Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИСтр 1 из 5Следующая ⇒
РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований. ПРАВОСЛАВИЕ Православие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в России религий. Оно представляет собой восточную (" византийскую" ) ветвь христианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направление, имеющее ряд догматических, канонических и обрядовых особенностей. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ На территории Древнерусского государства приверженцы православия появились в IX в., а в конце Х в. при великом князе киевском Владимире (988 г.) Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская церковь была митрополией - одной из составных частей - Константинопольского патриархата. В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не были поддержаны высшей державной властью, упразднил патриаршество, вместо него был учрежден Святейший правительствующий синод. Вновь восстановлено патриаршество лишь накануне Октябрьской революции 1917 г. В начале XX в. церковь имела около 78 тыс. храмов (включая домовые церкви), около 120 тыс. священнослужителей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и четыре духовные академии. В годы советской власти, в условиях жестких ограничений деятельности церковь пережила раскол (20-е годы), резкое сокращение количества действующих храмов и духовенства, были упразднены монастыри и духовные школы. Ситуация стала меняться в годы Великой Отечественной войны. Лишь со второй половины 1940-х гг. стали вновь открываться храмы, появилась возможность возобновить подготовку кадров в духовных семинариях, начал выходить " Журнал Московской патриархии". Этот процесс был, однако, приостановлен в 60-, годы в связи с установкой КПСС на " развернутое строительство коммунизма". Возрождение церкви началось в годы " перестройки", особенно в преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. В настоящее время РПЦ имеет на территории России более 5 тыс. приходов, свыше 100 монастырей, более 20 духовных учебных заведений (в том числе две духовные академии, семь духовных семинарий, а также духовные училища). Первичной ячейкой церкви является приход, т. е. община верующих, управляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на территории района, несколько районов области или города) образует благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем при содействии епархиального собрания. Все епархии РПЦ, находящиеся как на территории России, так и в " ближнем" и в " дальнем" зарубежье, образуют Русскую православную церковь, или Московский Патриархат. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в пять лет, Архиерейский собор, созываемый ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом - постоянно действующий орган. Рабочим органом при Синоде является Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др. В последние годы церковь развернула широкую издательскую деятельность. Помимо " Журнала Московской патриархии" выходят журнал " Православная беседа", общецерковная газета " Московский церковный вестник", во многих епархиях издаются свои периодические издания. На базе некоторыхприходов начали возрождаться православные братства, которые занимаются восстановлением храмов, благотворительной и религиозно-просветительной деятельностью. Действует также Всецерковное православное молодежное движение. В Москве открыты Православный богословский университет и Богословский институт, дающие богословское образование мирянам. В стране появляются православные лицеи и гимназии. СТАРООБРЯДЧЕСТВО Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви в XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652-1666 гг.). Старообрядчество не смогло сохранить канонического и организационного единства, в течение XVII-XVIII вв. оно дробилось на самостоятельные течения и толки. В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских властей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовывать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин (самоизоляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т. п.). Лишь в конце XIX-начале XX в. они получили более или менее благоприятную возможность для удовлетворения своих религиозных потребностей. Старообрядцы сыграли значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства. В настоящее время существуют следующие старообрядческие объединения: Русская православная старообрядческая церковь (митрополия). Общины и епархии имеются в Москве и Московской области, в Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском регионе, на Северном Урале, в Западной Сибири. Всего на территории России, Украины и Молдавии более 150 общин и три монастыря. Возглавляет церковь митрополит Московский и всея Руси. Официальный печатный орган - журнал " Церковь". Русская Древлеправославная церковь (архиепископия). Общины церкви имеются в Забайкалье, Среднем Поволжье, Западной Сибири, Брянской области. На территории России более 30 общин. Глава церкви - архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси. На территории бывшего СССР в настоящее время насчитывается примерно 230 старообрядческих объединений беспоповцев. Среди них: Поморский толк - в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону. Федосеевский толк - в Москве, в Псковской, Новгородской и некоторых других областях России. Имеются также менее распространенные толки: филипповский, бегунский, спасовский, часовенное согласие. СТАРОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО В конце XVII - второй половине XVIII в. из православия выделились оппозиционные ему религиозные течения, называемые в целом " Духовные христиане" или " Старое русское сектантство". Они возникли в крестьянской среде, затем к ним стали примыкать и горожане (мещане, купцы). Общим для всех ветвей духовного христианства является противопоставление церковной иерархии, авторитаризму церковной дисциплины общины единоверцев, не разделенной на клир и мир, действующей на началах равенства и взаимопомощи. Приверженцы духовного христианства, подвергавшиеся преследованиям со стороны светских и церковных властей, бежали на периферию Российской империи - на Кавказ и в Закавказье, в Сибирь, а также в Турцию, США, Канаду. Гонения властей, внутренние противоречия, связанные с социальной дифференциацией в общинах, отток части верующих в протестантские объединения серьезно ослабили это религиозное движение. После Октябрьской революции 1917 г. В настоящее время происходит оживление духовного христианства, главным образом духоборцев и молокан. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Первыми католиками в России были иностранцы, находившиеся на дипломатической или военной службе, и торговцы. В результате присоединения прибалтийских земель, а также западных территорий Белоруссии, Украины и части Польши в XVIII в. католики появились в составе собственного населения страны. В начале XX в. в Российской империи насчитывалось 10, 5 млн. последователей католицизма, было более 4, 5 тыс. костелов и часовен, 12 епархий, в Санкт-Петербурге действовала Римско-католическая академия. В настоящее время Римско-католическая церковь в России имеет около 100 общин, управление ими осуществляют апостольские администратуры в Москве и Новосибирске, возглавляемые епископами. Действуют две духовные семинарии, информационное агентство " Истина и жизнь" (издает журнал того же названия), благотворительная организация " Каритас". С 1990 г. в Москве аккредитован дипломатический представитель Ватикана. В 1992 г. возобновило деятельность, прерванную в 1820г., Российское отделение Ордена Иезуитов. Орден в основном ведет религиозно-просветительскую работу. ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в России в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее - баптисты, главным образом выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в. начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины Христиан веры евангельской - пятидесятников. Накануне Великой Отечественной войны появились Свидетели Иеговы. В настоящее время в России насчитывают десятки различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн. человек (в протестантских объединениях существует персональный учет членов). СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ Свидетели Иеговы - одно из поздних течений в протестантизме. Оно было основано американским кальвинистом Чарльзом Расселом (1852-1916 гг.), организовавшим в 1870 г. кружок по изучению Библии, который в 1931 г. был переименован в организацию Свидетелей Иеговы. Основные положения ее вероучения изложены в семитомном труде " Исследования Священного писания" Ч. Рассела, заявившего о себе как о глашатае Божием. Творцом и источником жизни, согласно этому учению, является Бог Иегова. Все сущее Иегова создал через Иисуса Христа, своего единородного сына, который не равен своему всемогущему Отцу, а на земле является совершенным человеком. Святой Дух - творческая сила Иеговы, которой он наделил Христа и тех, " кого он уполномочил представлять его". Свидетели Иеговы отрицают существование ада. По их убеждению, исторический процесс завершится армагеддоном - глобальной войной, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех, не поверивших в истину учения Свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы имеют только один праздник - Вечеря Господня, - посвященный воспоминанию о смерти Христа. В этот день, исчисляемый по лунному календарю, верующие собираются после захода солнца на трапезу, состоящую из пресного хлеба и сухого красного вина, символизирующих тело и Кровь Христа. Вступающие в организацию новые члены принимают водное крещение. В настоящее время последователей Свидетелей Иеговы насчитывается более 4, 6 млн. человек в 205 странах мира. Религиозная организация Свидетелей Иеговы носит строго централизованный характер. Власть вышестоящих органов управления по отношению к нижестоящим абсолютна. Ее первичным звеном является собрание (община верующих), возглавляемое надзирателем (пресвитером). Несколько собраний объединяются в округа, которыми руководят разъездные надзиратели. Мировым духовно-административным центром Свидетелей Иеговы является Руководящая Корпорация, признаваемая верующими " видимым посредником Господа на земле", она состоит из 15 человек и находится в Бруклине (Нью-Йорк, США). Проповеднической деятельностью в различных регионах мира руководят 95 филиалов Руководящей Корпорации. Центр издает миллионными тиражами журналы " Сторожевая башня" (на 104 языках) и " Пробудитесь! " (на 54 языках). На территории бывшего СССР Свидетели Иеговы появились в 1939-1940 гг. с вхождением в его состав Западной Украины, Западной Белоруссии, Буковины и Бессарабии. В настоящее время всего в границах бывшего Союза насчитывается примерно 500 общин, в том числе 44 - в России. Общее количество членов - более 40 тыс. человек. Каноническим органом для духовного надзора за местными религиозными обществами, действующими в странах СНГ и представляющими собой Религиозную организацию, является Управленческий Центр. Центр создан Руководящей Корпорацией Свидетелей Иеговы по инициативе иеговистов России и других стран СНГ в марте 1991 г. Руководящий комитет, возглавляющий Управленческий Центр, состоит из старейшин местных религиозных обществ, назначенных Руководящей Корпорацией. Управленческий Центр учреждает местные общества с согласия верующих, дает указания о начале их религиозной деятельности и ее прекращении, назначает на должность и смещает надзирателей (старейшин), служебных помощников (диаконов), публичных ораторов (проповедников) и других служителей. ЛЮТЕРАНСКИЕ ЦЕРКВИ Лютеранство - крупнейшее по численности направление протестантизма, основанное в XVI в. Мартином Лютером. В настоящее время распространено в Скандинавских странах, в Германии, США, государствах Балтии. Национальные лютеранские церкви входят во Всемирный Совет лютеранских церквей. Штаб-квартира Совета находится в Швеции. В России первые лютеранские общины были созданы в середине XVI в. выходцами из Германии. В настоящее время приходы Евангелическо-Лютеранской церкви на территории России объединены в две епарции - Европейской части России и Сибири. Вместе с епархиями Украины, Казахстана и Средней Азии они образуют ее как целостную организацию (более 350 общин, свыше 500 тыс. верующих), возглавляемую епископом Георгом Кречмаром. Канцелярия епископа находится в С.-Петербурге. В Москве имеется представительство ЕЛЦ России для связи с правительством и общественными организациями. В церкви принято персональное членство. Материальную базу ее жизнедеятельности составляют денежные взносы ее членов, размеры которых не регламентированы. Подготовка пасторов осуществляется в общецерковном Теологическом семинаре, который собирается два раза в год на двухнедельные сессии. В приходах организованы конфирмационные занятия и библейские часы. Издается общецерковная газета " Ботэ" (" Вестник" ) на немецком и русском языках, а также возобновлено издание журнала " Наша жизнь". Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России. Ингрия - территория, отвоеванная Россией у Швеции во время Северной войны; здесь Петр I и заложил новую столицу - Санкт-Петербург. Население Ингрии исповедало лютеранство, которое было официально признано правительством Российской империи. При советской власти, в 1928-1946 гг., примерно 60 тыс., т. е. половина, ингерманляндских финнов погибли. Была уничтожена и Ингерманляндская лютеранская церковь. В 1970 г. началось ее возрождение. В 1990 г. было создано Ингерманляндское пробство (церковный округ) в составе ЕЛЦ Эстонии, имевшее 16 приходов, в том числе 11 - в Ингрии и пять - в Карелии. Церковь насчитывала около 10 тыс. верующих. В 1992 г. Ингерманляндское пробство преобразовано в Евангелическо-Лютеранскую Церковь Ингрии на территории России. Кроме того, в качестве самостоятельных функционируют: Единая Евангелическо-Лютеранская церковь России в количестве 20 общин во главе с суперинтендентом, резиденция которого находится в С.-Петербурге; Евангелическая Российская церковь - одна община в С.Петербурге, образована в 1990 г. Церковь стремится адаптировать протестантские формы богослужения к культурным традициям России. НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Первые общины приверженцев новоапостольской веры появились в Англии в середине XIX в. Это религиозное движение вдохновлялось стремлением возродить Церковь Христа на тех идейных и организационно-практических основаниях, которые были присущи ей в I-II вв., т. е. во времена апостолов. Как и большинство протестантских течений, апостольское христианство признает в качестве единственного источника вероучения Библию, отвергает почитание святых, основной целью церкви считает подготовку верующих к скорому пришествию Христа. Ведущая роль в Церкви принадлежит " первоапостолу" и " апостолам", которые, согласно ее учению, являются преемникамиапостолов Христа и так же наделены особыми дарами Святого Духа. Первоапостол, согласно каноническим принципам, является представителем Бога на земле, а его служение есть выражение воли Христа. На первоапостольское служение выдвигается кандидат из круга апостолов по рекомендации действующего первоапостола или группы апостолов, на которого указывают особые " Божьи свидетельства". Каждый приход (община) строится по типу большой семьи (до 150-170 человек). Пастыри посещают каждую семью дома не реже одного раза в два месяца. Особое внимание уделяется опеке детей и подростков, помощи неимущим и инвалидам. В церкви не приняты какие-либо обязательные денежные налоги. Практикуются добровольные анонимные пожертвования. В Новоапостольской церкви совершаются три таинства: крещение водой - в любом возрасте; причащение - хлебом в виде облатки (просвиры), окропленной тремя каплями вина; запечатление Духом Святым - возложение рук апостола как основа для полного обновления внутреннего мира человека. Приняты также благословения, в которых, по учению Церкви, Бог через священнослужителя дарует человеку свою милость и по мощь. Благословения совершаются при конфирмации, помолвке, венчании, а также других важных событиях в жизни человека Особенностью культовой практики Новоапостольской церкви является совершение три раза в год (в первые воскресенья марта, июля и ноября) названных выше таинств " для усопших", которым не довелось уйти в иной мир искупленными. От имени умерших в этих таинствах выступают их родственники или священнослужители. Церковь придерживается следующих принципов в своем отношении к обществу: невмешательство в политическую жизнь, отказ от претензий на какую-либо поддержку со стороны государства; уважительное отношение к иной вере. В настоящее время Новоапостольская церковь имеет около 50 тыс. обшин в 180 странах мира и насчитывает до 6 млн. членов. Центр Новоапостольской церкви находится в Цюрихе (Швейцария), ее глава - первоапостол Рихард Фер. Церковь имеет крупное издательство во Франкфурте-на-Майне (Германия). Основным периодическим изданием является ежемесячный журнал " Наша семья" (на 60 языках, в том числе русском; тираж русского издания - 40 тыс. экз.). В начале XX в. общины Новоапостольской церкви функционировали в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Харькове и других городах России. В результате большевистских гонений на религию к концу 20-х годов все они прекратили свое существование. Восстановление Новоапостольской церкви началось в 1987 г. В настоящее время количество членов церкви на территории России по оценке ее руководства, достигло 50 тыс. Зарегистрировано 37 общин, однако большая часть общин действует без регистрации. С января 1993 г. рукоположено два апостола из граждан России. МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ На территории России ислам впервые появился у волжских булгар (IX в.). К 1917 г. в Российской империи насчитывалось более 10 млн. мусульман и действовало около 30 тыс. мечетей. За годы советской власти количество легально функционировавших мечетей в СССР сократилось многократно: в 1968 г. их осталось всего 311. Однако тысячи мечетей и мулл действовали без официальной регистрации. В настоящее время на территории бывшего СССР число последователей ислама (как убежденных, так и воспринимающих его скорее как культурно-национальную традицию) достигает 80 млн. человек, в том числе в России - около 12 млн. Количество мечетей сейчас достигает нескольких тысяч (в России около 3, 5 тыс.) и продолжает расти, они создаются практически во всех населенных пунктах, где живут приверженцы ислама. Регионами традиционного распространения ислама в России являются Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Башкирия, Урал (Пермская и Екатеринбургская области), Сибирь (Омская и Тюменская области), Москва и С.-Петербург. Региональными органами, осуществляющими руководство объединениями мусульман, являются Духовные управления. Они функционируют во всех республиках Северного Кавказа, в Москве, Саратове и ряде других городов России, в Татарстане и Башкирии. В ведении Духовных управлений - подготовка служителей культа иих распределение, участие в строительстве мечетей.осуществление связей с другими, в том числе зарубежными, религиозными центрами, организация паломнических групп в Мекку. Религиозное образование, знание арабского зыка - Языка канонического Корана - верующие, в том числе дети, получают на занятиях, организуемых при мечетях. Кадры служителей готовятся в специальных учебных заведениях - медресе и исламских институтах, число их растет. Политическая активность последних лет привела к созданию мусульманских политических партий и других объединений на конфессиональной основе. Так, в 1990 г. была учреждена " Исламская партия Возрождения" со штаб-квартирой в Москве. Ее региональные отделения имеются в Дагестане, Чечне, Карачаевской республике, Татарстане, в городах Сибири (примерно б тыс. членов). В том же году образована " Исламско-Демократическая партия" в Дагестане, в 1991 г. - " Исламская демократическая партия" (Татария, Башкирия). БУДДИЗМ Буддизм в форме ламаизма начал распространяться на территории России из Тибета через Монголию в XVIII в. (среди бурят и тувинцев). Основной формой организации религиозной жизни является дацан (монастырь). Накануне Октябрьской революции 1917 г. в России было 185 дацанов, в том числе в Забайкалье - 36, в Туве - 44, в Калмыкии - 105. К 1937 г. все они были упразднены. В 1946 г. в Улан-Удэ состоялся Собор ламаистского духовенства, на котором было сформировано Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ). Его председатель, носящий титул Пандита Хамбо Ламы, два заместителя и шесть членов образуют центральный исполнительный орган ЦДУБ. Духовное управление находится в Иволгинском дацане, в 40 км от Улан-Удэ. В настоящее время в России действуют около 100 буддистских общин и дацанов. Большая их часть находится в Бурятии, Калмыкии и Туве. Общины буддистов имеются также в Москве, С.Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Самаре, Ульяновске, Красноярске и других городах. Количество лам превышает 200 человек. При Иволгинском дацане, близ Улан-Удэ, в 1991 г. открыт Институт буддизма " Даши-Чойнхорлин", готовящий священослужителей. С 1992 г. в С.-Петербурге издается " Нартанг бюллетень" (6-12 номеров в год). ИУДАИЗМ В условиях утраты государственности, вынужденного расселения в диаспоре на обширных пространствах Средиземноморья (а позднее-по всей территории Европы) основной формой организации религиозной жизни иудеев становится синагога (от греч. synagoge - собрание), а ее руководителем - раввин (учитель). В середине XVIII в. среди евреев, проживавших на территории Польши, Украины и юго-запада России, возникло движение против тотальной религиозной регламентации жизни и диктата раввинов, т. е. против формальной набожности, за непосредственное общение с Богом каждого человека. Движение получило название Хасидизм (хасид - благочестивый). В начале XIX в. в Европе появляется новая разновидность иудаизма - реформированный иудаизм, который отказывается связывать представление о Мессии с верой в возрождение еврейского государства и объявляет иудаизм универсальным этическим учением. Большинство верующих евреев как в Российской империи, так впоследствии в СССР и России придерживаются ортодоксального иудаизма. До 1990 г. не существовало какой-либо организационной структуры иудейских общин. В январе 1990 г. был учрежден Всесоюзный Совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО) с консультативными, координационными и представительскими функциями. В него вошли 74 общины ортодоксального направления. В Российской Федерации в настоящее время иудейские объединения (их более 30) объединены в конгресс еврейских религиозных общин и организаций России. Возглавляет конгресс Главный раввин России. Самой крупной общиной ортодоксального иудаизма является Московская хоральная синагога. Она имеет мацепекарню, культурный центр, библиотеку. Община поддерживает широкие связи с иудейскими общинами страны, а также Израиля, США, Канады, Венгрии, Румынии и др. С I960 г. действует духовная школа - иешива, которая готовит раввинов, переписчиков Торы (священным считается только текст, написанный от руки) и других служителей синагоги. В 1992 г. открыта еще одна иешива - " Мекор-Хаим". В Москве функционируюттакже еврейское среднее (" Мигдал-ор" ) и высшее (" Туро-колледж" ) светские учебные заведения, где преподаются и религиозные дисциплины. В России действует также несколько общин хасидов Любавического направления. Их центр - Хабад Любавич - находится в Москве. Действуют две иешивы, в том числе одна женская. Как общины ортодоксальных иудеев, так и хасидские ведут широкую благотворительную деятельность. В Москве функционирует также община последователей реформированного иудаизма - " Гинейни". В настоящее время на территории бывшего СССР действуют более 110 религиозных объединений последователей иудаизма различных направлений. РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований. ПРАВОСЛАВИЕ Православие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в России религий. Оно представляет собой восточную (" византийскую" ) ветвь христианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направление, имеющее ряд догматических, канонических и обрядовых особенностей. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ На территории Древнерусского государства приверженцы православия появились в IX в., а в конце Х в. при великом князе киевском Владимире (988 г.) Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская церковь была митрополией - одной из составных частей - Константинопольского патриархата. В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не были поддержаны высшей державной властью, упразднил патриаршество, вместо него был учрежден Святейший правительствующий синод. Вновь восстановлено патриаршество лишь накануне Октябрьской революции 1917 г. В начале XX в. церковь имела около 78 тыс. храмов (включая домовые церкви), около 120 тыс. священнослужителей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и четыре духовные академии. В годы советской власти, в условиях жестких ограничений деятельности церковь пережила раскол (20-е годы), резкое сокращение количества действующих храмов и духовенства, были упразднены монастыри и духовные школы. Ситуация стала меняться в годы Великой Отечественной войны. Лишь со второй половины 1940-х гг. стали вновь открываться храмы, появилась возможность возобновить подготовку кадров в духовных семинариях, начал выходить " Журнал Московской патриархии". Этот процесс был, однако, приостановлен в 60-, годы в связи с установкой КПСС на " развернутое строительство коммунизма". Возрождение церкви началось в годы " перестройки", особенно в преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. В настоящее время РПЦ имеет на территории России более 5 тыс. приходов, свыше 100 монастырей, более 20 духовных учебных заведений (в том числе две духовные академии, семь духовных семинарий, а также духовные училища). Первичной ячейкой церкви является приход, т. е. община верующих, управляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на территории района, несколько районов области или города) образует благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем при содействии епархиального собрания. Все епархии РПЦ, находящиеся как на территории России, так и в " ближнем" и в " дальнем" зарубежье, образуют Русскую православную церковь, или Московский Патриархат. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в пять лет, Архиерейский собор, созываемый ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом - постоянно действующий орган. Рабочим органом при Синоде является Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др. В последние годы церковь развернула широкую издательскую деятельность. Помимо " Журнала Московской патриархии" выходят журнал " Православная беседа", общецерковная газета " Московский церковный вестник", во многих епархиях издаются свои периодические издания. На базе некоторыхприходов начали возрождаться православные братства, которые занимаются восстановлением храмов, благотворительной и религиозно-просветительной деятельностью. Действует также Всецерковное православное молодежное движение. В Москве открыты Православный богословский университет и Богословский институт, дающие богословское образование мирянам. В стране появляются православные лицеи и гимназии. СТАРООБРЯДЧЕСТВО Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви в XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652-1666 гг.). Старообрядчество не смогло сохранить канонического и организационного единства, в течение XVII-XVIII вв. оно дробилось на самостоятельные течения и толки. В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских властей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовывать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин (самоизоляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т. п.). Лишь в конце XIX-начале XX в. они получили более или менее благоприятную возможность для удовлетворения своих религиозных потребностей. Старообрядцы сыграли значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства. В настоящее время существуют следующие старообрядческие объединения: Русская православная старообрядческая церковь (митрополия). Общины и епархии имеются в Москве и Московской области, в Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском регионе, на Северном Урале, в Западной Сибири. Всего на территории России, Украины и Молдавии более 150 общин и три монастыря. Возглавляет церковь митрополит Московский и всея Руси. Официальный печатный орган - журнал " Церковь". Русская Древлеправославная церковь (архиепископия). Общины церкви имеются в Забайкалье, Среднем Поволжье, Западной Сибири, Брянской области. На территории России более 30 общин. Глава церкви - архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси. На территории бывшего СССР в настоящее время насчитывается примерно 230 старообрядческих объединений беспоповцев. Среди них: Поморский толк - в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону. Федосеевский толк - в Москве, в Псковской, Новгородской и некоторых других областях России. Имеются также менее распространенные толки: филипповский, бегунский, спасовский, часовенное согласие. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы