Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лирические песни, их отличия от исторических. Собирание народной лирики, основные сборники, изучение народных лирических песен в 20 веке.
Лирическая песня — стихотворное произведение, которое поется в одиночку или хором. Это один из видов синтетического, словесно-музыкального искусства. Песня может рассматриваться и как поэзия (искусство слова), и как музыка. Как искусство слова народная лирическая песня относится к лирическому роду поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпического рода. Конечно, в эпических и в лирических произведениях мы находим как объективные факты, так и определенное к ним отношение. Однако доля того и другого в эпосе и лирике различна. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение отношения к этим фактам, передача мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. «Эпическая поэзия, — писал Белинский, — употребляет образы и картины для выражения образов и картин, в природе находящихся - лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы». «Одни поэты, — отмечал Добролюбов, — преимущественно умеют хорошо рассказать происшествия, случающиеся в жизни. Это называется эпической, или повествовательной, поэзией... Другие особенно хорошо могут изображать предметы и передавать то чувство, то впечатление, которое эти предметы возбуждают в душе. Это поэзия лирическая...» Отдельные мотивы и образы традиционных лирических песен, а также некоторые приемы их композиции и поэтического стиля несомненна являются очень древними. Но в целом жанр крестьянской необрядовой лирической песни, зафиксированный в публикациях последних двух столетий, — явление сравнительно позднее. Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовых традиционных лирических песен завершилось примерно в XVI в. Собирание русских народных песен началось в XVII в. В XVII и первой половине XVIII в. получили распространение многочисленные рукописные песенники. Впервые народные лирические песни публикуют Г. Н. Теплов («Между делом безделье, или собрание песен с приложенными нотами на три голоса», 1757) и Н. Г. Курганов («Письмовник», 1769). Работа по собиранию народных песен значительно активизировалась в 30-е годы XIX в. Их записывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов и другие писатели. Интерес к народной песне усилился в связи со стремлением русских писателей к национальной самобытности. В первой половине XIX в. были изданы сборники народных лирических песен: Кашин Д. Н. Русские народные песни (три книги, 1833—1834); Сахаров И. П. Песни русского народа (пять частей, 1838—1839); Студщкий Ф. Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний (1841); Смирнов А. Песни крестьян Владимирской и Костромской губерний (1847) и др. В связи с повышенным интересом к крестьянскому вопросу работа по собиранию народных песен еще более расширилась во второй половине XIX в. Немалую роль в этом деле сыграло организованное в 1846 г. Русское Географическое Общество, которое привлекло к. участию в собирании фольклора широкие круги любителей народной поэзии. Разнообразная деятельность по публикации народных песен в XVIII—XIX вв. завершается изданием в 1895—1902 гг. А. И. Соболевским огромного свода «Великорусских народных песен». Антология Соболевского состоит из семи больших томов, включает в себя около 5000 текстов и имеет первостепенное значение для исследователей фольклора. Качественно новый этап представляет собой собирание народных песен в советское время. Во-первых, эта работа получает невиданный ранее размах: в ней принимают участие Институты Академии наук СССР, высшие и средние специальные учебные заведения, редакции газет и журналов, историки, писатели, самые широкие круги интеллигенции. Во-вторых, повысился научный уровень, усовершенствовалась методика записи народных песен, как и других жанров фольклора. В комплексных экспедициях по записи песен нередко принимают участие этнографы, фольклористы и музыковеды, широко используются всевозможные технические средства (магнитофоны, киноаппараты и пр.). В итоге за годы Советской власти был собран огромный песенный материал, который хранится во многих академических, вузовских, музейных, государственных и областных архивах и широко используется в научной и культурно-массовой деятельности. Параллельно с собиранием русских народных песен шло и их изучение. Причем это изучение постепенно все более и более углублялось. Так, если в XVIII в. мы находим лишь отдельные самые общие замечания по народным песням, то впоследствии предпринимаются специальные исследования многих вопросов, связанных с изучением особенностей жанра лирической песни. Следует подчеркнуть, что своими знаниями по народной песне мы обязаны не только специалистам-фольклористам. Большая заслуга в этом деле принадлежит замечательным русским писателям и выдающимся литературным критикам. В последней трети XIX в. в ряде работ рассматривается композиция народных лирических песен. Этому вопросу посвящает А. Н. Веселовский ставшую потом знаменитой работу «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (1898). Писателями первой трети XIX в. был поставлен вопрос о большом значении народных песен для развития русской литературы. Глубокое теоретическое обоснование этого положения мы находим у Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. Их идеи затем на новом историческом этапе продолжил и развил А. М. Горький. Прежде всего следует отметить, что советскими учеными была проделана большая работа по выработке основных принципов классификации народных лирических песен. И наконец, следует отметить, что история изучения и публикаций русских народных лирических песен становится предметом специальных историографических исследований, библиографических разысканий и учебно-методических разработок. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы