватый», который встречался в названиях зимних месяцев. Например, январь называли «просинец». По другим версиям считается, что Авсень происходит от слова «сень» – свет, потому что с приходом Авсеня начиналась светлая часть года, и день становился длиннее.

 

Агуня

 

Агуня – в славянской мифологии бог земного огня.

 

Бадняк

 

Бадняк – в мифологии южных славян является персонажем ритуального характера, символом старого года. Его символом выступал пень с бородой или же ветка, которую было принято сжигать в сочельник. Также, Бадняк связан с образом змея у корней дерева (змей выступал в качестве воплощения нижнего мира). Поэтому, сожжение Бадняка в конце старого года являлось символом поражения змея, а также ознаменованием начала нового цикла.

Противопоставлялся символу нового года – Божичу.

 

Барма

 

Барма – в мифологии бог молитвы. Супруг Тарусы. Летал Барма на лебеде.

 

Белбог (Белобог)

 

Белбог (Белобог) – в славянской мифологии, бог, который жил на небесах и управлял ими. Также, он считался олицетворением светлого дня, божеством света, удачи и счастья. Его также часто связывают с положительным началом в жизни людей. Также, считалось, что своим посохом Белбог был способен собирать облака и протыкать их, чтобы начался дождь.

Противопоставлялся тёмному божеству Чернобогу. В сознании людей того времени мир делился на две части – дружественную и враждебную, отрицательную и положительную, светлую и тёмную. И каждая из них управлялась своим божеством. Светлая часть управлялась Белобогом, а тёмная часть, противопоставляющаяся ему, соответственно управлялась Чернобогом.

Изображался Белобог в образе старца с длинной бородой, облачённого в белые одежды и с посохом в руках.

Его святилище стояло на высоком холме, открытом солнцу. А идол Белбога изображался держащим в правой руке кусок железа.

 

Божич

 

Божич – в мифологии южных славян является персонажем ритуального характера, символом нового года (в отличии от Бадняка), солнечное божество, предвестник весеннего возрождения природы.

Его символом выступал олень с золотыми рогами, что обозначало начало нового солнечного цикла. Считалось, что на своих золотых рогах, Божич приносил обновлённое солнце. Также, символом Божича служил огонь.

 

Бор (Святобор)

 

Бор (Святобор) – в славянской мифологии имя бога лесов, покровителя охоты. Иногда Бор шутил над людьми, но если вдруг он разозлится, то он начинал мучить человека и сбивать его с пути в лесу.

Изображался Бор как правило в образе высокого и могучего человека, с длинными волосами и густой бородой.

 

Герман (Джерман)

 

Герман (Джерман) – в южнославянской мифологии божество, связанное с плодородием. Во время обряда призыва дождя изображался в образе глиняной куклы с подчёркнутыми мужскими признаками. Также, в заклинаниях говорилось, что Герман умер от засухи, после чего женщины хоронили его на песчаном берегу реки. Как считалось, после этого должен был начаться плодоносный дождь.

 

Гром Гремучий Великий

 

Гром Гремучий Великий – в мифах так звали более позднее божество, позаимствовавшее свои качества у Перуна, которое каждую весну садилось на своих коней и скакало по небу. Он был громкоголосым и сердитым. Гром Гремучий Великий на своей колеснице мчался по облакам, протыкал своим копьём небо, поливал землю дождём.

 

Дабог

 

Дабог – в мифологии южных славян является мифологизированным образом «царя на земле». Дабог был дающим, дарящим богом, также, как и Даждьбог у восточных славян.

 

Девана

 

Девана – в славянской мифологии имя богини охоты. Дочь Перуна и Додолы.

 

Дид

 

Дид – в славянской мифологии имя бога супружеского счастья. Дид был младшим сыном богини покровительницы семейного очага Лады, младшим братом Леля и Полеля.

Дид изображался молодым божеством, потому что, как считалось, супружеская любовь никогда не стареет, и даже если огонь угасает, крепкие и нежные отношения всё равно должны сохраняться.

Также, Дид изображался с венком из васильков на голове, а в руках он держал двух горлинок.

 

Дидилия

 

Дидилия – в славянской мифологии богиня деторождения, роста, растительности, олицетворение луны. У Дидилии просили дать детей.

Также, Дидилия покровительствовала женщинам, помогала им в их нелёгкой женской доле, помогала избавиться от бесплодия, покровительствовала беременным женщинам, родам и младенцам.

Изображали её по-разному. Могли изображать в образе молодой женщины, закутанной в плащ, но с обнажёнными руками, в которых она держала факел. Или же её также изображали в образе беременной женщины с цветами и в венке.

 

Догода

 

Догода – в славянских мифах имя бога ясной погоды и тихого ветра. Был братом бога холодных и свирепых ветров Позвизда.

Как правило Догода изображался румяным юношей с васильком венком на голове, и облачённым в серебристо-голубые одежды, с крыльями за спиной.

 

Додола (Дива-Додола, Папаруда)

 

Додола (Дива-Додола, Папаруда) – в южнославянской мифологии женское божество, участвующее в ритуалах вызова дождя, богиня дождя. Часто образ Додолы был связан с богом Перуном.

В древнейших мифах Додола была женой грамовержца.

В ритуале, который посвящался богине, участвовали шесть девушек от двенадцати до шестнадцати лет. Четыре из них пели, а две оставшиеся изображали древнего громовержца и Додолу.

Во время ритуала девушек украшали венками, лили на них воду, что должно было по поверьям вызвать дождь, а также преподносили им хлеб.

 

Дый (Див)

 

Дый (Див) – в мифологии бог ночного неба, хозяин дивьих людей (существ, которые жили на окраинах мира).

 

Желя (Жля)

 

Желя (Жля) – в славянской мифологии богиня скорби, вестница мёртвых. Вместе со своей сестрой Карной, Желя летала над полем брани и оповещала, кому в бою суждено будет погибнуть. А после битвы, Желя сидела склонив голову и оплакивала мёртвых.

По обычаям того времени погибших воинов сжигали, Желя разносила их пепел в роге.

Изображалось в образе красивой и печальной девушки с бледным лицом и чёрными волосами.

 

Заря (Дива, Дивия)

 

Заря (Дива, Дивия) – в славянской мифологии имя богини, сестры солнца. Часто в преданьях она раздваивается и предстаёт в качестве двух персонажей – Утренней зари и Вечерней зари, которые всегда сопровождают солнце.

 

Зевана

 

Зевана – в славянской мифологии древняя богиня, покровительница охоты и зверей. У неё просили послать удачи на охоте, а в знак благодарности ей приносили часть добычи.

Изображалась Зевана в образе женщины в шубе, и накинутой сверху медвежьей шкуре. В руках она держала натянутый лук.

 

Зибог

 

Зибог – в мифологии славян имя бога земли, который обладает огромной силой. Зибог выступает в качестве творца, созидателя. Поднимая землю в одном месте, он может создавать горы и холмы, а опуская землю в другом месте, он создаёт озёра, реки, моря и океаны.

 

Зимцерла

 

Зимцерла – в мифах имя богини рассвета и утренней зари, богиня начала дня. Сестра Солнца, супруга бога Погоды, настроение которого было очень изменчиво. Но Зимцерла умела ладить с ним, и потому большую часть дней в году погода стоит неплохая.

Зимцерле было подвластно начало дня, а от того, каким будет начало дня, зависела его удача, а значит, в том числе урожай и добыча.

Изображалась в образе молодой женщины, облачённую в золотисто-багряные одежды, и которая вселяла людям уверенность своим спокойствием.

 

Злебог

 

Злебог – в славянской мифологии бог потустороннего мира, который наказывал людей, провинившихся при земной жизни.

Изображался он, как правило, в образе змеи, которая придумывала для преступников и грешников страшные мучения.

 

Золотая Баба

 

Золотая Баба – по некоторым источникам одна из самых древних богинь в славянской мифологии. Со временем её культ сильно менялся, но суть оставалась одной и той же, потому что сфера её влияния находится в основе человеческой жизни. Он являлась богиней домашнего очага, богиней, помогающей при родах, а также покровительницей всех женщин.

Изображали её как правило в образе женщины, которая держала на руках одного ребёнка, а ещё одного ребёнка вела за руку.

 

Ипабог

 

Ипабог – бог покровитель охоты. Он сам был охотником и покровительствовал тем, кто охотился не ради забавы, а из-за нужды и ради пропитания. А вот если человек во время охоты вёл себя не как положено, то у него охота не ладилась – зверь убегал, оружие приходило в негодность, а сам охотник часто блудился в лесу и даже мог пораниться.

Также, Ипабог покровительствовал и животным.

 

Карна

 

Карна – в славянской мифологии богиня скорби и печали, богиня-плакальщица, сестра богини Жели. Карна первой оплакивала воинов, которые погибли вдалеке от дома.

Также, по преданиям, Карна по ночам оплакивала мёртвых над полем битвы.

Изображалась в образе женщины, облачённой в длинные чёрные одежды.

 

Корс

 

Корс – в славянских мифах имя бога обильного застолья, божества веселья, весёлого пира, вина и вкусной еды.

Как правило Корса изображали в образе нагого полусонного юноши, едва прикрытого листьями хмеля, и на голове которого был венок из хмельных плетей. В руках он держал ковш и сидел на опрокинутой бочке.

 

Купальница

 

Купальница – в славянской мифологии имя богини. Купальница также приходилась матерью Купале и Костроме, рождённых ей от Семаргла.

 

Лад

 

Лад – в мифах имя бога примирения и согласия.

 

Ладо

 

Ладо – в славянских мифах имя божества света, мира, радости, любви, красоты, благополучия. Вступающие в брак с усердием воспевали его имя.

 

Лель

 

Лель – в славянской мифологии сын богини Лады, бог любви. Жил в лесу вместе со своим братом Полелеем. Лель молодой бог, и потому он часто просто забавляется любовью, хотя и делает это не со зла, а просто для него это весёлая игра.

Появлялся он, как правило, весной. Лель влюблял в себя девушек, а когда ему не было проходу от очередной избранницы, то Лель искал ей парня, и влюблял их друг в друга.

Изображался Лель в образе красивого юноши с курчавыми волосами.

 

Магура

 

Магура – в славянской мифологии считалась дочерью бога грома Перуна. На поле боя Магура подбадривала сражающихся воинов воинственными кликами.

А павшим воинам Магура давала выпить воды из золотой чаши в виде черепа. Те воины, которые испили воды из золотой чаши, которую им дала Магура, отправлялись в Ирий, в райские небесные чертоги.

Изображалась Магура в образе красивой и воинственной женщины с крыльями за спиной.

 

Марцана

 

Марцана – в славянской мифологии богиня смерти для всех, кроме человека. Для человека, её жертвы служат в качестве плодов охоты и рыбалки.

 

Молонья-царица (Меланья)

 

Молонья-царица (Меланья) – в мифах богиня молний, супруга Великого Грома Гремучего, которая на небесах. Также, у неё был сын Огонь-царь от Велеса.

Когда у них в семье начинали ссориться, то все сердились по-своему. Например, Великий Гром Гремучий гремел, Молонья-царица начинала пускать золотые стрелы, а Огонь-царь на этих стрелах нёсся и поджигал всё то, что на своём пути он встречал.

 

Морена (Марена, Маржана)

 

Морена (Марена, Маржана) – в западнославянской мифологии божество, воплощающее в себе смерть и зиму, богиня увядания и смерти.

По преданьям считалось, что Морена жила на севере. Она была могущественной богиней, но светлые божества заключали её в оковы, когда приходила весна.

Образ Морены передавал собой ежегодное угасание и возрождение природы.

Также является весенним ритуальным персонажем, чучело которого сжигали.

 

Ниян

 

Ниян – божество наказаний для преступников. Он был судьёй мира мёртвых, повелителем мучений.

Его часто изображали в образе железного великана.

 

Немиза

 

Немиза – в мифах славян имя бога воздуха, хозяина и повелителя ветров.

Изображался Немиза в образе человека, с головой, увенчанной лучами и крыльями, и с птицей, изображённой на торсе. Иногда, Немиза превращался в пёрышко, и в таком обличье отдыхал от забот.

 

Ний

 

Ний – в славянской мифологии имя божества царства мёртвых. Как правило Ний всегда был злой и раздражённый, потому что работать ему приходилось сутками напролёт, души покойников принимать.

Изображался Ний в образе горбатого старика с длинными руками.

Появившийся в более поздний период Вий, был видимо, основан на образе Ния.

 

Огонь-царь

 

Огонь-царь – в славянских мифах сын Молоньи-царицы и Велеса. По преданьям, однажды, бог Велес похитил Молонью-царицу и овладел ей. После этого родился Огонь-царь, который стал мстить отцу за мать. Огонь-царь вместе с Молоньей-царицей преследовал Велеса, и Огонь-царь побеждал его.

 

Огненный Волх

 

Огненный Волх – в мифологии бог войны и смелости, воин-оборотень. По некоторым источникам также супруг богини Лели.

 

Переплут

 

Переплут – в славянской мифологии бог изобилия, всходов и семян. Отводит в поле заморозки, призывает дождь, прикрывает клубни растений землёй, отгоняет птиц.

Изображается в образе добродушного толстяка, который постоянно что-нибудь ест.

 

Переруг

 

Переруг – в славянских мифах имя божества, иногда злого духа. По своей природе Переруг стремился всех поссорить, часто вносил раздор в любую семью или компанию.

 

Подаг

 

Подаг – в славянской мифологии бог звероловства. Божество хитрое, но справедливое. Может помочь в охоте тем, кто охотиться первый раз. И опытные охотники, как правило, с ним в дружбе – они и приметы знают, и заговоры. А Подог в ответ пошлёт им удачу в охоте.

Изображался со зверем в руках.

 

Погода

 

Погода – в славянских мифах имя бога предвещающего весну, хорошей погоды. Супруг богини Зимцерлы. Иногда, Погода и Зимцерла ссорилась, и погода из-за этого ходил хмурый, из-за чего на земле пасмурно, а возможно и дождливо. Но когда Зимцерла и Погода вновь мирятся, на земле дни опять ясные.

Изображался в образе мужчины без бороды.

 

Полель (Полеля)

 

Полель (Полеля) – в мифологии славян бог брачных уз и брака, младший брат бога Леля. Даже его имя означало «следующий по Леле», потому что брак следует за любовью. Но Полель в отличие от Леля не влюблял в себя девушек просто так, а наоборот, он пел песни на весёлых свадьбах. Одно из древнейших и наиболее почитаемых божеств.

Изображался в образе юноши, облачённого в дорогие златотканые одежды.

 

Поревит (Поренут)

 

Поревит (Поренут) – божество войны в славянской мифологии, бог пятью лицами. Его многоликость выступала символом силы и непобедимости.

 

Похвист (Посвист)

 

Похвист (Посвист) – в славянской мифологии бог ветров, который разгоняет облака, и тем самым позволяет видеть звёзды на небе, освещающие дорогу.

Изображался в образе юноши со светлыми волосами.

 

Припекала

 

Припекала – в славянской мифологии божество любострастия, супружеской неверности, часто предстаёт как божество хитрое и склонное к проказам.

Мог принимать как облик красивого юноши, так и облик красивой женщины.

Изображался красивым, но его характер был очень тщеславным.

 

Прия

 

Прия – в славянских мифах имя богини любви, брака и плодородия. Почиталась также как покровительница огорода. Угодить Прие можно было выполов траву, поливая огород, сажать всё в положенном количестве, содержать огород в порядке и следить за ним. Если хорошо следить за огородом, то Прия будет благосклонна и будет ему покровительствовать – посылать хороший урожай.

Изображалась в образе молодой и спокойной женщины, длинные волосы которой были гладко зачёсаны.

 

Пров

 

Пров – в славянских мифах бог правосудия. Покровительствовал судьям, мог наказать со временем судью, который принял неверное и несправедливое решения.

Изображается Пров в образе старца, облачённого в длинные одежды и с цепями на груди. Цепь на груди Прова является символом последовательности и завершённости каждого дела, за которое он принимается. Длинные одеяния Прова покрыты множеством складок, которые являются символами мудрости и мудрых решений.

 

Прок

 

Прок – в славянских мифах имя бога покровительствующего деловым людям, купцам. Считался хитрым, умным и пронырливым божеством. Также покровительствовал мореплавателям, охотникам, земледельцам, кузнецам и т. д. – всем тем, кто много трудился ради процветания своего дела и своей семьи. Часто, Прок так же покровительствовал и мошенникам, но если мошенник заходил слишком далеко в своих аферах, то Прок отступался от него, предпочитая ему покровительство честным людям.

 

Радегаст

 

Радегаст – в мифологии западных славян главное божество земли ратарей, был связан с военными функциями, божество войны и бранной славы, бог огня.

Изображали Радегаста вооружённым, с секирой, в шлеме. Он разъезжал на белом коне. Каждое утро Радегаст выходил из моря, а с наступлением заката, Радегаст вместе с солнцем скрывался в волнах.

 

Родомысл

 

Родомысл – в славянской мифологии имя бога мудрости и красноречия, божество, покровительствующее законам. Когда люди думали, как обсудить проблемы своего города или думали, как отвратить от своего города угрожающую ему опасность, то начинали молиться Родомыслу.

Изображали Родомысла в образе человека, который упирал в лоб указательным пальцем правой руки. А в левой руке Родомысл держал щит и копьё.

 

Руевит

 

Руевит – в мифологии западных славян бог войны и кровавой битвы, главный бог Кореницы. Было принято брать с собой деревянные куколки этого божества, когда уходили в поход.

Изображался Руевит как правило семиликим, что символизировало его могущество и его неуязвимость. У него было семь мечей на бедре и восьмой меч он держал в руке.

 

Сварожич

 

Сварожич – в славянской мифологии олицетворённый огонь, дух земного огня, сын Сварога.

Считается, что когда-то, давным-давно, Сварог метнул молнию с неба, от которой зажёгся первый на земле очаг. Также, вместе с той молнией на землю попала и душа первого человека, которая стала жить возле того очага. Так с тех самых пор и сопровождает огонь человека всю его жизни, и поэтому, в давние времена люди сжигали тела покойных на погребальных кострах, чтобы души покойных вместе с дымом костра улетали на небо.

Огонь у древних славян считался священным, ему поклонялись и приносили жертвы. В огонь нельзя было бросать нечистоты, его всячески оберегали от осквернений, его нельзя было топтать ногами. Также, в те времена славяне часто приписывали огню целебные и очистительные свойства.

Также, бог Сварожич считался богом домашнего очага, поэтому печь с давних времён пользовалась особым почётом и уважением, с печью с давних времён было связано множество обрядов и обычаев.

И когда семья переезжала в новый дом, то огонь из старого жилища торжественно переносился в новое жильё, чтобы таким образом Сварожич не покинул их семейного очага.

 

Сева

 

Сева – в западнославянской мифологии и в мифологии северных славян, богиня садовых плодов, покровительница плодородных земель, мягкой погоды, солнечных лучей.

Изображалась в образе женщины с длинными волосами, яблоками и ягодами в руках.

 

Сильнобог

 

Сильнобог – в мифах покровитель богатырской силы, физического здоровья, военных игрищ. Был снисходителен к драчунам.

 

Спорыш

 

Спорыш – в восточнославянской мифологии, имя божества изобилия, семян и всходов, дух жатвы, плодородия. Спорыш ходил по полям, оберегал поля от бед.

В более ранний период, сначала так называли двойное зерно или двойные колосья, которые считали символами плодородия, называемыми также «царь-колос».

Изображается в образе кудрявого светловолосого юноши.

 

Суд (Усуд)

 

Суд (Усуд) – в мифологии славян имя божества судьбы. Считалось, что Суд управлял судьбой человека, начиная с самого его рождения. Помимо Суда важнейшие моменты в жизни человека определяли сестры-суденицы.

 

Таруса

 

Таруса – в мифологии супруга Бармы, бога молитвы, летающего на лебеде.

 

Триглав

 

Триглав – божество западных славян. По некоторым источникам Триглав символизировал власть над тремя царствами – небом, землёй и преисподней.

По поверьям, идол Триглава по ночам оживал и отправлялся путешествовать. При этом, Триглав постоянно стремился захватить своими тремя ртами всё то, что попадалось ему на пути. Но каждая голова хотела съесть что-то своё, например, первая голова хотела съесть птиц, вторая съесть рыб, а третья голова хотела съедать скотину. Поэтому, головы вечно ссорились, и в итоге божество оставалось всегда голодным и сердитом. А с наступлением утра идол Триглава возвращался обратно, в свой храм.

 

Триглава

 

Триглава – в славянской мифологии богиня земли. У неё было три головы, каждая из которых олицетворяла собой одно из трёх начал – небо, землю и преисподнюю. Также, головы по другим версиям обозначали творение, хранение жизни и разрушение, которые являлись функциями творца мира. Также, по некоторым версиям, головы богини могли олицетворять время – прошлое, настоящее, будущее.

 

Троян

 

Троян – в мифах имя божества луны и ночи у восточных славян.

У южных славян Троян это ночной демон, которого, как правило, изображали в образе существа с козлиными ушами и ногами, а иногда и с тремя головами.

 

Уд

 

Уд – в славянских мифах покровитель любовной связи и любострастия.

Изображался Уд в образе кудрявого юноши. В руках Уд держал деревянное копьё.

 

Услад (Ослад)

 

Услад (Ослад) – в славянских мифах имя божества роскоши и пиршества, праздников и веселья. Также, Услад считался покровителем винных погребов.

Изображался он, или в образе юноши, но часто облачённого в женские одежды, от постоянного питья его лицо было всегда покрасневшим и обрюзгшим, или же в образе прекрасного юноши с радостной улыбкой.

Также, по некоторым источникам изображался радостным и румяным, улыбающимся. Он был нарядно одет и увенчан цветами. Иногда считался спутником богини Лады.

 

Хворст

 

Хворст – божество, покровитель пожилых людей с не слишком сильным здоровьем. Чтобы задобрить божество, человек достигнув пожилого возраста, начинал молиться божеству и приносить ему жертвы. Но Хворст всегда оставался недоволен, потому что он хотел приношений от молодых, своего рода приношений впрок, но молодые, как правило не задумывались над этим.

Служили Хворсту обычно только самые дряхлые старцы.

 

Хорс

 

Хорс в славянской мифологии считался богом солнца, солнечного диска, оком неба. Хорс был божеством положительным, которое всем давало своё тепло. Божеством Хорс был очень древним, хотя и не совсем понятно, как разделялись обязанности и между Даждьбогом и Хорсом.

Есть версия, что вероятно, Даждьбог всё же был подателем благ, света и тепла, тогда как Хорс был божеством солнца, непосредственно, как светила.

Изображался он, как правило, в образе молодого красивого юноши, а на его идолах часто изображались солнечные знаки.

Также, по некоторым источникам, изображали Хорса в образе белого коня, который каждый день совершал бег по небосклону. Появлялся Хорс утром на востоке, и бежал оттуда на запад. И вечером оказывался Хорс на западе, где он спускался под землю и скакал там по морю Мрака. Но на следующий день, Хорс снова появлялся на востоке в небе.

 

Числобог

 

Числобог – божество, покровитель времени.

Изображался Числобог с двумя лицами. Одно его лицо было подобно солнцу, потому что солнце отмеряло течение дня, а другое его лицо было подобно луне, потому что луна отмеряла течение ночи.

По другим же источникам Числобог был божеством луны и Числобога изображали в образе женщины, которая держала в руке луну, по которой в давние времена исчисляли время.

 

Чур (Цур)

 

Чур (Цур) – в мифах имя древнего божества очага, который оберегал и охранял границы земельных владений, также, он был охранителем всего от всех. Обитал Чур в очаге и тёплой избе.

Также, к нему часто взывали во время гаданий и игр.

Олицетворяли Чура в образе деревянного изображения, которое имело форму кругляша, короткого обрубка приблизительно толщиной в руку. На этом обрубке вырезали условные обозначения, которые обозначали владельца того или иного участка.

Также, по поверьям Чур оберегал от нечистой силы. А известная поговорка «Чур меня!» обозначает обращение к богу Чуру с просьбой о защите.

 

Яровит

 

Яровит – западнославянской мифологии бог плодородия и войны. К врагам жалости Яровит никогда не имел, поэтому считалось, что лучшая жертва для него, это поверженные противники.

Также почитался как защитник слабых и обездоленных.

 

 

Раздел 4

Стихии в магии

 

В этом разделе книги будут рассмотрены стихии в магии. Ибо древние славяне знали, что в основе всего лежат различные виды энергий, и поэтому они с большой пользой для себя использовали для оздоровления энергетику элементарных стихий. Ибо они владели знанием, что огонь, земля, вода, ветер, растения, священные обряды, солнце и время способны очистить тело. Прикоснемся и мы к этим источникам здоровья.

 

Огонь

 

Среди профилактических средств, а отчасти и лечебных средств, большое значение имеет огонь, составляющий предмет поклонения древних славян. Он использовался, в основном, как очищающее средство, сжигающее негативные информационные потоки в биополе человека, и одновременно он активизировал защитные силы иммунной системы. Но для лечения славяне использовали всегда новый огонь, еще не служивший для нужд человека (не загрязненный не нужной информацией).

При появлении в доме «горячечного» больного среди пола на заслонке зажигали из лучинок огонь, через который переходили все здоровые домочадцы. В случае обширной эпидемии в селении принималась общественная мера: собирались все жители на улицу и трением бревна о бревно вытирали «святой огонь» (живой огонь), и через разведенный от него костер переходят все здоровые, а потом переносят и больных (происходит обжигание ауры человека, и выгорает из нее негатив).

Святой огонь добывался не только для исцеления, но и на славянские праздники. Процедура получения огня происходила в торжественной обстановке. Крестьяне приносили два сухих бревна, одно клали на землю, а к другому приделывали ручки, как у пилы, и терли по первому, как пилят дрова. Когда одни уставали, их сменяли другие. Женщины сидели дома и терпеливо ожидали, когда (иногда через 6–8 часов) огонь добудут. Из добытого огня раскладывался нажег, и через него шагали и прыгали, а больных и младенцев переносили на руках. В этом ритуале огня вдовцы не могут участвовать. Огонь этот носит также название древесного или живого огня, и для частного употребления при лечении какой-нибудь болезни получается, как уже упоминалось, трением двух поленьев, и различается еще на дубовый и осиновый огонь. Первого сорта огонь употребляется знахарями при лечении людей, а второй при лечении скота.

Подобие «живого огня», но с меньшей силой имеет и огонь, высекаемый из кремня. Этим огнем лечится преимущественно «летучка», или «летучий огонь», – сыпи на лице. Секрет при этом заключается в том, чтобы высекаемая искра попала непременно в фокус, каждой отдельной высыпи. Во время утренней и вечерней зари мать или родственница больного берет 12 лучинок и связывает их в один пучок. Зажегши, подносит их к лицу больного и брызжет на него через огонь водой со словами:

«Секи, секи, батюшка огонь «летучку», перенеси ее с чада Даждьбожьего (имя) на лучинку».

Это пресекание летучки должно совершаться 12 зорь (6 утренних и 6 вечерних).

В некоторых случаях при помощи огня лечится и рожа: она выжигается. Для этого берут горсть замашки (моховая набивка между бревнами), выщипывают несколько волокон и с произнесением особого рода заговора зажигают над местом, пораженным рожей.

В некоторых местах в огонь для уничтожения болезни с определенной части тела бросают в топящуюся печь лепные изображения из глины той части тела, к которой относится заболевание.

 

Вода

 

Такое же огромное значение, как огню, а то и большее древние славяне придавали воде. Вода, согласно утверждениям древних славян, является самым лучшим носителем информации, ее легко очищать от негатива и записывать на нее нужные сведения. Она легко усваивается телом, которое состоит, в основном, из воды. Насыщение информацией воды осуществлялось различными способами: от заговоров над ней до писания острыми предметами – «вилами по воде» (а острыми потому, так как с острия стекает максимум энергии) – различных рун и других знаков.

Общение с водой для славянина утром начиналось не с принятия омовения, а со стакана прохладной воды. Выпитая сразу после подъема, она естественным образом день за днем выводила шлаки из организма человека. Но вода должна была быть, по утверждению древних славян, прохладной, так теплая вода растворяет шлаки и впитывается вместе с ними в организм, чем вызывает отравление.

Дальше происходило обязательное ежедневное омовение. Самая лучшая вода для этих целей считалась такой температуры, когда человек не чувствует дискомфорта. Так как омовение горячей водой расслабляет человека и делает его мышцы дряблыми, более того, забирает у него энергию. И, наоборот, слишком холодная вода – это тоже плохо, потому что она приводит к спазмам мышц и к разным другим нежелательным последствиям. Голову нужно было мыть только прохладной водой, это, по утверждению знахарей, помогало сохранить зрение. Поэтому вода должна быть в меру прохладной. Только перед сном, чтобы быстрее уснуть, можно было помыться теплой водой, потому что она хорошо расслабляет. Чтобы взбодриться, можно было сначала помыться теплой водой, а затем облиться холодной.

Омовение древние славяне всегда начинали со стоп, а потом уже мыли все остальное тело. После омовения всегда надевалась чистая нижняя одежда! Иначе омовение считалось бесполезным. Обязательно омовение принималось перед сном и после, после полового акта, дефекации, бритья, после общения. Если общение было очень неблагоприятным (брань, оскорбления), то необходимо было проводить полное омовение. Это и была самая простая защита от сглаза. Древние славяне считали, что негативная энергия концентрируется в стопах человека. Поэтому чем чаще их мыть, тем здоровее быть.

Большое внимание уделялось одежде. Нестиранная одежда считалась прямым источником плохого самочувствия. Поэтому нательная одежда (нижнее белье) должна стираться ежедневно.

Большими целительными свойствами обладала дождевая вода (тогда не так еще была развита промышленность, и поэтому дождевая вода была чистая). Она оказывает хорошее действие при головной боли, при глазных болезнях и при бородавках, причем особенно полезными считаются первые капельки дождя. Умывание во время первой весенней грозы, когда блещут молнии, оказывает прекрасное действие: умывшийся в течение года не будет хворать никакой болезнью.

Страдающие куриной слепотой ходят на утренней заре умываться весенними дождями, а затем, нагнувшись над дегтярной кадкой, произносят следующие слова:

«Деготь, деготь, возьми, отмени куриную слепоту, а мне дай светлые глаза».

При глазных заболеваниях считается очень целебной также роса. Больной глазами идет утром на луг, собирает с травы росу и этой росой промывает глаза, причем лучше всего действует роса, собранная до восхода солнца или при восходе на день Купалы. Также в ночь на Купалу смачивают росой чистую скатерть, потом с нее воду выжимают в бутылку и мажут этой росой глаза.

Больной «ломотой» должен 6 раз сходить на луг в утренние зори, и каждый раз кататься на спине, три раза переворачиваясь и приговаривая:

«Зорька, зорька росистая, возьми, унеси от меня ломоту и корчу, унеси в поднебесье от века до века».

При хронических сыпях умываются и обтираются утренней росой на улице, приговаривая:

«Если с ветру пришла, иди на ветер, а с людей пристала – иди на людей».

Такими же целебными свойствами, как дождевая вода и роса, обладает град. Град хорошее средство от зубной боли. В давние времена его ели или, оттаяв, употребляли в виде полосканья. Воду, полученную от таянья града, применяли и при глазных болезнях.

Очень полезной считается вода, взятая из истока реки (из родника), особенно с тех, которые зимой не замерзают. Святые ключи существуют во многих местах. На ветвях деревьев вблизи этих родников навешивают тряпочки, ленточки и пояски – это своеобразные наузы, а на дно ключа опускают серебряные монеты и серебряные предметы, увеличивая его целительную силу. Когда идешь на ключ за водой, не надо ни с кем говорить. Кто навстречу попадет, ничего не надо у него спрашивать и ему ничего не сказывать. Сойдя на ключ, надо прославить на все четыре стороны Родных Богов и многомудрых Предков. При зачерпывании воды говорят:

«Чар водяной, чар земляной, чадрица водяная, чадрица земляная, дай мне водычи на доброе здоровье».

При испуге и головной боли считается целебной вода, взятая зимой из трех колодцев или трех прорубей, зачерпываемая в полдень или полночь. Принимать воду надо натощак, начиная с одной ложки.

В определенные дни целебные силы воды многократно усиливаются. Таков день Купалы, только для излечения от болезней купаться надо между утренней и обедней. Также хорошо купаться в проруби на зимний день Перуна, приговаривая:

«Быстрая речка неси мою болезнь в синее море».

Также можно, умываясь, чтобы усилить очищающие свойства воды, опускать в нее серебряные монеты.

Вода считается священной стихией, и в нее нельзя извергать мочу или кал.

Интересен обычай славян: перед лечением водой испрашивать у нее прощение. Больной или вместо него знахарь приходят к месту, где, по мнению больного, он оскорбил водную стихию. В воду опускается кусочек хлеба, и с первым поклоном говорится:

«На море, на Окияне на острове да на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришел он к тебе, Матушка Вода, с повислою головою да с повинною (при этом делается поклон). Прости меня Матушка Вода, простите и вы меня, Водяные Деды и Прадеды, отцы и матери, чем я кого провинил».

Потом, дважды отступая по одному шагу назад, повторяется тот же поклон и с той же присказкой. Необходимым условием при этом считается, чтобы испрашивающий прощение, идя к воде и обратно не говорил ни с кем ни слова, не оборачивался назад.

 

Земля

 

Древние славяне ведали, что Земля обладает своим энергетическим полем. Поверхность Земли покрыта довольно густой геотектонической сеткой (сеткой Хартмана – эфирное Поле Земли). С севера на юг расстояние между образующими ее силовыми линиями составляет 2 м, а с востока на запад – 2,5 м, которые позже стали называть сеткой Хартмана. В углах этой сетки Земля излучает либо поглощает энергию.

Знание этих мест использовалось при строительстве капищ, жилищ, при проведении различных ритуалов (ритуал зимнего дня Бога Перуна).

Наличие целительных свойств Земли и Вера в них сформировались впоследствии в культ почитания Богини Матери Сырой Земли. Родная земля считается не только целительницей, но она служит охраняющим талисманом от разных несчастий.

При переезде.

Если возьмешь с собою родную Землю и высыплешь там, где будешь жить, тебе поздоровится и не будешь болеть и скучать по Родине.

Взятую с собою землю по приезде в дальний город, нужно сейчас же высыпать и, ступая по ней босыми ногами, приговаривать: «Я по своей Земле хожу» .

Вообще, хождение по Земле босыми ногами считалось очень благоприятным, ибо, древние славяне считали, что негативная энергия скапливается в человеческом организме (особенно после сна) в ступнях. Поэтому, контактируя кожей ног с землей, человек отдает накопившийся негатив и заряжается благоприятной энергией от Матушки Сырой Земли.

Использовалась земля при лечении испуга у ребенка. Мать ребенка 12 зорь подряд (6 утренних и 6 вечерних) ходила с ним на погреб. Держа ребенка на руках и обращаясь утром на восход, а вечером на заход, там молилась и читала молитву Матушке Ладе и каждый раз прикладывала ребенка к земле лбом. Взяв земли с этого места говорила:

«Прости, место святое, прости, Мать Сыра Земля, прости, час святой, чадо (имя)».

Посыпав младенца крестообразно землей, она продолжала:

«Где подумал, там забыл, где нашел, там потерял. Во имя Светлых Богов и многомудрых Предков наших».

В других случаях лечили землей даже оспу. Земля при этом берется со свиного логова, натирается ею рубашка и надевается на больного.

При лечении «могильной косточки» земля непременно бралась с могилы тезки и втиралась в больное место.

Лечебный ритуал с землей на избавление от хворей проводился так: из камушков выкладывался Посолонь (по часовой стрелке) – обережный круг диаметром 1,5 – 2,5 м, внутри его устанавливался небольшой Алтарь. Проводящий ритуал входил в обережный круг (предварительно сняв часы, так как Боги не терпят спешащих) и приветствовал Богиню поднятыми вверх ладонями рук. На Алтаре устанавливались две свечи и благовония и поджигались при помощи огня, добытого трением (можно зажигалкой, но не спичками) возле Алтаря слева и справа ставили две чаши с родниковой водой. И начинали разговор с Богиней Сырой Земли о своем здоровье. Потом бралась чаша, стоящая слева, подносилась ко лбу, и проводящий ритуал просил Мать Сыру Землю благословить ее. Затем то же самое повторялось с правой чашей. Дальше необходимо было поблагодарить Богиню, и заряженную энергией земли воду по окончании ритуала перелить в другие емкости и пить при недомогании. Также воду можно втирать при экземах, ожогах и болях в суставах.

 

Воздух

 

Древние славяне четко понимали, что человек получает энергию в свой организм не только с пищей, он впитывает ее и из воздуха через дыхание и через поры кожного покрытия своего тела. Организм испытывает действие воздуха, ветра непрерывно в течение всей жизни.

Вдыхая эту энергию, находящуюся в воздухе, люди накапливают ее как аккумуляторы, которые вбирают в себя электричество. При этом не только укрепляется физическое тело, но и происходит накопление психической силы. Поэтому культивированию правильного дыхания придавалось важное значение. В наше время мы используем для лечения болезней различные методики дыхания, но ведь и в древности различные оздоровительные дыхательные практики использовались и славянами.

Дыхательные упражнения в Славянской Традиции использовались знахарями. Рассмотрим их подробнее:

«ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ» . Распределяющее воздух по всему объему легких: Воздух медленно вдыхается (носом) с фиксированием сознания на расширении сначала живота, а потом верхней части грудной клетки, затем небольшая пауза на несколько секунд (по времени равная половине промежутка вдыхания) и выдыхание (по времени равное вдоху) в обратном мышечном порядке: отпускается живот, диафрагма, грудь. Опять небольшая пауза, равная половине промежутка выдыхания. Задача – ощутить, что вместе с воздухом в тело вливается и энергия (как рой микрочастиц), этот рой частиц идет через горло в легкие, пронизывает диафрагму и кишечник.

«ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ» . Лучше делать лежа и на выдохе, чтобы в теле не оставалось свободной энергии в легких. Вдохнуть полное дыхание. Задержать дыхание на сколько возможно. С силой выдохнуть воздух через раскрытый рот. Древние славяне заметили, что при задержке дыхания в теле наступает энерго-дефицит и происходит распадение привнесенных в тело негативных чуждых энерго-структур, за счет которых начинает питаться естественная энерго-система. На этом и был основан лечебный эффект задержки дыхания.

«ДЫХАНИЕ ТЕЛОМ» . Это упражнение наполняет энергией весь организм. Известно, что человек дышит и кожей. Значит, энергию можно набирать разными участками тела. Методика упражнения состояла в том, чтобы делать вдохи, концентрируя внимание на поступлении энергии через выбранный участок тела.

«ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ» . Этим дыханием, как правило, заканчивались все оздоровительные упражнения. На вдохе выполнялось «полное дыхание», а затем происходило его удержание на несколько секунд, после чего со значительной силой воздух выдыхался резкими рывками через рот. В этот период происходит очищение энерго-структуры человека от чуждых контактов.

«ДЫХАНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ» . С помощью дыхательных упражнений можно наладить свою память. Для этого надо нагнуть голову вниз и, втягивая медленно воздух носом, поднимать голову с открытыми глазами к потолку, задержать дыхание на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и медленно выдыхать, наклонив голову, через рот (губы трубочкой) – 4 вдоха и выдоха. 1 раз в день 20 дней.

«ВОЗДУХ ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯ» использовали древние славяне в полной мере. Ведь это действие стимулирует защитные силы организма, предотвращает и лечит заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой системы. Самыми лучшими считались воздушные ванны, принимаемые на рассвете, когда Ярило-солнце пронизывает воздух ультрафиолетовыми лучами и в то же время насыщает организм энергией.

 

 

Раздел 5


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.253 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь