Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Программа ввода двух чисел с клавиатуры и нахождения их произведения



Структура программы

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов:

 

PROGRAM имя (INPUT, OUTPUT);

раздел описаний

BEGIN

раздел операторов

END.

 

Заголовок программы содержит служебное слово PROGRAM, имя программы, задаваемое пользователем-программистом, и в круглых скобках имена стандартных процедур INPUT, OUTPUT для связи программы с внешними устройствами ввода-вывода ЭВМ. Заканчивается заголовок символом «;» (точка с запятой).

 

Раздел описания величин в общем случае состоит из семи частей:

1. Список библиотечных модулей, связанных с программой (начинается ключевым словом uses).

2. Описание меток (label).

3. Описание констант (const).

4. Определение типов данных (type).

5. Описание переменных (var).

6. Описание процедур (procedure).

7. Описание функции (function).

После каждого описания ставится символ «;» (точка с запятой).

 

Раздел операторов заключается в операторные скобки вида: BEGIN (начать) и END (окончить), при этом после END ставится точка. В разделе операторов записывается последовательность исполняемых операторов. Каждый оператор выражает действие, которое необходимо выполнить. Исполняемые операторы отделяются друг от друга символом «;».

 

Ниже представлена структура программы на языке Паскаль в общем виде:

 

PROGRAM    <название программы> (Input, Output):

USES              <1-е имя, 2-е имя, 3-е имя, …>;

LABEL…;

CONST…;

TYPE…;

VAR…;

PROCEDURE <имя процедуры>;

     <тело процедуры>

FUNCTION          <имя функции>;

      <тело функции>

BEGIN

    <1-й оператор>;

    <2-й оператор>;

    …

    <n-оператор>

END.

 

 

 

Программа ввода двух чисел с клавиатуры и нахождения их произведения

PROGRAM PROGRAMMA_1;                 {Заголовок программы}

VAR  A,B, Proizvedenie: integer;          {A,B, Proizvedenie – переменные, целые числа}

BEGIN                                                           {Начало программы}

WRITE (‘Введите целое число А:’);      {Вывод сообщения о вводе числа А}

READLN (A);                                                {Ввод с клавиатуры значения числа А}

WRITE (‘Введите целое число В:’);

READLN (В);                                                {Ввод с клавиатуры значения числа В}

WRITE (‘Произведение чисел’ А, ‘и’, B, ‘=’, Proizvedenie); {Вывод на экран произведения}

END.                                                                {Конец программы}

Служебное слово – это слово, которое в языке Паскаль имеет определенное смысловое значение. program, var, begin, end.
Имя (идентификатор) – это имя элемента программы: команды, переменной т.д. Соответственно по идентификатору (имени) осуществляется обращение к переменным, вызов команд и т.п. Например: Znak_3 Block56 Imia_Gani
Описание меток. Метка применяется для обозначения выделения одной строки программы, содержащей некоторый оператор. С помощью этой метки можно перейти с любого места программы в оператор, отмеченный меткой. Формат описания меток: label число 1, число 2, …, число k, имя 1, имя 2, …, имя n; Например: label 12, 5, 11, tchislo, k5, n, znak_1;
В языке Паскаль к основным элементам данных относятся константы и переменные.
Описание постоянных. В программе можно задавать непосредственно значения постоянных величин (констант) или их можно задавать с помощью описания имен. Формат описания констант: const имя1=значение; имя2=значение; …, имя n=значение; Например, const p=3.14; e=2.7; a=’bol’; max=1000.
Описание переменных. Используемые в программе переменные величины и их типы должны быть описаны в разделе «Описание переменных». Переменные могут изменять свое значение в ходе выполнения программы. Формат описания переменных: var  - список имен переменных: тип; Например, var af, m, n: integer;                        h, sg;      real;                        d, ch:     char;                        kd, b:     oolean;
Комментарий служит для пояснения программы или отдельных ее частей. {}, **.

Типы данных

Достоинством языка Паскаль является возможность использования широкого набора разных типов данных. Тип данных определяет возможные значения констант, переменных, функций, выражений, принадлежащих к этому типу, форму представления в ЭВМ и операции, которые могут выполняться над ними. Все типы данных можно разделить на простые и сложные.

Стандартные функции

Элементарные функции, такие, как синус, косинус, квадратный корень, логарифм и другие, часто используются в различных задачах и вычислениях. Поэтому язык Паскаль имеет простые средства записи элементарных или, как их называют, стандартных функций.

Правила записи стандартных функций:

1. Имя функции записывается прописными буквами латинского алфавита. Имя состоит не более чем из шести букв.

2. Аргумент функции записывается в круглых скобках после имени функции.

3. Аргументом функции может быть константа, переменная или арифметическое выражение.

Рассмотрим некоторые стандартные функции:

SQRT(X)вычисляет корень квадратный из аргумента Х, что соответствует математической записи ;

SQR(X) – вычисляет квадрат аргумента Х, что соответствует математической записи

SIN(X) – вычисляет синус аргумента Х, что соответствует математической записи sin x;

ABS(x) – вычисляет абсолютное значение (модуль) аргумента Х, что соответствует математической записи çx÷;

 

ORD(X) – определяет порядковый номер символа Х.

CHR(X) – определяет символ, стоящий по порядковому номеру Х

PRED(X) – определяет предыдущий символ по отношению к Х, например pred(5)=4.

SUCC(X) – определяет последующий символ по отношению к Х, например succ(5)=6.

TRUNC(X) – целая часть вещественного числа x (результат не округляется), например trunc(52.9) = 52;

ROUND(X) – округляет вещественное число х до целого, например:

ROUND(X)= TRUNC(X+0.5), X>=0; например: x=3,7, round(x) = 4

ROUND(X)= TRUNC(X-0.5), X<=0; например: x=-3,7, round(x) = -3

Аргументами этих функций не могут быть действительные данные.

Арифметические выражения

Арифметические выражения строятся из арифметических констант, переменных, функций и операций над ними.

Частным случаем выражения является константа, переменная или функция.

Все данные, входящие в арифметические выражения, должны быть одного типа.

При составлении выражений следует выполнять следующие правила:

1. Записывать все составные части выражений в одну строку. В выражениях двухэтажных и более верхние и нижние индексы не допускаются.

Например, формула

должна быть записана в виде следующего выражения:

(A1*X1+B2*X2+5*A3*X3)/(25*D-14*F).

Логические выражения

Логические выражения строятся из логических данных, логических операций и операций отношений. В операциях отношения могут участвовать арифметические и логические выражения, а также символьные данные. Результатом логического выражения является значение TRUE и FALSE.

В логическом выражении принят следующий приоритет операций:

1) NOT

2)* (умножение), / (деление), DIV, MOD, AND;

3)+ (плюс), - (минус), OR;

4) < (меньше), <=(меньше или равно), = (равно), < > (не равно), >= (больше или равно), > (больше).

Операции, указанные в одной строке, имеют одинаковый приоритет.

 

Операции сложения, вычитания, умножения, деления выполняются как в математике.

5 DIV 2 = 2     5 MOD 2 = 1

8 DIV 3 = 2     8 MOD 3 = 2

7 DIV 2 = 3     7 MOD 2 = 1

Применение к целым числам операций NOT, OR, SHL, CHR, AND, XOR является операциями над битами.

В логическом выражении допускается использование круглых скобок. При наличии скобок сначала выполняются действия в скобках (в первую очередь в самых внутренних), а затем вне скобок. В круглые скобки обязательно заключаются части выражения, стоящие слева и справа от логических операций AND и OR.

Задание для СРС:

1. Запишите в виде инструкции присваивания формулу вычисления значения функции y:= -2.7*x*x*x+0.23*x*x-1.4;
2. Запишите в виде инструкции присваивания формулу пересчета веса из фунтов в килограммы (один фунт равен 409,5 г). kg:=funt*0.4095;
3. Запишите в виде инструкции присваивания формулу вычисления стоимости покупки нескольких тетрадей, карандашей и линейки. sum:=ct*nt+ck*nk+cl; {ct,ck – цена тетради, карандаша и линейки} {nt, nk – количество тетрадей и карандашей}
3. Используя элементарные конструкции языка Паскаль, записать следующие выражения:1) (а-b)(a+b);              2) 2a2+3b3;           3) ax + by +cz;    4) (x+y)3;              5) 6)        7)   8) a3x3+a2x2+ a1x + a0;       9) 1+2x+3x2 + 4x3; 10) sin2x + cos2x;                               11)                12) 13)              14) 4. Удалите ненужные скобки в следующих выражениях: а) (a*b) div с;      б) a – (b-(c-d)); в) ((a-b)-c)-d. 3. Определите значения выражений: а) 16 div 4*2; б) 16 + 4 * 2; в) 1 + 19 mod 5; г) (1+19) mod 5; д) 3 div 10 + 25 mod 5; е) 1+25 div 5 mod 2; ж) (1+25 div 5) mod 2. 5. Записать на языке Паскаль следующие уравнения: а) б)        в)    г) д) е) ж) з)

Задание на СРСП:

1. Объявите необходимые переменные и напишите инструкции ввода исходных данных для программы вычисления стоимости покупки нескольких тетрадей и карандашей. Предлагается, что во время работы программы пользователь будет вводить данные о каждой составляющей покупки в отдельной строке: сначала цену, затем количество.

Контроль выполненного задания состоится на занятиях СРСП (по расписанию занятий).

2. Основы алгоритмизации и программирования. Turbo Pascal 7.0.

Форма контроля – рефераты, 10 стр. Сроки сдачи – на следующей неделе.

Контрольные вопросы:

А. Для письменного контроля:

1. Для чего предназначено «имя» как оно записывается?

2. Что такое «служебное слово»?

3. Что является элементами данных?

4. Каковы составные части программы, записанной на языке Паскаль?

5. Как оформляется заголовок программы?

6. Для чего предназначен раздел описаний?

7. В каком виде оформляются комментарии?

8. Какие стандартные типы вам известны?

9. Как описываются в программе константы, обозначенные именем?

10. Как описываются переменные, используемые в программе?

11. Какие стандартные функции используются в языке Турбо Паскаль?

Б. Для компьютерного тестирования:

1. Заголовок программы начинается с зарезервированного слова …

A) program

B) procedure

C) function

D) begin

2. Оператор label в Паскаль используется для описания...

A) меток

B) массивов

C) переменных

D) программы

Глоссарий

Казахский /Русский/ Английский Содержание

1

Байт

простой тип данных

 

Байт
Byte

2

Бүтін

простой тип данных

 

Целые
Integer

3

Нақты

простой тип данных

 

Вещественные
Real

4

Смволдық

простой тип данных

 

Символьные
Char

 

5

Қатар

простой тип данных

 

Строковые
String

 

6

Логикалық

простой тип данных

 

Логические
Boolean

Список литературы

Основная литература:

1. Гуда А.Н., Бутакова М.А., Нечитайло Н.М., Чернов А.В. Информатика. Общий курс: Учебник /Под ред. Академика РАН В.И. Колесникова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 400 с.

2. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2006. – 640 с.:ил.

3. Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0. Учебное пособие – СПб: Питер, 2007. – 367 с.: ил.

Дополнительная литература:

4. Вольский С.В., Дмитриев П.А. Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников. – СПб: Наука и Техника, 2007. – 244 с., ил.

5. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб: БХВ-Петербург, 2006. – 256 с.: ил.

 

Структура программы

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов:

 

PROGRAM имя (INPUT, OUTPUT);

раздел описаний

BEGIN

раздел операторов

END.

 

Заголовок программы содержит служебное слово PROGRAM, имя программы, задаваемое пользователем-программистом, и в круглых скобках имена стандартных процедур INPUT, OUTPUT для связи программы с внешними устройствами ввода-вывода ЭВМ. Заканчивается заголовок символом «;» (точка с запятой).

 

Раздел описания величин в общем случае состоит из семи частей:

1. Список библиотечных модулей, связанных с программой (начинается ключевым словом uses).

2. Описание меток (label).

3. Описание констант (const).

4. Определение типов данных (type).

5. Описание переменных (var).

6. Описание процедур (procedure).

7. Описание функции (function).

После каждого описания ставится символ «;» (точка с запятой).

 

Раздел операторов заключается в операторные скобки вида: BEGIN (начать) и END (окончить), при этом после END ставится точка. В разделе операторов записывается последовательность исполняемых операторов. Каждый оператор выражает действие, которое необходимо выполнить. Исполняемые операторы отделяются друг от друга символом «;».

 

Ниже представлена структура программы на языке Паскаль в общем виде:

 

PROGRAM    <название программы> (Input, Output):

USES              <1-е имя, 2-е имя, 3-е имя, …>;

LABEL…;

CONST…;

TYPE…;

VAR…;

PROCEDURE <имя процедуры>;

     <тело процедуры>

FUNCTION          <имя функции>;

      <тело функции>

BEGIN

    <1-й оператор>;

    <2-й оператор>;

    …

    <n-оператор>

END.

 

 

 

Программа ввода двух чисел с клавиатуры и нахождения их произведения

PROGRAM PROGRAMMA_1;                 {Заголовок программы}

VAR  A,B, Proizvedenie: integer;          {A,B, Proizvedenie – переменные, целые числа}

BEGIN                                                           {Начало программы}

WRITE (‘Введите целое число А:’);      {Вывод сообщения о вводе числа А}

READLN (A);                                                {Ввод с клавиатуры значения числа А}

WRITE (‘Введите целое число В:’);

READLN (В);                                                {Ввод с клавиатуры значения числа В}

WRITE (‘Произведение чисел’ А, ‘и’, B, ‘=’, Proizvedenie); {Вывод на экран произведения}

END.                                                                {Конец программы}

Служебное слово – это слово, которое в языке Паскаль имеет определенное смысловое значение. program, var, begin, end.
Имя (идентификатор) – это имя элемента программы: команды, переменной т.д. Соответственно по идентификатору (имени) осуществляется обращение к переменным, вызов команд и т.п. Например: Znak_3 Block56 Imia_Gani
Описание меток. Метка применяется для обозначения выделения одной строки программы, содержащей некоторый оператор. С помощью этой метки можно перейти с любого места программы в оператор, отмеченный меткой. Формат описания меток: label число 1, число 2, …, число k, имя 1, имя 2, …, имя n; Например: label 12, 5, 11, tchislo, k5, n, znak_1;
В языке Паскаль к основным элементам данных относятся константы и переменные.
Описание постоянных. В программе можно задавать непосредственно значения постоянных величин (констант) или их можно задавать с помощью описания имен. Формат описания констант: const имя1=значение; имя2=значение; …, имя n=значение; Например, const p=3.14; e=2.7; a=’bol’; max=1000.
Описание переменных. Используемые в программе переменные величины и их типы должны быть описаны в разделе «Описание переменных». Переменные могут изменять свое значение в ходе выполнения программы. Формат описания переменных: var  - список имен переменных: тип; Например, var af, m, n: integer;                        h, sg;      real;                        d, ch:     char;                        kd, b:     oolean;
Комментарий служит для пояснения программы или отдельных ее частей. {}, **.

Типы данных

Достоинством языка Паскаль является возможность использования широкого набора разных типов данных. Тип данных определяет возможные значения констант, переменных, функций, выражений, принадлежащих к этому типу, форму представления в ЭВМ и операции, которые могут выполняться над ними. Все типы данных можно разделить на простые и сложные.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь