Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Господь не проклинает никого, проклятие происходит.



Сам Господь поразил змея в голову: единственное уязвимое место сатаны – это ущербные помыслы гордого ума.

То, что Бог может взойти на крест, было непостижимо для духа, чьи помыслы только земля.

Точно так, как мы соблюдаем змея, он соблюдает нас (это симметричное отношение). Наше уязвимое место, которое постоянно выслеживает лукавый, это пята. В символическом значении (другого здесь быть не может) «пята» – это опора на земное в помыслах о земном.

Человек уверенно, всей стопой от пятки ступает по земле, знает, чего хочет, самоуверенно держит свой путь – в этом движении человек уязвим...

Когда все наши помыслы о земном, мы становимся уязвимы от дьявола.

П

осле грехопадения человек стал вовлечен в обязательную вражду с дьяволом, другими стали отношения мужа и жены, дóлжно обоим терпеть скорби (на языке Писания – «печали»), нужно познать смерть, человек будет жить на земле, и проклята будет земля… Бог говорит к Адаму.

Адаму же сказал: поскольку ты послушал голоса жены твоей и съел от дерева, от которого Я заповедал тебе, от этого одного не есть от него, – проклята земля в делах твоих; в печалях будешь есть ее все дни жизни твоей…

Быт. 3:17

Сравним, что сказано сатане: «будешь есть землю во все дни жизни твоей», – и что сказано человеку: «будешь есть ее (землю) во все дни жизни твоей». Разве человеку назначено то же, что сатане? В одних и тех же словах Писания может заключаться различный смысл. Св. Писание заставляет нас обращать внимание на свой язык: когда термин употребляется в прямом значении, а когда в символическом, и когда – в одном символическом смысле, когда – в другом. Применительно к сатане «земля» – символ богопротивной воли и низких помыслов. Когда сатане сказано: «будешь есть землю все дни жизни твоей», – это для умного духа означает, что он навечно ограничен низкими помыслами и в этом его ущербность и уязвимое место.

 Когда человеку сказано: «будешь есть землю все дни жизни твоей», то это – «земля» кормилица, которую человек «обрабатывает», это земля (адам á), которая «прикладывает свою силу» (Быт. 4:12) к трудам человека, он «от произведений земли» питается (И.Нав. 5:11,12).

Однако теперь земля-кормилица вот какова:

терния и волчцы она израстит тебе, и будешь есть траву полевую;

в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься ты в землю, из которой был взят, ибо ты земля еси и в землю отойдешь.

Быт. 3:18, 19

В раю Бог «израстил» из земли деревья, от которых питался человек (Быт. 2:9). После грехопадения земля сама по себе взрастит несъедобное – терние и волчцы. Раньше человек пребывал в непраздности – возделывать и хранить рай (Быт. 2:15), чтобы вкушать райские наслаждения, теперь он должен трудиться ради пропитания.

Раньше человек за пропитанием поднимал руки к небу (пища его была плоды деревьев). Теперь он должен опускать лицо к земле. Символ пропитания человека, его пища отныне – хлеб [1]. Тот, кто ест «хлеб», – смертен.

Хлеб – «трава полевая». Помыслы человека отныне будут о насущном и о земном, и именно в этих помыслах его будет караулить дьявол.

Раньше человек не трудился ради пропитания. Теперь трудящийся будет иметь на лице, обращенном к земле, знак, что есть труд. «Пот лица», как и «хлеб» – символ привязанности человека к земле [2].

Господь не проклинает никого, проклятие происходит.

Если мы будем крепко держаться за эту богословскую мысль, то сможем понять, что такое Божественное проклятие. Рассмотрим вначале первое проклятие, которое изрек Бог змею-искусителю.

И сказал Господь Бог змею: поскольку ты сотворил это, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных; на персях твоих и чреве ходить будешь и землю есть все дни жизни твоей.

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее: Он [Семя Жены] будет блюсти твою голову, и ты будешь блюсти Его пяту.

Быт. 3:14, 15

1. Мы сразу видим, что Господь не проклинает, проклятие происходит. Сказано «поскольку» ты сотворил это, – «проклят ты» (LXX и ТМ)... Проклятие никогда не происходит непосредственно от Бога, но – от Божьего миропорядка. Русский перевод ТМ: «за то, что ты сделал это» – неверен: его можно понять как отмстительное движение Божьей воли: ты так сделал, тогда Я тебе так сделаю… В оригинале – другой смысл: поскольку ты сотворил это, ты уже проклятый – подвергся проклятию.

 Сатана воспользовался свободой человека и внес нарушение в мироздание, сотворенное Богом, и постольку сатана в образе змея получает проклятие от Божьего миропорядка.

2. Тот, кто попал под проклятие, никогда не проклят сам по себе, но – относительно других существ, которые сопоставимы с ним. Бог говорит змею: ты проклят «от» них (можно перевести «из» них). Проклятие всегда относительно: оно показывает, где теперь в Божьем мире находится существо, подвергшееся проклятию, какова теперь степень его близости к Богу (отдаленности от Бога).

Господь сказал змею: «проклятый ты от всех скотов и от всех зверей земных». Чем плохи эти другие существа, относительно которых проклят сатана в образе змея?

Они – хороши, о них сказано: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:25). Сатана, как один из ангелов, был сотворен в «день один», а теперь он ниспал с высшего неба на уровень животных шестого дня. Одно из имен сатаны – «бехемот» – скотье, скот скотов (Иов 40:10).

Имеющий ангельский ум стал ниже скота, проклят относительно скота и зверя. То, что «хорошо» для животных (зверей и скотов), для сатаны, относительно которых он проклят, есть клеймо крайней низости – вечной привязанности к земному.

3. Проклятие – это всегда изменение бытия в худшую сторону и ограничение свободы. Во-первых, это лишенность, ограничение, подчиненность… Во-вторых, с проклятием что-то примешивается чужое, приходит внешнее: то, что само по себе было чужим, теперь оно тут, не–свое–не–отвязное... Проклятие приносит лишение свойственного и привязанность к чужому.

Что было в проклятии змея лишением? Змей как бы лишился ног и стал ползать. «На персях твоих и чреве ходить будешь». Змей уже не может поднять от земли голову, единственное свое уязвимое место.

Что было в проклятии змея привязанностью к чужому? «Будешь есть землю все дни жизни твоей». «Все дни жизни» для умного духа – это вечность. «Пища» для умного духа – это помыслы. Сатана своей богопротивной волей навечно заключен в низких помыслах, он стелется – не может оторваться, возвысится, «переменить мысли», покаяться. В этом его уязвимое место: его нельзя перехитрить на нижнем плане, но подлинно высокого он не постигает.  

Сатана соблазнил человека, сатана теперь привязан – к человеку. Сатана ненавидит человека и не может быть без человека. И люди, хотят или не хотят, не будут жить без дьявола.

Человечество и дьявол в земной жизни связаны враждой навсегда.

Духовная вражда положена человеку от грехопадения до конца времен – это одна из основ библейского мировоззрения. Противоположно ему гуманистическое мировоззрение. В гуманистической картине мира нет Бога и нет дьявола, нет знания о достоинстве человека и нет знания о противостоянии в духе. Когда человек (в гуманизме) мыслит себя как «высшую ценность», он не хочет знать, что человек – образ Божий. Когда человек (в гуманизме) мыслит себя как автономное существо, он не хочет знать, что в духе есть вражда, которая выше всякого миролюбия.  

4. Последнее свойство проклятия. Тот, кто проклят, в конце потерпит поражение.

Сатане в образе змея было сказано: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее: Он [Семя Жены] будет блюсти твою голову, и ты будешь блюсти Его пяту». Дьявола можно поразить только в голову.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь