Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Цели освоения учебной дисциплины



Дисциплина «Дисциплина по выбору"Художественная концепция личности в русской литературе 19 в."» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и программе «Филологическое образование» очной и заочной формам обучения.

Художественная концепция личности есть форма творческой реализации писателем своих мировоззренческих установок, определяемых национальной картиной мира. Формирование художественной концепции личности, начавшееся в древнерусский период достигло классической формы воплощения в литературе «золотого века» (19 века). Рассмотрение русого литературного процесса сквозь призму художественной категории личности, во-первых, позволяет студенту выявить магистральные линии развития литературы в проявлении творческих индивидуальности, во-вторых, систематизирует знание будущих бакалавров, готовит студентов к освоению магистерского уровня образования.  

Цель дисциплины: рассмотреть художественную концепцию личности в русской литературе 19 века в контексте выявления и утверждения духовно-эстетических основ жизни русского мира и его противостояния иным духовно-эстетическим системам.

Задачи дисциплины:

•     знакомство со спецификой литературного процесса 19 века;

•     анализ индивидуальных художественных систем;

•     выявление ведущего типа личности в творчестве классиков русской литературы

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- понятие «художественная концепции личности» в русской литературе 19 века;

- специфику реализации художественной концепции личности русскими классиками

- основные теоретико-литературные термины и понятия, принятые в современной филологической науке;

- основные этапы развития литературного процесса 19 века;

уметь:

- оценивать произведения писателей русской литературы 19 века как проявление литературного творчества, исходя из их духовной ценности для общества;

- оперировать основными теоретико-литературными терминами и понятиями, принятыми в современной филологической науке;

- соотносить конкретные литературоведческие знания и умения с соответствующими разделами науки, культуры, искусства, педагогики;

владеть:

- навыками литературоведческого анализа художественного, публицистического, литературно-критического текста;

- способностью определять специфику творческой личности

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

 

ОК-1 способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ДПК-1 Умение формировать у учащихся культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни, а также по разрешению конфликтных ситуаций в процессе социальной адаптации
ДПК-2 Умение соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики на основе норм современного литературного русского языка, а также духовного и эстетического богатства русской классической литературы

 

 

Место учебной дисциплины

Дисциплина «Художественная концепция личности в русской литературе 19 века» как структурный элемент входит в раздел профессионального цикла. Курс «Художественная концепция личности в русской литературе 19 века» предлагается студентам в 6 семестре, когда они уже приобрели определенный корпус историко-литературных теоретико-литературных знаний. В рамках данного курса студенты получают возможность углубить свои профессиональные знания, соотнести их с потребностями развития современного российского общества.

4. Объем дисциплины (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем

Выписка из учебного плана

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич. занятия, час

СРС, час

Контроль, час

Форма

аттестации

зач. ед. часы
Очная 4 3 108 16 32 60 2 зачет

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич. занятия, час

СРС, час

Контроль, час

Форма

аттестации

зач. ед. часы
Заочная   3 108 6 6 96 3 зачет

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич. занятия, час

СРС, час

Контроль, час

Форма

аттестации

зач. ед. часы
Очная 5 3 108 18 36 54   зачет

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич. занятия, час

СРС, час

Контроль, час

Форма

аттестации

зач. ед. часы
Заочная   3 108 6 4 98 3 зачет

 

5. Содержание дисциплины с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план дисциплины

Наименования разделов

Всего часов

Аудиторные

СРС

Л ПЗ
Понятие «художественная концепция личности»   4    
Эволюция художественной концепции личности в русском литературном процессе XI – начала XXI веков (общая характеристика и постановка проблем и задач курса).   6    
Своеобразие 19 века в мировой и отечественной истории. Специфика русского литературного процесса 19 века.   4    
Наследие 18 века (классицизм, сентиментализм) в формировании художественной концепции личности «золотого века» русской литературы.   2    
Художественная концепция личности русского романтизма (эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм).     6  
Эволюция художественной концепции личности в творчестве А.С. Пушкина.     10  
Эволюция художественной концепции личности в творчестве М.Ю. Лермонтова     8  
Художественная концепция личности в творчестве Н.В. Гоголя     8  

2 часть

1. Литературно-критическая и публицистическая основа художественной концепции личности русской литературы второй половины 19 века.   4    
2. Художественная концепция личности в творчестве И.С. Тургенева   4    
3. Художественная концепция личности в творчестве И.А. Гончарова     8  
4. Художественная концепция личности в творчестве А.Н. Островского     8  
5. Художественная концепция личности в творчестве Ф.М. Достоевского   6    
6. Художественная концепция личности в творчестве Л.Н. Толстого     10  
7. Художественная концепция личности в творчестве А.П. Чехова     5  
8. Итоги духовно-эстетического противостояния христианства и гуманизма в русской литературе 19 века.   2    
9. Традиции русской классической литературы в формировании художественной концепции личности в творчестве русских классиков 20 - начала 21 вв.      5  
 

 

5.2 Виды занятий и их содержание

 

5.2.1 Планы и содержание лекций

 

Лекция № 1 Понятие «художественная концепция личности»

1. Специфика художественного осмысления мировоззренческих установок

2. Понятие о творческой индивидуальности писателя

3. Проблема личности (проблема человека) как центральная проблема мировой литературы 

 

Лекция № 2 Эволюция художественной концепции личности в русском литературном процессе XI – начала XXI веков

1. Формирование русской национальной картины мира. Иларион Киевский «Слово о законе и Благодати»

2. Художественная концепция личности в древнерусской литературе и её кризис в 17 веке

3. Художественная концепция личности в русской литературе европейского типа (18 век)

4. Роль 19 века в художественной концепции личности русской классики.

Дополнительная литература:

1. История русской литературы в 10 тт. - М.-Л., т.5, 1941.

2. История русской литературы в 3 тт. - М.-Л., 1963,1.2.

3. История русской литературы в 4 тт. - Л., 1981, т.2.

4. Вузовские учебники.

5. Поэты начала XIX века. - Л., 1961.

 

Лекция № 3 Своеобразие 19 века в мировой и отечественной истории. Специфика русского литературного процесса 19 века.

1. Политическая карта Европы и геополитический конфликт России и Запада рубежа 18 – начала 19 вв.

2. Отечественная война 1812 года и её роль в становлении национального самосознания и развития русской литературы

3. Трагедия декабризма.

4. Феномен творческой личности А.С. Пушкина.

5. «Россия и Революция» Ф.И. Тютчев во второй половине 19 века.

Дополнительная литература:

1. История русской литературы в 10 тт. - М.-Л., т.5, 1941.

2. История русской литературы в 3 тт. - М.-Л., 1963,1.2.

3. История русской литературы в 4 тт. - Л., 1981, т.2.

4. Вузовские учебники.

5. Поэты начала XIX века. - Л., 1961.

 

Лекция №4 Наследие 18 века (классицизм, сентиментализм) в формировании художественной концепции личности «золотого века» русской литературы.

1. Художественная концепция личности русского классицизма. Её национальное преломление

2. Художественная концепция личности русского сентиментализма.

3. Влияние предромантизма на идейно-эстетические основы концепции личности.

Дополнительная литература:

1. История русской литературы в 10 тт. - М.-Л., т.5, 1941.

2. История русской литературы в 3 тт. - М.-Л., 1963,1.2.

3. История русской литературы в 4 тт. - Л., 1981, т.2.

4. Вузовские учебники.

5. Поэты начала XIX века. - Л., 1961.

6. История русской поэзии в 2 тт. - Л., 1968., т. 1

 

 

Практическое занятие № 1 Художественная концепция личности русского романтизма (эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм).

1.  Романтическая картина мира. Искушение индивидуализмом.

2. Художественная концепция личности в эпикурейском романтизме.

3. Художественная концепция личности в мистико-эллегическом романтизме.

4. Художественная концепция личности в гражданском романтизме.

Дополнительная литература:

  1. История русской поэзии в 2 тт. - Л., 1968., т. 1.
  2. Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике: К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич. -М., 1987.
  3. Развитие реализма в русской литературе в 3 тт., т. 1. - М., 1972.
  4. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. - М., 1982.

 

Практическое занятие № 2 Эволюция художественной концепции личности в творчестве А.С. Пушкина.

1.  Роль лицейского и петербургского периодов в становлении творческой личности А.С. Пушкина

2. Искушение свободой (искушение романтическим индивидуализмом) в творчестве А.С. Пушкина периода южной ссылки

3. «Своим пенатам возвращенный…» (Обращение А.С. Пушкина к национальным основам бытия и творчества.)

Дополнительная литература:

1. Русская литература XIX века и христианство. - М., 1997.

2. Пушкин в русской философской критике, - М., 1990.

3. Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. -Л., 1974.

4. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (18134826). - М.-Л., 1950.

5. Он же. Творческий путь Пушкина (1826-1830). - М., 1967.

6. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. - М., 1990.

7. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. - Л., 1983.

8. Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.э 1981.

9. Скатов Н.Н. Русский гений. - М.,1987.

10. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. - М., 1987.

 

 Практическое занятие № 3 Эволюция художественной концепции личности в творчестве М.Ю. Лермонтова

1. Романтическая картина мира поэта и «мятежный» характер его творчества 1828 – 1834 гг. Индивидуалистический тип личности героя.

2. Осознание трагедии западничества в творчестве М.Ю. Лермонтова 1835- 1836 гг.

3. Трагедия индивидуалистической личности в творчестве М.Ю. Лермонтова 1837- 1841 гг.

4. Стремление лермонтовского героя самоутвердиться на основе приобщения к традиционным ценностям национального бытия.

Дополнительная литература:

1. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981.

2. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973.

3. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова, - М., 1985.

4. Щеблыкин ИЛ. Лермонтов. - М., 1991.

5. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и твор­ческие процессы. - Воронеж, 1973.

6.Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975.

 

Практическое занятие № 4 Художественная концепция личности в творчестве Н.В. Гоголя

 

1. Общая эволюция творчества Н.В. Гоголя: от романтизма к православному взгляду на мир.

2. Трагедии романтической личности в творчестве раннего Гоголя.

3. «Души мёртвые» и «души живые» в творчестве Н.В. Гоголя.

4. Концепция личности в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

Дополнительная литература:

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 томах/комментарии В.А. Воропаева, И.А. Виноградова, - М., 1994.

2. Гоголь и мировая литература. - М., 1988.

3. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. - М., 1982.

4. Карташова И.В. Гоголь и романтизм. - Калинин, 1975.

5. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. - М., 1976.

6. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. Собрание сочинений: В 4 т. - М., 1980, т. 1

 

 

Часть 2

 

Лекция №1 Литературно-критическая и публицистическая основа художественной концепции личности русской литературы второй половины 19 века.

1. Основные направления русской общественно-филосовской и эстетической мысли 40 – 60-х гг.

2. Западники и славянофилы. Либералы, консерваторы, демократы.

3. Концепция личности в литературно-критической деятельности В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева

4. Концепция личности в творчестве А.С.Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф.Самарина, Ап. Григорьева.

Дополнительная литература:

1. История русской литературы в 10 тт. - М.-Л., т.5, 1941.

2. История русской литературы в 3 тт. - М.-Л., 1963,1.2.

3. История русской литературы в 4 тт. - Л., 1981, т.2.

4. Вузовские учебники.

5. Поэты начала XIX века. - Л., 1961.

6. История русской поэзии в 2 тт. - Л., 1968., т. 1

 

Лекция № 2 Художественная концепция личности в творчестве И.С. Тургенева

1. И.С. Тургенев как «русский европеец» и как «русский страдалец». Амбивалентность творческой личности русского классика.

2. Несостоявшаяся русскость тургеневского героя (от «Постоялого двора» к «Дворянскому гнезду»).

3. «Живые мощи» как максимально возможное приобщение И.С.Тургенева к «народной правде».

4. Попытки создания образа «совершенного западника»

5.  «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева как итог жизненного и творческого пути писателя.

Дополнительная литература:

1. Богословский Н.В. Тургенев М, 1964..

2. Батюто А. Тургенев-романист.- М.. 1972.

3. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева.-Л., 1975.

4. Петров С.С. И.С.Тургенев: творческий путь.- М., 1979.

5. Шаталов С.Е. художественный мир Тургенева.-М., 1979.

6.Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы ге­незиса.Л., 1980.

7. Маркевич В.М. И.С. Тургенев и русский реалистиче­ский роман XIX века: 30-50-е годы-Л., 1982. 8.Лебедев Ю.В. Тургенев.-М, 1990.

 

Лекция № 3 Художественная концепция личности в творчестве Ф.М. Достоевского

1. «Реализм в высшем смысле» Ф.М. Достоевского

2. Художественная концепция личности в романе «Бедные люди»

3. Основные положения почвенничества

4. Индивидуалистическая личность в «Записках из подполья»

5. Художественная концепция личности в романе «Преступление и наказание»

6. Поиски писателем «положительно-прекрасного человека». «Пушкинская речь»

7. Художественная концепция личности в романе «Братья Карамазовы»

Дополнительная литература:

1. Селезнев Ю.И. Достоевский -М., 1990 (ЖЗЛ).

2. Волгин И.Л. Последний год Достоевского. Историче­ские записки.-М, 1991.

З. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского.-М., 1991.

4. Переверзев В.Ф. Творчество Достоевского.-М., 1984.

5. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи.-Ростов Н/Д, 1987.

6. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского.-М.-Л., 1964.

7. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского.-М., 1989.

 

Лекция № 4 Итоги духовно-эстетического противостояния христианства и гуманизма в русской литературе 19 века.

1. Гуманизм и христианство в русской литературе 18 века

2. Возвращение классики «золотого века» к национальной духовной традиции

3. Синтез европейской формы и православной духовности как основа величия русской классики

Дополнительная литература:

1. История русской литературы в 10 тт. - М.-Л., т.5, 1941.

2. История русской литературы в 3 тт. - М.-Л., 1963,1.2.

3. История русской литературы в 4 тт. - Л., 1981, т.2.

4. Вузовские учебники.

5. Поэты начала XIX века. - Л., 1961.

 

 

Практическое занятие № 1 Художественная концепция личности в творчестве И.А. Гончарова

1. Раздумья писателя о судьбах России: «Обыкновенная история», «Фрегат “Паллада”», «Обломов», «Обрыв», «Мильон терзаний».

2. Стремление классика художественно воплотить идеал личности на основе органического синтеза «старого» и «нового».

3. Художественная концепция личности в романе «Обломов».

4. Художественная концепция личности в романе «Обрыв».

Дополнительная литература:

1. Н.Г. Чернышевский. Очерки гоголевского периода русской литературы.

2. А.В. Дружинин. Критика гоголевского периода русской литературы и наше к ней отношение.

3. И.А. Добролюбов. Луч света в темном царстве.

4. И.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?

5. А.В. Дружинин. «Обломов». Роман И.А. Гончарова.

6. А. Григорьев. После «Грозы» Островского. Письма к Тургеневу. Письмо первое. Неизбежные вопросы.

 

Практическое занятие № 2 Художественная концепция личности в творчестве А.Н. Островского

1. «Колумб Замоскворечья»

2. Стремление драматурга к воплощению русского национального характера.

3. Трагедия «выламывающийся» личности в драме «Гроза».

4. Концепция личности в исторической пьесе «Козьма Захарьич, Минин Сухорук»

5. «Застольная» речь о Пушкине (1880).

Дополнительная литература:

1.Журавлева А.И. А.Н. Островский - комедиограф.-М., 1981.

2.Лакшин В.Я. Театр Островского.-М., 1986.

3.Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Те­атр А.Н. Островского.-М., 1986.

4.Теплинский М.В. Пьесы жизни: изу­чение творчества А.Н. Островского в школе.-Киев, 1991.

5.Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский.-М., 1997.

 

 

Практическое занятие № 3 Художественная концепция личности в творчестве Л.Н. Толстого

1. Эволюция мировоззрения Л.Н. Толстого. Толстовство.

2. Типы солдат и офицеров в рассказах кавказского цикла и «Севастопольских рассказов»

3. «Чистота нравственного чувства» героев Л.Н. Толстого и изображение писателем «диалектики души»

4. «Мысль народная» как основа художественной концепции личности в романе-эпопеи «Война и мир»

5. Герои–правдоискатели в творчестве Л.Н. Толстого. Художественное воплощение толстовства в творчестве 90-х – 900-х годов

 Дополнительная литература:

 1. Толстой Л.Н. Соч. в 22 тт. Т.4-7.-М., 1979. Комментарии.

2. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир».-М., 1963.

3. Барсов Б.И. Лев Толстой и русский роман.-М.-Л., 1963.

4. Гринева И.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Заметки о мастер­стве и стиле.-Тула, 1976.

5. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой: Художественно-эстетические иска­ния.-Л., 1981.

6. Грошев П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире».-Л., 1977.

7. Куприянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого.-М.-Л., 1966.

 

Практическое занятие № 4 Художественная концепция личности в творчестве А.П. Чехова

1. Мировоззрение А.П. Чехова. Амбивалентность творческой личности писателя.

2. Мир глазами ребёнка в повести «Степь»

3. «Серые люди» в творчестве А.П. Чехова

4. «Маленький человек» в творчестве А.П. Чехова

5. Концепция личности в творчестве А.П. Чехова конца 90-х – 900-х годов

Дополнительная литература:

1. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания.-М., 1984.

2. Бердников Г.П. Избранные работы. В 2-х т. Т.1,2.-М, 1986.

3. Бялой Г.А. Чехов и русский реализм.-Л., 1981.

4. В творческой лаборатории Чехова: Сб. статей.-М., 1974.

5. Гайдук В.К. Творчество А.П. Чехова 1887-1904.-Иркутск, 1986.

6. Грошов М.П. Книги о Чехове.-М., 1989.

7. Кулешов В.И. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») А.П. Чехова.-Вершаны,-М, 1983.

8. Линист В.Я. Скептицизм и вера Чехова.-М., 1995

 

Практическое занятие № 5 Традиции русской классической литературы в формировании художественной концепции личности в творчестве русских классиков 20 - начала 21 вв. 

1. Кризис гуманизма в творчестве поэтов Серебряного века

2. Концепция личности в теории социалистического реализма

3. Усиление традиций национальной духовности в творчестве 80-х – 90 -х гг.

4. Концепция личности в постмодернистскую эпоху

Дополнительная литература:

1. История русской литературы в 10 тт. - М.-Л., т.5, 1941.

2. История русской литературы в 3 тт. - М.-Л., 1963,1.2.

3. История русской литературы в 4 тт. - Л., 1981, т.2.

4. Вузовские учебники.

5. Поэты начала XIX века. - Л., 1961.

 

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса в подготовке квалифицированных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателя.

К видам самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины эконометрика (продвинутый уровень) относятся:

- проработка и осмысление лекционного материала, работа с учебниками и учебными пособиями по лекционному материалу;

- самостоятельная проработка тем и вопросов, предусмотренных программой, но не раскрытых полностью на лекциях;

- подготовка к практическим занятиям по рекомендуемой литературе; самостоятельное выполнение упражнений на практическом занятии; самостоятельное выполнение упражнений во внеаудиторное время после практического занятия;

- выполнение самостоятельных внеаудиторных расчетных работ по индивидуальным вариантам, в том числе с использование инструментальных программных средств;

- выполнение творческих проектов с использованием информационных технологий;

- проработка не зачтенных заданий и защита их на индивидуальных занятиях и консультациях.

- подготовка к зачету по учебникам и лекционному материалу.

При постановке задания на самостоятельную работу необходимо давать студентам полный инструктаж: цель задания; условия выполнения; объем; сроки; образец оформления, критерии оценки, виды и формы контроля. Преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля. Задания на СРС должны быть посильны для выполнения (соответствовать «зоне ближайшего развития»), последовательны с учетом логики предмета и психологии усвоения.

Обязательно необходимо контролировать выполнение самостоятельной работы. Это может быть выборочной проверкой, письменные опросы по основным понятиям, проверочные работы по заданиям на СРС и т.п. Также должны быть обеспечены индивидуальные консультации преподавателя.

Эффективность самостоятельной работы студентов в некоторых случаях может быть повышена, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

На лекции преподаватель рекомендует студентам литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками, раскрывается проблематика темы, логика овладению ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки. Практические задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений, выполнение расчетов, нахождения решений.

Аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше.

Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения и т.д. Самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Подготовить литературоведческое эссе (по желанию в форме презентации) по следующим темам:

1. Художественная концепция личности русского романтизма. (Эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм – выбор направления романтизма на усмотрение студента.)

2. «Россия и Революция» Ф.И. Тютчева как мировоззренческая основа художественной концепции личности русской литературы второй половины 19 века.

3. Художественное осмысление западноевропейской личности А.С.Пушкина в «Маленьких трагедиях».

4. Искушение западничеством героев «Повестей Белкина» А.С. Пушкина

5. Художественная концепция личности в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.

6. Почвенничество Ф.М. Достоевского как мировоззренческая основа художественной концепции личности писателя.

7. Несостоятельность теории «естественного человека» в художественной оценки М.Ю. Лермонтова (роман «Герой нашего времени»).

8. «Лишний человек» как герой русской классики.

9. Эволюция «лишнего человека» как героя русской классики.

10. «Маленький человек» как герой русской классики.

11. Эволюция «маленького человека» в русской классике 19 века.

12. «Притча о блудном сыне» в формировании концепции личности русскими классиками 19 века.

13. Художественная концепция личности в «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского.

ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ ПО

СОБСТВЕННОМУ ПЛАНУ СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ:

 

1. В.Г. Белинский «О русской повести и повестях Н. Гоголя».

2. В.Г. Белинский «Герой нашего времени».

3. В.Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина» (статьи 8,9).

4. В.Г. Белинский «Басни Крылова».

5. Н.В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями» (Письмо XXXI).

6. И.А. Гончаров «Мильон терзаний).

7. Ф.М. Достоевский «А.С. Пушкин» (Пушкинская речь, 1880 г.).

Работа над конспектом:

1. Прочитать полный текст статьи.

2. Определить позицию автора по узловым моментам развития русского литературного процесса в соответствии с его принад­лежностью к одному из направлений общественно-эстетической мысли.

3. Выявить (если есть для этого основания) оригинальность автор­ской позиции.

4. Определить позицию автора по конкретной теме исследования (анализ литературного периода, литературного направления, творчества отдельного писателя или группы авторов, отдельно­го произведения, мотива творчества, образ героев и т.п.).

5. Зафиксировать основные положения статьи в виде подбора ха­рактерных цитат в соответствии с вашим планом конспекта.

6. Объем конспекта при выполнении указанных требованиях зави­сит от желания студента.

7. При конспектировании указать: фамилию автора, полное на­звание статьи, год ее написания, выходные данные источника, которым вы пользуетесь. Указать страницы каждой цитаты по данному источнику. Например.

И.А. Гончаров. Мильон терзаний (Критический этюд) 1872.

Гончаров И.А. Соч: В 8 т. Т.8. -М., 1955. с.7-40.

План (перечислить пункты плана).

5. Гончаров о языке комедии. «Соль, эпиграмма, сатира, этот раз­говорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпан­ный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибое­дов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом. Нельзя представить се­бе, что могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный ав­тором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка» (с. 12).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.21 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь