Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что собой представляло древнерусская сельская община и назвать формы хозяйственной деятельности славян.



Древнерусское государство возникло в IX в. из восточнославянских племенных союзов. О последних сообщает нам древний летописец в “Повести временных лет”. Поляне жили на Днепре в районе Киева, древляне — в Полесье, словене ильменские — на севере, ближе к Западной Двине — дреговичи, с последними соседствовали кривичи, в бассейне Оки — вятичи... Князь, тысяцкий, старейшины, дружина, вече — таковы основные элементы общественно-политической структуры восточнославянских племенных союзов накануне образования государства. Основу экономики населения здесь составляли земледелие и скотоводство. Охота, рыболовство, бортничество также приносили существенную выгоду, ведь огромные дремучие леса изобиловали диким зверем, птицей, а многоводные реки — рыбой. Рыба составляла значительную часть рациона восточных славян. Бортничество — это добыча меда диких пчел. Мед и горячительные напитки из него — излюбленное питье славян. С древнейших времен основные предметы вывоза из Руси — это меха, воск, мед, рабы. В качестве важнейших дорог в Восточной Европе выступили речные пути (Волга, Днепр, Дон, Западная Двина), именно по ним в раннее средневековье Восточная Европа связывала развитые страны Востока с Западной Европой. После первого этапа объединительного процесса у восточных славян, когда были созданы союзы племен, наступил второй этап: создавались союзы союзов племен. Один из них возник на северо-западе Русской равнины. Летописец сообщает, что чудь, словене, кривичи и весь обратились к жителям Скандинавии — варягам (норманнам): “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. По их приглашению прибыли 3 князя с военными дружинами: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Из этого краткого летописного сообщения в XVIII в. создана целая “норманнская проблема”. Одни историки (чаще всего зарубежные) считали, что именно варяги привнесли государственность на Русь, другие, начиная с М. В. Ломоносова, полностью отрицали роль варягов в построении государства. Современные данные показывают, что ошибочно как преувеличивать роль варяжских военных дружин на Руси, так и полностью игнорировать их значимость. Конец VIII — IX вв. — начало эпохи викингов, когда вследствие перенаселения в бедных скандинавских странах началась широкая миграция людей оттуда на запад и восток. В славянских землях викинги (или русь, варяги) сталкивались с местным населением, находившимся на том же цивилизационном уровне, что и они сами. Вожди варяжских отрядов заключали здесь союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. А южная и юго-восточная часть славянских земель попала в орбиту влияния Хазарии. Оказав существенное влияние на становление сильной княжеской власти, варяги не принесли на Русь государственность, которая вызрела в недрах древнерусского общества и прошла долгий путь становления. Второй мощный суперсоюз племен сформировался на среднем Днепре. Во главе его стояли поляне. Это треугольник Киев — Чернигов — Переяславль. Согласно летописи, “Русь” — название варяжского племени, из которого происходил Рюрик, чьи потомки и стали первой правящей династией на Руси — Рюриковичей. Согласно другой устной традиции, “Русь” или “Рось” — название племенного союза вокруг речки Рось южнее Киева. Лишь после XII в. понятие Русь стало обозначать не только Киевщину, но и всю территорию, занятую восточными славянами. Сходный термин “рось” существовал издавна и на юге (в переводе с иранского — светлый), хотя нужно помнить, что на Руси форма “Рос” (Россия) появилась лишь в XVI в. Объединил Новгород и Киев (два суперсоюза) преемник Рюрика — Олег, который в 882 г. со своей военной дружиной спустился из Новгорода и захватил Киев. Именно эта дата до Октябрьской революции считалась формальной датой создания государства Русь. Держава вначале представляла собой своеобразную федерацию полунезависимых племенных княжений, подчинявшихся великому князю Киевскому. Великий князь в них имел право на сбор дани (полюдье) и получал в случае нужды военные ополчения для больших походов. Киевские правители стремились ликвидировать такие местные княжения и местные династии, но борьба эта была долгой и растянулась на весь Х в. Под полюдьем обычно понимают ежегодные объезды князя с дружиной своих земель с целью сбора дани. Для сбыта полученной дани и устраивались затем

военно-торговые экспедиции (но не набеги и походы) в соседние страны. Великий князь, подчиняя себе местные княжения, опирался прежде всего на дружину, уже при Олеге расширившуюся за счет коренной славянской знати, с которой он вынужден был считаться. На местах же князья опирались, кроме знати (бояр, старейшин, “мужей”), также на общее собрание всех общинников (вече). В случае войны собиралось ополчение со всех подвластных Киеву земель, которое возглавлял общерусский воевода (в местных княжествах — тысяцкий), бывший вторым человеком в государстве после князя. Основная масса населения государства — свободные общинники — землепашцы. Таким образом, по политическому строю раннефеодальное государство Древняя Русь было монархией с сильными пережитками родового строя и военной демократии. Княгиня Ольга (945 — 964) отменила архаичную систему полюдья, вызвавшую восстание древлян при князе Игоре, и заменила ее систематическим сбором дани в заранее определенном объеме по погостам (административным центрам) тиунами — чиновниками княжеской администрации. Русское государство, по своему характеру военное и торговое, экономически основывалось на контроле над днепровским участком великого торгового пути древности — “из варяг в греки”. Именно вдоль этого торгового пути возникли крупные города: Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем Древнерусского государства, его экономической базой. Значительная прибыль, извлекаемая князьями из обеспечения безопасности многочисленных торговых караванов, позволила быстро укрепиться мощной княжеской власти, вести покорение соседних славянских племен, совершать дальние военные походы на Царьград, теснить соседние государства — Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Русь стала также посредником между лесистым севером и степным югом. И Византия (самая мощная мировая держава той эпохи), и русские старались также держать открытым восточный торговый путь в Халифат (Волга — Каспий). Наиболее интенсивно экономически и политически Русь наладила систему взаимоотношений именно с Византией. Каждую весну экспедиции варяжских и славянских отрядов отправлялись на своих судах вниз по Днепру. Они везли меха, воск, мед и рабов. А обратно из Константинополя — оружие, вина, ткани, серебро... Князь со своей дружиной сопровождал эти караваны, так как часть товаров принадлежала ему. Ежегодную дань от соседних племен, собираемую им, необходимо было обменивать на редкие для Руси товары именно в Константинополе. Несмотря на эту постоянную торговую связь, русские князья в Х в. неоднократно совершали военные набеги на Византию, пытаясь улучшить права русских купцов там или просто набрать побольше военной добычи или откупа. Первые русские князья — Олег (882 — 912), Игорь (912 — 945), Ольга (945 — 964) — активно расширяли свою власть над соседними славянскими племенами. Выплата годовой дани была лишь первым шагом в объединении этих племен в новое государство. Постепенно власть местных правителей заменялась властью присланных из Киева наместников. Процесс этот шел долго и трудно. Так, в 945 г. восставшие древляне убили князя Игоря. Но военная мощь профессиональных дружин Рюриковичей была значительно выше сил племенных ополчений, и территория Киевской Руси постоянно увеличивалась в IX — X вв. Если первая из трех важнейших задач Рюриковичей, как выше описано, — это укрепление государства и распространение своей власти внутри страны, то вторая — это торговля, военные походы и культурный обмен с Византией, а третья — борьба со степными кочевниками, которые всегда угрожали Руси с юга: хазарами, печенегами, а затем (с XI в.) половцами.

ЯЗЫЧЕСТВО

Восточные славяне до конца X в. сохраняли языческую веру — религию первобытной эпохи. Они почитали некоторые камни, верили в чудодейственную силу животных, считая их своими прародителями, в оборотней, поклонялись болотам, рекам, озерам и т. д. Все, что окружало их, представлялось им населенным добрыми и злыми духами, которым надо приносить жертвы, совершать моления, чтобы добиться их благосклонности. Живы были следы культа предков, зародившегося в эпоху родового строя. Славяне верили в загробную жизнь, при погребении

они снабжали покойника всем необходимым для будущего существования: его любимыми вещами, предметами хозяйственного обихода, ставили на первое время горшок с пищей. Тризна (поминки) совершались об ушедшей в далекие края, иной мир, душе. Наиболее почитались души предков-родоначальников, которые, в представлении славян, и в загробной жизни не пере­ставали следить за своим родом, защищать и покро­вительствовать ему. Олицетворением предков были божества Род и Рожаница. Род иначе назывался Щуром. Поговорка «чур мяне» связана, вероятно, с культом родоначальника. С установлением моногамной семьи бог рода был вытеснен покровителем семьи, дома — домовым. Главные языческие божества восточных славян были связаны с явлениями природы. Еще в VI в. византийский писатель Прокопий Кесарийский писал* «Славяне признают одного Бога — громовержца владыкою всего мира и в жертву ему приносят быков и всякого рода священных животных. Поклоняются так предкам и нимфам и другим божествам и всем им приносят жертвы, при этих жертвоприношениях гадают». Перун — бог молнии и грома — был главным божеством восточных славян. Наряду с Перуном почитался Даждьбог — бог солнца, Сварог или Сваро-жич — бог огня, Стрибог — бог ветров; большое значение имел «скотиный бог» Волос и т. д. Помимо общеславянских божеств почти в каждом племени почи­тались свои племенные божества. Почитание явлений природы связывалось у восточных славян с праздниками. Рождение солнца (начало прибавления дня) связано с праздником коляды, наступление весны — с праздником сжигания чучела зимы (позднее — масленица). Праздник троицы считался встречей весны с летом, праздник купалы связывался с летним поворотом солнца. На праздник купалы молодежь у рек разводила костры, кружилась в хороводах, гадала, бросая венки в воду. Олег и его мужи при скреплении договора с Византией клялись на оружии «Перуном богом своим и Волосом скотьим богом». В Киеве при Игоре на высоком месте, перед княжеским теремом, стоял идол Перуна, на рынке, на Подоле — идол Волоса. Для своих богов языческая Русь строила специальные культовые сооружения — требища, капища, храмы, где происходили моления и приносились жертвы. Древние славяне-язычники чтили как особые бо­жества солнце, луну, звезды, огонь, воду, горы и деревья. Арабский писатель X в. Аль-Масуди говорит о славянах, " что «некоторые из них суть христиане, между ними находятся также язычники, точно так же солнцепоклонники». Два века спустя другой арабский писатель, Ибрагим-бен-Весиф-Шах (ок. 1200 г.) отмечал, что некоторые из славян, будучи христианами, кланялись солнцу и другим небесным светилам. Константин Багрянородный (X в.) рассказывает, что «росы (на пути в Царьград в 949 г.) у весьма великого дуба приносили жертву живых птиц». В церковном уставе, приписываемом Владимиру Киевскому, запрещалось молиться «под овином (т. е. огню), или в рощеньи, или у воды», в «Слове Христолюбца» (по списку XIV в.) говорится: «И огневе молятся, зовуще его Сварожичем... молятся огневе под овином». Естественные силы природы представлялись в виде великанов (антропоморфизм) или в виде огромных животных (зооморфизм).

4

Крещение руси.

Византия с законным основанием называла себя преемницей Римской империи, но это был особый мир Восточной Римской империи, вобравший в себя культурные влияния и Востока, и Запада. После падения христианского Рима Византия стала как бы земным воплощением идеи нового всемирного христианского царства, «вторым Римом». Пышность и неслыханная роскошь константинопольского двора были своеобразным отражением гармонии и порядка, созданного Творцом во Вселенной. Земным носителем идеи богоизбранности Византии считался император. Помазание на царство было таинством, якобы уничтожавшим все грехи, совершенные до коронования.

Для Руси Византийская империя была не только богатым и могущественным соседом и соперником, но и идеалом централизованного государственного устройства. Владимир показал себя зрелым и дальновидным политиком, решив принять православие византийского образца. Определяющую роль в этом выборе сыграли, конечно, не соображения эстетического свойства, а обдуманные политические мотивы. Ни Хазарский каганат, ни Волжская Булгария не могли заинтересовать Владимира в качестве союзников, так как в конце X в. эти страны сходили или уже сошли с исторической сцены. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является Папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского правителя обязательное признание превосходства власти Папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Сами же католические страны, слабые и раздробленные в тот момент, не вызывали у Руси политического интереса.

Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация (обожествление) царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом. К тому же союз с Византией, самой могущественной державой того времени, наследницей Римской империи, открывал заманчивые перспективы на международной аре­не. Христианское самосознание укрепляло веру князей, сравнивавших себя с византийскими императорами, в свое высокое предназначение. Византия и восточно-христианская церковь показали Древней Руси идеальный для того времени путь преодоления язычества, причем с максимальным сохранением традиций[1].

С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988г. Владимир осадил Корсунь и, взяв его, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал». Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе.

Летописный рассказ дополняют византийские источники. Они сообщают, что император Василий II обратился к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, претендовавшего на императорский трон. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь, обещал креститься. Такой договор был для Византии беспре­цедентным. Даже сыну германского императора, будущему Отгону II, было отказано, когда он сватался к греческой принцессе в 968г.; причем тогдашний византийский император

Никифор Фока презрительно заявил, что рожденная в пурпуре не может быть женой варвара. И теперь в Константинополе не торопились выполнять соглашение. Чтобы заставить импе­рию соблюдать договор, Владимиру пришлось овладеть Херсонесом, который он затем вернул императорам в качестве «вена» — выкупа за невесту.

Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел унич­тожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Как когда-то Иоанн Кре­ститель крестил древних иудеев, погружая их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре (или, по другим сведениям, в его притоке — реке Почайне).

Греческие священники, прибывшие с Анной из Константинополя и привезенные в качестве пленников из Корсуни, столкнулись с трудной задачей. Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа, и вели проповедь на славянском языке. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Болгары помогли приобщить Русь к духовным ценностям христианства.

Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира)[2]. В течение немалого времени, преодолевая серьезное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства. Так, когда Добрыня и другой воевода Владимира, Путята, явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».

Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но немало еще оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращалась к языче­ским обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в., а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.

Стремясь облегчить славянам, принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Белеса стал святой Власий.

Эти верования прочно вошли в русское христианство. Сохранилась и вера в леших, домовых, русалок. Однако пережитки языческих представлений не делали верующего христианина язычником.

Княжеская дружина

Заняв Киев, Владимир поспешил выдворить с Руси варягов. Они вели себя дерзко, обижали славян и требовали наложить на киевлян контрибу­цию в свою пользу: по две гривны на человека. Вместо варягов Владимир стал собирать в свою дружину новых воинов: выходцев из различных сла­вянских племен, угро-финнов, живших на подвластных Руси землях, об­русевших норманнов и тех варягов, которые служили киевскому князю, а не навязывали ему свою волю. Среди рядовых дружинников (отроков, гридней, детских, как их тогда называли) и среди прославившихся подви­гами храброе — богатырей встречались и дети знатных мужей, и сыновья простолюдинов. Вспомните былины о боярском сыне Добрыне, крестьян­ском сыне Илье Муромце, поповиче Алеше. Старшую дружину Владимира составляли его «мужи» — советники, воеводы, наместники. Они сами

(Но пусть вас не смущает слово «рабыня». Малуша была дочерью знатного жителя г. Любеча — Мал ко, ее родной брат Добрыня был боярином Святослава, сидел посадником в Нов­городе, да и сама Малуша являлась ключницей, т.е. управляла великокняжеским хозяйством. Правда, Святослав не намеревался давать Владимиру какой-то удел при разделе земли между сыновьями, но просьбы новгородцев во главе с Добрыней привели сына рабыни на нов­городский стол — престол.

Киевская гривна составляла около 90-100 г. серебра, а новгородская около 200 г. Слово «богатырь» происходит от татарского «богатур» и на Руси стало употребляться по-Ле монгольского нашествия.)

имели вооруженные отряды свободных воинов и воинов-холопов (рабов). Старших дружинников ещё именовали боярами. С ними князь Владимир держал совет по важнейшим делам.

С дружиной Владимир охотился и пировал. Пиры киевского князя во­шли в историю, потому что, помимо княжеского терема, пировал весь Ки­ев: Владимир приказывал выносить меды и снедь для простого народа.

Дружину старшую и младшую Владимир щедро награждал, делился с ней данью и военной добычей. Бояре могли получать в свою пользу право сбора дани с определенной территории. Таким образом, благосостояние дружины зависело от могущества князя, и дружина всячески поддержива­ла авторитет центральной власти.

В большие походы князь выводил не только дружину, но и воевополчен­цев, которые были «людьми», так на Руси X—XII вв. называли свободных крестьян общинников, членов верви, или свободных ремесленников и не­богатых торговцев из горожан.

 

5

Ярослав мудрый

 Ярослав Мудрый – храбрый воин и умный политик После того, как был изгнан и погиб на чужбине Святополк Окаянный, один из уцелевших его братьев – Ярослав – становится главой Киевской Руси. Казалось бы, под началом великого князя Русь должна вздохнуть спокойно и зажить мирной жизнью. Но не все было так просто. Содержание 1 Окончание периода междоусобиц 2 Внешняя политика Ярослава 3 Внутриполитическая обстановка 4 Итоги правления Ярослава Окончание периода междоусобиц Когда Ярослав начал княжить в Киеве, некоторые из представителей семейства продолжали считать, что его право на великокняжеский престол можно еще оспорить. Так, Брячислав, приходившийся Ярославу племянником, княживший в Полоцке, организовал поход на Новгород. Ярослав прекратил захватнические действия Брячислава, заключил с ним мирный договор и отправил его обратно в Полоцк на княжение. Еще один из братьев Владимировичей – Мстислав – высказывал пожелания о занятии места Ярослава. Одержав победу над племенем касогов, он почувствовал в себе силы для похода на Киев. Ярослав в это время находился в Суздале, где ему пришлось подавить голодный бунт. Он распорядился, чтобы в Суздаль привезли хлеб от казанских болгар, накормил и успокоил народ. Мстислав взял Чернигов, после чего одержал еще одну победу над сторонниками Ярослава, и уже готов был стать великим князем. Неожиданно к нему пришло понимание, что не годится идти войной на законного правителя, а, может быть, он не ощущал в себе достаточно сил и умения для управления большим государством – так или иначе, он предложил Ярославу мир и сказал, что отказывается от своей победы. Ярослав поначалу не поверил брату. Киевом он продолжал править, но через наместников. И только встретившись у Городца, братья смогли наконец договориться: они решили, что лучшим вариантом будет совместное правление. Мстиславу досталась восточная, Ярославу – западная часть Руси. В стране целых 10 лет не было междоусобиц и братоубийственных войн. Внешняя политика Ярослава В 1036 г. Мстислав умер, и единоличным правителем Киевской Руси остался Ярослав. Первым делом ему пришлось решать проблему с печенегами, которые вновь стали совершать частые набеги на Русь. Под Киевом произошло грандиозное сражение, длившееся целый день. Русичи одержали победу, в результате которой государство навсегда избавилось от нападений жестоких кочевников. Сложными оставались отношения с греками. Поводом к обострению конфликта стала ссора, случившаяся в 1043 г. между греками и русскими купцами в Константинополе. Русич был убит. Юный сын Ярослава Владимир двинул войско в поход на Византию, не приняв извинений самого императора. К сожалению, удача здесь оказалась не на стороне русской дружины. Битва произошла в море, причем греки выманили русичей в открытое море, подальше от берега, и уничтожили много кораблей при помощи греческого огня. Однако русские дрались отчаянно и смогли одержать победу. На суше тоже произошла битва, но ее исход для русских оказался печальным: греки выиграли, захватили много пленных и всех их ослепили по приказу императора. Дальновидный политик, Ярослав сумел впоследствии так удачно провести переговоры с Византией, что все русские пленные были отпущены домой, и больше военных конфликтов у Руси с греческой стороной не случалось. Ярослав укрепил отношения с Польшей – путем брака своей сестры с польским королем, внуком Болеслава Храброго, некогда вместе со Святополком принесшего русичам немало бед. Теперь же отношения с Польшей наладились – можно было не опасаться новых вторжений. Ярослав заключил несколько династических союзов, значительно улучшивших взаимоотношения Киевской Руси с государствами Европы. Так, сын великого князя Всеволод женился на Анастасии – дочери греческого императора, хотя и внебрачной. Дочь Ярослава Елисавета вышла замуж за норвежского короля, дочь Анна – за короля Франции, а дочь Анастасия – за короля Венгрии. Сам же Ярослав сочетался браком с дочерью шведского короля Анной. В ту пору династические браки свидетельствовали о возросшем авторитете Руси, об укреплении ее международного положения. Внутриполитическая обстановка Одним из главных деяний Ярослава, обеспечивших ему всенародную славу и звание «Мудрого» в веках, было издание свода законов – «Русской правды». Этот документ содержал нормы права, обязательные для соблюдения, благодаря чему великая государственная машина понемногу

начала набирать обороты. Великий князь заботился о просвещении народа, строил храмы, при которых действовали училища. Первое училище было открыто в 1051 г. Знаменитый великолепный собор Святой Софии в Киеве сооружен по распоряжению Ярослава. Великий князь собирал книги, о сохранности которых очень заботился. Князь много читал, для него переводили книги с греческого на славянский. Государство в период его правления жило спокойной, мирной жизнью, развивалась торговля, росли и укреплялись города. Итоги правления Ярослава Русский народ очень метко раздает прозвания своим правителям. Ярослава с благодарностью нарекли Мудрым, потому что именно он сумел возвысить Русь в глазах государств Европы. Он смог прекратить набеги кочевников, доставлявших много бед русичам, навсегда прекратил войны с греками. Великий князь стал настоящим отцом для своего народа, строил церкви, создал первое училище, систематизировал и закрепил письменно правовые нормы. Один лишь «минус» можно отметить в государственной деятельности этого умнейшего князя: он не оставил законодательного акта, который бы закрепил самодержавное правление одного государя на Руси, тем самым прекратив распри. Ярослав Мудрый перед смертью наделил сыновей уделами. Напрасно он понадеялся на то, что дети унаследовали государственный ум своего отца. После смерти Ярослава междоусобицы вспыхнули с новой силой.

Русь и Кочевники 10-12 век.

С древнейших времен кочевники играли определяющую роль в историческом развитии южнорусских степей. Приходящие с востока орды сменяли друг друга, но неизменной оставалась угроза, исходящая из Степи. В момент образования Древнерусского государства Степью владели хазары. Вскоре их стали вытеснять из региона новые кочевники – печенеги.

Печенеги происходили из Приаралья, по некоторым сведениям, их самоназвание – катар. Этнически это тюрки, их язык близок к огузской подгруппе тюркской языковой группы. Именно миграция печенегов на запад вытеснила венгров (финно-угорские племена, родственные хантам и манси) в Причерноморские степи и подвигла их на совершение знаменитого перехода в Паннонию. Переход печенегами Волги и вторжение в Причерноморские степи ученые датируют 889 г. По Константин Багрянородному, печенеги делились на восемь колеи, каждое из которых состояло из пяти родов. Территория кочевий каждого из колен, по С. А. Плетневой, составляла в поперечнике около 200–300 км.

В 915 г. печенеги впервые вступили в контакт с русами, с 920 г. их отношения стали враждебными. Из крупных событий русско-печенежских войн стоит назвать осаду печенегами Киева в 968 г., снятую специальным походом князя Святослава, убийство Святослава на днепровских порогах печенежским князем Курсй в 972 г., победу русов над печенегами в 993 г. на р. Трубеж и победу печенегов над русами в 996 г. под Василевым.

Печенежские кочевья постепенно смещались на запад, в Нижнее Поднепровье, и далее за Днепр, к Днестру и Дунаю. В начале XI в. между печенегами наступает раскол. Часть из них приняла ислам, а часть ушла за Дунай в Добруджу и вступила в подданство Византии. Византийцы хотели сделать из них охрану границы – федератов, по традициям Римской империи, селившей варваров по лимесу и использовавшей их в качестве живого щита. Как раз в 1014 г. византийцы в Беласицкой битве разгромили дунайских болгар, что привело к гибели I Болгарского царства в 1018 г. Власть Византийской империи вновь вернулась в Подунавье, но ей нужна была опора в регионе. По выражению В. Г. Васильевского, гибель Болгарии способствовала образованию на Балканах политического вакуума, в который и устремились вначале печенеги, а вслед за ними половцы. Для Руси это означало уход степных врагов дальше на юго-запад, переключение их на противоборство с Византийской империей. Против

них византийцы воевали несколько десятилетий (в войнах на стороне Византии приняли участие и русские войска).

В 1036 г. печенеги были разбиты под Киевом варяжской дружиной Ярослава Мудрого. Собственно, это было их последнее крупное военное столкновение с Русью. История противостояния Руси и печенегов закончилась. Окончательно печенеги были разбиты византийцами с помощью половцев в 1091 г. во Фракии. Остатки их племен влились в различные другие объединения кочевников.

В южнорусской степи печенегов сменили половцы. Относительно происхождения половцев единого мнения нет. Можно с уверенностью утверждать только то, что они этнически относятся к тюркам. В XI в. половцы двинулись на запад из бассейна р. Иртыша, прошли через Поволжье, Приазовье и появились в южнорусских степях.

В 1055 г. половцы хана Блуша появились у границ Руси, а с 1061 г. начинаются русско-половецкие военные столкновения.

Половцы нападают на русские земли, а также привлекаются русскими князьями в качестве союзников в междоусобных войнах (например, в 1078, 1094, 1097 гг.). Такие " приглашения" захватчиков были оценены горькими словами летописца, сетовавшего на то, что князья сами " приводили поганых на землю Русскую", а наиболее активный в этом отношении князь Олег Святославич даже получил прозвище " Гориславич".

Почувствовав вкус к нападениям на Русь в составе коалиций с русскими князьями, половцы начинают организовывать нападения самостоятельно. Однако натиск на Русь ханов Боняка и Тугоркана в 1096 г. и Боняка и Шарукана в 1107 г. не привел к значительным результатам. Походы русских князей в 1103, 1109, 1111, 1116 гг. нанесли степнякам тяжелое поражение и отбросили их от границ Руси.

В 1183 г. состоялся большой поход на Степь во главе с киевским князем Святославом Всеволодовичем и князем Рюриком Ростиславичем. Половцы были разбиты, а их предводитель хан Кобяк попал в плен. В 1185 г., желая повторить успех, новгород-северский князь Игорь Святославич зашел в глубь Половецкой степи, но потерпел поражение от хана Кончака и сам оказался в плену (эти события воспеты в знаменитом " Слове о полку Игореве" ).

В начале XIII в. основные нападения половцев (1202, 1208, 1219, 1226, 1235) приходятся на Галицко-Волынское княжество, причем кочевники все время действуют в коалиции с русскими князьями и по их " наведению". В 1234 г. степняки в последний раз напали на Киев (и вновь в составе войска князя Изяслава). В 1222 г. половцы впервые столкнулись на Северном Кавказе с новым страшным врагом – монголо-татарами. В 1223 г. они вместе с русскими князьями были разбиты татарами на р. Калке.

В 1230-е гг. кончается половецкий период истории южнорусских степей. В ходе войн с монголо-татарамиполовцы были большей частью истреблены, отдельные отряды ушли на Северный Кавказ и здесь смешались с местными племенами.

Еще один кочевой народ, который следует упомянуть в связи с историей Руси, – тюрки-гузы. Они обитали в Приаралье и были вытеснены со своих кочевий половцами. Уже в 1049 г. гузы, теснимые половцами, вторглись на территории бывших кочевок печенегов. В 1055 г. гузы были разбиты на р. Суле князем Всеволодом Ярославичем. Часть гузов осела в бассейне р. Роси и поступила на службу к киевским князьям. Центром их владений был г. Торческ (Торцк). Русским летописям они известны как торки. Гузы верно служили Руси вплоть до первой трети XIII в., когда это племя было уничтожено в ходе татаро-монгольского нашествия.

6


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь