Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аменяйте конструкцию enum классом
Конструкция enum языка С отсутствует в языке программирования Jаvа. Обычно эта конструкция определяет тип, соответствующий перечислению (enumerated type), т. е. тип, допустимыми значениями которого являются константы из фиксированного набора. К сожалению, конструкция enum не очень хорошо определяет перечисления. Она лишь задает набор именованных целочисленных констант, не обеспечивая ни безопасности типов, ни минимального удобства использования. Так, в С допустимы не только записи:
typedef enum { FUJI, PIPPIN, GRANNY_SMITH } apple_t; /* Сорта яблок*/ typedef enum { NAVEL, TEMPLE, BLOOD } огапgе_t; /* Сорта апельсинов*/ огапgе_t myFavorite = PIPPIN; /* Путает яблоки и апельсины */
но и этот кошмар:
огаngе_t х = (FUJI - РIРРIN)/ТЕМРLЕ; /* Яблочный соус какой-то! */ Конструкция enum не образует пространства имен для генерируемых ею констант. Поэтому следующая декларация, в которой одно из названий используется вновь, вступает в конфликт с предыдущей декларацией огаngе_t: typedef еnum { BLOOD, SWEAT, TEARS } fluid_t; /* Это не группа, а жидкости */
98
Типы, декларируемые конструкцией enum, ненадежны. Если не позаботиться о сохранении значений всех имеющихся констант, можно получить непредсказуемые изменения в работе системы, если добавить в перечисление новые константы, но не выполнить повторную компиляцию клиентов. Разные группы разработчиков не могут добавлять в перечисление новые константы независимо друг от друга, поскольку новые константы перечисления скорее всего будут конфликтовать между собой. Конструкция enum не предоставляет простых способов перевода констант перечисления в печатные строки или подсчета количества констант в каком-либо типе. К сожалению, в языке программирования Jаvа большое распространение имеет шаблон перечислений, который, как показано ниже, перенимает указанные недостатки конструкции еnum из языка С: // Шаблон перечисления·целых чисел (int enum) // весьма сомнительный l public class PlayingCard { public static final int SUIT_CLUBS =0; public static final int SUIT_DIAMONDS =1’ public static final iпt SUIT_HEARTS =2’ public static final int SUIT_SPADES =3;
Вы можете встретить другой вариант этого шаблона, когда вместо констант iпt применяются константы String. Его тоже не следует использовать. Хотя для своих констант он передает печатные строки, это может привести к проблемам с производительностью, поскольку связано с операцией сравнения строк. Более того, неискушенные пользователи могут получить программный код клиентов, жестко при вязанный к строковым константам, вместо того, чтобы использовать названия соответствующих полей. И если в жестко заданные строковые константы вкрадутся опечатки, это не будет выявлено на этапе компиляции и повлечет сбои при выполнении программы. К счастью, язык программирования Jаvа предлагает альтернативное решение, которое лишено недостатков распространенных шаблонов для int и String и имеет множество преимуществ. Это шаблон, называемый перечислением типов (typesafe enum). К сожалению, он пока мало известен. Основная идея шаблона проста: определите класс, представляющий отдельный элемент перечисления, но не создавайте для него никаких открытых конструкторов. Вместо них создайте поля public static final, по одному для каждой константы перечисления. Покажем, как этот шаблон выглядит в простейшем случае:
// Шаблон typesafe enum public class Suit { private final String name; private Suit(String name) { this.name = name; }
99
public String toString() { return name;} public static final Suit CLUBS= new Suit("clubs"); // трефы publiC static final Suit DIAMONDS = new Suit("diamonds"); // бубны public static final Suit HEARTS= new Suit("hearts"); // черви public static final Suit SPADES= new Suit("spades"); // пики } Поскольку клиенты не могут создавать экземпляров данного класса или расширять его, не будет никаких объектов этого типа, за исключением тех, что доступны в полях public static final. И хотя класс даже не декларирован как final, расширять его невозможно: конструктор подкласса должен вызывать конструктор суперкласса, а такой конструктор ему недоступен. Как и подразумевает название, шаблон typesafe enum обеспечивает безопасность типов уже на стадии компиляции. Декларируя метод с параметром типа Suit, вы имеете гарантию того, что любая переданная вам ссылка на объект, отличная от null, представляет одну из четырех правильных карточных мастей. Любая попытка передать объект неправильного типа будет обнаружена на стадии компиляции так же, как и любая попытка присвоить результат вычислений, соответствующий одному перечислению, переменной, которая соответствует другому типу перечисления: Различные классы перечислений с одинаковыми названиями констант могут мирно сосуществовать благодаря тому, что каждый класс имеет собственное пространство имен. Добавлять константы в класс перечисления можно, не компилируя вновь всех его клиентов, поскольку открытые статические поля со ссылкой на объекты, в которых содержатся константы перечисления, образуют уровень изоляции между клиентом и классом перечисления. Сами константы никогда не компилируются в классе клиента, как это было в случае с более распространенным шаблоном, использующим int или String. Поскольку перечисления типов - это вполне самостоятельные классы, допустимо переопределение метода toString таким образом, чтобы можно было преобразовывать значения в печатные строки. При желании вы сможете сделать еще один шаг в этом направлении и с помощью стандартных средств связать класс перечисления с региональными настройками. Заметим, что названия строк используются лишь в методе toString, при проверке равенства они не применяются, поскольку реализация метода equals, унаследованная от класса Object, выполняет сравнение, проверяя равенство ссылок. В общем случае вы можете усилить класс перечислений любым методом, который покажется вам подходящим. Например, наш класс Sui t мог бы выиграть от добавления метода, который возвращает цвет или изображение масти. Класс может начать свою жизнь как простое перечисление и со временем развиться в абстракцию с полным набором свойств. Поскольку в класс перечисления разрешается добавлять любые методы, его можно заставить реализовать любой интерфейс. Предположим, вы хотите, чтобы класс Suit реализовывал интерфейс Comparable, и клиенты могли сортировать сдачу
100
карт в бридже по мастям. Представим слегка видоизмененный первоначальный шаблон, который поддерживает такой трюк. Статическая переменная nextOrdinal используется для того, чтобы каждому экземпляру класса в момент его создания назначать порядковый номер. Эти номера применяются в методе compareTo для упорядочения экземпляров. // Перечисление, использующее порядковые номера public class Suit implements Comaprable { private final String name; // Порядковый номер следующей масти private static int nextOrdinal = 0; // Назначение порядкового номера данной масти private final int ordinal = nextOrdinal++; private Suit(String паmе) { this.паmе = паmе; } public Stгiпg tоStгiпg() {return паmе; }
public iпt compareTo(Object о) { геturn огdinаl – ((Suit)О).огdiпаl; public String toString() { return name;} public static final Suit CLUBS= new Suit("clubs"); // трефы publiC static final Suit DIAMONDS = new Suit("diamonds"); // бубны public static final Suit HEARTS= new Suit("hearts"); // черви public static final Suit SPADES= new Suit("spades"); // пики }
Поскольку константы перечисления являются объектами, вы можете помещать их в коллекции. Допустим, вы хотите, чтобы класс Suit передавал неизменяемый перечень мастей в обычном порядке. Достаточно добавить в этот класс следующие две декларации полей:
private static fiпаl Suit[] PRIVATE_VALUES = { CLUBS, DIAMONDS, HEARTS, SPADES }; public static final List VALUES = Соllесtiопs.unmоdifiаblеList(Аггауs.аsList(РRIVAТЕ_VALUES)); В отличие от простейшего шаблона typesafe enum, классы представленной формы, использующей порядковые номера, можно сделать сериализуемыми (serializabIe) (см. главу 10), при ложи в для этого минимум усилий. Недостаточно добавить в декларацию класса слова imрlеmепts Serializab'le, нужно еще предоставить метод readResolve (статья 57): private Object readResolve() throws ObjectStreamExceptin { return PRIVATE_VALUES[ordinal]; // Канонизация }
101 Этот метод, автоматически вызываемый системой сериализации, предупреждает появление в результате десериализации дублирующих констант. Это гарантирует, что каждая константа в перечислении будет представлена одним единственным объектом, и, следовательно, не нужно переопределять метод Obj ect. equals. Без этого условия метод Obj ect. equals давал бы отрицательный результат, сравнивая две равные, но неидентичные константы перечисления. Заметим, что метод readResolve ссылается на массив PRIVATE_VALUES, а потому вы должны декларировать этот массив, даже если решили не предоставлять клиентам список VALUES. Заметим также, что поле пате в методе readResolve не используется, а потому его можно и даже нужно исключить из сериализованной формы. Полученный в результате класс не вполне надежен: конструкторы любых вновь добавленных значений должны ставиться после уже имевшихся с тем, чтобы ранее сериализованные экземпляры класса при десериализации не поменяли свое значение. Это происходит потому, что в сериализованной форме (статья 55) для константы перечисления хранится лишь ее порядковый номер. И если у константы перечисления поменяется порядковый номер, то константа, сериализованная с прежним номером, при десериализации получит новое значение. Каждой константе, которая используется только в пределах того пакета, где содержится класс перечисления, может быть сопоставлена одна или несколько ахем поведения программы. Такие схемы лучше всего реализовать в классе как методы, доступные только в пределах пакета. В результате за каждой константой перечисления выстраивается скрытый набор схем поведения, что дает возможность пакету, содержащему перечисление, правильно реагировать на получение соответствующей константы. Если класс перечисления имеет методы, работа которых кардинально меняется при замене одной константы класса на другую, то вы обязаны для каждой такой константы использовать отдельный закрытый класс либо анонимный внутренний класс. Это позволяет каждой константе иметь собственную реализацию всех таких методов и обеспечивает автоматический вызов нужной реализации. Альтернативный подход заключается в том, чтобы представить каждый такой метод как дерево ветвлений, функционирование которого зависит от того, для какой константы был вызван метод. Подобный подход уродлив, подвержен ошибкам и вряд ли способен обеспечить производительность, сравнимую с автоматической диспетчеризацией методов в виртуальной машине Jаvа. Рассмотрим класс перечисления, иллюстрирующий оба приема, о которых говорилось выше. Класс Operation описывает работу калькулятора с четырьмя основными функциями. Все, что вы можете делать с константой типа Ореration за пределами пакета, в котором этот класс определен, - это вызывать методы класса Object: toString, hashCode, equals и т. д. Внутри же пакета вы можете выполнить арифметическую операцию, соответствующую константе. По-видимому, в пакете будет представлен некий объект высокого уровня, соответствующий калькулятору, который будет предоставлять клиенту один или несколько методов, получающих в качестве параметра константу типа Operation. Заметим, что сам Operation является абстрактным
102
классом, содержащим один единственный абстрактный метод eval, который доступен только в пределах пакета и выполняет соответствующую арифметическую операцию. для каждой константы определен анонимный внутренний класс, так что для каждой константы можно определить собственную версию метода eval: // Перечисление типов, схемы поведения которого // закреплены за константами publiC abstract class Operation { private final String name; Operation(String name) { this.name = пате; } public String toString() { return this.name; } // Выполняет арифметическую операцию, // представленную указанной константой abstract double eval(double х, double у); public static final Operation PLUS = new Operation("+") { double eval(double х, double у) { return х + у; } } ; public static final Operation MINUS = new Operation("-") { double eval(double х, double у) { return х - у; } } ; public static final Operation TIMES : new Operation("*") { double eval(double х, double у) { return х * у; } } ; public static final Operation DIVIDED_BY = new Operation("/") { double eval(double х, double у) { return х / у; } } ; Вообще говоря, по производительности перечисления типов сравнимы с перечислениями целых констант. Два разных экземпляра для класса перечисления typesafe еnиm никогда не смогут представить клиенту одно и то же значение, а потому для проВерки логического равенства используется быстрая проверка тождественности ссылок. Клиенты класса перечисления typesafe еnиm могут использовать оператор == вместо метода equals. Гарантируется, что результаты будут те же самые, а сам оператор ==, возможно, будет работать быстрее. Если класс перечисления используется широко, его следует сделать классом верхНего уровня. Если работа с перечислением связана с определенным классом верхнего уровня, перечисление следует сделать статическим классом-членом указанного класса верхнего уровня (статья 18). Например, класс java. math. BigDecimal содержит набор
103
констант перечисления типа int, соответствующих различным способам округления дробной части числа (roиnding modes). Эти способы округления образуют полезную абстракцию, которая в сущности не связана с классом BigDecimal. Реализовать их лучше в самостоятельном классе j ava. math. RoundingMode. В результате любой программист, которому понадобились различные режимы округления, мог бы воспользовался этой абстракцией, что привело бы к лучшей согласованности между различными API. Базовый шаблон перечисления типов, проиллюстрированный выше в реализациях класса Suit, зафиксирован: пользователи не могут дополнять перечисление новыми элементами, поскольку у класса нет конструкторов, которые были бы доступны пользователю. Фактически это делает данный класс окончательным независимо от того, декларирован ли он с модификатором final или нет. Как правило, это именно то, чего вы ждете от класса, но иногда вам необходимо сделать класс перечисления расширяемым. Например, это может потребоваться, когда вы используете класс перечисления для представления различных форматов кодирования изображений, но хотите, чтобы третьи лица могли добавлять в него поддержку новых форматов. Для того чтобы сделать класс перечисления расширяемым, создайте защищенный конструктор. Тогда другие разработчики смогут расширять этот класс и дополнять новыми константами свои подклассы. Вам не нужно беспокоиться о конфликтах между константами перечисления, как в случае применения шаблона int епит. Расширяемый вариант шаблона typesafe епит использует преимущества собственного пространства имен пакета с тем, чтобы для расширяемого перечисления создать "магически управляемое" пространство имен. Различные группы разработчиков могут расширять это перечисление, ничего не зная друг о друге,- конфликта между их расширениями не возникнет. Простое добавление элемента в расширяемое перечисление еще не является гарантией того, что этот элемент будет иметь полную поддержку: методы, принимающие элемент перечисления, должны учитывать возможность получения элементов, неизвестных программисту. Если целесообразность использования сложного дерева ветвлений для фиксированного перечисления сомнительна, то для расширяемых перечислений это вообще смертельно, поскольку каждый раз, когда программист расширяет тип, соответствующий перечислению, ветвление само собой нарастать не будет. Один из способов решения этой проблемы заключается в том, чтобы снабдить класс перечисления всеми теми методами, которые необходимыми для описания схем, соответствующих константам этого класса. Метод, которым клиенты класса не пользуются, следует делать защищенным, однако должна оставаться возможность его переопределения в подклассах. Если такой метод не имеет приемлемой реализации, предлагаемой по умолчанию, его следует декларировать не только как защищенный, но и как абстрактный. В расширяемом классе перечисления полезно пере определить методы equals и hashCode новыми окончательными методами, которые обращаются к методам из класса Object. Тем самым гарантируется, что ни в одном подклассе эти методы не
104
будут случайно переопределены, благодаря чему все равные объекты типа перечисления будут к тому же идентичны (a.equals(b) возвращает true тогда и только тогда, когда а == Ь). // Методы , защищенные от переопределения publiс final boolean equals(Object that) { return super.equals(that); } public final int hashCode() { return super.hashCode(); } Заметим, что представленный вариант расширения не совместим с вариантом, обеспечивающим сравнение: если вы попытаетесь объединить их, то схема упорядочения элементов подкласса будет зависеть от очередности инициализации подклассов, а она может меняться от программы к программе, от запуска к запуску. Приведенный расширяемый вариант шаблона перечисления совместим с вариантом, обеспечивающим сериализацию, однако объединение этих вариантов требует некоторой осторожности. Каждый подкласс должен назначить собственные порядковые номера и использовать свой собственный метод readResolve. В сущности, каждый класс отвечает за сериализацию и десериализацию своих собственных экземпляров. Для пояснения представим вариант класса Оре ration, который был исправлен таким образом, чтобы быть и расширяемым, и сериализуемым: // Сериализуемый и расширяемый класс перечисления public abstract class Operation implements Serializable { private final transient String name; protected Operation(String name) { this.name = name; }
public static Operation PLUS = new Operation("+") { protected double eval(double х, double у) { return х+у; } } ; public static Operation MINUS = new Operation("-") { protected double eval(double х, double у) { return х-у; } } ; public static Operation TIMES = new Operation("*") { protected dQuble eval(double х, double у) { return х*у; } } ; public static Operation DIVIDE = new Operation("/") { protected double eval(double х, double у) { return x/y; } } ;
105
// Выполнение арифметической операции, // представленной данной константой protected abstract double eval(double х, double у); public String toString() { return this.name; } // Препятствует переопределению в подклассах // метода Object.equals public final boolean equals(Object that) { return super.equals(that); } public final int hashCode() { return super.hashCode(); } // Следующие четыре декларации необходимы для сериализации private static int nextOrdinal = о; private final int ordinal = nextOrdinal++; private static final Operation[] VALUES = { PLUS. MINUS, TIMES, DIVIDE}; Object readResolve() throws ObjectStreamException { return VALUES[ordinal]; // Канонизация } } Представим подкласс класса Operation, в который добавлены операции логарифма и экспоненты. Причем этот подкласс может находиться за пределами того пакета, где содержится исправленный класс Operation. Данный подкласс может быть открытым и сам может быть расширяемым. Возможно мирное сосуществование различных подклассов, написанных независимо друг от друга. // Подкласс расширяемого сериализуемого перечисления abstract class ExtendedOperation extends Operation {
ExtendedOperation(String name) { super(name); } public static Operation LOG = new ExtendedOperation("log") { protected double eval(double х, double у) { return Math.log(y) / Math.log(x); } ; public static Operation ЕХР = new ExtendedOperation("exp") { protected double eval(double х, double у) { return Math.pow(x, у); } } ;
106
// Следующие четыре декларации необходимы для сериализации private static int nextOrdinal = 0; private final int ordinal = nextOrdinal++; private static final Operation[] VALUES = { LOG, ЕХР }; Object readResolve() throws ObjectStreamException { return VALUES[ordinal]; // Канонизация } }
Заметим, что в представленных классах методы readResolve показаны как доступные в пределах пакета, а не закрытые. Это необходимо потому, что экземпляры классов Operation и ExtendedOperation фактически являются экземплярами анонимных подклассов, а потому закрытые методы readReasolve были бы бесполезны (статья 57). Шаблон typesafe епит, по сравнению с шаблоном int enum, имеет несколько недостатков. По-видимому, единственным серьезным его недостатком является то, что он не так удобен для объединения констант перечисления в наборы. В перечислениях целых чисел для констант традиционно выбираются значения в виде различных неотрицательных степеней числа два, сам же набор представляется как побитовое ОR соответствующих констант:
// Вариант шаблона int впит с битовыми флажками public static final int SUIT_CLUBS =0; public static final int SUIT_DIAMONDS =1’ public static final iпt SUIT_HEARTS =2’ public static final int SUIT_SPADES =3; public static final int SUIT_BLACK ; SUIT_CLUBS I SUIT_SPADES;
Набор констант перечисления, представленный таким образом, является кратким и чрезвычайно быстрым. Для набора констант перечисления typesafe enum вы можете использовать универсальную реализацию набора, заимствованную из Collections Framework, однако такое решение не является ни кратким, ни быстрым: Set blackSuits ; new HashSet(); blackSuits.add(Suit.CLUBS); blackSuits.add(Suit.SPADES); Хотя наборы констант перечисления typesafe eum вряд ли можно сделать такими же компактными и быстрыми, как наборы констант перечисления int enum, указанное неравенство можно уменьшить путем специальной реализации набора Set, которая обслуживает элементы только определенного типа, а для самого набора использует Внутреннее представление в виде двоичного вектора. Такой набор лучше реализовывать в том же пакете, где описывается тип его элементов. Это позволяет через поля или методы, доступные только в пределах пакета, получать доступ к битовому значению, которое соответствует внутреннему представлению каждой константы в перечислении. Имеет смысл создать открытые конструкторы, которые в качестве параметров
107
принимают короткие последовательности элементов, что делает возможным применение идиом следующего типа:
hand.discard( new SuitSet( Suit.CLUBS, Suit.SPADES));
Небольшой недостаток констант перечисления typesafe enums, по сравнению с перечислением int enum, заключается в том, что для них нельзя использовать оператор switch, поскольку они не являются целочисленными. Вместо этого вы применяете оператор if, например, следующим образом: if (suit == Suit.CLUBS) { }else if (suit == Suit.DIAMONDS) { }else if (suit == Suit.HEARTS) { }else if (suit == Suit.SPADES) { }else { throw new NullPointerException("Null Suit"); //suit = = null }
Оператор if работает не так быстро, как оператор switch, однако эта разница вряд ли будет существеной. Более того, при работе с константами перечисления typesafe enum потребность в большом ветвлении должна возникать редко, поскольку они подчиняются автоматической диспетчеризации методов, осуществляемой JVM, как показано в примере с Operation. Еще один недостаток перечислений связан с потерей места и времени при загрузке классов перечислений и создании объектов для констант перечисления. Если отбросить такие стесненные в ресурсах устройства, как сотовые телефоны и тостеры, эта проблема на практике вряд ли будет заметна. Подведем итоги. Преимущества перечислений typesafe enum перед перечислениями int еenum огромны, и ни один из недостатков не кажется непреодолимым, за исключением случая, когда перечисления применяются прежде всего как элемент набора либо в среде, серьезно ограниченной в ресурсах. Таким образом, когда обстоятельства требуют введения перечисления, на ум сразу же должен приходить шаблон typesafe епит. API, использующие перечисления typesafe enum, гораздо удобнее для программиста, чем API, ориентированные на перечисления int enum. Единственная причина, по которой шаблон typesafe enum не применяется более интенсивно в интерфейсах АРI для платформы Java, заключается в том, что в то время, когда писались многие из этих API, данный шаблон еще не был известен. Наконец, стоит повторить еще раз, что потребность в перечислениях любого вида должна возникать сравнительно редко, поскольку большинство этих типов после создания подклассов стали устаревшими (статья 20).
108
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы