Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Категории населения на Руси



В IX–X вв. феодальные отношения стали главной тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси. В это время происходит процесс формирования привилегированного класса феодалов, к которому относились князья и местные бояре. Князья, бояре и церковь имели право собственности на землю. Они не платили дань и обладали целым рядом других привилегий. Кроме феодалов существовали свободные крестьяне-общинники, свободное городское население, феодально-зависимые крестьяне и рабы.

Основную массу городского и сельского населения Древней Руси составляли люди — феодально-зависимые крестьяне, эксплуатировавшиеся государством путём сбора дани. Её размер зависел от количества и качества земли, которая была в распоряжении крестьянина. Значительную часть населения составляли смерды — категория населения по «Русской правде», крестьяне на Руси IX–XIV вв., занимавшиеся земледелием. Изначально были свободными, но по мере развития феодальных отношений постепенно утратили личную свободу.

С развитием феодальных отношений количество смердов на Руси уменьшалось, поскольку они превращались в феодально-зависимых крестьян — закупов. Закупы — категория полусвободных крестьян в Древней Руси в XI–XII вв. Закупами называли людей, становившихся должниками, одалживавших у землевладельцев зерно для посева, скот, ремесленную продукцию, т. е. бравших «купу». Отрабатывать долг они должны были в форме исполнения различных феодальных повинностей.

К категории полностью бесправного населения, фактически рабов, относили челядь и холопов — категорию зависимого населения в Древней Руси, которая по своему правовому положению приближалась к рабам.

Отдельную категорию населения составляли изгои — люди, в силу определённых обстоятельств выбывшие из своей обычной социальной среды (крестьяне, вышедшие из общины, холопы, которые выкупились, но не имели средств к существованию, разорившиеся купцы и т. п.).

Русская Правда

Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стала жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодально-зависимой части населения, право наследования и др. Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII–XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды была открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м гг. XV в. Напечатана она была А. Шлёцером в 1767 году.

Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016), Правда Ярославичей (1060–1070-е), Устав Владимира Мономаха (1110-е). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016 г., другие склонны её датировать 1030-ми гг. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII–IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов. Основы краткой правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества.

Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав, во время своего съезда в Вышгороде (1072). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.

Борьба с кочевниками

Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы периода раннего средневековья. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Аварский и Хазарский каганаты.

Первое появление печенегов на южных границах Руси состоялось в 915 г. Тогда между ними и киевским князем был заключён мирный договор, после чего печенеги ушли к Дунаю. Но в период княжения Игоря кочевники в 930 г. нарушили соглашение и возобновили набеги на Русь. По одной из версий, это стало следствием интриг византийских правителей, не желавших усиления Древнерусского государства. Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу. Он, взяв Саркел и Итиль, нанёс сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965), но был убит в бою с печенегами (972), которые представляли объединение преимущественно тюркоязычных племён, с IX в. кочевали в южно-русских степях и регулярно совершали набеги на земли Древней Руси. Конец набегам печенегов положил Ярослав Мудрый, разгромив их в 1036 г.

С Х в. киевские князья занимались укреплением русских границ от нападений кочевников. С этой целью создавались заставы, богатырские разъезды, строились крепости. Среди всего комплекса фортификационных сооружений особое место занимали так называемые «змиевые валы», общая протяжённость которых была немногим менее 950 км. По приблизительным расчётам, их строительство велось около 20 лет. Ежегодно в возведении валов участвовали как минимум 3 тыс. человек.

Со второй половины XI в. участились набеги половцев. Половцы (кипчаки, куманы) — тюркоязычные племена, господствовавшие в XI–XII вв. в южнорусских степях. Основное занятие — кочевое скотоводство и ремесло. Русичи противостояли половцам с переменным успехом. Одно из самых болезненных поражений было в результате битвы на р. Альта (1068). Ощутимых успехов в борьбе с половецкими ханами достигли Владимир Мономах (1113–1125) и Мстислав (1125–1132). Половцы были разгромлены и подчинены монголо-татарами в XIII в.

Отношения с Византией

Внешняя политика Древней Руси была направлена на тесное взаимодействие с государствами-соседями и, в первую очередь, с Византией. С Византией неоднократно заключались договоры. После удачных походов на Константинополь (Царьград) первым их заключил князь Олег — в 907 г. и 911 г. Русско-византийский договор 911 г. состоял из 15 статей и предусматривал выплату Византией значительной контрибуции (48 тыс. гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и пр. Данный договор позволял вывозить дань, собираемую в русских землях, и продавать её на рынках Константинополя.

Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 г. и 943 г.), которые имели значительно меньший успех, чем у его предшественника. Так, во время похода 941 г., князь потерял большую часть своего флота, который византийцы сожгли «греческим огнём».

Во 2-й половине Х в. наметилось сближение Руси и Византии. Большое значение византийскому вектору внешней политики придавала княгиня Ольга, которая лично посетила Константинополь, где в 957 г. приняла христианство. Договоры киевских князей с Византией преследовали цель установить мир между государствами и, при необходимости, союз, наладить взаимовыгодные торговые отношения.

Успехи, достигнутые в 960-х гг. князем Святославом на востоке не на шутку встревожили Константинополь, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 г. по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесятитысячного войска отправляется в поход против Болгарии. Мощным ударом Святослав разбил под Доростолом болгарское войско и захватил 80 городов вдоль Дуная.

Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 г. Святослав достаточно быстро, захватив Переяславец, который видел своей будущей столицей, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвинулся вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать многочисленное войско и сначала под Адрианополем остановить Святослава, а под Доростолом подписать мирное соглашение (971), которое предусматривало, что киевский князь возьмёт на себя обязательство не воевать с Византией и откажется от претензий на территорию Болгарии и Крыма. В свою очередь, византийцы гарантировали князю беспрепятственное возвращение с дружиной на Русь.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь