Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРОГРАММА По учебному предмету УП.06. КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ (для 5-ти летней программы) Нижний Новгород 2013
Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Содержание разделов и тем. Годовые требования III. Требования к уровню подготовки обучающихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации преподавателям; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; - Дидактические материалы; VI. Список литературы и средств обучения - Методическая литература - Учебная литература - Средства обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств. Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций проводятся в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Недельная нагрузка в часах: - Аудиторные занятия: 1-4 классы - 2 часа; 5 класс - 3 часа. - Самостоятельная работа: 1-3 классы - 3 часа; 4-5 классы - 4 часа.
Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: · словесный (объяснение, беседа, рассказ); · наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); · практический; · эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по композиции станковой оснащена столами, мольбертами.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте. Содержание программы включает следующие разделы и темы: · основы композиции станковой · цвет в композиции станковой · сюжетная композиция · декоративная композиция · создание художественного образа в композиции · графика · итоговая работа
Учебно-тематический план
Год обучения II полугодие | |||||||||||||||||
Раздел 3. Итоговая работа | |||||||||||||||||
3.1. | Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная многофигурная композиция. Живопись (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт (техника свободная). | урок | 119 | 68 | 51 | ||||||||||||
119 | 68 | 51 |
Содержание разделов и тем
Год обучения I полугодие
Год обучения II полугодие
Год обучения I полугодие
Год обучения I I полугодие
Год обучения I полугодие
Год обучения II полугодие
Год обучения I полугодие
Год обучения II полугодие
Год обучения I полугодие
Раздел 1. Графика
Год обучения II полугодие
Раздел 3. Итоговая работа
3.1 Выполнение итоговой работы:
Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры).
Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания).
Вариант 3. Декоративный тематический натюрморт.
Цели и задачи: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы. Закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой многофигурной тематической и декоративно-стилизованной композиции.
Аудиторное задание: Поэтапная работа над итоговой композицией традиционная (51 час).
Вариант 1. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение иллюстрации, выбор формата.
Вариант 2. Выполнение композиции с учетом композиционных законов на заданную тему и в выбранном формате; целостность композиционного решения.
Вариант 3. Тональное решение эскизов натюрморта. Цветовое решение эскизов натюрморта в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Отрисовка картона и выполнение работы в формате согласно разработанному эскизу.
Задание для самостоятельной работы:
Вариант 1. Изучение исторического костюма и материальной культуры.
Вариант 2. Сбор подготовительного материала, пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.
Вариант 3. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
· знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
· знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
· умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;
· умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
· умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
· навыки работы по композиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения
1 год обучения
знания:
· понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
· тональной, цветовой, линейной композиции;
· о движении в композиции;
· о ритме в станковой композиции;
· о контрастах и нюансах;
умения:
· уравновешивать основные элементы в листе;
· четко выделять композиционный центр;
· собирать материал в работе над сюжетной композицией;
навыки:
· владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
· поэтапной работы над сюжетной композицией;
· анализировать схемы построения композиций великими художниками.
2 год обучения
знания:
· понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
· о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
· о трехмерном пространстве,
· о перспективе (линейной и воздушной);
· о плановости изображения;
· о точке зрения (горизонт);
· о создании декоративной композиции;
умения:
· передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
· последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
· работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
· передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
· трансформировать и стилизовать заданную форму;
навыки:
· перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
· анализировать схемы построения композиций великих художников;
· работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
· создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
3 год обучения
знания:
· о пропорциях, об основах перспективы;
· о символическом значении цвета в композиции;
· о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
· об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
умения:
· ориентироваться в общепринятой терминологии;
· доводить свою работу до известной степени законченности;
· обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
· собирать дополнительный материал для создания композиции;
навыки:
· разработки сюжета;
· использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
· приобретение опыта работы над серией композиций.
4 год обучения
знания:
· применения основных правил и законов станковой композиции;
· основных пропорций фигуры человека;
· соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
умения:
· выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;
· организации структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем;
навыки:
· создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу;
· правильной организации композиционных и смысловых центров;
· создания целостности цветотонального решения листа.
5 год обучения
знания:
· законов композиции и схем композиционного построения листа;
· о плановости, перспективном построении пространства;
· о стилизации форм;
умения:
· самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
· самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
· самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств - линии, пятна;
· самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
навыки:
· работы различными живописными и графическими техниками;
· самостоятельного изучения материальной культуры;
· применения визуальных эффектов в композиции;
· создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Оценка качества реализации образовательной программы включает:
1) текущий контроль успеваемости;
2) промежуточную аттестацию;
3) итоговую аттестацию.
1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются:
· контрольные работы;
· проверки самостоятельных работ;
· просмотры учебно-творческих работ.
2. Промежуточная аттестация успеваемости обучающихся:
a) по окончании первого полугодия:
- контрольная работа (набросок или эскиз по пройденным темам);
- зачет (просмотр работ обучающихся).
Проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Форма проведения промежуточной аттестации за полугодие выбирается по усмотрению преподавателя.
b) по итогам учебного года:
- экзамен (просмотр работ обучающихся; участие в выставках и конкурсах).
Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
3. Итоговая аттестация (защита диплома) по учебному предмету «Композиция станковая» проводится в выпускном 5 классе в форме итогового просмотра-выставки.
Требования к содержанию итоговой аттестации:
· итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
· тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.
· итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.
Этапы работы:
· поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
· поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;
· сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;
· выставка и обсуждение итоговых работ.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:
1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.
2. Выбор сюжета и техники исполнения.
3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
4. Тональные форэскизы.
5. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
6. Варианты тонально-композиционных эскизов.
7. Варианты цветотональных эскизов.
8. Выполнение картона.
9. Выполнение работы на формате в материале.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Дидактически материалы
Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
7. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997.
8. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы