Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию в 2016 году.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию в 2016 году. Мышление и деятельность. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях. Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений. Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов. Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения. Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи. Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования (отвлеченности суждений) и обобщения. Выделяют три типа мышления: образное (условно в XIX веке), понятийное (условно в XX веке), знаковое (условно в XXI веке). Впрочем, в чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Правильно говорить о смешении или преобладании того или иного типа. 6. Потребности и интересы человека. Потребность. В самом общем виде потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т.д.). Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация. Интерес. С категорией потребности тесно связана категория интереса. В самом общем виде интерес определяют как реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. Теория потребностей психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию: 1) 1.физиологические потребности (голод, жажда и т.п.); 2) 2.потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность); 3) 3.потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие); 4) 4.потребности самоуважения (значение, компетентность); 5) 5.потребности личного самоусовершенствования (реализация потенциала). Все эти потребности выстроены в иерархию. Чем ниже расположена потребность, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности. Речь, конечно, не идет о стопроцентном удовлетворении всех потребностей. В этом случае, развитие человечества застыло бы на животной фазе, и мысли дальше куска хлеба не шли бы. По оценкам А. Маслоу, средний американец удовлетворяет: 1) свои физиологические потребности на 85%, 2) в безопасности и защите - на 70, 3) в любви и принадлежности - на 50, 4) в самоуважении - на 40, 5) в реализации потенциала - на 10%. В абстрактной схеме Маслоу речь идет лишь об общей тенденции, а не о жестком законе. Все потребности сосуществуют во взрослом человеке почти одновременно, однако их острота ощущается в разной мере. Отсюда следует, что большинство людей, имея выбор между разными потребностями, при неудовлетворенных потребностях более низкого уровня отдают приоритет именно им. Другими словами, гениев не может быть много, большинство пойдут торговать холодильниками за возможность получения еды, питья, жилья и секса. Свобода и ответственность. Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость». Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности. Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной ответственности, и потому она встает перед многими людьми. Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством, авантюрным складом ума и с рядом других факторов. Образование, его значение для личности и общества. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности. В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. В современной системе знаний закрепилось понятие «базовое образование», означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образования последующей ступени. Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощённо выглядит следующим образом: 1) 1.начальное образование; 2) 2.неполное среднее образование; 3) 3.полное среднее образование; 4) 4.среднее профессиональное образование; 5) 5.бакалавриат высшего образования; 6) 6.магистратура; 7) 7.аспирантура (ординатура, адъюнктура) (при соискании учёной степени кандидата наук), 8) 8.докторантура (при соискании учёной степени доктора наук). 9) 9.дальнейшее профессиональное совершенствование. Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings на 2014/2015 годы входил 21 российский вуз. Самые высокие позиции: 1. МГУ им. Ломоносова, 2. Санкт-Петербургского государственного университета, 3. Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.
Религия. Религия — общественный институт, который занимает важное место в структуре общества. Она выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе. Марксистская философия (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) определяет религию как веру в сверхъестественное. Религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Марксизм видит причины изменения религии в развитии общества. В первобытном обществе люди зависели от стихийных сил природы, поэтому обожествляли их. С появлением классов и развитием общественных отношений люди познают законы природы, научаются пользоваться ими для достижения своих целей, поэтому природа перестает быть загадкой и предметом поклонения. Ее место занимают общественные отношения, которые становятся все более непонятными для людей. Как на земле воцаряется единый монарх, так и на небе появляется единый Бог. Религию К. Маркс (вслед за Гегелем) называл «опиумом для народа, т.е. средством одурачивания с целью эксплуатации». Религия во времена Маркса была единственной разрешенной в обществе идеологией, выражающей интересы господствующих классов; с ее помощью богатые эксплуатировали бедных. Однако таким опиумом становится любая безальтернативная идеология, выражающая идеи и интересы тех, кто стоит у власти, даже атеистическая. Марксизм утверждал, что основой религии является незнание людьми законов природы и общества. Как только законы их существования и развития будут открыты, необходимость в религии отпадет. Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер считал, что «религия вырастает из переживания иррациональности мира и человеческой жизни». Религия является способом придания смысла социальному действию; религия вносит рациональность в объяснение мира и в повседневное поведение. Так Макс Вебер исследовал, каким образом протестантизм стимулировал развитие капитализма в Западной Европе. Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов: 1. религиозное сознание (идеология и религиозная психология); 2. религиозный культ (отношения); 3. религиозные организации. Религиозное и научное. Отношения религии и науки наиболее драматичны. Религия и наука близки по происхождению. Некоторые исследователи считают, что первой формой науки была магия, а магия — это форма религии. Первыми учеными называют шаманов, так как именно они были носителями знаний в первобытном обществе. Впоследствии наука и религия разделяются и даже враждуют друг с другом. Однако даже в эпоху Средневековья, когда это противостояние было наиболее ожесточенным, религия способствовала развитию науки. Это проявлялось в различных формах: ученые Средневековья были монахами, первые научные лаборатории были созданы в монастырях, монастыри содержали огромные библиотеки, первые университеты также возникли на основе монастырей; и наконец, церковь создавала первые начальные школы для детей. В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело ученых — создавать непротиворечивую систему знаний о природе и обществе, дело священников — помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы. Искусство. Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.). Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем. Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью. Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы. 14. Мораль. Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей. Можно выделить следующие ее функции: 1. оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных); 2. регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения; 3. контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека; 4. интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека; 5. воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора. Специфика моральных норм. Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм. Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм: 1. следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека; 2. обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества; 3. исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести. Право - это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик: 1. право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении; 2. правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения; 3. правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение; 4. за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и (или) муках совести.
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию в 2016 году. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы