Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Апреля суббота 19-00 Геликон Опера
ЧААДЦКИЙ 1 июня 2017 года в Московском театре «Геликон-опера» состоялась мировая премьера оперы Александра Маноцкова «Чаадский» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова. Музыкальный руководитель постановки – дирижер Феликс Коробов, художник-постановщик – Алексей Трегубов. Продюсер проекта – Павел Каплевич. Автором идеи создания оперы стал известный художник и продюсер, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич. «Это замечательный человек, реинкарнация Дягилева, – считает композитор Александр Маноцков. – Человек с кроссдисциплинарным чутьем. Это же свойство личности отличало Дягилева – у него было это ощущение «цайтгайста» – духа времени в искусствах. Павел и сам талантливый художник. Он же – соавтор моего либретто». Кто из нас не помнит бунтаря Чацкого, героя сатирической комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»? Классика всегда актуальна, но в обрамлении современной музыки и смелой режиссуры на сцене «Геликон-оперы» вечный сюжет заиграет новыми красками. Не случайно фамилия главного персонажа созвучна фамилии главного героя знаменитого произведения Грибоедова. Чаадский – Чацкий – Чаадаев. Связь между вымышленными героями и авторами «Философических писем» и «Горе от ума» абсолютно логична и закономерна. Выдающийся писатель, композитор, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов прожил короткую, но яркую жизнь. Автор бессмертной комедии «Горе от ума» и любимейшего миллионами «грибоедовского» вальса внес огромный вклад в развитие русской дипломатии, но трагически погиб в возрасте 34 лет. Реплики персонажей «Горе от ума» разлетелись по всему миру на цитаты, а вальсы, особенно ми-минор, узнаваемы слушателями с первых нот. «Мой Чаадский, - синтезированный персонаж. В комедии Грибоедова не только он сам был прототипом своего героя – автор имел в виду и Петра Яковлевича Чаадаева, - говорит композитор Александр Маноцков. – И этот анекдот, что человека сочли сумасшедшим, взят из жизни: Чаадаева объявили сумасшедшим, когда он написал свои «Философические письма». Но мы использовали и другие литературные первоисточники – последний монолог из «Записок сумасшедшего» Гоголя, традиционную персидскую поэзию…Для меня имел огромное значение роман «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова. В нем присутствует важнейший мотив, что человек из душной, давящей со всех сторон чиновно-служебной действительности вырывается в совершенно другую жизнь, выскакивает, как в форточку и… гибнет. А Чаадский, мой персонаж, сходит с ума. Он действительно сходит с ума. При этом он сходит с ума по-настоящему, но этого никто не понимает, и сумасшедшим его объявляют по совершенно другому поводу…». При создании оперы «Чаадский» Александр Маноцков использовал темы грибоедовских вальсов ми-минор и ля-бемоль мажор, которые вплетены в музыкальную ткань оперы на протяжении всего действия. Своей призрачной иллюзорностью счастья и хрустальной грустью они пронизывают все действие оперы, создавая ощущение контрастности и многомерности происходящего на сцене. «То, что мы придумывали с Павлом Каплевичем, и про что я писал музыку, – это ситуация двух видов несвободы: несвобода сознательная, и несвобода попытки от нее оторваться, ведь, когда все время борешься с одним и тем же, ты начинаешь бороться одинаково, что создает своего рода рутину. И только в конце оперы мой Чаадский приобретает собственный голос. Не доктринерский (потому что он – по сути доктринер, все время говорит какие-то максимы и проповедует). Он вдруг становится живым теплым человеком», – признается композитор. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы