Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Параграф 3.2. Анализ предпосылок и развития внутриличностного конфликта



Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по природе. Определяющая роль в поведении человека принадлежит инстинктам. При этом особое значение имеют два инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт) и Танатос (инстинкт агрессии, деструкции и разрушения).

Внутриличностный конфликт — это извечная борьба между Эросом и Танатосом. Более того, эта борьба определяет развитие человечества в целом. З. Фрейд утверждал, что в психике человека существуют желания осознаваемые и неосознаваемые, направленные на одни и те же объекты. Они часто имеют противоположное содержание, что также объясняет противоречивость натуры человека.

Человеческие чувства противоречивы, что приводит к постоянной борьбе между ними. Амбивалентность чувств является как непосредственным результатом, так и следствием противоречивости социального бытия; последнее усиливает амбивалентность до состояния конфликта. Неврозы отражают внутриличностный конфликт, который человек не в состоянии преодолеть самостоятельно.

З. Фрейд полагал, что энергия сексуального влечения может сублимировать в разнообразных видах деятельности человека, в том числе в его творчестве. Разрабатывая это положение, он пришел к выводу о том, что основой человеческой жизнедеятельности является энергия сексуального влечения и ее сублимация. Таким образом, внутриличностный конфликт может разрешаться посредством механизма сублимации.

Чтобы выяснить, как З. Фрейд понимал внутриличностный конфликт, необходимо ознакомиться с его концепцией о трех принципах психической деятельности: постоянства, удовольствия, реальности. Эти принципы обладают значительными мотивационными стимулами для деятельности личности.

Принцип постоянства реализуется благодаря наличию у индивидов способности поддерживать количество психологического возбуждения на относительно постоянном уровне. Принцип удовольствия заключается в стремлении индивида к получению удовольствия и в желании избежать боли, страдания. Но реализация принципа удовольствия противостоит принципу реальности, который требует от индивида действий в соответствии с условиями внешнего мира. Если принципы удовольствия и постоянства являются врожденными, то принцип реальности приобретается личностью в процессе ее жизнедеятельности.

Согласно концепции о трех принципах психической деятельности внутриличностный конфликт развивается в соответствии с формированием личности и ее сложный и противоречивым переходом от доминирования принципа удовольствия в ее деятельности и восприятии к принятию принципа реальности и деятельности согласно этим принципам. Борьба принципов удовольствия и реальности обусловливает конфликтную основу чувств, желаний человека.

Концепция структуры личности наиболее отчетливо выражает представления З. Фрейда о конфликтной природе человека. В ней подчеркивается соответствие структуры личности человека и структуры психики. Личность является единством трех противоречивых начал: " Оно" " Я" и " Сверх-Я".

З. Фрейд рассматривает " Оно" как первичную, прирожденную инстанцию, изначально иррациональную и подчиненную принципу удовольствия. Это бессознательные импульсы и реакции, имеющие психобиологическую форму проявления и биологическое происхождение. " Оно" является отражением борьбы Эроса и Танатоса и проявляется в желаниях и влечениях, в активности личности.

" Я" представляет собой рассудительность, разумность. Это организованное, рациональное начало личности, выполняющее функции самосохранения организма, осуществляющее контроль инстинктов и импульсов. Действия " Я" основаны на реализации принципа реальности. " Я" приводит иррациональные, бессознательные импульсы в соответствие с требованиями действительности.

" Сверх-Я" является продуктом культуры. В нем реализуются комплексы совести, морали, социальные нормы и требования, которые предъявляет общество к человеку. " Сверх-Я" представляет собой результат опыта индивида, влияния социума и выполняет функции контроля, оценки и наказания.

В своих поступках человек реализует " Оно", " Я", " Сверх-Я", которые находятся в постоянном противоречии и противоборстве; его действия и реакции являются результатом взаимосвязи всех трех структурных компонентов.

В целях сохранения своей целостности личность вырабатывает неосознанные защитные механизмы от негативных, разрушительных последствий подобного противоборства. Такими защитными механизмами, согласно 3. Фрейду, являются:

сублимация — способ преодоления фрустраций с помощью погружения в какое-нибудь дело;

замещение — замена вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией, символом;

вытеснение—устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств из сознания;

регрессия — обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию;

проекция — неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других;

рационализация — легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны;

реактивное образование — изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида;

идентификация — бессознательное отождествление себя с другой личностью, уподобление объекту, вызывающему страх, с целью защиты от него;

фиксация поведения — стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия.

Кроме того, к защитным механизмам, в развитие взглядов З. Фрейда, относят отрицание, изоляцию, фантазию, подавление, компромисс, отрицание реальности, смещение, уничтожение, формирование реакции.

З. Фрейд, рассматривая внутриличностный конфликт, не сводил его к категориям " позитивный" и " негативный". Он показал, что творчество является разрешением такого конфликта. Однако сублимация бессознательного, неудовлетворенного, подавленного может приобретать разрушительные формы для личности.

Защитные механизмы играют большую роль в жизни человека, помогая преодолевать рассогласования между желаниями, ожиданиями и пониманием невозможности их реализации. Однако в конфликтных ситуациях в кризисные периоды жизни защитные механизмы " могут загнать внутрь внутриличностный конфликт, превратив его в неосознанный источник недовольства собою и столкновений с окружающими".

З. Фрейд постулировал конфликт у человека двух фундаментальных стремлений: к жизни и смерти. Испытывая напряжение и внутриличностный процесс разрушения, личность переживает неудовлетворенность собой и с помощью защитных механизмов приписывает собственные проблемы другим, проявляя при этом агрессию.

Существенное значение в поведении человека и развитии внутриличностных конфликтов в психоанализе имеют " руководящие чувства" — страх и вина. Именно эти чувства привели к установлению табу (норм, запретов в поведении человека) и формированию первых социальных запретов.

Чувство вины в психоанализе объясняется деятельностью " Сверх-Я". Различают три вида тревожности: вызванная реальностью, активностью бессознательного " Оно" и " Сверх-Я". Главным является освобождение " Я" от давления посредством перечисленных способов. Проблема состоит в укреплении " Я", придании ему достаточных энергетических сил для самостоятельности. Взаимоотношения " Я" и " Оно" 3. Фрейд сравнивал с отношением всадника (" Я" ) и лошади (" Оно" ). " Я" по отношению к " Оно" подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силой лошадь, с той лишь разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, тогда как " Я" — силами заимствованными.

В психоанализе показана и исследована роль глубинных, неосознаваемых мотивов в поведении человека. Проблемы внутриличностного конфликта тесно связаны с анализом бессознательного и его влиянием на сознание, с наличием противоречий и борьбы между ними. Бессознательное проявляется в различных ошибочных действиях индивида, обидах, оговорках, забывании имен и др. Все это является результатом действия скрытых мотивов. В психоанализе сделаны попытки рационально проанализировать бессознательные иррациональные побуждения и управлять ими.

Положения, сформулированные и обоснованные в классическом психоанализе З. Фрейда, получили дальнейшее развитие и интерпретацию либо подверглись критике в работах его последователей и оппонентов, в частности в теориях А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлер считает принцип единства личности главным при анализе, а социальные факторы — определяющими в процессе формирования личности. С его точки зрения, главными факторами при формировании личности являются воля к власти и потребность компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности.

А. Адлер, как и З. Фрейд, считал, что характер личности формируется в первые пять лет жизни человека. В детском возрасте личность испытывает влияние различных неблагоприятных факторов, в результате чего у нее формируется комплекс неполноценности, который впоследствии существенно влияет на поведение, активность, образ мыслей индивида. Это во многом объясняет причину и содержание испытываемого личностью внутриличностного конфликта, который она стремится преодолеть. И преодолевается этот конфликт посредством " социального чувства".

" Социальное чувство" (т. е. взаимосвязь индивидов) является врожденным свойством человека и имеет социобиологическую природу. А. Адлер считает его важнейшим критерием психической жизни индивида. Недостаточный уровень социального чувства проявляется в пре­ступности, алкоголизме, наркомании, самоубийствах, половых извращениях и т. д.

Стиль жизни А. Адлер рассматривает как форму компенсации. Успешной компенсацией является достижение индивидом совпадения его устремлений к превосходству с содержанием социальных интересов; частичная компенсация достигается при одностороннем приспособлении к жизни, при гипертрофированном развитии одной способности. Существует также сверхкомпенсация, когда индивид компенсирует свой комплекс мнимой компенсацией, например болезнью. В таком случае болезнь является оправданием его неудач, неуспеха.

Большое значение А. Адлер придавал механизмам компенсации и сверхкомпенсации как мотивам деятельности и поведения человека. Разрабатывая проблему комплекса неполноценности, принципы компенсации и сверхкомпенсации, ученый исследовал бессознательное, его содержание и структурные элементы, особое значение придавая внутриличностным конфликтам в стремлении личности к превосходству над другими.

К. Юнг изучал проблему внутриличностных конфликтов через проблему комплексов. Он разработал и ввел в психологическую практику понятие " комплекс Электры" (в дополнение к понятию " комплекс Эдипа" ), касающийся влечений и переживаний девочки по отношению к отцу — отсюда неосознанная неприязнь к матери. Особое внимание ученый уделял проблеме бессознательного на индивидуальном и коллективном уровне. При рассмотрении проблем конфликтов К. Юнг исходил из утверждения о неизменности в историческом процессе содержания и форм развития личности и ее психических процессов.

В рассмотрении конфликтов важным является разработанная К. Юнгом типология личности, позволяющая эффективно оценивать психологическую адаптацию индивида, его психологическую доминанту. Типология личности К. Юнга базируется на выделении:

двух личностных установок — интроверсии и экстраверсии;

четырех типов ориентации, или функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции.

К. Юнг обосновал концепцию структуры личности, которая состоит из четырех базисных элементов: личного сознательного, личного бессознательного, коллективного сознательного и коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное является отражением опыта всех предшествующих поколений в душе индивида. Структура коллективного бессознательного достаточно сложна и включает в себя общечеловеческое, национальное, групповое, семейное и т. д. бессознательное.

К. Юнг разработал и исследовал понятие " архетип" как историческую и универсальную форму мышления. В сознании индивида архетипы представлены образами и символами. Архетипы содержат программы поведения личности, проявляются в мифах, искусстве, религии, фольклоре, науке, а также сновидениях человека. Примерами архетипов являются символы и образы — мать, отец, ребенок, правитель, старец.

Особое внимание в исследованиях К. Юнг обращал на анализ " души современного человека". Он отмечает, что современный человек всегда одинок, его душа перенесла огромные (исторические) потрясения и поэтому он стал крайне неуверен, а технический прогресс неизбежно ведет к катастрофам. Душа современного человека находится в непрерывной борьбе противоречий внутреннего и внешнего мира, что определяет существование постоянного внутриличностного конфликта.

Один из виднейших представителей неофрейдистского направления Э. Фромм обращается к проблемам внутриличностного конфликта, рассматривая его в аспекте " экзистенциальной дихотомии". Он делает вывод о наличии противоречий, содержащихся в сути человека. Поэтому они не могут быть преодолены: проблемы жизни и смерти, ограниченность жизни, огромные потенциальные возможности человека и ограниченные условия их реализации.

Э. Фромм развил теорию социального характера, согласно которой к типам социального характера отнесены рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Типы характеров реализуются через действия психических механизмов: мазохистского, садистс­кого, деструктивного и конформистского.

В психике человека заложен конфликт двух начал: жизни и смерти. Биофильство — это глубинная жизненная ориентация человека. Она противостоит смерти. Некрофильство — страсть к уничтожению. Это другой аспект натуры человека. Некрофил — антипод биофила. Некрофильские тенденции укрепляются по мере ухода человека от природы в мир вещей, техники, индустриализации, обостряя противоречивость и конфликтность психики человека.

Э. Фромм подробно анализирует причины, формы, содержание деструктивности как основы внутриличностного конфликта. Личность может измениться лишь в том случае, если человеку удается обратиться к новым способам осмысления жизни. Несмотря на то, что жизнеспособные страсти ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости жизни, способствуют проявлению его целостности и витальности гораздо больше, чем жестокость и деструктивность, и те, и другие в равной мере участвуют в реальном человеческом существовании.

Внутриличностный конфликт, по Э. Фромму, приобретает значительный социальный аспект. Деструктивность характера в таком контексте рассматривается как желание разрушить мир, чтобы избавиться от чувства собственного бессилия, как последняя попытка не дать миру разрушить себя. Деструктивности противостоит конформистский тип ориентации, благодаря чему человек преодолевает чувство собственной ничтожности. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными усилиями он может придать смысл своей жизни.

К. Хорни полагает, что поведение личности определяется бессознательным, она считает, что бессознательные побуждения имеют аффективный, эмоциональный характер; при этом чувство тревоги она рассматривает как базисное при исследовании и моделировании поведения.

Тревога, по К. Хорни, является одним из наиболее мучительных аффектов, которые может испытывать человек, а враждебные побуждения образуют главный источник невротической тревожности. Различают четыре основных способа избежать тревожности:

• рационализация;

• отрицание;

• попытка заглушить тревогу (например, наркотиками);

• избегание тревожащих мыслей, чувств, побуждений или вызывающих их ситуаций.

Внутриличностный конфликт, по К. Хорни, проявляется в отношениях:

• любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны);

• связанных с оценкой " Я";

• связанных с самоутверждением;

• связанных с агрессией;

• связанных с сексуальностью.

К. Хорни выделяет три основные модели поведения как результат разрешения внутриличностного конфликта:

•стремление к людям — через сопричастность к другим, к обществу личность пытается обезопасить себя;

• стремление от людей — выражается в желании уйти от людей, от общения с ними, удалиться от общества, при этом создается собственный иллюзорный мир;

• стремление против людей — обретение установки на разрушение мира, борьбу против него.

Моделям поведения, выделенным К. Хорни, соответствуют типы конфликтных личностей:

• устойчивый;

• устраненный;

• деструктивный.

К. Хорни рассматривала внутриличностный конфликт и как результат влияния наличность различных социальных факторов. Особое внимание она уделяет проблеме удовлетворения потребностей личности, а также тенденции всевозрастающего разрыва между стимулированием потребностей и возможностями их реального удовлетворения.

Анализируя некоторые особенности внутриличностных конфликтов у женщин, К. Хорни отмечала, что поскольку женщины в осуществлении жизненных целей стремятся поступать подобно мужчинам, в этом чужом измерении они зачастую бывают несостоятельными. Психология женщины зависит от ее ранних детских воспоминаний, отношения родителей к ней как девочке, выполнения роли и функций жены, матери, положения в обществе, закрепленного в культуре и проявляющегося во внутриличностных конфликтах уже взрослой женщины.

При изучении проблем внутриличностного конфликта исследователи много внимания уделяют вопросам взаимосвязи потребностей и степени их удовлетворения. Преобразования, происходящие в изменяющемся обществе, обусловили не только изменения содержания процесса поиска и обретения индивидом идентичности, но и ее содержание. Поэтому многие исследователи рассматривают идентичность как одну из первостепенных и жизненных человеческих потребностей.

Процесс развития идентичности может быть представлен как интеграция и дифференциация различных взаимосвязанных элементов (идентификаций), трансформация подструктур идентичности, изменение их иерархий. Предпосылкой интеграции является успешное разрешение нормативных кризисов, жизненных задач и конфликтов. Качественный аспект включения индивида в те или иные группы выражается понятием " социальная идентичность" личности, а ее содержательными компонентами являются индивидуальная самооценка, приобретение и переживание социальной идентичности и социальное сравнение.

В основе социальной идентичности лежит глубинный когнитивный механизм, выполняющий важнейшую дифференцирующую функцию. Главным условием социальной идентичности является осознание себя единым целым, входящим в конкретную социальную общность индивидов. Таким образом, индивид вычленяет себя из остальных индивидов, а свою общность отделяет от других социальных общностей. Наиболее интересные объяснения подобных процессов даны в теории социальной идентичности, которая представляет собой одну из основных потребностей человека. Более того, многие исследователи указывают, что неудовлетворение данной потребности может вызвать у индивида серьезное кризисное состояние. Однако процесс приобретения социальной идентичности является не только условием благополучного существования индивида, но и содержит постоянные стимулы для конфликта. Сравнение является непременным условием социальной идентичности, но оно не всегда в пользу конкретного индивида.

Внутриличностный конфликт обусловлен психикой человека, ее развитием и изменениями, а также наличием взаимосвязи внутреннего мира человека и внешней среды, в которой он реализует собственные потребности. Разрешение внутриличностного конфликта возможно различными способами на основе психоанализа в зависимости от содержания конфликта.Особое значение приобретает коррекция " Я-концепции" индивида в направлении на достижение им адекватного представления о себе, реальности и ситуации, в которой находится. В " Я-концепцию" включены и представления индивида о себе, об образе собственного " Я", включающем когнитивный компонент — образ способностей, внешности, качеств, социальной роли и значимости индивида; эмоциональный компонент - самолюбие, самоуважение, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой компонент — энергия и сила для сохранения и повышения самооценки, самоуважения и др. " Я-концепция" содержит также реальный, идеальный, динамический образ " Я".

Нарушение внутренней гармонии " Я-концепции" приводит к возникновению и развитию внутриличностного конфликта. Последний, как было показано, возникает в результате неудовлетворения потребностей, испытания трудностей при их реализации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь