Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальный статус и социальная роль
Социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль» Социальный статус — это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов. Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный, или интегральный, статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с ним индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Это может быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. Главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности. В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы. В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов; предписанный (приписываемый, приписанный, аскриптивный) - обусловленный полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д., и достигнутый (приобретенный), который определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения. При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты: • статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он должен делать; • статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности; • статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса — свой стиль одежды и своя атрибутика); • статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом; • статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств. Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено — ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции. Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор». В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т.д.). При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента: • описание типа поведения, соответствующего данной роли; • предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; • оценка выполнения данной роли; • меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли. Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией. От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации. По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы: - биопсихологическое возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли; - личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли; - характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения; - структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой. В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов: • внутриролевые конфликты — это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним); • межролевые конфликты — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей); • личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности). Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» — перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций. Следует отметить, что представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно-ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объединения людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, а главное — конкретного содержания социальных статусов и ролей, возникает множество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова. Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной системы в целом.
Теории личности Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Одна из них – образ человека как совокупность социальных ролей. Ролевая концепция личности возникла в американской психологии в 30-х годах ХХ в (Дж.Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т.Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины. Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т.д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу. Концепция личности З.Фрейда рассматривает человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза. Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж.Хоманс). Поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно, дезорганизирующе. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получить поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция «хороших», т.е. желаемых действий. Теория самоактуализации К.Роджерса гласит, что всякий человек наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает способностью решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Эта способность, однако, может развиваться только в контексте социальных отношений. Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного «Я», будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми. Роджерс называет эту систему представлений «реальным Я». Человек, кроме того, склонен видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей («идеальное Я»). К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека чаще всего сталкивается с противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися, как правило, в виде условного отношения к его поступкам. Теория интенциональности Ш.Бюлер утверждает, что в основе человеческой природы лежит «намерение» (интенция). Эта интенциональность проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. По мнению Бюлер, зачастую один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились. Бюлер рассматривает в связи с формированием и достижением целей 5 главных фаз жизненного цикла. Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей. Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. Человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей. Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей. Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Фаза V начинается в преклонном возрасте в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествия или просто приятно проводят время, спокойно проживая последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое. Одни, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы