Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Сократа. Его учение о методе познания.



Философия Сократа. Его учение о методе познания.

Сократ (469 – 399 г.г. до н.э.)

Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней.

Истинно-нравственным является то действие, которое даёт истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство.

Если я знаю, что именно я есть, то я знаю также, чем я должен быть.

 

«Сократ считал, что человек не может изучать природу, потому что она божественное творение, он может изучать самого себя. Познать самого себя он может лишь через голос совести. Он должен изучать какими добродетелями он обладает. Но это доступно не всем. Познать добро в себе могут только аристократы. Работающие служат только своему телу, они не разумны. Осн. Добродетели – сдержанность, мужество и справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их в процессе самопознания. Сократ разработал особый метод познания, который называется майевтика (диологическая беседа в процессе которой устанавливается истина).»

 

13.Философия Платона. Его учение о " мире идей" и " мире вещей", об " идеальном государстве".

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)

Он создал теорию идей.

Идея – это истинно сущий род бытия.

Идея объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятием и постигается только разумом.

Идея – это цель, к которой устремляются все чувственные вещи.

Идея – это не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе всё многообразие её чувственных воплощений.

Учение об идеальном государстве.

В соответствии со своими задатками и способностями все граждане делятся на 3 разряда:

- ремесленники,

- воины,

- правители-философы.

В разделении труда - основа общественного и государственного строя. Высший принцип гос. устройства – справедливость.

Справедливость – это преданность своему делу и чёткое выполнение своих обязанностей каждым сословием.

Главная цель идеального гос. – достижение благой жизни.

 

Учения Аристотеля о материи и форме, причинах и движении.

Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.)

Первоначало по Аристотелю – это безусловное благо.

Первоначало – это полная осуществлённость: ум, вечно обладающий предметом мысли, т.е. непрерывно существует как ум или Бог.

Природа этого блага абсолютно постижима. Такое первоначало не может ничего породить. 

Сущность – это либо форма, либо материя, либо то, что состоит из того и другого.

Форма – это осуществлённость.

Материя – это возможность.

Одушевлённое существо состоит из материи и формы, т.е. из тела и души. Тело осуществлено в возможности; Душа – это осуществлённость этой возможности. Одушевлённые тела могут расти, ощущать, перемещаться, мыслить.

2 элемента: земля и Вода естественным образом двигаются вниз. А воздух и огонь – вверх. Но ни одному из этих элементов не свойственно круговое движение, каким свойственно небесным телам. Значит существует ещё один элемент – эфир. Поэтому эфир – I самый совершенный и вечный.

 

Материалистическое понимание истории и его современная оценка.

Исторический материализм (Маркс, Ленин). В основе своей имеет материалистическое понимание истории. Оно заключается в том, что общество, как высшая форма движения материи, развивается по законам диалектики и процесс этого развития можно представить как смену общественно-экономической формации (ОЭФ). Каждая ОЭФ имеет базис – производственные отношения и надстройку – все другие общественные отношения. Общество развивается от низшей формации в высшей по пути прогресса. Движущие силы развития является борьба противоположностей – антагонистических классов. В результате борьбы одна из противоположностей гибнет, а на ее месте появляется новая, а в обществе происходит скачок или социальная революция. Каждая следующая формация – это отрицание предыдущей, она уничтожает ее, но в тоже время основывается на ней, как на фундаменте. Прогресс вечен и неодолим.

Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)

1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их.

2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ.

3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. Оно играет определяющую роль в функционировании и развитии общества, в т.ч. определяет сущность всей духовной сферы (культуры, науки, морали и т.д.).

Маркс К.: «Общественное бытие определяет общественное сознание людей».

4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни.

Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.)

Философия Сократа. Его учение о методе познания.

Сократ (469 – 399 г.г. до н.э.)

Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней.

Истинно-нравственным является то действие, которое даёт истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство.

Если я знаю, что именно я есть, то я знаю также, чем я должен быть.

 

«Сократ считал, что человек не может изучать природу, потому что она божественное творение, он может изучать самого себя. Познать самого себя он может лишь через голос совести. Он должен изучать какими добродетелями он обладает. Но это доступно не всем. Познать добро в себе могут только аристократы. Работающие служат только своему телу, они не разумны. Осн. Добродетели – сдержанность, мужество и справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их в процессе самопознания. Сократ разработал особый метод познания, который называется майевтика (диологическая беседа в процессе которой устанавливается истина).»

 

13.Философия Платона. Его учение о " мире идей" и " мире вещей", об " идеальном государстве".

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)

Он создал теорию идей.

Идея – это истинно сущий род бытия.

Идея объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятием и постигается только разумом.

Идея – это цель, к которой устремляются все чувственные вещи.

Идея – это не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе всё многообразие её чувственных воплощений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь