Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Совершенная ненависть к бесам



Ненависть к бесам весьма способствует нашему спасению и очень пригодна для свершения добродетелей. Однако мы не в силах питать ее в самих себе, словно благой зародыш, поскольку сластолюбивые духи умерщвляют ее и опять призывают душу к обычной дружбе с бесами. Впрочем, эту дружбу, или, вернее, трудноисцелимую гангрену, исцеляет Врач душ посредством богооставленности, попуская терпеть от этих бесов нечто ужасное и днем и ночью. И душа благодаря этому опять возвращается к первообразной ненависти, научаемая обращаться ко Господу со словами, сказанными Давидом: "Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми" (Пс.138:22). Ведь совершенной ненавистью ненавидит врагов тот человек, который не грешит не только делом, но и в мысли. А это есть признак великого и первого бесстрастия.

О бесе нечувствительности

Стоит ли что-нибудь говорить о бесе, делающем душу нечувствительной? Что касается меня, то я боюсь даже писать о нем, то есть писать о том, как душа во время прихода его удаляется от мирного своего состояния, совлекает с себя страх Божий и благоговение, грех не считает грехом, а беззаконие - беззаконием, вспоминает о наказании и вечном Суде, только как о пустом слове, и "ругает же ся трусу огненосному" (Иов.41:21). Конечно, такая душа исповедует Бога, но повелений Его не знает. Бьешь себя в грудь, когда она движется ко греху, но она ничего не чувствует; говоришь от Писаний, а она, целиком окаменев, ничего не слышит; представляешь ей поношение от людей, а она ни во что ставит срам перед братия-ми. Вообще, такая душа ничего не воспринимает подобно свинье, которая, закрыв глаза, ломает ограду свою. Этого беса приводят с собой задержавшиеся в душе помыслы тщеславия; и о нем сказано: "Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Мф.24:22).

Таковой бес часто бывает у тех, кто редко встречается с братиями, и причина этого очевидна, ибо при виде несчастий других либо угнетаемых болезнями, либо попавших в тюрьму, либо пораженных внезапной смертью, этот бес пускается в бегство, поскольку душа, постепенно приходя в сокрушение и преисполняясь сочувствием, освобождается от окамененного бесчувствия, возникшего под влиянием беса. Впрочем, зрелища подобных несчастий мы лишены вследствие нашего обитания в пустыне и редкости среди нас немощных. Изгонять именно этого беса особенно повелевает в Евангелиях Господь, предписывая навещать больных и посещать находящихся в темнице: "Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф.25:36). Кроме того, следует знать, что если кто-нибудь из отшельников, попав в руки этого беса, не принял блудных помыслов или не оставил своего жилища вследствие уныния, это значит, что он принял нисшедшие к нему с небес целомудрие и терпение. Блажен он, сподобившись такого бесстрастия. Что же касается тех, которые, дав иноческий обет, предпочитают, вместо строгого благочестия, жить с мирскими людьми, то пусть они остерегаются этого беса. А что до меня, то при желании говорить или писать об этом бесе что-нибудь еще меня охватывает стыд перед людьми.

О бесе печали

Все бесы научают душу быть сластолюбивой и только один бес печали не позволяет ей этого делать; более того, он даже губит порочные помыслы тех, кто вступил в пустыню, кто пресек всякое наслаждение своей души и иссушил его печалью, если действительно "мужу печальну засышут кости" (Притч.17:22). И умеренно воюя с отшельником, он делает его искусным, убеждая его не приближаться ни к одному из удовольствий мира сего и избегать всякого наслаждения. Однако, укоренившись в нас, этот бес рождает помыслы, которые советуют душе убить саму себя, либо побуждают ее бежать подальше от места своего подвижничества. Это некогда помыслил и претерпел святой Иов, мучимый этим бесом: "Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил" (Иов.30:24). Символом этого беса является ехидна, яд которой, даваемый человеку в умеренных дозах, уничтожает яды других зверей, а принятый в неумеренном количестве губит само живое существо, принявшее его. Этому бесу Апостол Павел предал коринфского беззаконника (1Кор.5:1-5); поэтому он вскоре опять пишет к коринфянам: "Окажите ему любовь, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью" (2Кор.2:7-8). Впрочем, Апостол знал, что этот угнетающий людей дух иногда становится защитником благого покаяния. Поэтому святой Иоанн Креститель назвал ужаленных этим бесом и прибегающих к Богу "порождениями ехидны", говоря им: "Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорит в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Мф.3:7-9). Впрочем, всякий, кто, подражая Аврааму, исшел из земли своей и от рода своего (Быт.12:10), стал тем самым сильнее этого беса.

О злоумышлениях бесов

Я не могу описывать все коварства бесов и стыжусь перечислять все злоумышления их, боясь ввести в соблазн наиболее простых из читателей. Впрочем, послушай о лукавстве беса блуда. Если кто-нибудь стяжает бесстрастие желательной части души и постыдные помыслы уже достаточно охладеют в нем, то тогда бес внедряет в сердце образы мужчин и женщин, занимающихся срамными игрищами друг с другом, и делает отшельника зрителем этих постыдных дел и бесстыдного поведения. Но это искушение не из числа долго задерживающихся в душе, ибо усиленная молитва и весьма скудное питание, вместе с бдением и упражнением в духовных созерцаниях, рассеивают его словно "безводное облако" (Иуд.12). Бывает, что этот бес касается плоти, насильно заставляя ее разжигаться неразумным огнем. Этот лукавый изобретает и тысячи других козней, которые нет необходимости делать известными и передавать в письменном виде. Весьма действенным в отношении таковых помыслов является кипение яростного начала души, когда оно направлено против беса, - этой ярости он боится больше всего, если она возмущается против его помыслов и уничтожает умопредставления, внушенные им. Это и означают слова: "Гневайтеся, и не согрешайте" (Пс.4:5), которые являются полезным лекарством для души, применяемым при искушениях.

Этому бесу подражает бес гнева, который выдумывает, что некоторые из родителей, друзей или сродников подвергаются оскорблениям от людей недостойных, и таким образом возбуждают ярость отшельника, заставляя его либо произнести дурные слова мысленно представляемым обидчикам, либо совершить что-либо оскорбляющее их. Поэтому необходимо быть внимательным к таким вещам и побыстрее избавлять от этих призраков ум, чтобы он не задерживался в них во время молитвы и не стал "головней дымящейся" (Ис.7:4). Этим искушениям особенно подвержены люди раздражительные, легко склонные на гнев - они обычно бывают далеки от чистой молитвы и ведения Спасителя нашего Иисуса Христа.

Два вида бесов

Из нечистых бесов одни искушают человека как человека, а другие приводят его в смятение как неразумное животное. Когда на нас нападают первые, они внедряют в нас мысли тщеславия, гордости, зависти и осуждения, которые не встречаются ни в одной из неразумных тварей; а когда приближаются вторые, то они приводят в противоестественное движение яростное или желательное начала души, ибо эти страсти суть общие для нас и для неразумных животных, хотя у нас они скрываются под разумной природой. Поэтому тем людям, которые впадают в чисто человеческие помыслы, Святой Дух речет: "Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете" (Пс.81:6-7). А что глаголет Он тем, которые приводятся в движение вторыми бесами и поступают неразумно? - "Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягниши, не приближающихся к тебе" (Пс.31:9). Если "душа же согрешающая, та умрет" (Иез.18:4 и 20), то ясно, что люди, умирающие яко человецы, людьми и погребены будут; те же, которые умирают как неразумные животные, становятся пищей неясытей и воронов: одни птенцы их призывают Господа (Пс.146:9), а другие - валяются в крови (Иов.39:30). "Кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф.11:15).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь