Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ ЗОСИМОВСКИЙ. 222 __ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ
относится не к начинающим делателям молитвы Иисусовой, а только к тем, которые привыкли к этой молитве. • Молитву Иисусову когда творишь, заключай ум в слова При ежедневном чтении Евангелия и Апостола лучше читать из того и из другого по одной главе в день. В Пасху и двунадесятые праздники Псалтирь оставляется и читается только Евангелие и Апостол. • Псалтирь в келье лучше читать стоя, нежели сидя, несмотря на то, что в церкви кафизмы Псалтири выслушиваются сидя; келейное чтение Псалтири есть молитвенный труд. (Если в церкви и сидят во время кафизм, то ради седален, читаемых после кафизм, а не ради самих кафизм.) Евангелие непременно надо читать стоя. Апостола можно и сидя и стоя, но лучше стоя. Мирянину, желающему познакомиться с духовной жизнью, лучше всего сначала прочитать книгу епископа Феофана «Что есть духовная жизнь». Эта книга представляет собой как бы ворота в духовную жизнь. • Писания Оптинских старцев ближе к сердцу, чем писания Феофана Затворника. У него много схоластической, школьной учености (рубрики, подразделения). У Оптинских старцев более опытности, вследствие их долгого постоянного упражнения с окормляемыми. Вообще живая сердечная вера скорее и глубже схватывает предмет, чем рассудочное изучение его или оперирование над ним с докторским ланцетом. • Из Оптинских старцев более серьезен и полезен для монахов отец Макарий Оптинский. У него все сводится к смирению и самоукорению. Нет письма, где бы ни говорилось о смирении. Как масло в кашу, он всюду подливает самоукорение. • Оптинские старцы оттеняют одну черту в Таинстве Елеосвящения, именно оно облегчает хождение по мытарствам. ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ ЗОСИМОВСКИЙ 221 • Протоиерей Глаголев (настоятель Николо-Покровской церкви, дядя по жене отца Алексия и его крестный отец) говорил: «Сначала исполни то, что указано Церковью, а потом как хочешь, потом можно и полиберальничать». • Схима есть завершение монашества. Манатейное монашество есть только «обручение ангельского образа», а схима — самый «ангельский образ». Вот почему древняя практика не знала манатейного монашества, а только схиму. Манатейное монашество введено уже позднее как послабление первоначальной строгости монашеской жизни. На Афоне и теперь схима почитается чуть ли не обязательной для каждого монаха: перед концом жизни каждый должен принять схиму. Смотрят очень строго за тем, чтобы ее не принимали рано. Преподобный Серафим Саровский и преосвященный Феофан Затворник совсем не приняли схимы. Значит, они почему-то не сочли схиму для себя нужной. Схима есть повторение и усугубление монашеских обетов: человек чувствует, что он доселе как следует не исполнял монашеских обетов, раскаивается в этом и снова пред всей Церковью их произносит, надеясь с помощью Божией их исполнить. В схимничестве усугубляется молитвенное правило. • При исповеди, особенно женщин и молодых девушек, не следует смотреть им в лицо, а лучше смотреть в профиль или на икону, ибо зрение, по словам святых отцов, есть сильный проводник блудной страсти. • Старец говорил, что надо молиться против нервности — Борису и Глебу; против порока пьянства — святому мученику Вонифатию; против блудной страсти — прежде всего нужно молиться Господу Богу, Божией Матери, Ангелу-хранителю, своему святому и затем преподобному Иоанну Многострадальному, преподобному Моисею Угрину, преподобному Мартимиану, преподобной Марии Египетской, святой мученице Фомаиде, апостолу Иоанну Богослову (девственнику) и всем святым. • О Святом Причащении батюшка еще говорил так: «Плоды Святого Причащения: здоровье души и тела, мир душевный, какая-то радость духовная, легкое отношение к внешним скорбям и болезням. Бывает, например, так: больной, 222 ______________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ причастившись Святых Тайн, говорит: «Если бы я долго не причащался, я давно умер бы». • Эти плоды действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением (зрение, по словам святых отцов, — опасный проводник блудной страсти); слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Поэтому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, «держать язык за зубами». • Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов: быть может, и недостойно причастился? Рассеялся во время службы — ведь можно рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями. Отчаиваться же и скорбеть, что я не получил плодов Святого Причащения, не нужно. Иначе Святое Причащение будет для нас талисманом каким-то. Такое отношение к причащению — своекорыстие. • Если кто-то батюшку спрашивал о чтении молитв: нужно ли то-то вычитывать или можно пропустить, — то он иногда так отвечал: «Лучше перемолиться, чем недомолиться». И кажется, это он не от себя говорил, а ссылаясь на кого-то, так говорящего. • За новопреставленного полагается утром и вечером делать по двенадцать поясных поклонов. Один брат сказал батюшке: «Вот я по нескольку дней забываю сделать эти поклоны, а потом уже зараз поклонов сто и сделаю с таким расчетом, чтобы пополнить пропущенное. Можно ли так и впредь делать?» Батюшка сказал: «Хорошо все делать, когда полагается, в свое время». • Об осуждении отец Алексий как-то сказал: «Осуждаем, детынька, оттого, что за собой не смотрим и себя наперед не осуждаем. Не осуждай никого, не клевещи и не давай неправильных советов ближним, ну а если тебе придется сделать это, то спеши исправить зло. Скажи, что ты неправильно сказала, предупреди, извинись письмом, наконец, если сама не ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ ЗОСИМОВСК.ИЙ ___________________________________________ 223 можешь увидеть их, а то знаешь, много неприятностей от этого бывает». • О гордости и помыслах тщеславия старец говорил следующее: «Гордиться нам нечем, ведь если и есть что хорошее в нас, то не наше, а Божие. Нашего ничего нет. Когда тебе придет в голову помысл гордый и тщеславный о себе, так ты вот что делай: гони его сию же минуту и говори прямо вслух, если одна: «Знаю я, какая я хорошая, а это кто сделал, а это кто сделал?» — и начни перебирать свои грехи — домысел и отойдет. • О тайне исповеди старец часто говорил так: «Будь покойна, детынька, старческая душа — это могила, что слышала она, то и похоронила в себе навеки и никому того не отдаст. Не надо и тебе другим рассказывать про исповедь. Зачем? Исповедь — это тайна твоя и духовника. Мало ли что может духовник сказать тебе на исповеди, что сказать-то другим неудобно?» • Жалующиеся на свою тяжелую жизнь и на множество недостатков и грехов слышали от него следующие слова: «Не ропщи, детынька, не надо, если бы Господь забыл тебя или не был к тебе милостив, то жива-то не была бы; только ты не видишь Его милостей, потому что хочешь своего и молишься о своем, а Господь знает, что тебе лучше и полезнее. Молись всегда, конечно, об избавлении тебя от скорбей и от грехов твоих, но под конец молитвы всегда добавляй, говори Господу: «Обаче, Господи, да будет воля Твоя». • Как-то сказала я старцу о том, что пою и читаю в церкви, но что это меня рассеивает в молитве и в смиренных чувствах: во время пения и чтения смущают помыслы тщеславия и теряешь спокойствие совести. На это батюшка мне ответил: «Читай и пой в церкви, на это я тебя очень и очень благословляю. Я очень желал бы, чтобы ты принимала в службах деятельное участие. А насчет помыслов я тебе вот что скажу: перед тем как выйти читать, вспомни обо мне, детынька, вспомни, что далеко-далеко в пустыньке есть у тебя старичок отец Алексий, и скажи про себя: «Господи, молитвами отца моего духовного старца иеросхимонаха Алексия помоги мне». И посмотри, как будешь читать, все помыслы отойдут». 224 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы