Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕПОДОБНЫЙ ВОНИФАТИЙ. ПРЕПОДОБНЫЙ ВОНИФАТИЙ




можно получить оное. А потому не друг наш утешает нас, но Бог посылает нам друга или в утешение, когда мы в огорчении, или на вспоможение, когда находимся в нужде, или для уврачевания, когда мы больны, или для советов, когда в недоумении, а не знаем, на что решиться.

Вопрос посетителя. Как я должен употреблять имущество, чтобы употребление оного было христианское?

Ответ старца Вонифатия. Истинное употребление богатства бывает тогда, когда оно направлено к истинному нашему благу и к приобретению богатства милости Божией.

Вопрос странника. Чем согревается охладевшая душа?

Ответ старца Вонифатия. Словом Божиим, молитвой, смирением, покаянным и благодарным в отношении к Богу чувствованием сердца во всех изменениях не только внешнего состояния, но и внутреннего.

Вопрос странника. Как избавиться от необыкновенно сильных ощущений сладострастия не только в присутствии женских лиц, но и при случайном воображении о них?

Ответ старца Вонифатия. При виде жен должен хранить ум и чувства от всякого размышления и движения нескромных, особенно не должно говорить без осмотрительности и скорее удаляться от их собрания. Если же блазнит тебя воображение, воспламененной демонской лестью, то нужно удерживать порывы мыслей и с благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения себя от плотских и мысленных сладострастных волнений полезна благоразумная во всем умеренность; но первее и более всего должно умолять Господа Всемогущего о защите от нападений на нас лютейшей этой страсти, ибо человек сам собой никогда ее не искоренит. Но при нашем произволении и молитве, Бог премилосердный угашает порывы этого пламени тихим наитием своей благодати.

Вопрос послушника. Ужасным образом побеждает меня леность, как избавиться от нее?

Ответ старца Вонифатия. Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной; а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя и




ПРЕПОДОБНЫЙ ВОНИФАТИЙ


97


не без внутренней болезни, то с Божией помощью можешь одержать над ней победу. Отражать врага есть знак верного и доброго воина; но обращать хребет свойственно одному ленивому и недостойному оруженосцу. Человек до гроба должен наблюдать за собой относительно этого порока, чтобы не услышать в последний день ужасного определения Сердцеведца. В Писании сказано: что верному до смерти даст Господь венец живота (см.: Апок. 2, 10). Значит, дается венец только тому, кто выходит на борьбу с твердым намерением вести брань до последнего издыхания, не оставляет оружия, даже в минуту самых ужасных опасностей, и не предает сердца своего врагу. Таковой, хотя и бывает иногда повержен, не оставляет своего священного рвения и никогда не теряет надежды, а потому успевает или не успевает, за одно свое намерение и непреклонность венчается как добрый воин, стремившийся к небесной почести.

Вопрос послушника. Кто должен более бояться Страшного суда?

Ответ старца Вонифатия. Суда Страшного должны бояться более те, которые не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание.

Вопрос послушника. Должен ли я прощать обиду, нанесенную мне братом словом или делом?

Ответ старца Вонифатия. Должен прощать. Послушай, что говорит об этом Священное Писание: Блюдите, да ник тоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните (1 Сол. 5, 15); Аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. 5, 15); Остави обиду ис креннему твоему, и тогда помольшутися, греси твои разре шатся (Сир. 28, 2).

Итак, прощай грехи брату твоему, чтобы и тебе получить от Господа прощение грехов твоих.

Вопрос послушника. Если обидевшему меня имею случай отомстить, должен ли я это делать?

Ответ старца Вонифатия. Когда враг впадет в твои руки, то почитай это время временем не наказания его, а спасения.


98


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ


Мы тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам. Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, чтобы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром (Златоуст).

Вопрос монаха. В чем состоит пост и воздержание?

Ответ старца Вонифатия. По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и что все вообще домогающиеся совершенной добродетели должны принимать пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели с здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, которых не требует немощь плоти, ибо и апостол говорит: Плоти угодия не творите в похоти плоти, то есть он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти, тем самым уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает потому, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали, ко вреду себе, исполнять похотей; между тем пещись о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши» (Сл. Кас. Римлянина о посте).

Вопрос послушника. Полезен ли пост телесный без душевного поста?

Ответ старца Вонифатия. Известно, что телесно воздерживаемся для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем постигнуть того конца, для которого предпринимаем труды воздержания; ибо когда мы, постясь телесно, будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святый, которому жилищем, как известно, служит не тленная плоть, а чистая душа.

Итак, смиряя постом внешнего человека, по слову апостола, будем очищать и внутреннего человека, чтобы соделать способным к принятию Христа, который, по словам апостола, верою вселяется в сердца наши (Сл. Кас. Римлянина о посте).








ПРЕПОДОБНЫЙ ВОНИФАТИЙ


99


Вопрос монаха. Какая страсть самая опасная?

Ответ старца Вонифатия. Из всех страстей самая опасная для истины и добродетели — зависть. Завистию диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 24); завистью же и грех плодится в земной юдоли. Этот один порок порождает многие другие, и особенно опасен потому, что обладаемые им скрывают его даже от самих себя. Этот непримиримый враг добродетели и заслуг раздражается всем тем, что возбуждает в людях удивление и не прощает никому и ничему, кроме порока и незнатности. Надобно сделаться недостойным всеобщего воззрения, чтобы привлечь к себе его взоры и пощаду. Нет зла, к которому бы не сродна была зависть, как скоро возобладает душой, то ее из сосуда, устроенного в честь, делает сосуд безславия и великой мерзости.

Вопрос странника. Будущая наша жизнь будет ли лучше настоящей?

Ответ старца Вонифатия. Будущая наша жизнь будет несравненно превосходнее настоящей.

Сила, поддерживающая жизнь души, будет там не совокупность чего-либо твердого и жидкого, но видение Божественной природы, общение с истинным и Святым Духом. Там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, там нет разнообразных болезней, которые терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных. Там, в оном народе душ, царствует совершенная справедливость прав и законов, с высочайшей мирной свободой, ибо там каждый имеет то, что, еще быв здесь, приготовил себе по собственному произволу и выбору. Если кто по неблагоразумию приготовил себе худшее вместо лучшего — смерть не виновата, ибо всякий имеет здесь власть избирать то, что ему хочется (Св. Григория Нисского сл. о жизни будущ.).

Вопрос странника. Какой верный путь ко спасению?

Ответ старца Вонифатия. В каком бы кто состоянии ни жил, всякий по вере в Христа Спасителя, при помощи Его Божественной Благости, будет идти ближайшим путем спасения, если будет следовать примеру святых отцов; и если он до конца пребудет в истинной вере, любви и уповании на Бога,


100 ______________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ

то придет наконец туда, где все лики святых отцов, и будет участвовать с ними вечно в радостях небесных.

Вопрос послушника. Когда мой ум насильно влекут за собой помыслы сладострастные, как избавиться от нападения их?

Ответ старца Вонифатия. Если по демонскому насилию поползновенный твой ум обуяли сладострастные помыслы, то сойди мыслью твоей в преисподняя и при свете Божественного Писания, равно и некоторых тайнозрителей, посмотри там на мучения плоти угодников. Ужели ты пожелаешь за временную греха сладость ужаснейшей вечной муки? Помни непрестанно час смертный и страшное безобразие разрушающейся тогда нашей телесной красоты. Смиренно проси Бога помощника да отразить ражженные эти стрелы врага, неукротимо бунтующего против законов ума нашего.

Вопрос странника. Чем можно помогать усопшим?

Ответ старца Вонифатия. Усердная молитва к милосердному Спасителю о упокоении и помиловании душ почивших братии наших спасительнее всего для них. Чем пламеннее молитва, чем большее число усердно молящихся за умерших; тем обильнее на них изливается Благодать Божия, тем более им отрады, утешения и блаженства. Поэтому-то благочестивые христиане подкрепляют свои молитвы богоугодными милостынями бедных братии, получающих ради Господа Иисуса Христа и для умилостивления за отшедшие души.

Но еще спасительнее молитва всей Церкви и принесение за почивших безкровной жертвы, которой открыт источник спасения для всего мира. Не помилует ли Господь бедную душу ради безконечных заслуг Единородного Сына Божия ради всесильного ходатайства Господа Иисуса, умершего и воскресшего для воскресения и вечного блаженства всех чад Адамовых.

Вопрос странника. Бывает такое время в моей жизни, что я бываю недоволен своей участью, не богохульство ли это?

Ответ старца Вонифатия. Верим ли, что над всеми нами бдит премудрый и преблагой Промысл Божий, а не слепой произвол и случай? Тебе, христианину, должно быть известно, что и волос с головы нашей не падает на землю без воли






ПРЕПОДОБНЫЙ ВОНИФАТИЙ



101


Отца нашего Небесного. Премудрость Творца видит все пути к нашему предназначению, Благость Его избирает лучшие из них и ведет нас по ним. Все пути Божии ведут к добрым и спасительным целям, и судьбы наши составляют предмет высочайшего смотрения Божия.

Итак, что значит роптать на судьбу свою? Значит роптать на самого Бога, и это не постыднейшее ли богохульство! Довольствуйся лучше всем, что пришлось и приходится на твою долю. Иначе ты будешь метать к небу каменье, которое будет падать на твою же голову.

Вопрос того же странника. От чего же рождается во мне недовольство своего судьбой?

Ответ старца Вонифатия. Недовольство это рождается: 1) от неумеренных ожиданий; 2) от неблагоразумного сравнения своей участи с участью других; 3) от незнания, где искать себе довольства.

Чего не вымышляют и не предпринимают люди для своего счастья? Все стихии мира в безпрестанной суете от них; а счастье не является им, — или всегда только в области их мечтаний. Какая причина этому? То что его не там ищут, где должно, ищут весьма далеко.

Вечное слово истины тако поведало нам: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21); ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.

Вопрос посетителя. Когда никакая святая мысль и представление не действуют на сердце раздраженное или предавшееся безчувствию, что должно делать, чтобы умягчить его?

Ответ старца Вонифатия. Должно принудить себя к молитве, к излиянию души пред Богом. Когда несколько умягчится душа, тогда должно изыскивать причину такой холодности. Если возникло нечувствие духовное от неудовлетворения какой-либо страсти, то презри движение страсти и удали от себя предмет, ее раздражающий; и когда это горестное ожесточение водворилось от непроницаемых причин, то более проси Всемогущего Господа, да отразит своей Благодатью все страстные прилоги и теплотой ее да согреет охладевшее сердце твое.




102


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь