Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чтобы устроиться на хорошую работу



Приготовьте ашошу для Ошоси. Это одно из его любимых блюд, которое состоит из желтой кукурузы, смешанной с измельченным кокосовым орехом. Второе блюдо — смесь очищенных измельченных земляных орехов (арахиса) и меда. Поставьте эти блюда на свой алтарь вместе с бутылкой кашасы и маленьким глиняным кувшинчиком меда, а рядом положите семь серебряных монет. Предложите все это Ошоси и прочтите составленную вами молитву, попросив его удовлетворить вашу просьбу.

***

Когда сущность исполняет просьбу верующего, он приносит ей благодарственные приношения. В некоторых традициях, например, принято считать, что Помба-Жире нельзя делать приношения заранее, ибо тогда она может не удовлетворить вашу просьбу. Говорят также, что Помба-Жира предпочитает получать вознаграждение за успешно выполненную задачу, потому что в этом случае размер вознаграждения от благодарного просителя будет значительно больше.
Обычно требуется, чтобы приносимые божествам дары содержали определенные блюда и напитки. В афро-бразильской системе считается, что если в земном мире цель вкусной еды, танцев и завязывания дружеских отношений — доставить человеку удовольствие, значит, то же самое справедливо и для духовного царства. Оживленная «вечеринка» должна привлечь сущности, которые насладятся ею и рады будут передать в подарок собравшимся положительную энергию.
Как и во всех остальных аспектах афро-бразильского ритуала, при приготовлении пищи необходимо строго следовать установленным процедурам. Иабасэ, или главная повариха, с которой вы уже встречались в главе 4, несет ответственность за все приготовления и наблюдает за своими помощницами. Она и ее помощницы должны быть «чистыми»: у них не должно быть в это время менструации, они не должны выпивать и вступать в половые сношения в течение последних двадцати четырех часов. Все они одевают ритуальные одежды, на шее у них ггш — ожерелья, украшенные бусинами, которые связывают их с их головными ориша.
Вся пища, предназначаемая для богов и их почитателей, готовится в глиняных горшках на дровах или углях. (Никаких хитростей с использованием электричества, газа или керосина!) Содержимое горшков помешивается деревянной ложкой, круговыми движениями против часовой стрелки, справа налево. Прямые движения ложки взад-вперед или слева направо недопустимы. Во время приготовления пищи, как и во время многих других ритуальных действий, исполняются священные песни, обращенные к ориша.
Иабасэ хорошо знает любимые блюда всех ориша и сущностей, с которыми установлены дружеские отношения в ее террейру, и готовит всю еду для частных и публичных церемоний, а также для ежегодных празднеств. Она может готовить также китути, афро-бразильский деликатес, который продают на улицах, чтобы выручить деньги для террейру и для благотворительности. (Как человек, которому приходилось жить и в Мексике — где я никогда не покупала еду на улице, — ив Бразилии, я рекомендую вам, если вы вдруг окажетесь в Бразилии, попробовать это лакомство.
Оно готовится в гигиенических условиях с большой аккуратностью. Хотя, возможно, и бывают исключения, лично я никогда не чувствовала себя плохо после съеденного китути.)
Когда пища готова, духовный вождь должен бросить раковины каури, чтобы узнать, будет ли она принята божеством. Если нет, все делится между верующими и готовится новая порция — на этот раз еще более тщательно.
Позвольте мне описать вам пиршество в честь богини Ошун, на котором я однажды присутствовала. Я пришла только на ритуальное принятие пищи, так что у меня не было возможности наблюдать, как иабасэ готовят омолокум (блюдо из фасоли и яиц с солью, креветками и маслом дендэ) и другие блюда, но я видела, как пищу выносили из кухни.
Когда я вошла в террейру, барабаны уже били вовсю и члены секты пели песни, восхваляющие их милую богиню воды, ручьев и рек. У стены баррасао был сооружен искусственный водопад, но звуки музыки и заклинаний заглушали шум падающей воды.
Из кухни вышли помощницы поварихи и тщательно вымели пол основного помещения. После этого они развернули большую соломенную циновку, на которой расстелили длинную голубую скатерть с нарисованными на ней знаками и символами, предназначенными для вызывания Ошун. Точно в центре скатерти они поставили стакан чистой родниковой воды, а по бокам от него — два кувшина, заполненные той же жидкостью. Это было сделано для того, чтобы приглашенная приняла участие в обеде, потому что родниковая вода — любимый напиток богини Ошун. Затем служители принесли из кухни дымящиеся тарелки кукурузы, приготовленной с кокосовым орехом, омолокум, фасоль, батат с рисом, а также сваренные вкрутую яйца, свежие бананы, папайю и леле (карамелизированное подслащенное сгущенное молоко с кусочками кокосового ореха) и все это расставили на столе.
В этот момент ога-калофе жестом приказал барабанщикам замолчать, и все заняли свои места. Каждый отведал омолукум, но различные части приготовленных с приправами кур были оставлены для членов культа в соответствии с их местом в иерархии террейру. Прежде чем приступить к трапезе, духовный вождь призвал богиню Ошун, произнеся предназначенное для нее приветствие: Эри йейе о! Сначала кусочек с тарелки взял вождь, потом взяли по кусочку его помощники. После этого вся группа начала есть в полном молчании, нарушаемом только шумом падающей воды.
Когда трапеза была окончена, иа-кекерэ произнесла слова на языке йоруба, которых я не поняла, но которые, очевидно, служили сигналом для всех ее участников подняться. Этим закончился официальный праздничный обед и ритуал.
Афро-бразильскую кухню иногда называют афро-баийской кухней, потому что блюда баийского происхождения, как правило, являются лучшей национальной пищей Бразилии. Ее восхваляют не только во всех поваренных книгах, но и в художественной литературе. Еще за тридцать лет до выхода в свет книги мексиканской писательницы Лауры Эскивел «Как вода для шоколада» бразильским прозаиком Жоржи Амаду, выходцем из Баии, были написаны такие замечательные книги, как «Гвоздика и корица Габриэлы» и «Дона Флор и два ее мужа» (последняя уже упоминалась в главе 1), в которых в повествование метафорически включены рецепты баийской кухни.
Блюда, которые готовятся для многих из сущностей, отличаются от традиции к традиции и даже от центра к центру. Иногда божества принимают фрукты и напитки. Напитки, называемые куриадоре, в большинстве традиционных храмов безалкогольные, но под влиянием сект индейских кабоклу в северной части страны в настоящее время все больше и больше террейру предлагают своим богам такие алкогольные куриадоре, как шампанское, вино, бренди и кашаса.














Жертвоприношение

Тема принесения пищи в дар богам, естественно, подводит нас к обсуждению вызывающей страстную полемику практики принесения в жертву животных, которую я постараюсь проиллюстрировать следующей сценкой.
После ночного урагана, сопровождавшегося проливным ливнем, день занимался серый и холодный. Одетый в простые белые брюки и рубашку, агиогун — главный жрец террейру, совершающий жертвоприношения, — с длинными, волнистыми черными волосами, — босиком направляется сквозь утренний туман к помещению, где содержится домашний скот. В руке он держит длинный острый нож. Когда он вынимает из клетки черного петуха, улыбка на его лице отсутствует.
Напевая медленную и спокойную песню, этот человек с серьезными глазами и твердой рукой начинает тщательно и терпеливо мыть клюв и когти петуха. Потом он заботливо оборачивает когти красной лентой. Когда первые лучи нового дня пробиваются сквозь туман и освещают все углы комнаты, он поднимает нож и быстрым движением отделяет голову птицы от шеи.
«Голова, — шепчет он про себя, — чтобы мыслить и видеть».
Он разматывает когти безжизненного животного и отсекает их — «чтобы ходить», бормочет он, и крылья — «чтобы летать». Потом он вскрывает птицу и отделяет сердце, легкие и мозг — «для жизнеспособности». (Если бы это было четвероногое животное, он должен был бы удалить хвост «для направления и равновесия».) Агилгун старательно раскладывает части животного на деревянном блюде и передает его бабалоригиа, который бросает раковины каури, чтобы узнать, принята ли жертва. После напряженного молчания приходит ответ: «Да, жертва пришлась Эшу по вкусу».
Вечером того же дня ритуалом «отправления Эшу» в храме открылась еженедельная сессия милосердия. Бабалориша отдернул занавес с главного алтаря, где размещаются все ориша. Он зажег свечу и установил ее посередине основного салона рядом с глиняным кувшином, наполненным чистой родниковой водой. Ритм барабанного боя изменился, и все участники церемонии повернулись к главному входу. Они спели гимны, восхваляющие Эшу и «людей улицы», прося сущность не мешать происходящему и поскорее передать прошения верующих их богам. После этого дага, смотритель алтаря Эшу, взял кувшин с водой и вылил ее на землю, чтобы умиротворить предков собравшихся.

***

Описанная выше сцена показывает падэ для Эшу — жертвоприношение этой сущности, которое практикуется многими афро-бразильскими сектами перед началом публичных и закрытых богослужений. Сначала на рассвете приносится в жертву черный петух, который возлагается на алтарь Эшу вместе с фарофой, жаренной в масле дендэ. Остальные приношения, сопровождаемые песнями, восхваляющими сущность, и всевозможными просьбами, открывают публичную церемонию, которая происходит в тот же вечер.
Тем, кто придерживается Западных магических традиций — например, викки, — или обычных иудо-христианских религиозных традиций, мысль о принесении в жертву животных для умиротворения богов кажется отвратительной. С давних пор большинство жителей Запада считает, что мы являемся защитниками живой природы и домашних животных и что мы обязаны уважать, охранять и заботиться о них и никогда не причинять им вреда. Я должна отметить, что, как дитя своей культуры, я не смогла преодолеть своего «нутряного» отвращения к принесению в жертву животных, которое практикуется в афро-бразильских религиях, и мне так и не удалось заставить себя присутствовать при этом событии. Но я не считаю людей, соблюдающих этот ритуал (я говорю только о бразильском обществе) злыми, и я очень старалась понять их точку зрения. Позвольте мне попытаться объяснить их позицию так, как я ее себе представляю.
Любой член афро-бразильской секты прежде всего расскажет вам, что все религии, включая иудаизм и христианство, а также викку, в былые времена использовали жертвоприношения, чтобы умилостивить своих богов. Причем в жертву приносились не только животные (христиане и иудеи, кажется, предпочитали овец), но иногда и люди.
Почитатели ориша обычно обвиняют христиан в лицемерии. По мнению первых, облатка и вино, предлагаемые при причащении, ничем не отличаются от магического жертвоприношения. Христианский обычай съедать барашка на Пасху и индейку, окорок или ростбиф на Рождество тоже подразумевает убиение животных. Христиане обычно сами не убивают для себя животных, если они не живут на ферме, а предпочитают покупать свои жертвоприношения в бакалейной лавке уже упакованными в полиэтилен. Последователи афро-бразильских учений объяснят вам, что они по крайней мере лично заботятся о животных. Их животные не загоняются на ужасные, вонючие, отнюдь не гуманные скотобойни, что происходит повсюду в западном мире. Их жертвенными животными обычно является домашняя птица и изредка козы или овцы и убивает их высококвалифицированный жрец, прошедший долгое ученичество, который делает это с большим уважением к животному. Одна из основных задач этого человека — причинить как можно меньше боли своей жертве.
Приверженцы афро-бразильских сект обязательно подчеркнут, что они никогда не приносят в жертву людей и даже не требуют ни от кого обязательной десятины. (Хотя медиумы и другие верующие должны выполнять определенные «обязательства», которые, если в них и входит приобретение необходимых элементов приношений, требуют совсем немного денег.) Они верят, что такие действия, как сжигание благовоний или принесение жертвы в виде трав, освобождают жизненную силу, или аше растений, так что пускание крови животного освобождает его аше. Аше, которая была влита ориша, в эту жизненную форму, возвращается к этим божествам, чтобы «подпитать» их энергией, так чтобы они никогда не утрачивали своей силы. Другими словами, члены этих сект верят, что акт жертвоприношения ориша, помогает сохранять непрерывность земных циклов и поддерживать равновесие между людьми и природой, что в конечном счете ведет к празднику жизни.
Марио Сезар Барселлос очень выразительно резюмирует позицию афро-бразильцев:

Так или иначе, Земля (всегда) будет питаться живыми существами (животными,растениями, людьми). Однако афро-бразильцы превратили это в священ -ный ритуал, которым они выражают свое огромное уважение к Земле и ее силам, к жизни, которую они уничтожают, к тому, чтобы оставаться живым и сохранять возможность кормить себя и свою семью...

Однако пусть не падают духом те, кого заинтересовали афро-бразильские религии, но кто не может принять животных жертвоприношений. Американцами (жителями Соединенных Штатов), исповедующими эти религии, разработаны приемлемые растительные заменители жертвенных животных. В любом случае, как вы сейчас увидите, приношения всех видов делаются по самым разным поводам, особенно когда речь идет о личных заклинаниях, и большинство из этих приношений не требует причинения даже самого незначительного вреда ни одному из живых существ.











Заклинания

Как участниками церемоний, так и публикой в целом широко практикуются заклинания,

--------------------------
Под термином «заклинание» (англ, spell) подразумевается большое разнообразие ритуалов, которые на португальском языке обозначаются по-разному. Фей-тису — объект, в который внедряется сила, способная сделать его мощным талисманом и (или) сила добра или зла. Патуа — индейское название амулета, наделенного защитной силой, который вешается на шею. Энканту — колдовской обряд или заклинание, цели и исполнение которого в значительной степени совпадают с целями и исполнением заклинаний в Западных магических традициях. Деспашу — традиционный смысл этого слова: приношение, сделанное Эшу или Помба-Жире, но обычно оно используется для обозначения приношения любой сущности, сделанного для того, чтобы ваша просьба была удовлетворена. Тра-балью буквально означает «работа», то есть магическое действие или заклинание, произведенное с целью достижения положительного или отрицательного эффекта. Чтобы умилостивить ту или иную сущность и заставить ее ответить на призыв и создать связь между сущностью, просителем и объектом, на который хочет повлиять проситель, часто прибегают к колдовству, для чего используются ногти пальцев рук, волосы, личная одежда и другие личные предметы, растения, свечи, куклы, молитвы, чары, пищевые приношения, которые часто сопровождаются приношениями даров ориши или другой духовной сущности. Вспомните молодую, хорошо одетую женщину в начале книги, которая осуществляла приношение на разделительной полосе перегруженного транспортом шоссе. Это типичный представитель того типа людей, которые могут заниматься заклинаниями. Люди, посещающие открытые ритуальные церемонии, подобные сессиям милосердия, с которыми вы уже имели возможность познакомиться в главе 4, идут туда, чтобы получить совет от той или иной сущности, и эти сущности часто рекомендуют своим клиентам совершить определенные заклинания. Говорят, что в годы диктатуры в Бразилии генералы и другие военные лидеры регулярно посещали террейру и консультировались о том, какие нужно производить заклинания, чтобы удержаться у власти. Уловка, очевидно, сработала, потому что в 1964—1985 годах военные чудом продолжали сохранять свое главенствующее положение. Макумбистские привычки, похоже, передались от военных гражданскому правительству, потому что Фернандо Коллору (президента с 1991 по 1992 год) в последние дни его правления, прежде чем он был подвергнут импичменту, пресса обвиняла в тех же действиях.
Мини-ритуалы, подобные описанному в начале этой главы, совершаются с самыми разными целями, которым нет числа — от самых высоких до самых земных. Люди производят заклинания, чтобы добиться любви, денег, улучшения здоровья или получить юридическую поддержку; чтобы найти защиту или изгнать негативность из своего окружения; чтобы развить духовные или физические способности, а также, увы! — для того, чтобы управлять кем-то другим, подчинить кого-то своей воле или просто нанести ему вред.
Однако большинство членов бразильских сект считает, что магия должна применяться только для добрых целей, и предостерегают от негативных заклинаний. Так, например, Хосе Рибейру, которого считают «царем Соломоном» бразильской умбанды, непреклонен в своем осуждении черной магии:
Зло не может принести добра — так гласит Закон Возвращения. Иначе говоря, зло, которое мы посылаем своим врагам, возвращается к нам. Если читатель страдает от несправедливости или стал объектом заклинаний черной магии, он должен рассказать о своем положении Замби, и тогда он сможет убедиться, что справедливость восторжествует... Раньше или позже, мы всегда платим свои долги. Эта планета — мир испытаний. Здесь мы страдаем, здесь мы учимся, сюда мы возвращаемся столько раз, сколько будет нужно для развития нашего духа. Поэтому бесполезно искать возмездия в этой инкарнации. Столь низкие мысли задерживают наше духовное развитие и помогают держать нас заключенными материального мира. Некоторые заклинания коротки и просты, для них не требуется ничего, кроме стакана воды, свечки или коробки спичек и молитвы, посланной от чистого сердца. Для других необходимы более сложные приготовления — они требуют использования специальных блюд и напитков, начертания магических знаков на кусках ткани. Некоторые основаны на определенных словесных формулах, произнесение которых, как считается, дает несравненное могущество на долгие годы.
Одни заклинания предназначены для того, чтобы ими пользоваться в домашних условиях, тогда как для совершения других проситель должен отправиться в храм или какое-нибудь священное место на открытом воздухе, например к водопаду, в лес или на берег океана. Многие заклинания, обращенные к Эшу, производятся на перекрестках, тогда как Помба-Жира предпочитает места, где Т-образно сходятся две дороги.
Для совершения заклинаний необходимы такие предметы, как свечи, травы, мешочки можу и формулы обращения к духам — все то, что должно быть знакомо каждому, кто занимался магией согласно Западной традиции мистерий.

ПРИМЕР УЛИЧНОГО РИТУАЛА. Автор выполняет уличный ритуал, обращенный к Помба-Жире Марии Падилье, - приворотное заклинание. Действие происходит там, где сходятся две дороги, образуя букву Т, и для него требуется семь зажженных красных свечей, семь спичек, выступающих из спичечной коробки, семь хорошо раскрывшихся роз и жертвенная бутылка анисового ликера.

Некоторые предметы — пемба (цветные мелки), блюда афро-баийской кухни, мед и батат, различные цветные ленты и раковины каури — принадлежат только бразильской магии. Ниже приведено несколько типичных примеров заклинаний.







Приворотное заклинание

1 бутылка гуараны или ее заменителя
1 совершенно новая ручка с пером
1 чистый лист бумаги

Купите бутылку газированного напитка «гуарана». Если вы живете не в Бразилии или не можете найти ее в специализированном магазине, замените ее любым сладким безалкогольным газированным напитком. Выпейте полбутылки. Возьмите в руки ручку и напишите краткое описание человека, которого вы хотели бы встретить, или, если.этот человек известен, его (ее) имя. Ниже напишите свое имя и имя будущего возлюбленного или описание неизвестного возлюбленного, сжатое до пары слов, так чтобы получился крест. Произнесите молитву Ибежи:

Я обращаюсь к тебе, Ибежи, с любовью и радостью в сердце, чтобы ты пришла мне на помощь и сделала так, чтобы [имя человека или, если он неизвестен — «возлюбленный супруг моей души»] вскоре полюбил меня. Когда ты поможешь мне своей магией, я обещаю принести тебе в жертву вторую половину бутылки сладкой гуараны.

Отнесите оставшиеся полбутылки на любую рыночную площадь или место, где часто ходят пешеходы, и оставьте ее там вместе с вашим посланием, засунутым под нее. Не забудьте потом выполнить договор, заключенный с Ибежи!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь