Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мне плевать, будете вы слушать или нет, я вас презираю, но для протокола, чтобы мои слова попали в печать, должен сказать.



Я уверен, что вы все правильно поймете и станете моими единомышленниками.

Я просто счастлив, что представилась возможность говорить.

Я знаю, что вы необразованные люди, но вспомните об элементарных правилах приличия и послушайте меня.

Это крик моей души — послушайте, а иначе я покончу с собой, неужели вам меня не жалко?

Вы представляете, кто стоит перед вами? Я очень важный человек, и вы должны прислушаться к моему мнению.

Пусть обо мне идет дурная слава, пусть я не выполняю своих обещаний, но я, зная, что никто из вас мне давно не верит, все-таки еще раз, может быть, последний раз, прошу о внимании к собственной персоне...

Да-да, у короткой фразы может быть весьма пространный подтекст. Все зависит от трактовки фразы, от того, что вы в нее вкладываете.

Каждый из нас уникален. Все мы разные, даже отпечатки пальцев у нас разные. Но почему-то многие из нас хотят быть такими же, как все, — одинаковыми. Нет, постарайтесь сохранить и развить свою, подчеркиваю, свою индивидуальность. Учитесь вкладывать в каждое произносимое вами слово свой смысл (подтекст), давайте свою трактовку и говорите спокойно, ровно, убедительно, эмоционально, а главное, не торопясь.

Как этому научиться? Тщательно выполните настоящее задание и с особым вниманием отнеситесь к следующему этюду.

 

Этюд 72

 

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь...

Произносите слова с разным смыслом. Вкладывайте в каждое слово, хотя это всего лишь цифры, свой подтекст...

Запишите выполнение этюда на пленку. Сделайте до двадцати разных вариантов. А потом попросите своих знакомых прослушать запись и определить, что вы хотели сказать, почему у вас именно такая интонация.

Можно же произнести «раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь...» так, будто бы большего удовольствия нельзя себе и представить: истома, нега, наслаждение, катарсис — все здесь.

Или произнести так, будто вы сказку рассказываете.

Вариантов много.

О выполнении задания, о трудностях, с которыми столкнетесь, о выводах, к которым придете, о своем восприятии не поленитесь записать в дневник. Договорились?

А главное — постарайтесь запомнить: жить нужно не торопясь. Жизнь и так коротка, так стоит ли ее торопить? Умейте брать от жизни максимум. «Жизнь коротка — потерпи немножко». Не правда ли, хорошая фраза юмориста Константина Мелихана?

 

Этюд 73

 

Как нужно начинать день?

Возможно, многие со мной не согласятся (эта фраза — тоже ораторский прием, он действует хорошо, но злоупотреблять им нельзя; чувство меры должно подсказать вам, сколько раз можно к нему прибегнуть), но я советую: утром, после того как вы примете холодный душ — великолепная физиотерапевтическая процедура, поднимает настроение лучше многих лекарств (увы, противопоказана язвенникам), — закончите занятия артикуляцией (каждый день — каждый! — занимайтесь артикуляцией! ), встаньте перед зеркалом, посмотрите на себя, подмигните себе, улыбнитесь и полюбуйтесь собой. А потом произнесите вслух (если неловко вслух, можно про себя) несколько фраз...

Впрочем, я дам их в следующем этюде.

Не правда ли, вам интересно узнать, что за фразы? Если бы наши уроки проходили очно, то я закончил бы свое выступление следующим образом.

Вы уже приготовились записывать волшебные фразы, способные поднимать по утрам настроение! Прекрасно. Но я, пожалуй, расскажу о них в следующий раз, а вы подумайте, какими должны быть волшебные фразы. Что способно поднять вам настроение? Каким образом вы можете уговорить себя не падать духом, сохранять оптимистический настрой, улыбаться, действовать, а не сетовать, что многое у вас не получается?

А потом я как можно проникновеннее повторил бы текст, который вы все уже много раз слышали.

Уверен, что многие из занимающихся не успели выполнить прошлые задания. Убедительно прошу их выполнить. Если только читать уроки, увы, результата не будет. Вы не будете лучше говорить. А если все этюды выполнять, вы сразу ощутите результат: вас станут внимательнее слушать, вы научитесь убеждать собеседников в своей правоте, люди захотят с вами чаще встречаться, ибо вы интересно рассказываете, умеете слушать, умело подхватываете и развиваете начатую тему.

Я желаю вам самого доброго. И главное — не теряйте веры в собственное " я". Обязательно занимайтесь, да, именно занимайтесь, а не просто знакомьтесь с заданиями.

 

Этюд 74

 

Молодой защитник выступал в суде по делу одного фермера, предъявившего иск железнодорожной компании за то, что принадлежащий ей поезд раздавил двадцать четыре его свиньи. Стараясь произвести впечатление на присяжных размером нанесенного ущерба, адвокат заявил: — Двадцать четыре свиньи, джентльмены! Двадцать четыре! В два раза больше, чем вас! (Из рассказов старого адвоката)

Я обещал дать несколько фраз, которые полезно произносить по утрам, для того чтобы настроить себя на спокойное восприятие любых событий, чтобы не терялась, а усиливалась вера в собственные силы. Если веришь в собственное " я", то многое получается, а если веры нет, все валится из рук.

Итак, утро. Вы уже встали. Привели себя в порядок. Теперь, пожалуйста, посмотрите на свое отражение в зеркале и спокойно произнесите (можно вслух, а можно и про себя):

— Я поставил перед собой цель. Я сделаю все возможное, чтобы добиться ее. (Заметьте: сделаю все возможное! )

— Да, я хочу научиться говорить публично, не стесняясь никого, не боясь, что меня неправильно поймут. Говорят же хорошо другие, и я не хуже.

(Нередко сравнение с другими помогает. Каждый из нас не хуже других — это нужно усвоить. Правда, и не лучше — это тоже стоит запомнить. Просто каждый из нас индивидуален, и нужно научиться развивать собственную индивидуальность. Опять напоминаю, что мы используем возможности своего мозга всего на 3-4 процента.)

— Я же умею читать и писать, я же более или менее знаю язык, на котором говорю. Кто мне может помешать узнать этот язык лучше?!

— Я обязательно научусь говорить публично, постараюсь научиться.

— Я хочу покорить тех, кто меня будет слушать, здесь многое зависит только от меня — от моей усидчивости, внимательности, моего желания.

— Я постараюсь быть мягким, воспитанным.

— Я постараюсь продемонстрировать моим слушателям, что люблю и уважаю их, признателен им за то, что они меня слушают.

— Я хочу стать лучше, и я стану лучше, это же зависит только от меня.

— Я научусь смотреть в глаза собеседнику.

— Я постараюсь изначально видеть в каждом, кто меня слушает, единомышленника, а не врага.

— Я смогу, я сумею, я сделаю, я постараюсь добиться цели!

Проговаривая текст, следите, как меняется выражение вашего лица при произнесении тех или иных фраз.

Упражнение нужно выполнять минимум десять дней, если вы хотите добиться результата.

«А зачем все это делать? — слышу я голос скептика. — Чем подобные упражнения помогут в овладении хорошей речью? »

Попытаюсь объяснить.

Таким образом вы настраиваете себя. Ведь каждому из нас необходим настрой на работу. Люди, умеющие настраиваться, способны вызывать у себя вдохновение, не дожидаясь, когда оно посетит их.

Я помню, как более месяца каждодневно наблюдал за Аркадием Райкиным. Когда до спектакля оставалось три часа, менялись его походка, ритм речи. А за час до спектакля он вообще как бы раздваивался. Да, отвечал на вопросы, поддерживал разговор, но чувствовалось: артист где-то далеко.

До выхода на сцену остается десять минут. Костюмерша помогает одеться, гримерша поправляет грим.

За несколько секунд до начала выступления Аркадий Райкин бросал взгляд на свое отражение в зеркале... И тут же преображался: уходила усталость, отступал возраст, появлялась искорка в глазах, артист притягивал к себе как магнит.

Но настраивался на спектакль он целый день.

А одна известная певица вообще не выходила на сцену, пока не поругается с кем-нибудь. Ей для разогрева необходим был скандал: спором, криком, ссорой она распаляла себя — и на эстраде царила.

А у другой не менее знаменитой певицы все происходило наоборот: никто до начала концерта не имел права к ней подступиться. Чтобы сосредоточиться, ей требовались тишина, спокойствие. Она говорила со всеми шепотом, ходила, опустив глаза. Кто не знал этой ее манеры, даже мог подумать, что у певицы случилось несчастье, настолько грустной, одинокой, забытой, обиженной она выглядела. А на сцене преображалась — становилась сильной женщиной. Эта замечательная певица до сих пор собирает полные залы в Москве, Новосибирске, Риге, Варшаве, Праге и во многих других городах.

У каждого человека свои методы обретения особого самочувствия, комфортного состояния перед выступлением. Неважно, приходится ли вам говорить перед одним-двумя слушателями или выступать в огромном переполненном зале.

Постарайтесь проанализировать свой характер. Что требуется вам для того, чтобы обрести хорошую форму?

Я знаю: одни перед выходом на сцену вспоминают о веселом, другие — о грустном, третьим требуется прослушать любимую мелодию. А некоторым для хорошего выступления необходима двадцатиминутная прогулка в спокойном ритме. Их мысль возникает и формируется в движении.

Знаю блестящего полемиста, который, если не выпьет чашки крепкого кофе за пять минут до выступления, не сможет говорить публично и двух минут.

Каждый может научиться настраивать себя исходя из особенностей своего характера и привычек.

Это техника, и овладеть ею, право, не так сложно, как кажется на первый взгляд. Но зачастую мы забываем о необходимости готовиться к выступлению, считаем, что если у нас есть что сказать, то все в порядке. Нет! Даже если предстоит обычный разговор по телефону, лучше всего на него заранее настраиваться, и тогда он пройдет успешнее.

Начиная разговор, старайтесь сохранять доброжелательный тон и внимание к собеседнику. Слушатели не должны страдать от нашего плохого настроения. Выход один — уметь управлять своими эмоциями.

 

Этюд 75

 

Задание невероятно простое. Тем более что частично вы его уже выполняли.

В любом выступлении важен самоконтроль. Увлеченность собственной речью — это отлично. Но когда выступающий по радио, телевидению или просто беседующий человек упивается собственным голосом, слышит только себя, то, что бы он ни говорил (вполне возможно, умно и интересно), возникает поразительный эффект: к нему все начинают относиться с иронией. Поэтому и важно научиться самоконтролю, слышать себя как бы со стороны. На радио многие комментаторы, говоря перед микрофоном, пользуются наушниками, что помогает им слышать себя. А как быть, когда выступаешь перед публикой?

Когда бы и с кем бы вы ни говорили, прежде чем отвечать на вопрос, сосчитайте до пяти. Идеально продлевать паузу до десяти, но на подобную выдержку мало кто способен.

Сначала этюд не будет получаться, затем вызовет удивление у окружающих, а через неделю принесет огромную пользу.

Знайте: если сможете так поступать, вам почти гарантирована защита от непродуманных высказываний, случайных слов и неверной реакции. Прежде чем что-либо сказать, обязательно подумайте: а стоит ли говорить? Вроде это и так все знают, но почему-то забывают. И потом приходится оправдываться, выкручиваться и утверждать, что вас неправильно поняли, что, произнося одно, вы имели в виду совсем другое.

Пауза в пять секунд поможет вам придумать, как лучше отреагировать на обидное слово, как смягчить возникшую острую ситуацию. Иногда лучше вообще дипломатично уйти от ответа, откровенно признаться, что вы не готовы ответить на поставленный вопрос, что вы этот вопрос сейчас запишете и потом обязательно ответите. Это лучше, чем пробурчать что-то невразумительное. Вы никому ничего не должны. Вы не обязаны отвечать молниеносно. Вы не справочное бюро аэровокзала или телефонной сети.

Тщательно проанализируйте выполнение предлагаемого этюда, даже если он покажется вам глупым. Какие трудности возникли, как изменилась форма вашего общения с другими людьми, к какому результату вы пришли?

Как всегда, я желаю вам успехов. Напоминаю о ведении дневника наблюдений, более внимательном просмотре телепередач, анализе радиопередач и прошу выполнить этот этюд, несмотря на его кажущуюся легкость и простоту.

 

Этюд 76

 

Мне не нравится этот мир

 

Совесть — главная тема века. (Григорий Козинцев)

Интересно: а кому не нравится этот мир?

Так спросите себя: вам нравится жизнь, которую вы ведете, вам нравится мир, в котором вы живете?

Более чем в половине писем, полученных мною, после публикации школы «Учимся говорить публично» в журнале «Студенческий меридиан», корреспонденты с грустью сообщали, что им не нравится жизнь, что она их раздражает, что им не нравится мир, в котором они живут, что от бессилия и невозможности что-то исправить руки опускаются.

«Не могу так жить! Не хочу так жить! » — кричат люди в своих письмах.

Все верно. Да не совсем.

Мне не нравится мир, в котором я живу, но могу ли я его изменить? Не могу! Но могу ли я измениться сам, чтобы постараться понять эту жизнь? Могу! А не означает ли это, что нужно стать жестоким, резким, непримиримым? Как со мной другие, так и я с другими?

«С волками жить — по-волчьи выть.Ни в коем случае. Изо всех сил сохранить человеческий голос». (Григорий Козинцев)

Как бы я хотел, чтобы вы все запомнили эти слова известного режиссера, снявшего фильмы «Дон Кихот», «Гамлет», «Король Лир» и другие, человека с обнаженной, как про него многие говорили, совестью, энциклопедически образованного.

 

Сам этюд

 

Ну вот (ку-ка-ре-ку), пора переходить к практическим занятиям. В институтах — лабораторные, спецкурсы, семинары, лекции, а потом практика. Предлагаемый этюд — практика. Вы можете проверить свои знания и полученные навыки. Вам предлагается на практике использовать все, чему я пытался вас научить.

Найдите в своем окружении человека, которого требуется защитить, станьте временно его адвокатом. Это может быть ваш коллега по работе — ему грозит увольнение; или ваш сосед по дому — к нему несправедливо отнеслись... А может быть, таким человеком станет ваш новый знакомый, поведавший вам о своих бедах. Словом, нужно кого-то защищать.

Может быть, вам придется дойти до первого лица организации, фирмы, где трудится ваш подопечный. Не исключаю, что придется созывать то или иное собрание, чтобы добиться результата. А может быть, вам необходимо будет обратиться в правоохранительные органы, в суд, прокуратуру. Конечно, защищать надо только того, кто, на ваш взгляд, достоин защиты. Попробуйте составить план защиты:

— с кем и когда вам нужно переговорить;

— подготовьтесь к выступлению — соберите максимально обширную информацию о человеке, с которым вам предстоит встречаться: возраст, привычки, увлечения, черты характера, узнайте о прошлом вашего будущего собеседника;

— не просите, а защищайте (нападение — лучшее средство защиты; в этом афоризме доля истины есть);

—научитесь отстаивать права.

Если вы возьметесь помогать (защищать) человеку, которому отказывают в бесплатном лечении, или пенсионера, о котором все давно забыли, вам придется встречаться с чиновниками из администрации вашего района, области.

Подробно записывайте ход вашей защиты.

Когда и с кем вы говорили?

Как проходила ваша беседа?

В чем были ваши ошибки?

Как вам удалось доказать права вашего подзащитного?

Чему вы научились, к каким выводам пришли?

Как вы говорили по телефону, договариваясь о встрече?

Насколько по-деловому вам удалось в короткое время изложить суть проблемы, точно сформулировать вопросы, расположить к себе новых собеседников?

В подобных ситуациях иногда дает эффект игра, которую я называю «правдивая наивность».

Не все понятно? Объясню.

Допустим (ситуация реальная), в Тольятти живет некий талантливый молодой человек. Отлично рисует, музыкально одарен, учится в местном институте на отделении, где готовят будущих модельеров. Но мечтает перейти в текстильную академию, бывший текстильный институт. А ему в переводе отказывают.

Молодой человек решил перейти из одного института в другой, и по Конституции он имеет полное право учиться там, где ему нравится, но ректор разрешает перевод только при условии оплаты двух тысяч долларов; конечно, платная форма обучения допустима, но никто не отменял и бесплатного обучения в государственном институте. Так почему бы не воспользоваться этим правом?

Когда вам придется говорить с ректором, деканом, то, естественно, встанет вопрос: а вы-то тут при чем? Кто вы, собственно, такой?

Спокойно рассказывайте: мол, так-то и так-то, выполняю этюд по школе «Учимся говорить публично» — и решил попробовать защитить человека, помочь ему.

Сначала на вас посмотрят с недоумением, может быть, даже сочтут странным человеком, но если вы мягко улыбнетесь, покажете свою искренность и сможете убедить собеседника, что никакой материальной выгоды от этого дела не ждете (или здесь уместнее слово не имеете? ), то не исключаю, к вам отнесутся с пониманием, хотя и удивятся, и постараются помочь. Не так часто один человек просто так вступается за другого. А если вы в разговоре как бы вскользь упомянете: мол, и самому ректору, когда он учился, такой-то профессор помог на первых порах, а когда отмечали пятидесятилетие ректора, его бывшие ученики вспоминали его добрые дела и помощь, — то ректор проникнется к вам симпатией. (Вы же готовились к беседе, вы же о ректоре все узнали! )

Допускаю, что ректор снова скажет: «Мы разрешаем перевод студентов в нашу академию из другого института только за плату. Пусть ваш подопечный заново поступает учиться».

Ваша задача — объяснить абсурдность ситуации.

Зачем талантливому человеку терять еще два года?

Вы должны, опираясь на собранные вами отзывы о подопечном, доказать, что он личность талантливая, будущий Пьер Карден или Вячеслав Зайцев, а таланту нужно помогать, ибо бездарности пробьются сами.(Сбор отзывов — опять же общение; к кому вы обратитесь: к Вячеславу Зайцеву, к ведущим художникам-модельерам? Как будете их уговаривать посмотреть будущую звезду и его работы? )

Если ректор проявит к вам внимание, попробуйте задать вопрос-предложение в такой форме: «Я уверен: вы человек, заинтересованный в том, чтобы как можно больше талантливых студентов училось в академии, конечно, если бы это зависело только от вас, вы бы разрешили, уверен в этом. Подскажите, к кому еще лучше всего обратиться, чтобы получить подобное разрешение? К министру, председателю комиссии по образованию в Думе? »

Не исключаю, что вам подскажут, кто может дать такое разрешение. И вам придется идти к этому человеку. А он отреагирует просто: пожалуйста, пусть институт берет, мы не возражаем.

Круг замкнется.

Вы попросите написать бумагу, а вам в ответ: «А почему мы должны указывать академии, как ей поступать? Пусть ректор академии напишет нам письмо, и мы ответим согласием».

«Это с какой стати я буду писать письмо министру? Пусть они сами пишут, а мы не откажем».

История длинная. Придется походить по кабинетам, познакомиться с секретарями, помощниками, начальниками управлений. Вас будут переадресовывать от чиновника к чиновнику, но добиться подобного перевода вполне реально.

Ваша наивность («правдивая наивность») должна обезоруживать чиновников. Нестандартность всегда привлекает. Уверен: никто к ним с подобными просьбами — выполняю задание по школе «Учимся говорить публично» — никогда не обращался.

Если вы проявите терпение, выдержку, будете помнить о воспитанности, то успех гарантирован.

 

 

Этюд 77

 

Как научиться говорить выразительно?

Как избежать монотонности в речи?

Возьмите любую пьесу — «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Жаворонок» Ануя, можете использовать произведения Мольера, Шекспира — и обязательно прочтите ее вслух.

В пьесе люди говорят.

Только говорят, а вам все о них известно.

Выступление перед публикой — это всегда драматургия, и нужно уяснить для себя жанр: что это — комедия, фарс, скетч, реприза, клоунада, трагедия, мелодрама, моноспектакль и т.д.?

Пусть вас не смущают некоторые жанры: фарс, реприза, клоунада, скетч. Прислушайтесь к выступлениям иных политических лидеров. Тут и фарс, и комедия, и реприза.

Правда, большинство из них, увы, сами не знают, в каком жанре выступают, а потому у них полное смешение жанров и как результат — вечные проколы.

А знали бы о законах жанра — внимательнее бы относились к произносимым словам, к мизансценам на политической арене.

Прочтите, записывая на магнитофон, любой фрагмент минут на 30 из выбранной вами пьесы.

Прослушайте запись, сделайте сами себе замечания, побудьте радиорежиссером.

С учетом сделанных замечаний еще раз прочтите текст и снова прослушайте его. Проведите анализ двух записей и не поленитесь записать третий раз. Этим вы разовьете свой голос, научитесь говорить с разной интонацией, может быть, поймете, как держать паузу. Обязательно найдите в радиопрограмме трансляцию какой-нибудь пьесы и постарайтесь прослушать ее. После этого в четвертый раз запишите выбранный вами отрывок на магнитофон.

Около шести часов придется потратить на выполнение этюда. Но как много вы приобретете!

Вы научитесь выразительно говорить чужой текст, а потом вам станет легче произносить выразительно свой собственный.

Вам придется говорить текст за нескольких действующих лиц. Вы невольно начнете менять ритм речи, тембр и силу голоса.

Вы на себе ощутите, что каждое выступление должно строиться по законам драматургии, иметь свою завязку, кульминацию, развязку.

Вы еще раз вспомните о подтексте и овладеете способностью говорить с подтекстом, а следовательно, даже в коротких выступлениях у вас появится больше смысла. Речь с подтекстом — речь многоплановая, запоминающаяся.

 

Этюд 78

 

— Скажите, вы сейчас выходите? — Да. — А впереди вас выходят? — Да, выходят. — А вы их спрашивали? — Да — И что они вам ответили? (Из разговоров, услышанных в общественном транспорте)

Контрольное задание.

Составьте речь на две-три минуты о нашей школе «Учимся говорить публично». Какой будет ваша первая фраза? Как вы начнете рассказывать о нашем курсе своим знакомым, друзьям, родственникам, коллегам, сможете ли завести разговор о нем при случайных встречах, найдете ли зацепку, чтобы вдруг перевести разговор на книгу, которую держите в руках?

Вы у кого-то в гостях. Идет общий разговор — шутки, тосты, рассказы о жизни. Как лучше начать разговор о книге «Учимся говорить публично»? Может быть, вспомнить одну из фраз, опубликованных на этих страницах? Произнести ее вслух, дождаться реакции, а потом сказать: «Прочел эту фразу в книге „Учимся говорить публично“. У автора книги есть свой сайт в Интернете — „Спокойное место в российском Интернете“. Знаете ли, весьма любопытный сайт. Я его случайно для себя открыл, а теперь захожу туда регулярно.»

Кто-то непременно спросит: а кто делает сайт, какое у него направление, как часто он обновляется?

Здесь важно не переборщить. Постарайтесь говорить кратко, четко, уверенно и вроде бы отстраненно. Вы как бы и не настаиваете на том, чтобы другие заходили на этот сайт, но так интересно рассказываете, что вашим слушателям должно захотеться с ним познакомиться, а еще лучше — принять участие в его выпусках.

Можно вскользь упомянуть, что там много новостей культуры, что рубрика «Персона» позволяет узнавать о многих интересных людях, книга «Почти серьезно...» поможет лучше понять Юрия Владимировича Никулина, книга «Мне интересны все люди» — ближе узнать одного из организаторов сервера, фотографии Дмитрия Анатольевича Волкова и его рассказ познакомят всех с этим уникальным человеком. Стоит заметить, что на сервере есть юмор, фотогалерея, книга «О мальчике, который учится летать», школа «СОЛО на клавиатуре».

Выбор тем зависит от состава ваших будущих слушателей. Если соберется молодежь, лучше всего упор сделать на то, что на сайте бывают интервью со звездами, любопытно раскручивается сексуальная тема.

Готовясь к речи, проведите анализ сайта, материалов, помещенных на нем. Кстати, это подготовка к устной речи. Запишите фамилии авторов, героев, о которых говорится в публикациях.

Но соблюдайте ряд требований.

Ваша речь должна занять не более трех минут (полторы странички машинописного текста).

Постарайтесь, чтобы первая фраза была емкой, интригующей, запоминающейся.

Не забудьте о плавных (органичных) переходах, чтобы не было ощущения обрыва речи: говорили, рассказывали, убеждали, а потом раз — и остановились.

Никаких лобовых советов — все как бы между прочим. Идеально, если сможете кому-то и сайт наш www.1001.vdv.ru показать. Вдруг вы окажетесь рядом с компьютером, да еще и c выходом в Интернет.

Самое важное — чтобы вам захотели задавать вопросы с целью что-то уточнить, получить дополнительную информацию, а еще лучше, чтобы захотели продолжить обсуждение темы. Нужно научиться говорить так, чтобы вызывать (если угодно, провоцировать) вопросы. А потом на них отвечать. Необходимо вовлекать слушателя в беседу, пробуждать и поддерживать в нем интерес к разговору, чтобы он не просто слушал, а участвовал в беседе, спорил с вами, соглашался, думал о том, что вы ему сказали...

Почему я выбрал для контрольного задания рассказ о сайте и книге «Учимся говорить публично»?

Предложенная мною тема удобна тем, что к ней легко готовиться. Источник — книга «Учимся говорить публично» — перед вами, а что выбрать, зависит только от вашего вкуса, пристрастий, привычек, наклонностей, характера. Но, повторяю, многое зависит и от того, перед кем вы собираетесь выступить.

 

Этюд 79

 

Пожалуйста, подготовьте небольшое выступление (для начала все можете написать на бумаге) о пользе учить стихи. Подобное задание я уже вам предлагал, когда речь шла о том, чтобы каждый день выучивать по несколько строк «Евгения Онегина». Попробуйте не просто высказать эту мысль своим знакомым, а убедить — я подчеркиваю: убедить — их в этом. Проанализируйте, как воспримут разные люди ваши слова. Попытайтесь понять, как вам удалось добиться результата или почему вас выслушали, но вашему совету не последовали. Здесь важен личный пример: вы, скажем, сумеете поразить слушателей своими знаниями и прочтете им фрагменты не только из «Евгения Онегина», но и стихи Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Андрея Вознесенского, Бориса Слуцкого...

Если вы покажете, что ваша память улучшилась после ежедневного заучивания нескольких стихотворных строк, то число ваших сторонников возрастет и ваш авторитет поднимется.

 

Этюд 80

 

Представляю, как могут обидеться на меня ваши начальники, а если вы учитесь, то и ваши преподаватели.

На одном из диспутов, уроков, собраний попробуйте задать выступающему (учителю, начальнику, руководителю) не менее десяти вопросов. Вопросы придумайте заранее. Произносите их четко, а составляйте так, чтобы вам было действительно интересно получить на них ответ.

У меня есть один знакомый, который, о чем бы ни шла речь, все время задает одни и те же вопросы, как бы уточняя ответы.

Вот модель его разговора с другим человеком.

— Как ваше настроение?

— Нормальное, — отвечаю я.

— А почему нормальное — ничего не произошло хорошего?

— Нет, было и хорошее, но в целом настроение нормальное.

— А что вы понимаете под определением «нормальное»?

— Когда все идет по плану, когда ничего не выбивает из колеи, когда хочется работать, когда не было особых огорчений, но и особых радостей тоже не произошло.

— А почему не было особых радостей? — атакует собеседник.

— Трудно сказать, так сложилось. — Я пытаюсь уйти от продолжения разговора.

— Что так сложилось, почему так сложилось? — натиск усиливается.

(Не правда ли, с подобным мы встречаемся в Аське и в Интернете на чатах? )

Подобный разговор раздражает и утомляет. Он напоминает мне сказку про белого бычка. Нет ли среди ваших знакомых таких собеседников?

Сможете ли поиграть в такую игру? Поиграйте. Потом, конечно, можно признаться, что на самом деле вы не такой уж зануда, просто выполняли задание школы «Учимся говорить публично».

 

Этюд 81

 

Обязательно поиграйте в эту игру, модную в пору моего детства.

Суть ее проста. Встречаются два человека, и один другого спрашивает:

— Рассказать тебе сказку про белого бычка?

— Расскажи... — отвечает другой.

— Расскажи? Рассказать тебе сказку про белого бычка?

— Да-да, расскажи, я же сказал, — уже нетерпеливо отвечает собеседник.

— Да-да, расскажи, я же сказал! Рассказать тебе сказку про белого бычка?

Что бы ни говорил собеседник, требуется его слова повторять, стараясь сохранять интонации и добавляя основную фразу: «Рассказать тебе сказку про белого бычка? ».

Игра, казалось бы, глупая до ужаса. Выдержать ее более десяти минут трудно. У одного из играющих наступает раздражение, которое невозможно сдержать. «Ну хватит, заткнись, что ты пристал ко мне как банный лист! Сколько можно играть, не идиоты же мы». Но игра продолжается. Только когда второй играющий замолкнет на длительное время, на десять-пятнадцать минут, а то и на час, игра практически прекращается.

В чем ее польза? В том, что при всей своей глупости, наивности, простоте она приучает к выдержке, к умению не раздражаться. Второе — она учит улавливать интонацию, нужно же не просто повторять слова, а как бы передразнить, то есть произносить их с той же интонацией, с какой они были сказаны партнером, что достаточно сложно.

Поиграйте в эту игру — кое-чему научитесь, хотя подобное задание и покажется вам никчемным, странным, пустым, обидным.

 

Этюд 82

 

Выучите стихотворение, помня о главных словах, логическом ударении, подтексте.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать... Век заживать чужой. В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть.

Кто автор этого стихотворения? Какое оно имеет отношение к нашей теме?

 

Этюд 83

 

Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда. (Из записных книжек А.П. Чехова)

Пожалуйста, постарайтесь подготовить речь на тему «Человек и компьютер», постарайтесь убедить других (а может быть, и себя), что нужно набирать текст, используя слепой десятипальцевый метод.

С чего вы начнете? Может быть, так: набирать текст всеми десятью пальцами, не глядя на клавиатуру, удобно и легко, нужно лишь немного поучиться? Но многие вам ответят: а я так быстро не думаю, мой способ набора двумя-четырьмя пальчиками вполне меня устраивает.

Люди по природе своей консервативны. Как сломать этот стереотип? Как начать убеждать в своей правоте?

Рассказывать, что есть различные тренажеры, курсы, компьютерные программы, которые помогают в кратчайший срок научиться набирать слепым методом?

А может быть, сначала поговорить о значении времени в нашей жизни, о том, как мы его используем?

Или найти другое начало? Шутливое?

Если бы мне пришлось выступать на эту тему, то я бы прежде всего рассказал анекдот-притчу.

Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом пилившего дерево совершенно тупой пилой. Человек спросил дровосека:

— Уважаемый, почему бы вам не наточить свою пилу? — У меня нет времени точить пилу — я должен пилить! — простонал дровосек...

А потом бы я перешел к рассуждениям о времени вообще.

Все жалуются на нехватку времени.

А сами...

А сами тычут пальчиками по буковкам, предварительно отыскав их глазами, чаще указательным пальцем правой руки (левши — указательным пальцем левой руки) — и довольны.

Чтобы набрать страничку текста, тратят около сорока минут.

А что если всеми пальцами?

Тогда на страницу уйдет не более пяти минут.

Почему в чатах, в Аське все больше короткими фразами перебрасываются?

Да все просто. Лень набирать, устают тыкать одним-двумя пальчиками в клавиатуру.

А если научиться?

Попробуйте.

Всего-то три дня.

Ну, для ленивых, малоспособных — шесть дней, если заниматься в день по пять часов.

Максимум неделя — и на всю оставшуюся жизнь.

Не убедил?

Тогда постараюсь по-другому.

Попробуйте оценить время.

На что вы его расходуете, как относитесь к минуте, часу, дню, неделе, месяцу в своей жизни?

Чем вы заняты?

Не бывает ли так, что время уходит впустую?

Вся жизнь человека — это путь от рождения к смерти.

Грустно?

Согласен...

Но ведь это так.

Успешной или нет будет жизнь, зависит от вас, от того, как вы расходуете время, как к нему относитесь, умеете ли им распоряжаться.

У нас у всех разные способности, материальное положение, семьи, привычки, характер...

У каждого человека жизнь складывается по-своему. Но что нас всех объединяет?

Время!

Для всех всегда в сутках 24 (двадцать четыре! ) часа.

Кто умеет правильно пользоваться временем, тот многого в жизни добивается.

Чтобы понять значение года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию.

Чтобы понять ценность одного месяца, поговорите с матерью, родившей недоношенного ребенка.

Чтобы понять ценность одной недели, поговорите с редактором еженедельной газеты.

Чтобы понять ценность одного часа, поговорите с влюбленным, ожидающим встречи.

Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто опоздал на поезд.

Чтобы понять ценность одной секунды, поговорите с тем, кто только что чуть не попал в автомобильную аварию.

Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх.

О наносекунде спросите проектировщика «железа».

Каждая секунда вашей жизни — на вес золота («Не думай о секундах свысока! » — помните эту строчку из некогда популярной песни? )!

Вчера — уже история. Завтра — вообще непонятно что.

Сегодня — это дар. Поэтому оно и зовется НАСТОЯЩИМ.

Путь из вчера в завтра... Это путь с небольшой остановкой, которая называется «сегодня».

Будем беречь время, будем ценить время, будем понимать время — беречь, ценить и понимать.

Подготовьте свою речь (выступление) о пользе владения слепым десятипальцевым методом. Возможно, мои примеры вам пригодятся.

Какой будет первая фраза, что в вашей речи окажется самым интересным, каким вы планируете финал выступления? Конечно, идеально, если бы вы сами умели набирать слепым десятипальцевым методом. В этом случае вы могли бы сослаться на свой опыт. Сказать, что вы быстро научились, что на себе ощутили пользу. Помните: личный пример всегда звучит убедительно.

Составьте сначала план речи. Затем напишите ее. Наговорите на магнитофон. Скорее всего некоторые фразы покажутся вам неудачными. На бумаге фразы выглядят нормально, а как только вы их наговорите, а потом прослушаете, выяснится, что они звучат фальшиво или выспренно, слишком казенно, абстрактно. Когда человек произносит речь, то, согласитесь, она всегда имеет личностную окраску, свою интонацию.

Попробуйте произнести речь без бумажки, записывая ее на магнитофон. Сравните запись на магнитофоне с записью речи на бумаге. Внесите исправления, чтобы ваша речь стала более разговорной, как будто фразы рождаются в ходе вашего выступления.

Я понимаю, что на все это уйдет несколько часов. Но поймите меня правильно: если вы хотите научиться, то необходимо проделать черновую работу, затратить немало усилий, чтобы получить хороший результат.

Только после этой подготовительной работы произнесите речь в кругу знакомых, друзей, коллег.

Спустя время, через две-три недели, проверьте эффективность вашей агитации. Слово агитация нынче вроде бы устарело. Оно напоминает нам о временах, когда в партийных комитетах были отделы пропаганды и агитации. Отделов уже нет, а ассоциации остались. Мне лично слово агитация нравится. Когда агитируют за здоровый образ жизни — что в этом скверного? Пропагандировать хорошее, право, лучше, чем усиленно рекламировать иностранные сигареты.

Я прошу всех, занимающихся в нашей школе, провести агитационную работу: попытаться увеличить число желающих пройти курс «Учимся говорить публично» и программу «СОЛО на клавиатуре», которая поможет за короткий срок овладеть слепым десятипальцевым методом набора текста на клавиатуре компьютера.

Задания, которые я даю, достаточно просты. Разве трудно поиграть в белого бычка, разве сложно произнести речь о сервере 1001.vdv.ru, разве много времени уйдет на то, чтобы расширить круг читателей курса «Учимся говорить публично» и желающих научиться легко и свободно набирать тексты любой сложности, используя программу «СОЛО на клавиатуре»?

Поверьте в собственные силы. Поверьте в собственное " я". Поверьте учителю.

Я возвращаюсь к старой теме: некоторые читатели, поддерживая нашу школу, категорически возражают против ежедневного ведения дневников наблюдений.

Наверное, многие со мной согласятся: поймешь себя — легче будет понимать других. А поймешь других — быстрее разберешься в себе. Все взаимосвязано.

Дневник, в первую очередь дневник, как мне думается, может в этом отношении помочь каждому. Анализируя прожитый день, вольно или невольно даешь ему оценку — все это развивает наблюдательность, память, приучает к самоанализу, умению смотреть на себя со стороны. Перед каждым человеком, ведущим дневник, встает проблема выбора: что написать, как написать, на каких событиях сделать акцент? Согласитесь: то же самое происходит и при общении — с чего начать (первая фраза дневника), как перейти от одной мысли к другой (для многих выступающих это проблема), как плавно закончить рассказ, сделав финал органичным, к каким выводам прийти? Как писать каждый день по-разному? Не будешь же начинать ежедневно: « Проснулся. Не хотелось вставать. Встал. Помылся. Оделся. Попил чаю. Пошел на работу». Может быть, захочется описать свой сон, ощущения утра, рассказать об утренних размышлениях, о своем настрое на выполнение предстоящих дел.

Зная, что вечером нужно рассказать о прошедшем дне, по-другому начинаешь смотреть на тех, с кем встречаешься.

Вам, конечно, известно имя прекрасной поэтессы Ольги Берггольц. «Писатель пишет свою главную книгу, — замечает она, — непрерывно, иногда с самого детства. Чаще всего это дневник... У некоторых дневник — потребность. Не потребность „самолюбования“ или „самоковыряния“, как полагают литературные мещане, скрытники и скопцы, а сначала инстинктивное, но со зрелостью все более осознаваемое ощущение значительности всеобщей жизни, проходящей сквозь его жизнь, а может быть, вернее сказать — ощущение значительности своей жизни, неотделимой от жизни всеобщей».

По-моему, точно сказано.

 

Этюд 84

 

Пожалуйста, ответьте на вопросы теста «Умеете ли вы слушать? ».

Вроде бы в вопросах присутствует некоторая несерьезность, но если вы ответите на них с максимальной искренностью (а зачем обманывать самих себя? ), то узнаете, насколько у вас развито (или не развито) умение слушать, поймете, как вас оценивают другие люди.

Итак:

1. Вам кто-то рассказывает забавный случай из своей жизни. Что вы при этом думаете?

а) Вам приходит на ум нечто аналогичное;

б) вы слушаете с интересом, но вскоре начинаете скучать;

в) вы радуетесь за рассказчика, если события, о которых идет речь, приятные. Если же рассказанный случай невесел, вам становится за собеседника неловко, и про себя вы произносите: «И зачем он об этом говорит? ».

2. Кто-то из пожилых родственников или близких вам людей жалуется на плохое здоровье. Вам известно: причин для беспокойства нет (скажем, вы знаете, что недавно пройдено медицинское обследование и оно ничего серьезного не обнаружило). Поэтому, слушая...

а) вы лишний раз убеждаетесь, что пожилые люди склонны приписывать себе болезни, которых у них нет;

б) все-таки находите врача, демонстрируя заботу о близких;

в) постараетесь проводить больше времени с этим человеком.

3. В компании друзей вы обычно...

а) берете на себя роль лидера;

б) вставляете отдельные реплики, «подливая масла в огонь»;

в) разговариваете только с теми, кто вам интересен.

4. К вам обратились за советом. Но едва вы начинаете говорить, вас перебивают и приводят свои аргументы. Что вы при этом делаете?

а) Молча слушаете;

б) испытываете раздражение: зачем же тогда к вам обратились за советом?

в) настойчиво пытаетесь высказать свою точку зрения.

5. Ребенок (это может быть ваша дочь, сын, племянник и т.д.) собирается вам что-то рассказать, но вы спешите: через полчаса придут гости или вот-вот начнется телепередача. Как вы себя при этом поведете?

а) бросаете все дела и слушаете;

б) слушаете невнимательно, продолжая заниматься своими делами;

в) просите ребенка найти другой момент для откровенности.

6. Вы с приятельницей (приятелем) сидите в кафе и невольно слышите разговор за соседним столиком. При этом вы...

а) прислушиваетесь к разговору, не перебивая спутника;

б) прерываете беседу и начинаете слушать вместе;

в) каким бы интересным ни казался тот разговор, вы забываете о нем, внимательно слушая только своего спутника.

7. Близкий вам человек выглядит подавленно. При этом вы...

а) ждете, пока он сам расскажет, в чем дело;

б) пытаетесь узнать от общих знакомых, что случилось;

в) спрашиваете напрямую: «Ты чем-то расстроен? ».

8. Супруг (супруга) или возлюбленный (возлюбленная) жалуется, что вы уделяете ему мало внимания. Вы отвечаете:

а) «Не говори глупостей, ты же знаешь, как я к тебе отношусь! »;

б) «Ничего не могу сделать, сам виноват! »;

в) «Давай-ка лучше выясним наши отношения».

А теперь ключ к тесту. Подсчитайте очки за ответы.

1. а — 5 очков, б — 1, в — 10. 2. а — 5, б — 1, в — 10. 3. а — 5, б — 10, в — 1. 4. а — 10, б — 1, в — 5. 5. а — 10, б — 1, в — 5. 6. а — 1, б — 10, в — 5. 7. а — 5, б — 1, в — 10. 8. а — 5, б — 1, в — 10.

А вот и результаты теста.

От 8 до 28 очков Вы не любите интересоваться чужими делами. Легко поддаетесь эмоциям. Верите всему, что вам говорят, и только потом понимаете, что вас обвели вокруг пальца. Словом, вам надо быть более внимательным к другим людям. Легковерность может сильно испортить ваши отношения с другими людьми, скажется на вашей карьере и личной жизни. Прежде чем принять то или иное решение после беседы с другими людьми, вам полезно сказать: «Я пока затрудняюсь дать точный ответ. Мне нужно подумать. Встретимся по этому поводу через неделю». И обязательно все внимательно проанализируйте, взвесьте все «за» и «против» и только тогда принимайте окончательное решение.

От 29 до 49 очков Вы очень отзывчивы к близким вам людям, стараетесь быть им полезным, не скупитесь на советы. Остальные же вас вообще не интересуют. Стоит на эту тему подумать. Не сужаете ли вы свой мир, круг общения, не обкрадываете ли сами себя? Ведь многие люди, если умело строить с ними отношения, могут быть для вас полезными как в личном плане, так и для реализации ваших идей.

От 50 до 80 очков Вы не эгоистичны. Не навязчивы. Не агрессивны. Умеете слушать собеседника, в меру участвуете в разговоре. Даете собеседнику возможность высказаться. С вами приятно общаться.

Если по результатам теста вы поймете (тест проверен на нескольких тысячах испытуемых — и результат совпадал на 90%), что не всегда умеете слушать (набрали менее 50 очков), пожалуйста, постарайтесь выполнить задания, данные в следующей главе.

 

Этюд 85

 

Этот этюд обязательно нужно выполнить тем, кто считает себя стеснительным человеком, кто боится аудитории. Хотя пользу он принесет и тем, кто уверен в себе и привык быть раскованным.

Попробуйте написать (сформулировать, как-то обозначить, подвести логическую базу), чем вам во время того или иного выступления грозит провал перед публикой. Я имею в виду публику, которая вам неизвестна.

Потерей авторитета (о вас, как вам кажется, думали лучше)? Потерей самоуважения? Вас лишат премии, оклада, отпуска, объявят выговор?

Не знаю, как будете рассуждать по этому поводу вы, но я самоуверенно заявляю: в ЛЮБОМ случае, даже если ваше выступление окажется сверхпозорным, вы ничего не потеряете, а только приобретете.

Близкие вам люди все равно знают, какой вы. А незнакомые о вашем неудачном выступлении забудут ровно через пять минут.

Вспомните, какие информационные телепередачи вы смотрели три дня назад. Также постарайтесь вспомнить, кто и что говорил. Это суть этюда — попытаться вспомнить. Посидите полчаса, час, два, стараясь воскресить в памяти, что было, скажем, в программе «Время» по первому каналу или в «Вестях» на Российском телевидении. Почти гарантирую: не вспомните!

Но когда вы смотрели программу, вы же на нее как-то реагировали? К кому-то отнеслись одобрительно, кто-то вызвал у вас протест.

Плохие, слабые выступления забываются тут же, а хорошие легко запоминаются. Кроме того, интересные выступления пересказываются — и таким образом снова закрепляются в памяти.

Кстати говоря (какое плохое начало фразы, лучше словосочетание кстати говоря использовать как можно реже), это относится не только к телевизионным передачам. Вспомните хорошие фильмы, увиденные вами десять лет назад. Почти уверен: десять — пятнадцать названий тут же всплывут в памяти. А десять — пятнадцать плохих фильмов? Их невозможно вспомнить, они исчезли из вашей памяти, не оставили следа.

То же самое и с книгами. Наверняка вы без труда составите список из двадцати хороших книг, прочитанных вами в детстве (в детстве! ). А плохие, неинтересные книги? Вы же их читали (допускаю, что месяц, два, три назад)? Но вряд ли вспомните их названия, авторов, сюжет, героев!

Пожалуйста, составьте текст для аутогенной тренировки (понятие аутогенной тренировки ввел несколько десятилетий назад немецкий ученый Иоганн Генрих Шульц (1884-1970); он одним из первых сформулировал понятие неврозов, которое не устарело и по сей день) под условным названием «Я не боюсь провала! ». Может быть, вам помогут такие фразы: в случае провала я ничего не потеряю; мне необходимо плохо выступить; мне необходим провал.

Понимаю ваше удивление. Как это так — школа «Учимся говорить публично», а меня призывают подготовиться к провалу, рекомендуют выступить как можно хуже.

Не торопитесь с выводами.

Подготовьте небольшое выступление на любую тему и при первом же удобном случае — лучше всего, если ваша речь окажется, как говорится, ни к селу ни к городу — выступайте.

Действуйте по принципу несовместимости. Скажем, в кинотеатре, театре обсуждаются новый фильм, спектакль. Или проводятся диспут в доме культуры, читательская конференция в библиотеке. (Читайте объявления — обязательно наткнетесь на приглашение принять участие в том или ином обсуждении.) Всех желающих приглашают выступить. Смело выходите к микрофону и начинайте произносить свою заранее подготовленную речь, которая не имеет к теме ни малейшего отношения.

Скажем, такую:

" Граждане, значит, э... товарищи, господа, вот, судари, и, как там вас называть, э... судари, дамы, если, так сказать, они, теперь здесь есть, и мадемуазели, ну и, сами понимаете, юноши и девушки, то есть, э... как бы это точнее сказать, не обидеть, следовательно, никого, словом, э... значит, так сказать, все, кто сидит в зале и не слушает или слушает меня.

Я хочу вам сказать... Я совершенно не волнуюсь, поэтому так уверенно говорю... Я буду говорить долго, очень долго, столько, сколько хватит у меня терпения говорить перед вами, у меня, значит, а не у вас, значит, слушать меня... Приготовьтесь... "

(Я расставил знаки препинания, чтобы не смущать корректора. А вы должны шпарить без пауз, можно то тараторить, то тянуть каждое слово.)

Подобная речь звучит чуть более минуты. Представляете, какой гвалт поднимется через десять секунд! За 40-50 секунд вы заставите людей шикать, свистеть, хлопать, выкрикивать «Долой! », «Ну, ты даешь! », «Что ты хочешь сказать? ».

Можно подобную речь произнести и просто в курилке (лучше, если вы окажетесь в чужой фирме). Заведите разговор на любую тему и «толкайте» свою речь. Ничего и никого не бойтесь. Вас же никто не знает. Конечно, все будут слушать и удивляться. На всякий случай можете подстраховаться. Если присутствует кто-то из знакомых, подойдите к нему и шепните на ухо: мол, я занимаюсь в школе «Учимся говорить публично» — и мне нужно произнести странную речь, поэтому не удивляйся, это я задание учителя выполняю. (Так же можно объясниться, если вдруг среди слушателей окажется человек, перед которым вам было бы неловко плохо выступать.)

Итак, начните нести откровенную абракадабру.

Слушатели будут усиленно хлопать и топать ногами, чтобы вы как можно быстрее покинули сцену. Но знайте: чем сокрушительнее ваш провал, тем большего вы добились.

Мы идем от обратного. Клин — застенчивость, боязнь публики — вышибают клином — самоуверенностью и игрой в неумение говорить, в сознательное утрирование неумения говорить. Это игра в полного, если угодно, идиота. Хорошая отметка (отметку вы ставите себе сами) зависит от качества провала. Чем больше свиста, топанья, гиканья, шиканья, хохота, недоумения, желания вас побыстрее согнать с трибуны, тем лучше вы выполнили этюд.

Идеально, повторяю, выступать перед незнакомой аудиторией. Какая вам разница, что подумают о вас незнакомые люди? Но даже если это выступление будут слушать люди, которые достаточно хорошо вас знают, то в этом тоже нет ничего страшного. О вашем неудачном выступлении забудут ровно через десять минут.

Восемь подобных выступлений (вы запрограммировали себя на провал, он вам необходим, успех зависит от настоящего провала, вам нечего терять, не надо волноваться) — и вы, гарантирую, приобретете уверенность в своих силах.

Этюд сложен, но выполним. Он позволяет импровизировать, играть. И в любом случае вы почувствуете власть над публикой. Вы захотели ее рассердить, заставить волноваться — вы своего добились.

Какие могут быть темы выступления? Уверен, вы их легко придумаете сами. На всякий случай для сверхзанятых учеников даю примерные темы.

О борьбе с тараканами и клопами.

О необходимости ежедневно умываться.

О том, как важен собачий секс и как трудно бывает произвести вязку.

Понимаю: многие, прочитав задание, воскликнут: вам легко говорить «ничего не бойтесь», а как этого добиться?

Очень просто! Выполнить как можно лучше этюд N 85.

Итак, хорошей вам учебы — блестящего вам провала, повторяю я, желающий вам успеха.

 

Этюд 86

 

Попробуйте один или два дня не говорить, а петь. Если вы занимаетесь с кем-то вдвоем, то этот этюд выполнить легко. Если невозможно петь два-три дня, пойте по два-три часа, но тогда четыре дня.

Все, о чем вы хотите сказать, напевайте.

Что это дает?

Во-первых, помогает преодолеть стеснительность. Если вы сможете так поступить, то о какой стеснительности может идти речь? Во-вторых, хорошо развивает голосовые связки. В-третьих, придает голосу мягкость и плавность. Вы невольно начнете петь то ниже, то выше, то чуть-чуть растягивая слова, то в убыстренном темпе. Вы ощутите звучность слова.

При публичных выступлениях пользоваться разным звучанием необходимо.

Одна фраза должна прозвучать внушительно, другая может проскользнуть, быть вроде бы незаметной, мимолетной. Третью фразу необходимо выделить, и для этого лучше всего произносить все слова в ней буквально по слогам! Четвертую — начать вроде бы спокойной интонацией, а закончить — резкой!

Особенно необходим этот этюд тем, кто заикается. В этом случае выполнять его нужно не день или два, а несколько недель по два-три часа ежедневно.

Пожалуйста, подробно запишите, что вы испытывали, когда не говорили, а пели.

Какие были ощущения, что это вам дало, к каким выводам вы пришли?

Улучшилось ли ваше произношение? Хорошо бы свое пение записать на магнитофон. Прослушать. И снова записать.

Идеально, конечно, раз в неделю в течение месяца петь. Но я знаю психологию учеников и учениц (возраст здесь не важен) и понимаю: рассчитывать на сверхусердие не приходится. Но если кто-то все же сможет один-два раза в неделю петь по два-три часа в день, это было бы замечательно.

 

Этюд 87

 

«Вещь» — так называется серия этюдов, когда необходимо описать какую-то вещь, рассказать о ней, например, о стуле, столе, книге, авторучке.

О какой вещи вы будете рассказывать, зависит, естественно, от вас, выбирайте любую. Предположим, стул. Вы должны:

сочинить сказку о стуле;

написать историю стула;

просто описать стула;

произнести монолог от имени стула;

рассказать о переживаниях стула в зависимости от того, кто на нем сидит.

Если стул вас не устраивает, выберите диван, пачку сигарет, календарик и так далее.

Так вы научитесь рассматривать вещь, вглядываться в нее. Этим вы разовьете у себя наблюдательность и внимательность.

Выполнение этого этюда помогает развить и фантазию. Разве можно без фантазии написать сказку? Конечно, нет. Фантазия необходима и во время публичных выступлений.

Человек с фантазией, способный импровизировать, быстрее завоевывает внимание слушателей, чем человек, говорящий сухо, академично, шаблонно.

 

Этюд 88

 

Сочинять, пусть только для себя, необходимо. Едете на работу — и начинайте сочинять, думать, размышлять, мечтать. Ах, если бы я мог стать тем-то, то я бы сделал то-то и то-то... Анализируйте, сопоставляйте, говорите про себя.

Вы едете в метро. Посмотрите на лица окружающих вас людей. Что вы можете сказать о том или другом человеке? Попробуйте ответить на вопросы:

Сколько лет сидящему перед вами?

Кто он по профессии?

Какая у него семья?

Какой характер?

Как он говорит — доброжелательно ли?

Проверить свои заключения легко. Вы можете спросить у объекта вашего наблюдения, как доехать до той или иной остановки. Он ответит, и вы услышите голос.

Теперь о профессии. Обратитесь к нему: «Простите, пожалуйста, вы не учитель? Не в 79-й школе работаете? Очень похожи. Вчера по телевизору показывали.» Опять же что-то услышите в ответ. Скажем: «Нет, вы ошиблись, я не учитель, а экономист». Цель достигнута. Вы сумели проверить свои предположения.

 

Этюд 89

 

Поиграем в ассоциации.

Как это сделать?

Очень просто.

Предположим, произносится слово море. Первый круг ассоциаций — кораблик. А если ревность? Это уже второй круг.

Возьмем слово телевизор. Продолжим ряд: окно в мир, калейдоскоп, двадцатый век. Все верно. Но Андрей Дятлов, в прошлом мой студент, а ныне член редколлегии газеты «Комсомольская правда», придумал удивительно точную ассоциацию: телевизор — семечки. А какую ассоциацию придумаете вы?

Хорошо бы провести игру и по ассоциативной цепочке, когда требуется продолжать ассоциации от слова к слову. Допустим, так. Берем слово окно: болезнь — надежда — крест — покой — виток — семена — вечная жизнь.

Полезно сначала произнести ассоциативную цепочку, затем записать ее, а потом уже попытаться объяснить причину возникших ассоциативных связей. Они могут быть прямыми, а могут оказаться опосредованными. Когда мы выступаем, наши слова тоже вызывают у слушателей те или иные ассоциации. Этим процессом можно управлять.

Вот несколько слов: сигарета, кладбище, небо, ласточка, колесо, огонь. ..

Попробуйте с каждым из предложенных слов поиграть в ассоциации.

 

Этюд 90

 

Пожалуй, в устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную. (Жан де Лабрюйер)

Развитию собственной речи помогает сочинение с использованием для будущего рассказа трех слов, которые стали бы опорными в вашем импровизированном сочинении.

Выступающий должен, надеюсь, что с этим согласятся все, владеть импровизацией, быстро и умело переходить в своей речи от одного вопроса к другому, легко выходить из сложных ситуаций, когда задается провокационный вопрос с единственной целью — сбить выступающего или поставить его в неловкое положение.

Для того чтобы легко выходить из затруднительных положений, и нужно развивать в себе способность к импровизации, научиться быстро мыслить, быстро находить нужное слово, фразу, производить отбор в считанные секунды — во время паузы, которая всегда возникает от момента, когда задают вопрос, до начала ответа на него.

В чем же суть упражнения, которое, как показали мои многолетние наблюдения, наиболее эффективно развивает память, способность импровизировать, находчивость, будит фантазию, дает раскрепощенность, активизирует ассоциативное мышление?

Берутся три любых слова, и сочиняется рассказ. Но слова выбираются таким образом, я вынужден повториться, чтобы они стали главными, опорными, основными, центральными, вся смысловая нагрузка должна лечь на них. Всего три слова, но если вы уберете их из рассказа, он потеряет смысл.

Как выбирать слова? Лучше всего произвольно. Открываете книгу и находите, допустим, шестое слово с начала двадцатой страницы, девятое слово на сотой странице и первое на сто сорок шестой.

Однажды, когда я проводил занятия со студентами, выпали три таких слова: лес, вешалка, искусство.

Было сочинено студентами двадцать рассказов. (Сначала на сочинение можно отводить любое количество времени, но потом лучше всего его ограничивать и давать пять минут на раздумывание, а еще лучше, если вы решите выработать у себя умение быстро реагировать, быстро думать две-три минуты.)

Вот рассказ победителя.

Обаятельный человек долго и сосредоточенно бродил по лесу. Он останавливался у старых дубов, закидывал голову и подолгу рассматривал верхушки деревьев. Вокруг могучего, красивого, кряжистого дуба он ходил особенно долго, а потом бензопилой быстро спилил это дерево. Он отрубил верхний странный сук и вернулся в свою шикарную квартиру на главном проспекте родного города. Три недели он колдовал над суком: вымачивал, высушивал и полировал. Зато потом, когда приходили гости, раздевались и вешали пальто, к радости хозяина, они произносили:

— У вас удивительная вешалка, просто искусство, настоящее искусство. Как это вам удалось из обычного сука сделать такую красивую вешалку?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.611 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь