Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Деревенские мастера разных категорий: личный статус



В древности в сфере услуг было принято использовать преимущественно людей с личнонаследственной зависимостью. И в эпоху варварских правд все еще, как уже говорилось, выделяются ремесленники-сервы. Профессиональный ремесленный труд у франков и бургундов (V—VI вв.), у алеманов и баваров (VIII в.) считался «работой серва». Григорий Турский в своей «Истории франков» рассказывает о портном, который был благородного происхождения, но граф Турский счел его беглым рабом лишь на том основании, что он ремесленник.

Затем, по мере того как по всей Европе сервы, колоны, свободные держатели и мелкие аллодисты эволюционировали к зависимости феодального типа, тенденция сближения социального статуса непосредственных работников разного экономико-правового происхождения стала ведущей, она намного превосходила тенденцию их противостояния. И к IX в. за стойкими и пестрыми правовыми градациями, выраженными в традиционных терминах, скрывались уже им не соответствовавшие градации социальные.

Конечно, среди ремесленников сервильного статуса и теперь множество дворовых холопов. Но на втором [56] этапе генезиса феодализма сложилась и все более увеличивалась другая категория сервов, также, занятых промышленным трудом: крестьяне, сидевшие на господской земле и связанные с господином поземельной и, в той или иной мере, личной зависимостью. Одни из них, например, сервы-мансарии из Сен-Жерменского полиптика, живут при железных рудниках и платят оброки железом. Монастырская опись не называет их ремесленниками, но их место в господском хозяйстве, равно как характер их собственного хозяйства, определяются в первую очередь промышленным трудом. Вместе с тем они держатели земли и в ряде случаев несут полевую повинность. По существу это крестьяне-ремесленники, т. е. крестьяне, несущие повинности изделиями ремесла, либо ремесленники, несущие повинности также сельскохозяйственными работами: грань между экономическими и социальными позициями здесь неопределенна. Например, сервы-мастера Верденского аббатства значились по следующим специальностям: два пекаря, два повара, три пивовара, четыре плотника и др. Они работали на барском дворе поочередно: каждый повар — через день, плотник — раз в четыре дня и т. д. Однако на две недели уборочных работ их отправляли в поле. При этом они держали землю, обрабатывали ее, но занимались и ремеслом. В других монастырях — Вейсенбургском, Сен-Жерменском, Петерсгаузенском и других — ремесленные задания выполнялись держателями-сервами по очереди и по мере надобности для хозяйства. Например, в мастерской монастыря Штауффельзее ткачих и портных собирали раз в год для отработки определенного урока. Из среды таких крестьян-ремесленников и формировалась, видимо, категория «публичных мастеров», услугами которых пользовалась округа. Думается, они же, а не дворовые холопы, преобладали среди тех ремесленников, которые уходили в города, дабы обрести личную независимость и закрепить свой профессиональный статус.

В целом можно констатировать, что поземельно-зависимые лица сервильного статуса, как правило, в той или иной мере занимались ремеслами; и что поземельно-зависимые крестьяне регулярно или по преимуществу занимающиеся ремеслом, имели сервильный статус. Связь между регулярным занятием ремеслом и сервильным статусом в раннее средневековье безусловна. [57]

Безусловно также, что категория лично зависимых крестьян-ремесленников формировалась прежде всего за счет посаженных на землю дворовых сервов, в том числе мастеровых. Здесь серв обретал поземельную зависимость в ее наиболее тяжкой, барщинной форме. В каких-то случаях он переставал быть мастеровым, становясь преимущественно или целиком крестьянином. Но обычно сохранял связь с ремеслом, чему способствовали и тяжелые условия сервильного держания.

Наконец, в источниках упоминаются лично свободные и не имеющие видимых следов прошлого несвободного состояния ремесленники, сидящие чаще всего на свободных же наделах. Так, в Сен-Жерменском монастыре в числе оброчных держаний в первую голову числились аренды мельниц и участки, отведенные ремесленникам. Здесь мы имеем дело уже с иной правовой категорией профессионального деревенского ремесла: со специалистами-мастерами, в разной мере зависимыми по земле, но лично свободными. Вероятно, именно из этой категории крестьян-ремесленников черпались кадры свободных «бродячих» мастеров и мастеров publice probati. Конечно, не исключено, что некоторые из этих ремесленников возвращались к «чисто» крестьянскому труду, но все же главная тенденция развития данной категории — профессионализация ремесла.

Поземельно-зависимые, но лично свободные ремесленники вели свое происхождение главным образом от свободных земледельцев, потерявших полноправие и землю в пользу вотчинника. Основой этого процесса явилось ухудшение положения свободных крестьян, с IX в. принявшее столь серьезный характер, что многие люди стали скитаться в поисках пропитания. Такие люди могли подрабатывать и «рукомеслом». Вотчинники были заинтересованы в привлечении зависимых рабочих рук. Иногда они использовали безземельных (бродячих) бедняков в качестве дворовых мастеровых. Но чаще всего помещали их на свою землю (судя по Сен-Жерменскому полиптику — на вновь создаваемые тяглые наделы). Новопоселенцы превращались в обычных держателей, постепенно теряли часть личных прав и пополняли ряды ремесленников-крестьян.

В Западной Европе вплоть до X в., а в Англии, скандинавских странах, Северо-Западной Руси, Кастилии в течение всего средневековья, сохранялась и [58] значительная прослойка свободных крестьян-аллодистов. Вероятно, в их среде также развивались те или иные ремесленные занятия, но конкретных сведений об этом по данному периоду нет.

В целом можно заключить, что категория крестьян-ремесленников, пестрая по своему происхождению, правовому положению, отношению к земельной собственности, в раннее средневековье обнаруживает тенденцию к социально-правовому нивелированию. Та же тенденция заметна в эволюции самого ремесла (как особого занятия) и общественной позиции ремесленника.

Деревенские ремесла разных категорий: статус занятия и статус работника. К началу средневековья отношение аграрной Европы к ремесленным занятиям не было единообразным, оно зависело от уровня общественного развития региона, государства, народа. На территориях бывшей Римской империи, где процесс отделения ремесла от земледелия однажды уже совершался (хотя и в иных исторических условиях, в иной форме), в общественном сознании сохранились определенные представления античного общества, где занятие обитателя деревни или поместья только ремесленным трудом означало его принадлежность к прислуге и чаще всего было признаком несвободного состояния. От поместий готской Испании до галло-римских вилл Северной Франции ремесленные изделия изготавливались сервами, и этот порядок можно проследить еще по меровингским эдиктам и варварским правдам, сочинениям Григория Турского. Одновременно и Григорий Турский, и Салическая правда свидетельствуют, что раб-ремесленник занимал в своей правовой категории более высокое место.

Иначе относятся к ремеслу германцы, кельты, славяне. В варварском обществе, где центральной фигурой все еще оставался свободный общинник, умелость, мастеровитость включалась в круг признаков гражданской добродетели. Воины Карла Великого чинят свое снаряжение, могут выковать и отделать клинок. В правообязанности свободных саксов входили работы на дорогах и мостах, возведение оборонительных сооружений. В Австразии, Гессене, Штирии ремеслом занимались преимущественно свободные люди. Лишь «грязные» работы, требующие больших затрат грубого, неквалифицированного труда, оставлялись у варваров на долю рабов и отбывающих наказание преступников. В [59] частности, Григорий Турский указывает, что у франков помол муки (с помощью вращения мельничного жернова) был «трудом раба», а свободного человека можно было заставить заниматься этим трудом лишь по судебному приговору, за тяжкие преступления.

Континентальные материалы об отношении варварского общества к ремеслу весьма скудны. Но зато отчетливо говорят об этом произведения скандинавов — саги. Записанные в XIII в., саги, однако, рисуют феодализирующееся общество начиная с эпохи викингов и свидетельствуют, что в этом обществе физический труд вообще не являлся заметно обособившейся категорией. Не возникло противопоставления ни между трудом физическим и умственным, ни между сферами физического труда — ремеслом, промыслами и сельским хозяйством. Термин idró tt равно означал ловкость, умение обращаться с луком и стрелами, ездить верхом, плавать, слагать стихи, воспроизводить легенды и саги, узнавать по приметам волю богов, ковать оружие, строить корабли. Рядовые общинники выполняли сельскохозяйственные работы и воевали, чинили рабочий инвентарь, возводили частные и общественные постройки, заседали в народном собрании и торговали. Но не всякий труд для скандинава VIII—XI вв. — почитаемое занятие; существовал и «труд раба». Раб — наследственный (урожденный), военнопленный или жертва долговой кабалы — лицо презираемое. На его долю оставляют самые «грязные», физически неприятные, грубые работы: уход за скотом, добычу торфа и фуража, удобрение полей, рытье канав и шахт. Это — занятия людей «низшей» категории, недостойные свободного человека и непристойные для знатного. Презираемые виды деятельности, по мере утраты полноправия свободными общинниками, становились уделом и их беднейшей части. Свидетельство об этом процессе дает исландская «Сага о Магнусе Добром». В числе ее персонажей — два брата, «люди низкого происхождения, однако, доблестные». Они были солеварами, что считалось низменным занятием, признаком бедности. Скопив много денег, они стали богатыми купцами, завели свои корабли и плавали в германские земли, Англию и Данию. Но вследствие незнатности рода уважение и обществе они так и не приобрели. Судя по сагам, в приниженном положении находились также лично [60] свободные наемные работники: общественные функции уже сближали их с несвободными людьми.

Исландские саги помогают «увидеть» формирование связи между общественным статусом работника и видом его (физической) деятельности. В складывающемся классовом обществе по мере формирования социального неравенства двойственная связь между свободным статусом и «низкими» видами ремесленного труда заменяется тройственной: личный статус, имущественное положение, вид деятельности. Причем низкое личное положение предполагает имущественную недостаточность и непременно связано с более низким видом (физической) деятельности. Остальной труд по-прежнему свободен и уважаем. Видимо, именно эту стадию отношения к ремеслу и застало средневековье у германцев континента, кельтов и славян. Различное отношение к занятию ремеслом отражало варианты общественного сознания, в определенной мере соответствующие различным стадиям и типам формирования феодального общества.

К концу периода можно наблюдать «выравнивание» статуса ремесла: занятие им уже перестает быть символом личной зависимости и, тем более, сервильного состояния. Столь же постепенно и одновременно оно уходит и из числа почитаемых, славных умений, становясь в ряд с занятиями основной массы трудящегося населения. Исключение долго составляли кузнечно-оружейные и, вероятно, в какой-то мере строительные ремесла, владение которыми не порочило даже знатного человека (Примечание: Так, Григорий Турский с явным одобрением говорит о епископе Тура Леоне: «Человек деятельный и сведущий в плотничьем ремесле». («История франков», кн. III, гл. 17, с. 41.)).

Изменившееся отношение к занятию ремеслом определялось возросшим значением ремесленного производства, необходимостью предоставить мастеру хотя бы относительную независимость. Но главную роль здесь сыграли, с одной стороны, тенденция к нивелировке общественно-правового статуса различных слоев производительного населения, характерная для складывания класса зависимого крестьянства, с другой — складывание городов и свободного городского ремесла.

Имущественное положение держателей и занятие ремеслом. Как ни скудны имеющиеся материалы о [61] категориях жителей деревни, в той или иной мере занятых ремеслом, все же они позволяют увидеть связь между такими общественными параметрами, как степень и направление ремесленной специализации; правовое положение; размер и категория держания; размер и характер повинностей; имущественное положение.

Прежде всего обнаруживается сильная зависимость между личным статусом, имущественным состоянием и ремесленной специализацией. Например, известно, что в Сен-Жерменском аббатстве сервы были беднее прочих держателей: обычно они имели участки в 1/2 и 1/3 обычного держания, нередко двумя или тремя семьями. Оно и понятно: сервильные держания предназначались в основном для собственного прокормления сажаемых на них рабов. Повинности с сервильных держаний шли главным образом барщиной, притом особенно распространены были «ручные работы»; их обилие свидетельствует, что работник не имел тяглового скота, — иначе в его барщинах преобладали бы работы с упряжкой, т. е. полевые. Поскольку барщины в виде «ручных работ» по времени были втрое продолжительней полевых барщин с полной упряжкой, то держатели низших правовых категорий, обычно и наиболее бедные, были значительно сильнее загружены трудом на домене. Держателю-серву обычно предписывалось работать на домене «где и сколько нужно будет», «сколько прикажут». Очевидно, что малоземельная часть крестьянства всеми условиями своей жизни «подталкивалась» к регулярному занятию ремеслом.

В отличие от «ручных» барщин, оброки продуктами ремесленного труда, как правило, были фиксированы по ассортименту и объему. Однако ремесленные оброки держателей сервильного и других низших статусов чаще всего состояли из продукции домашнего ткачества, простой деревообработки и других поделок, привычных для рядового деревенского быта. Если же требовалось более сложное изделие (например, телега, бочка), то оброчник-серв обязан был доставлять лишь полуфабрикаты: отдельные детали этих изделий или заготовки для них. Видимо, среди держателей низших правовых категорий не было профессиональных ремесленников высокой квалификации.

Напротив, более квалифицированные и специализированные ремесленные работы выполнялись обычно [62] держателями, связанными лишь поземельной зависимостью: не случайно большинство прямых указаний источника на ремесленную специальность относится к лично свободным держателям, часто сидевшим на свободных же наделах. Среди таких мансуариев мы чаще всего встречаем все тех же кузнеца и плотника. Лично свободные, но поземельно зависимые сельские ремесленники — единственные деревенские мастера, профессионализм которых для составителей тогдашней документации не только несомненен, но является главным признаком их общественной характеристики. Интересно, что в Сен-Жерменском монастырском комплексе лично свободные ремесленники, как правило, также держали самые мелкие свободные наделы, равные обычным сервильным, — в 1/2 манса (Примечание: Размеры свободных мансов в IX в. довольно значительно различались даже в пределах одного региона: от 19-20 га во Фландрии до 11-13 га в Бургундии и Иль-де-Франс.). Многие свободные лица, державшие от монастыря такие наделы, обозначены в описи именно по ремесленной специальности. Очевидно, что земельный надел (и вообще аграрная сфера) для них играл вспомогательную хозяйственную роль и в немалой степени служил средством обрести соответствующие гражданские позиции в условиях деревенского общества.

Состав и размер оброка, объем наделов, терминологическое обозначение занятий убеждают в том, что лично свободные сельские ремесленники жили преимущественно за счет сбыта изделий своего ремесла жителям окружающих поселений.

Но в то же время даже такие специфические, рано товаризовавшиеся и имевшие относительно постоянный и широкий рынок ремесла, как кузнечное и плотницкое, не давали возможности существовать без земли, без сельского хозяйства. А ведь профессиональных кузнецов и плотников было в деревне совсем немного: в таких больших хозяйственных комплексах, как Сен-Жерменский или аббатство св. Петра в Корби, было всего по 1-3 кузнецов и плотников, т. е. в лучшем случае по одному специалисту на группу вилл. В силу этой причины или из-за узости рынка (скорее всего, обеих этих связанных причин), некоторые профессиональные ремесленники разъезжали по деревням и поместьям, [63] выполняя местные заказы. Но полностью отойти от аграрных занятий, жить лишь за счет своего мастерства не могли даже немногочисленные лично свободные профессионалы.

Глава IV.
Особенности ремесленного производства и положения ремесленников в раннее средневековье

Итак, раннее средневековье — время складывания ремесла, как отдельной сферы феодального общественного хозяйства. Ремесло — это ручной промышленный труд, сугубо индивидуальный, мелкий и раздробленный. В ту эпоху он в разной мере несамостоятельный и в абсолютном большинстве подразумевает постоянную связь работника не только с орудиями производства, но и с всеобщим средством производства — землей. Наделение землей и наличие обязательств по земле, техническое и экономическое соединение (в разной мере и форме) с сельским хозяйством и промыслами, т. е. с добывающим производством, — важнейшие особенности феодальной стадии в развитии ремесла. В догородской период эти особенности проявлялись в наиболее открытом виде.

Общественный статус ремесла и ремесленников был еще не вполне определенным: одни лица занимались ремеслом профессионально, видя в нем главный труд жизни; другие более или менее равномерно совмещали его с аграрным и (или) иным трудом; третьи занимались им попутно при преобладании иного занятия. Но основная масса ремесленных изделий — это продукты домашнего труда крестьян.

Господство семейных форм — подсобных, служебных, внутрихозяйственных — над профессиональными было характерной чертой раннесредыевекового ремесла. И подобно тому, как индивидуальные рабочие силы каждого крестьянского подворья функционировали лишь в качестве органов совокупной рабочей силы семь, так и домашнее ремесло выступало в качестве составляющей функции совокупной деятельности каждой хозяйственной ячейки как часть общего производственного [64] процесca. Оно входило в круг главных занятий крестьян и в их усадьбах, и в обслуживаемой ими усадьбе помещика.

Профессиональные ремесленные навыки успешнее развивались в тех регионах, где им особенно способствовали условия природной среды, местные традиции, а позднее — внешний спрос. Поэтому отдельные ремесла в раннее средневековье специализировались не повсеместно, а в определенных, более или менее широких, районах, участвуя таким образом в экономическом районировании — важном условии товарообмена.

Складывание феодальных отношений ускорило дифференциацию труда, в том числе отделение ремесла от сельского хозяйства. Процесс этот происходил интенсивно, он проявился в 1) наличии определенной номенклатуры ремесленных работ (металло-кузнечных, строительных разного вида, прядильно-ткацких, гончарных), пока еще небольших по объему, ассортименту, специализации; 2) складывании и расширении особенно с VIII—IX вв. устойчивой прослойки профессиональных и полупрофессиональных ремесленников, социально неоднородной и по-разному организованной, с намечающимся внутриотраслевым разделением труда; 3) существовании категории ремесленников без земли; 4) специализации части крестьянства на ремесленных работах; 5) наличии особых терминов-обозначений для ремесленников, которые тем самым были выделены из общей массы крестьян.

Основными для деревни того времени были три категории специалистов-ремесленников: поместные (вотчинные), работавшие на домене, в составе дворни; ремесленники-крестьяне — держатели или мелкие владельцы земли, которые добывали средства к жизни в значительной мере ремеслом; бродячие ремесленники, которые жили прежде всего за счет ремесла.

У бродячих ремесленников (тех же ремесленников-крестьян, но регулярно отходничавших) отрыв от земли и от замкнутой натурально-хозяйственной ячейки был уже значительным. По существу они продавали не изделия, а труд в его натуральной форме, т. е. выступали, наемными работниками. Но в конце концов бродячие ремесленники обычно оседали в поместьях, деревнях, особенно в нарождающихся городах, выступая уже как собственно товаропроизводители. Бродячие мастера (а после возникновения городов и бродячие подмастерья) сыграли заметную роль в развитии средневековой [65] европейской культуры, в распространении духовных и технических достижений.

Крестьян-ремесленников было немного, считанные специальности; они дифференцировались больше по исходному сырью, нежели конечному продукту, но в своем деле были универсалами, представляя целую «отрасль». Эти деревенские умельцы работали преимущественно на заказ, но выходили с изделиями и на местные ярмарки.

В условиях всеобщности семейного ремесла и узкого рынка большинство ремесленников не могло прокормить семью только за счет ремесла, они нуждались в земельном наделе. А связь с землей влекла за собой все атрибуты зависимой крестьянской жизни в виде обязательств по общине, отношений с помещиком и уплаты ренты, т. е. невосполнимой потери части своего труда. Повинности мастеров-держателей были именно поземельными, хотя и взимались преимущественно поделками ремесла. Связь с землей была обратно пропорциональна степени ремесленного профессионализма и одновременно прямо пропорциональна характеру оброка, который профилировался по мере специализации не только местной экономики в целом, но и отдельных крестьянских дворов.

Вотчинное ремесло, пожалуй, наиболее противоречиво. Вотчина прямо воздействовала на процесс производства в деревне, в частности, на распределение рабочей силы по видам деятельности, сезонам и местностям. Несомненно, вотчинная организация ремесла сыграла большую роль в совершенствовании его техники, в возникновении особых ремесленных общностей — магистерий, стоявших вне соседской общины. Вотчина сделала шаг вперед в разделении и специализации труда: если мелкая натурально-хозяйственная ячейка — крестьянское подворье — знала лишь естественное (половозрастное) разделение труда, а деревня (община) — лишь зачатки социального разделения труда в виде выделения пастуха, мельника и еще двух-четырех специалистов, то крупная натурально-хозяйственная ячейка — поместье — требовала уже спецификации функций внутри сельского хозяйства, промыслов и ремесла. Эта специализация, а также формирование профиля собственно крестьянских хозяйств, закреплялись через состав ренты. Поместные центры нередко становились торгово-ремесленными поселениями, ядрами торговых местечек и предгородов. В целом система классической вотчины в раннее средневековье требовала концентрации всех форм [66] обрабатывающей промышленности, что позволяет видеть в ней важный фактор развития ремесла на том этапе.

Основные задачи ремесленного труда ограничивались тогда преимущественно запросами прямого присвоения. Ремесленные изделия в массе своей употреблялись в рамках тех же микро- и макрохозяйственных ячеек, они входили в «общественный круговорот» в виде натуральных служб и повинностей, в своей конкретной форме. Лишь меньшая их часть — продукция на заказ и какая-то доля ренты — выходила в сферу товарного обращения, не меняя до поры характера производства в целом. Товарное производство в догородской Европе существовало лишь в виде отдельных элементов, зародышей. Непосредственно общественной формой ремесленного труда, как и сельскохозяйственного, являлась его натуральная форма, т. е. его особенность, а не всеобщность, характерная для товарного производства.

Правовое положение лиц, связанных с ремеслом, было пестрым: дворовые рабы, свободные общинники, бездомные люди. Но основную часть их составляли в той или иной мере зависимые крестьяне. В среде раннесредневекового ремесла господствовали не только несвобода — поземельная и, в той или иной мере, личная, — но также малоземелье. Землевладельцу было выгоднее брать с бедных держаний такие повинности, которые не разрушали данных держаний, а это были главным образом «ручные работы». Так или иначе, но тенденция к специальному занятию ремеслом именно низшей категории зависимых крестьян просматривается в документации того времени достаточно отчетливо. В данной среде был также распространен ремесленный труд низшей квалификации. Это делает понятным некоторые стороны градообразования: бежавшие в город крестьяне из этих групп составляли затем рядовой (ремесленный) и низший (наемного труда) разряды горожан.

Наивысшей степени профессионализации, в том числе в «почетных» ремеслах, достигали наиболее свободные жители деревни. Характерно, что ремесло в какой-то мере уже было критерием их социального отличия, что выражалось в обозначении поремесленной специальности. Однако большинство связанных с землей ремесленников еще скрыто в общей массе крестьян и [67] обнаруживается лишь по составу оброка. Да и сама организация деревенского ремесла и ремесленников в целом подчинялась аграрной организации, развивалась в рамках крестьянской сословности, в отличие от профессиональной сферы, где уже возникли и магистерии, и артели.

Тот факт, что даже явные ремесленники-держатели как бы прятались, растворялись в крестьянско-держательской среде, означает, что разделение функций или видов деятельности в реальной жизни и в сознании окружающих происходило быстрее, нежели формальная дифференциация социально-правового статуса. Данное обстоятельство, подтверждая известное медиевистам правило «обычай старше закона», позволяет считать, что фронт, ассортимент, массовость раннесредневекового ремесла были шире, нежели это видно по имеющимся источникам, особенно к концу периода, когда ремесло смогло стать производственно-хозяйственной основой складывающейся городской жизни.

Таким образом, в раннее средневековье в процессе складывания феодальных отношений, структур и институтов складывалось и феодальное ремесло. В соответствии с закономерностями докапиталистических эпох это было мелкое, ручное, в той или иной мере соединенное с условиями труда, простое (не расширенное) производство. В соответствии с особенностями феодализма это ремесло было соединено с землей, обусловлено отношениями по земле (собственность, владение, держание), подчинено аграрным формам организации и регламентации и связано личностным, внеэкономическим принуждением. В соответствии со спецификой раннего феодализма ремесло было преимущественно крестьянским и рассчитанным главным образом на удовлетворение непосредственных потребностей работника и рентополучателя.

Завершая общественную характеристику раннефеодального ремесла, выделим движущие силы его развития. Обычно здесь называют — исключительно или прежде всего — эволюцию сельскохозяйственного производства, тогда господствующего: она сопровождалась, во-первых, дифференциацией этого основного занятия и «отпочкованием» занятий, ранее бывших в его составе; во-вторых, появлением избыточного продукта, излишков, за счет которых могла прокормиться уходящая из сельского хозяйства часть работников.

Но среди важнейших факторов эволюции ремесла, [68] его отделения от земледелия именно в раннее средневековье была также та общественная дифференциация, которая реализовалась в складывании феодального строя — соответствующей хозяйственной организации, антагонистических классов, эксплуататорского государства. Для развития ремесла были важны, в частности, поместный хозяйственный строй как тип организации производства и присвоения; феодальная рента как средство интенсификации и разделения труда; вещная атрибуция господствующего класса и государства; недостаточность земледелия в результате обезземеления и обеднения крестьянства, приводившая к поискам вспомогательных средств существования.

Важной доминантой функциональной дифференциации, в том числе отделения ремесла, было изменение социально-семейных отношений. Заметно, что при назначении оброка и барщины постоянно учитывалось естественное разделение труда в крестьянской семье: мужья пахали или плотничали, жены ткали и т. п. Поместные описи, где перечислены семьи держателей, свидетельствуют о господстве малой семьи, состоящей из двух поколений: родители и неженатые дети. То же прослеживается и по земельным контрактам, 62% которых во Франции IX в., например, заключались от имени супругов или индивидуальных собственников, но без участия родичей. Хотя остатки большесемейных отношений еще долго сохранялись, в целом складывание малой семьи в Европе к концу раннего средневековья уже завершилось. Связь между этим процессом, характером занятий населения и функциональным разделением труда несомненна: уменьшение трудового контингента семьи сужало ее хозяйственный универсализм, «выносило» разделение производительного труда за пределы семьи — в общину, деревню, вотчину. Выделение несельскохозяйственных занятий стимулировалось также принципом майората и вообще единонаследия: младшие сыновья часто существовали за счет ремесла, промыслов и т.п. (Примечание: Ср. категорию Hagastaldi в картуляриях Сен-Бертинского монастыря: это холостые младшие члены держательских семей, которые платили поголовный, а не поземельный налог и жили промыслами.) Поэтому, задерживая дробление земельных наделов, майорат в то же время способствовал функционально-социальному расслоению деревни. Одновременно отметим, что смешанная промыслово-аграрная экономика [69] обычно сочеталась с большими или разросшимися малыми семьями. Зависимость между характером семьи и разделением труда продолжала развиваться и на следующем этапе феодализма, особенно на окраинах и в более отсталых странах континента.

Свою роль в эволюции промышленности (и хозяйства вообще) играла также торговля, но в раннее средневековье эта роль была ограниченной: обменивались преимущественно деятельностью, а не ее продуктами. Обмен ограничивался узостью производства, был прямым, почти без посредства всеобщего эквивалента — денег, базировался преимущественно на территориально-хозяйственных различиях, побуждался более жаждой социально-отличительной атрибуции, нежели экономическом необходимостью.

Начало складывания городского строя, наличие и смена в этот период различного типа градообразных поселений с формирующимся стабильным ремесленным населением, несомненно, также играло свою роль в процессе развития деревенских ремесел. Складывающиеся города и рыночные местечки с самого начала, во-первых, притягивали из деревни часть ремесленников; во-вторых, становились центрами обмена, в том числе с деревней и между разными местностями. Поэтому уже к концу раннего средневековья складывание городов было в числе главных факторов развития деревенского ремесла. Отчетливые итоги этого воздействия проявились, однако, уже после сложения городского строя.

Часть вторая.
Деревенское ремесло в условиях развитого феодального строя. Первый этап (XI—XIII вв.)

Глава V.
Условия для деревенских ремесел и промыслов в Европе XI—XIII вв.

С начала второго тысячелетия ландшафт средневековой Европы заметно изменился. Поредели леса, разрослась сеть дорог, увеличилось число распаханных территорий, выросло множество новых поселений, тут и там поднялись мощные замки, крепости, монастыри. Но главное, появились тысячи городов — центров товарного [70] ремесленного производства и рынка. Складывание городского строя ознаменовало созревание в рамках феодализма простого (мелкого) товарного уклада как системы отношений. Это означало переход от безраздельного господства натурального хозяйства, допускавшего лишь элементы мелкотоварного уклада в виде, главным образом, чрезвычайно узкого, поверхностного товарного обращения, к сочетанию господствующего натурального уклада с возникшим мелкотоварным укладом. Начался новый этап в развитии феодализма, его зрелая фаза.

Преобладающей на континенте формой поселения оставалось сельское, аграрное поселение. Абсолютным большинством населения и основным производительным классом являлось крестьянство. Деревенское хозяйство оставалось по основным параметрам самовоспроизводящимся. Сложившиеся и складывающиеся города в массе своей, за исключением нескольких десятков крупных центров, были малы, полуаграрны. Городские ремесленники более кого-либо — и с самого начала — производили для обмена, но и они получали многие нужные предметы, прежде всего продукты питания, со своей или арендуемой земли: товарность их хозяйства была неполной. Очевидно, что масштабы, глубина, роль товарного производства при феодализме были ограниченными, ведь оно находилось тогда на низшей, «простой» стадии. Но воздействие городов и товарного уклада в целом уже на первом этапе развитого феодализма привело к значительной эволюции крестьянства и, в числе главных моментов этой эволюции, — к расширению неземледельческих занятий, т. е. ремесел и промыслов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь