Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Братий мог быть его духовником, и игумен указал ему иеросхимонаха Михаила




братий мог быть его духовником, и игумен указал ему иеросхимонаха Михаила, с которым он беседовал долгое время... Митрополит Николай просил игумена, чтобы он разрешил отцу Михаилу принимать и наставлять желающих получать духовные наставления, особенно священнослужащих. И так уже в престарелых летах оказался, как и Оптинские старцы.

В 1953 году я посетил отца Михаила на Новый Валааме, и он предсказал мне с супругой, какая наша жизнь будет под старость, и так она и есть в настоящее время.

Служа каждый день Божественную литургию в своей убогой келье, начиная молитву в 11 часов вечера, отец Михаил ко времени отъезда на Родину (1957 год) поминал «много, много за восемь тысяч имен, как он сам ответил своей духовной дочери, но сказать сколько — не хотел. И это были не только имена — но живые души, каждая со своим ликом, около каждого имени была сделана его рукой заметка, по которой он знал — кто тот, за кого он молится. Около 7 утра можно было видеть в окне его кельи, затянутом плотной синей занавеской, сбоку полосочку света — он еще стоял на молитве, а около 8 — двери его были открыты для тех, кто нуждался в его поддержке, в утешении и совете или приходил каяться в своих грехах.

Последнее и едва ли не самое жестокое и грубое преследование отца Михаила было со стороны одного из многолетних духовных чад его — отца Иеронима, ставшего игуменом после смерти игумена Харитона. Официально духовником монастыря — новостильников (управлявших монастырем, финоманской партии) — был бывший игумен Печенгского монастыря схимник Иоанн, к нему и перешел отец Иероним, хотя всегда был сам «старостильником». Враг по зависти ис­кал всяких возможностей досадить и оскорбить через других отца Михаила — так было через игумена Иоанна и игумена Иеронима. С какой-то непонятной злобой преследовал игумен Иероним своего многолетнего духовного отца и старца. Дошел до того, что однажды, обратившись к духовным дочерям отца Михаила, сказал: «Сегодня Троица, а завтра Духов




СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНАХ МИХАИЛ (ПИТКЕВИЧ)



1317


день — мы будем судить духовника Михаила», Господь не допустил этого суда. Когда стало всем известно о предстоящем суде над отцом Михаилом, казначей отец Нестор, впоследствии игумен Нового Валаама, придя в алтарь, накинулся на отца Иеронима: какими только словами его не называл! Не поддержанный никем другим, отец Иероним замолчал. Суд не состоялся, и осталось неизвестным, за что хотел игумен Иероним судить отца Михаила. Хотел он, очевидно, запретить отцу Михаилу келейно служить литургию, но его остановил игумен Иоанн, при всем недоброжелательстве, то есть зависти к отцу Михаилу, боясь, что из-за этого будет слишком много разговоров и волнений.

Смерть игумена Иеронима была знаменательна: он скоро слег и не долго был игуменом. Мрачное, злое уныние охватило его. Все его покинули, никто из братии не хотел за ним ухаживать. Без всякой болезни таял он от этого уныния. Игумен Иоанн навещал его, но и он не мог добиться от него ни слова покаяния. Так в мрачном молчании он ушел из этого мира.

Отец Михаил никогда не жаловался на своих преследователей, но сильно скорбел о том упадке и распущенности, в какой пришел Валаам в последнее время после раскола и войны. На отсутствие монашеского духа не мог он не указывать своим духовным чадам как на недопустимую язву. Сильно скорбел об этом. «Едят свинину, покупают колбасу, деньги на руках, начальники попускают все, строгости нет — безначалие развращает монахов... а о внутреннем — о нестяжании и постничестве и не говори — слушать не будут. Страшное время пришло — для безмолвников нет пристанища — они как дурачки, как посмешище для всех», — сетовал старец своим сиротам — тайным монахиням.

Отношение к Родине у старца Михаила было особое. «Скорби и страдания очищают русский народ» — вот слова отца Михаила. Во всем есть две стороны: святой Михаил, князь Черниговский, и боярин Феодор, попав к татарскому хану, приняли мученическую кончину. Тогда Богу угодно было дать власть язычнику над большой страной, и князь,




1318


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь