Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. 894 __ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ




немногие спасутся; выражал большое удивление, как это люди могут отрицать Таинство Причащения, как они сами не испытывают на себе присутствие благодати каждый раз, как только достойно приобщаются? Затем по моей просьбе объяснил мне Евангелие от Луки (16-я глава) о неверном домоправителе, который, будучи отрешен за неправильное управление имением от должности, всем должникам своего хозяина убавил их задолженность, и Господь сказал на это, что сыны века сего мудрее сынов света.

Отец Иоанн разъяснил, что Господь вовсе не одобряет неправильную наживу, но этою притчею показывает, что мудрее неправильно нажитое богатство употреблять на добрые дела, нежели копить его или прятать и самому не пользоваться и другим не давать; сказал, что такие лица, раздавая разумно, все же приобретают себе молельщиков и в этой еще жизни получают некоторое удовлетворение, да и в будущей, хотя небольшое, да получают за молитвы тех, коим помогли. И прибавил: «Господь все простит, только искренно покайся. Даже если и Лев Толстой покается теперь, то и его простит Господь; но только от него нельзя этого ожидать, он не покается, гордость ему помешает». Батюшка выразил сожаление о том, что большинство нынешних писателей, описывая в своих произведениях все противное вере и религии, в этом своем занятии сами доходят до того, что теряют веру и так мнят о себе, что выше себя не считают никого, и указал как пример С, который двадцать лет уже не был у исповеди. «Вот несчастные-то, и себя губят, и других ведут в ад...» — добавил он. На мой вопрос: что ожидает тех, которые по недостатку умственного развития не понимают, где есть правда, и грешат? — отец Иоанн ответил: «Господь вложил в каждого сердце и совесть, и потому каждый грешащий ответственен перед Господом».

Заговорили об орловском предводителе дворянства Стаховиче по поводу его речи о свободе совести, и я сказала, что в Орле распространился слух о том, будто вы, батюшка, похвалили эту речь. Отец Иоанн взволновался и сказал: «Кажется, я везде порицаю Стаховича и мои проповеди печатаются, как




СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ



893


же могут говорить подобную ложь?» Я на это заметила: «Теперь предстоят выборы, он боится быть забаллотированным; большинство мелких дворян, сидя в деревне, не слыхали его речи и, узнав, что она одобрена вами, поверят, что она хороша, и будут на стороне Стаховича». Батюшка согласился с моим мнением и сказал: «Да ведь, правда, удивительно, как мое имя привлекает народ: как бы я ни старался укрыться, всюду проведают, и везде-то я окружен. Мне приятно, что я могу быть полезен, и не знаю, как и благодарить Господа, что Он помогает мне удовлетворять разные нужды людей»,

Я спросила: «А сами-то вы желаете жить? Не надоела вам жизнь?» Батюшка отвечал: «О да! Я хочу жить, видя себя постоянно окруженным; я сознаю, что я им нужен, и это заставляет меня любить жизнь». Так мы доехали до Петербурга.

19 декабря 1901 г.

Я приготовилась к Святому Таинству и исповедалась. Отец Иоанн приехал и отслужил обедню; хотя и была большая толкотня, но мне, слава Богу, удалось приобщиться. Батюшка сказал слово о том, с каким страхом и какою глубокою верою должно приступать к Святому Причащению и как страшно грешит тот, кто решается приступать к нему, не приготовившись. Говорил с особым дерзновением и указал на Льва Толстого, что он отлучен от церкви за то, что не признает этого Таинства и что так же отлучатся Господом все последователи Толстого, которые не веруют, что в каждой частице Святых Тайн присутствует сам Господь и через причащение входит и вселяется в человека, отчего на такового исходит благодать; но она нисходит только тогда, когда к этому Таинству приступают с младенческой чистотой и твердой верой.

28 декабря 1901 г.

Доехала я до Москвы, и мне так все понравилось дома, стало так весело и хорошо на душе, что я твердо решила оставить всякие мысли не только о монастыре, но даже и о выезде куда-либо из Москвы; меня безпокоило только то, что я не испросила на это благословения у батюшки. Узнав, что он


894 ______________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ

завтра приезжает, я решила было не видаться с ним, но Господь судил иное... Совсем неожиданно, почти никогда за болезнью не посещавшая меня, моя больная приятельница вдруг явилась ко мне с неотступной просьбой приехать к ней завтра, чтобы вместе молиться за службой отца Иоанна, и не оставила меня, пока не взяла слова, что приеду; тут же принесла мне и приглашение на батюшкину обедню. Я усмотрела в этом волю Божию, чтобы я повидала батюшку. И слава Богу, несмотря на свое нездоровье, я прекрасно отстояла обедню и вечером посетила свою приятельницу. Как только я увидала карету отца Иоанна, я выбежала на двор встретить его; он радостно поздоровался и с участием спросил, почему я все хвораю. Я поклонилась ему в ноги и сказала: «Дорогой батюшка, вы меня простите и исцелите...» Он поднял меня, благословил и передал мне, что матушка Антония пишет ему и жалуется на свое нездоровье, а также на меня, что я ее забыла и долго к ней не еду. Поздоровался с хозяйкой, поздравил ее с праздником и опять заговорил со мной. Я сказала, что все хвораю, и сегодня только первый раз выехала и отстояла обедню. «А разве ты была у обедни, что же я тебя не видел?» — ласково спросил он, но, заметив, что его внимание ко мне вызывает в других зависть, сейчас же прибавил: «Впрочем, я, когда служу и приобщаю, никогда никого не вижу...» — и стал говорить о своем подворье, о церкви, каким она служит утешением для сестер. Потом, обращаясь ко мне, произнес: «А матушка Антония, видимо, приближается к концу... но прекрасно она делает, что не оставляет игуменства; она заслужила себе награду на небесах в Царствии Небесном». Затем, пристально посмотрев на меня, вдруг спросил: «А ты, Е. В., часто читаешь Евангелие? Помнишь то место, где говорится, — кто, взявшись за рало, обращается назад, тот ведь ненадежен для Царствия Небесного? Ну и что же, ты теперь уже не хочешь попасть в Царствие Небесное?» Я страшно взволновалась и возразила: «Как не хочу? Хочу!» — «А, а! Если хочешь, так вот тебе мое благословение и совет: продавай и раздавай все лишнее и уезжай в орловский монастырь к матушке Антонии, Благодать Господня поддержит тебя...»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь