Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Декабря. — св. мученицы Анастасии Узорешительницы.
Вспоминал Батюшка, как в этот день он выехал из Москвы совсем в монастырь, как бы оторвался от уз мира. 9-го декабря был уже принят, в день "Нечаянной Радости", и ездил в Москву, чтобы устроить все свои дела. 23-го прибыл в монастырь, а 24-го в скит определился. В этот день в церкви стояло два гроба — монаха и послушника, убитых на мельнице — память смертная. А 29 января Батюшка был одет в монашескую одежду и ходил к о. архимандриту, и там ему сказали, как келейник о. архимандрита о. Иоанн собирался все домой ехать, и в этот день скончался. Будучи у Батюшки сказала ему: — Я ходила в мирские дома, хотя и старалась держать себя просто, но все же, как будто, не избежала человекоугодия, и мне тяжело на душе, а они все просят приходить и быть у них, как дома. — Что же что просят, можно все просить, но не все исполнять. Ты скажи: надо к службе, теперь такие дни. Еще сказал Батюшка: — С людьми бороться не надо, не только на деле, но даже и в помыслах, а то бесы будут побеждать, а только молиться за обижающих тебя, тогда Господь поможет, и бесы отступят... Монахи к смерти готовятся, всегда думают о том; чтобы встретить смерть в мире со всеми, а миряне этого не знают и не придают значения немирствию. Батюшка говорил: — Господь Иисус Христос, молящийся в саду Гефсиманском, есть напоминание духовнику. И он в некоторой степени берет на себя грехи духовных чад своих. Какое это великое дело, что только ему приходится переживать. Батюшка привел из записок Батюшки Варсонофия следующее: — В монастырь поступал с целью искоренения страстей и уразумения Тайн Божиих. Еще сказал Батюшка: — Предупреждаю вас, что сначала можно говорить, оговаривать друг друга как бы шуткой, а затем это обращается в привычку и остерегайтесь шуток и неосторожных слов.
Декабря Служба была вечером, потому что на другой день — день Ангела Батюшки Амвросия. Читая кафизму 17-ую, я пропустила одно слово. Батюшка особенно строго относился ко мне: бывало, кто-нибудь читает другой из малограмотных и ошибается на каждом слове, и Батюшка промолчит. Но вот теперь Батюшка обратил внимание на чтение и начал говорить: — Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому. А то, читая 17-ую кафизму, ты пропустила "не", и смысл получился совсем иной. "Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твого" — я плачу, потому что не исполнил заповедей Твоих. Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемого, то этим утешаем бесов (видение пустынника — видел около себя эфиопа в татарском одеянии). Чувствую я, что все это Батюшка делает мне на пользу, и глубоко благодарна ему, хотя внешне другим кажется это неприятным.
Декабря Заговорили об опасении, что скоро не будет церквей. Батюшка привел слова из Св. Евангелия: "Созижду Церковь Мою на камен, и врата адова не одолеют ю",— и сказал: — Апостол говорит, что преломление Хлеба, т. е. Таинство Евхаристии будет до Второго пришествия Господа. У св. Ефрема Сирина сказано, что настанет время, когда Жертва прекратится. Как будто здесь противоречие. Но нет, вероятно, так надо понимать: открытого служения в церквах не будет продолжаться, но Таинство Евхаристии будет совершаться до второго Пришествия.
Декабря — Вы просите меня,— сказал Батюшка,— сказать вам краткое наставление. Скажу вам вот что: св. пр. Афанасий Печерский скончался, но его не успели предать земле, он проснулся и, сидя в гробе, на все распросы и просьбы братии отвечал только слезами. Наконец после многих просьб, он говорил со слезами только одно слово "Спасайтесь, спасайтесь". Ушел в затвор, молчал, постоянно плакал и там через 10 или 14 лет скончался. Другой подвижник тоже обмирал, и когда проснулся, на вопросы братии он все молчал, а после долгих просьб, наконец, ответил: "Братия, верьте, что есть ад".
Января Сейчас в книге мне попалось выражение: Когда ешь за трапезой, то помни, что не надо досыта наедаться, надо оставить место Духу Святому, а если переешь, Дух Святый оставит тебя. — Батюшка, можно так говорить? — Можно. Как же сказано у Иоанна Лествичника, кажется: "Когда сидишь за трапезой, твори Иисусову молитву, чтобы она смешивалась с пищей". На просьбу сказать наставление, Батюшка рассказал, как Батюшка Варсонофий смирил непокорного монаха, который должен был ходить ко всем просить прощения и благословения и не смотреть, как его примут. — Теперешняя жизнь, когда приходится испытывать гонение за веру, полезна — она укрепляет веру. Две монахини, жившие в довольно большом помещении, на свой праздник пригласили Батюшку и пришли сказать, чтобы все приходили. Случилось так, что я и еще несколько сестер пришли первые. Батюшка уже был и, обращаясь к нам, спросил: — Ну как вы там живете? — За Ваши святые молитвы нам очень хорошо, лучшего не хотелось бы, мы радуемся своею жизнью. Наконец, через некоторое время пришли и последние три. Сейчас же как-то вышло, что заговорила вновь пришедшая и выразила свою скорбь, что вот нет масла, рыбы мы никогда не видим, а спать как тяжело на соломенном тюфяке сестрам, и еще вроде этого. Как бы продолжая наш предыдущий разговор, Батюшка начал говорить: — Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Бывают, по-видимому, ничтожные обстоятельства, которые, однако, причиняют человеку величайшее горе, и надо сочувствовать. Один и тот же факт может причинять страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек принимает их. Когда я получил рясофор, Батюшка Варсонофий стал строже относиться ко мне. Однажды в двунадесятый праздник я пришел к Батюшке в белом подряснике — за это Батюшка сделал мне строгий выговор. Но я не обиделся, а со смирением принял его слова. Помню еще было так. Пришел к Батюшке Варсонофию, надо было снять рясу, но повесить куда? На вешалке уже была ряса, и я не решился повесить на старческую рясу свою, а сложил свою аккуратно и положил ее на диван под вешалкой. Батюшка Варсонофий начал строго выговаривать. И замечательно, что каждый раз, когда больше всего заботился, чтобы лучше сделать, то и попадал под выговор. Слова выговора со смирением принимал и говорил только: "простите", не обьяснял, почему это сделал. Если бы что-нибудь за это было: из монастыря удалили бы или еще что побольше, ну тогда объяснить нужно, а Батюшка Варсонофий делал выговор только для назидания. Объяснять и не надо было, потому что объяснять значит желать, чтобы твой верх был". Когда ко мне Батюшка Никон строго отнесется, то часто после этого расскажет какой-либо подобный случай из своей жизни.
Апреля — Можно ли подчеркивать в книге то, что хочется запомнить, что к жизни моей относится? (так как еп. Игнатий говорит, что этим будешь тщеславиться). — Это частное мнение, значение всякого действия зависит от внутренних побуждений.— Отмечай.
Мая — Человек, возмущающийся пороками в мире, не выходит почему-то из него? — Ответ на это и есть в сегодняшнем Евангелии: "Не молю да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни". (Иоан. XVII, 15). — Кому молиться от бессонницы? — От бессонницы молиться св. Киру и Иоанну, безмездным врачам.
Июня Батюшка сказал: — Каждому из нас даны таланты. Это — благоприятные условия для спасения. Надо здесь подразумевать и различные скорби, перенося которые с терпением, достигаем спасения. Одному, например, даны таланты — болезнь — ею он спасается; другому — бедность, этот ею спасается; третьему — ученость; тому богатство и этим он спасается, какие-нибудь скорби — все это таланты, которые, если человек употребляет духовно для спасения души, все дают плод. А тот, которому дан один талант, но он зарыл его в землю — это значит, что он по нерадению не воспользовался данными ему Богом благоприятными условиями для спасения души, жил не духовно, а употребил талант на земное благополучие, т. е. зарыл в землю. На вопрос, как поступать в дальнейшем, Батюшка часто отвечал: — Там видно будет. Батюшка прочел нам вопросы Батюшки Варсонофия и ответы на них старцев. В. — Смущаюсь, что ум рассеивается при молитве Иисусовой. О. — Не смущайся, а все твори молитву. Ум рассеивается, а все-таки уста и сердце освящается этой молитвой, которая есть великое орудие... Выше и важнее этой молитвы нет ничего у нас. В. — Я забываю, что надо делать в часы, свободные от правила. Можно записать? О. — Можно, но только не требуй от себя, чтобы точь-в-точь исполнять, как написано. Если дело не окончил, а надо молиться или захочется молиться, то оставь всякое другое дело, так как молитва важнее всего. В. — Можно ли обращаться к покойным старцам с просьбой о помощи? О. — Можно и так: упокой Господи душу раба Твоего старца и его святыми молитвами помилуй нас. В. — Если младший не кланяется, как поступать? О. — Конечно, кланяться первому. В. — Благословите иметь друга о Христе, какого Вы мне сами изберете. О. — Благословляю иметь тебе друга одного только — Христа. В. — Вы говорили, что безмолвие учит только, а страсти исцеляются искушениями. Если я никуда не буду ходить и никого не буду принимать, — я не исцелюсь от страстей. Что мне на это отвечать? О. — Ничего, потому что это от врага тебе ловушка. Не ходи и не принимай. Надо все дурное считать также и страсти считать не своими, а от врага. Это очень важно, тогда только и можно отбросить страсть, если будешь считать ее не своей, а чем-то посторонним. В. — На меня недовольны некоторые из братии, что не хожу к ним. О. — Пусть лучше будут недовольны, а все-таки не ходи.
Часть 8 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы