Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма — как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:
УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.." 1822 Анализ: С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением. Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»». Стихотворный размер: четырёхстопный амфибрахий, смежная рифма * * * Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут - и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.
1827 Анализ: Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб. ПОЭТ Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы... 1827 Анализ:"Поэт» в полной мере отражает авторскую позицию в отношении предназначения поэзии, миссии поэта. Стихотворение это заключает в себе важную мысль. По мнению Пушкина, поэзия состоит в том, чтобы в стихах пересказывать свои обычные чувства и мысли. С первых же строк Пушкин определяет высшую цель поэта – творца. Пушкин говорит, что поэзия это нечто иное, как "священная жертва», дар поэта – "святая лира». Пушкин не скрывает, что сам поэт , будучи лишь глашатаем, вестником Аполлона, не является хозяином своего дарования. Он лишь марионетка в руках богов. Композиционно стихотворение чётко делится на две части. Первая часть описывает "ничтожную» жизнь поэта "в заботах суетного света». Поэт в жизни может ничем не отличатся от обыкновенных людей и "меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Но это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, что его "душа» спит, а значит, и "молчит его святая лира». Однако поэт не в состоянии вызвать вдохновение, он не может писать стихи тогда, когда ему этого захочется. И поэт приносит в жертву свою судьбу, свою жизнь. Читатель видит, что обыденность и серость окружающего мира "преображают» поэта. И перед нами уже некто "малодушный» и "ничтожный», не способный на великое и прекрасное. Дале в стихотворении следует союз условий "но». Следующее четверостишие является "переходным» и "суетного света» в мир поэзии. По сути мы становимся свидетелями приходящего к поэту вдохновения. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы