Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Элементы здорового образа жизни



Введение

О проблеме времени нельзя сказать, чтобы ее обделяли вниманием мыслители. Начиная с доисторических времен (эпос) мудрецы самых различных философских течений выдвигали всевозможные концепции времени. Их разнообразие не может не удивлять, потому что речь идет, в сущности, о понятии, которое на житейском уровне воспринимается каждым в общем-то одинаково. Казалось бы, что можно сказать о времени нового, если о нем говорят, и не только говорят, но и пишут, еще со времен Аристотеля? Однако говорят. Только за 10 лет в нашей стране было защищено 9 диссертаций: 8 кандидатских и одна докторская. Удивительно еще и то, что существует также астрономическая Служба Времени.

В естественных науках время -- одно из фундаментальных понятий. Современная физика и астрономия совершенно немыслимы без этого понятия. А так как физика успешно развивается, то, значит, физики все-таки сумели найти какое-то приемлемое свое, физическое понимание времени. Налицо различие в оценке проблемы между физиками и философами. Конечно, было бы любопытно проследить за эволюцией философских взглядов на проблему времени и параллельно сравнить развитие физической концепции времени.. Неплохим рефератом философских концепций времени является докторская диссертация Молчанова Ю.Б.. Эволюция взглядов на время у физиков достаточно полно изложена у Уитроу. Как в калейдоскопе сменяются всевозможные дефиниции, точки зрения, концепции, одни дополняют друг друга, другие им противоречат; одни считают время объективным, другие -- отказывают ему в том, одни мыслят его как абстрактную субстанцию, другие -- признают в нем лишь относительный характер. Меня привлекло не само содержание философских исследований по проблеме времени (я почти уверен, что проблемы как таковой здесь нет), а сам феномен существования различных точек зрения на проблему времени. Давайте разберемся, что мы понимаем, когда речь заходит о проблеме времени? Первый вопрос, который ставится, это ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ. Другой вопрос, нетождественный первому: КАКОВЫ ЕГО СВОЙСТВА. Собственно основное содержание полемики философов сосредоточено вокруг второго вопроса.

Итак, сформулируем задачу исследования: выяснить что понимают различные философы под временем, какие ассоциации время у них вызывало, как это влияло на их концепцию времени.

Этимологический корни.

Спросите любого человека, понимает ли он, что такое время, и вам почти каждый ответит утвердительно. Но тогда задайте второй вопрос: что такое время?. Из 15 человек, в среднем, отвечают только трое. Трудность очевидна: понятие времени относится к нередуцируемым понятиям, определить которые всегда сложно, а порой и невозможно. Так что же такое время? Давайте обратимся к этимологии самого слова время. У Шанского, мы читаем:

  " Время -- образовано от основы vert-, что и вертеть (др.-инд. vartama -- путь, колея); первоначальное значение -- " нечто вращающееся" или нечто возвращающееся в прежнее положение".

Оказывается, время одного корня, что и вертеть. Возникает ассоциация с каким-то движением, вечным, повторяющимся, каким-то процессом. Какая многовековая человеческая мудрость скрыта за одним словом! Еще более интересные сведения можно почерпнуть, проследив этимологию английского слова time. Действительно, читая [12]:

  " Time -- season, period, duration of life, Swed. timme an hour. The Teut. type is *ti-man, closely allied to *ti-di, tide, time, from which it only differs in the suffix."

находим, что слово time онокоренное со словом tide, которое в свою очередь [12]:

  " Tide -- season, time, hour; flux or reflux of sea; the usual sence is " season" or hour; hence the time between flux and reflux of the sea, and, finally, the flux and reflux itself. Sax. tid, time, hour. All from Teut. type *ti-di, time, division of time, portion of time. Allied to Time, ... vb., to happen."

имеет помимо основного значения прилив, еще и значение hour -- час. Иначе говоря, в английском языке слова время, прилив, час -- родственные. Я хочу подчеркнуть, что для древних жителей Англии прилив не только служил способом измерения времени, но и являлся им. Это неудивительно, ведь на побережье Северного моря приливы значительны, и их периодичность не может не быть замечена. Из всего этого можно заключить, что глубинное народное понимание времени имеет в себе представление о некотором процессе, повторяющемся, вечном, цикличном. Само по себе это понятие времени следует рассматривать как эмпирическое обобщение наблюдательных фактов. Как мы в последствии увидим, оно хорошо согласуется с современным физическим понятием времени.

Время у Аристотеля.

Из античных философов наиболее последовательную концепцию времени (из дошедших до нас) имел Аристотель. Давайте вчитаемся в текст [13]:

  " Так как время скорее всего представляется каким-то движением и изменением, то это и следует рассмотреть. Изменение и движение каждого [тела] происходит только в нем самом или там, где случается быть самому движущемуся и изменяющемуся; время же равномерно везде и при всем. Далее, изменение может быть быстрее и медленнее; время же не может; так как медленное и быстрое определяется временем: быстрое есть далеко продвигающееся в течение малого времени, медленное же -- мало [продвигающееся] в течение большого [времени]; время же не определяется временем ни в отношении количества ни качества. Что оно таким образом не есть движение -- это ясно." -- (218b). " Однако время не существует и без изменения. Ибо тогда не происходит никаких изменений в нашем мышлении, или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же как и тем..." -- (218b)

Аристотель отделяет время от изменения вообще. Делается попытка абстрагировать, выделить суть изменения в принципе. Аристотель связывает время как суть изменения с движением, причем в сам термин " движение" вкладывается примерно тот смысл, что и в современное понятие " процесс". Читаем дальше:

  " Таким образом время не есть движение [само по себе], но [является им постольку], поскольку движение заключает в себе число. Доказательством этому служит то, что большее или меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее или меньшее, -- временем, следовательно, время есть некоторое число. А так как число имеет двоякое значение: мы называем числом, с одной стороны, то, что сосчитано и может быть сосчитано, а с другой -- то, посредством чего мы считаем, то время есть именно число считаемое, а не посредством которого мы считаем. Ибо то, посредством чего мы считаем, и то, что мы считаем, -- вещи разные." -- (219b) " Что время таким образом есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежат непрерывному, само непрерывно -- это ясно." -- (220a)

Аристотелево " время -- число движения" оказалось на редкость популярным определением; его мы встретим даже у Декарта и Лейбница. Интересно, что время в представлении Аристотеля -- нелокально, как выразились бы сейчас; его время -- это нечто всеобъемлющее:

  " И взятое сразу [в определенный момент], время повсюду одно и то же, так же как изменение, происходящее теперь, едино, а прошедшее и будущее -- разные. Время не есть число, которым мы считаем, а подлежащее счету." -- (220b) " Так как время -- мера движения, то она будет и мерой покоя, ибо всякий покой во времени. Не надо думать, что находящееся во времени так же необходимо движению, как и все, находящееся в движении: ведь время есть не движение, а число движения, в числе же движения возможно быть и покоящемуся." -- (221b)

Через 2000 лет Ньютон пришел к тому же, неявно положив время одинаковым для всех точек пространства, не зависящим ни от чего в принципе, что и позволило его в последствии назвать " абсолютным временем". Очень важно подчеркнуть, что Аристотель все время говорит о времени как о неком особом процессе:

  " Мы не только измеряем движение временем, но и время движением -- вследствие того, что они определяются друг другом, ибо время определяет движение, будучи его числом, а движение -- время." -- (220b) " Отсюда ясно, что для всего прочего нахождение во времени означает измерение его бытия временем." -- (221a) " И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействием со стороны времени -- как мы имеем обыкновение говорить " точит время", " все стареет от времени", " все со временем забывается", но не говорим: " научился [от времени] или сделался от времени молодым и красивым", ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения, движение же лишает [существующее] того, что ему присуще." -- (221b)

Таким образом Аристотель дал эмпирическую концепцию времени, логически ясно и непротиворечиво выразив исконное, народное понимание времени. Ясно, что само понятие времени Аристотель не выводил из логических рассуждений, а брал его в том значении, в котором употребляли его современники. Представление о времени как о числе движения перешло от Аристотеля к схоластам средневековья и натурфилософам нового времени.

Равномерность времени.

Еще Ньютон, как мы видели, указывал, что время, которое он положил в основу своей механики, должно быть равномерным. Но что означает равномерность - это Ньютон не обсуждает. К чему может привести тот факт, что наши часы идут неравномерно? Как ни странно, но об этом воросе не задумывались до тех пор, пока, как говорится, не грянул гром. Вообще движение Луны по орбите мешало спокойно спать (днем, конечно) многим поколениям астрономов, начиная еще со времен древнего Вавилона. Но к концу XIX века, несмотря ни на какие ухищрения, оставалось некое загадочное неравенство. Получаось, что Луна по каким-то причинам ускорялась. Нарушался ни много ни мало как закон сохранения энергии. Потом выяснилось, что аналогичные вариации, пропорциональные суточному движению, имеют и все планеты. Выходило, что между планетами и Луной существовала какая-то загадочная связь. Не сразу удалось понять, что дело не в планетах, а... в Земле, используемой как эталон времени.

В 1918 году Нетер доказала одну фундаментальную теорему, из котрой следовала связь законов сохранения с однородностью времени. Закон сохранения энергии, оказалось, можно трактовать как следствие выбора равномерного (однородного) времени. Другими словами достаточно потребовать независимости физических законов от того, когда происходило событие, то есть, от абсолютной датировки, как в результате мы получим закон сохранения энергии и наоборот. Любой другой характер времени приведет к тому, что энергия перестанет сохраняться, а будет сохраняться другая величина, зависящая от неоднородности нашего времени. Что и произошло при исследовании движения Луны. Таким образом равномерность времени теряет характер некоторой неотъемлемой черты времени самого по себе, а приобретает характер очень удобного соглашения, значительно упрощающего уравнения. Принимая неоднородное время, мы при проведении высокоточных измерений обнаружим между невзаимодействующими процессами связь, как это произошло с Луной и другими планетами, связь, физического содержания не имеющую, и проистекающую единственно из неоднородности принятого времени. Таким образом выбор однородного времени позволяет также избавиться от нежелательной корреляции невзаимодействующих процессов.

Определение времени.

Tак что же понимается под временем в современной физике? В начале статьи я отмечал, что время относится к классу нередуцируемых понятий, и поэтому к попытке дать определение времени следует подходить крайне осторожно. Является ли время таким очевидным понятием как точка, множество, тело, которые понимаются нами настолько одинаково, что можно на их основе строить теории, полностью избегая их неоднозначного понимания? Мне кажется, нет. Я могу определить время, например, следующим образом:

Определение 1. Назовем состоянием тела (системы тел) набор параметров, характеризующих тело (систему тел) в данной задаче.

Из опыта следует, что существуют такие тела, для которых некоторые параметры при выполнении ряда повторных измерений изменяются.

Определение 2. Назовем процессом явление изменения состояния.

Утверждение 1. Существует хотя бы один процесс.

Это утверждение ниоткуда не следует. Мы можем полагать, что это изменение является следствием изменений в наших приборах или в наших органах чувств, а можем считать, что эти изменения происходят в исследуемом теле. Мы утверждаем, что может иметь место вторая альтернатива. Важно еще и то, что существуют такие тела (системы тел), где процессы проходят. В противном случае было бы невозможно ввести время.

Из опыта следует, что существуют разные процессы. Это отличие может быть выражено субъективной оценкой медленное, быстрое. Для отражения этой характеристики введем понятие эталонного времени.

Эталонное время вводится для сравнения процессов. Любой процесс мы можем сравнить с неким выделенным, принятым за эталон с помощью процедуры сравнения. При этом приходится пользоваться двумя неопределяемыми понятиями:

Неопредляемое понятие 1. Примем без определения понятие одновременности двух событий, происшедших в одной и той же точке пространства, где расположен наблюдатель.

Пояснение 1. Естественно, что требование, чтобы два события и, вдобавок, наблюдатель находились в одной точке пространства, нереализуемо. Более физичным следует признать требование, чтобы наблюдаемые события и начало системы отсчета, к которой относит измерения наблюдатель, находились в малой области пространства. Точные критерии малости этой области находятся из решений уравнений теории относительности.

Пояснение 2. Когда мы говорим об " одной и той же точке пространства", то подразумевается, что введена система отсчета, в которой координаты этих событий совпадают, и наблюдатель относит свои измерения именно к этой системе отсчета.

Неопределяемое понятие 2. Примем без определения понятиe позже для двух событий, прошедших в одной и той же точке пространства, что и наблюдатель.

Теперь мы можем определить промежуток времени для двух событий, прошедших в одной и той же точке, что и наблюдатель:

Определение 3. Пусть в данной точке пространства, где расположен наблюдатель, происходят два события, первое и второе, которое произошло позже первого. Проведем одновременно с первым событием измерение выбранного параметра у эталонного процесса, протекающего в той же точке пространства, что и события. Аналогичное измерение выполним и для второго процесса. Разность значений этих параметров для второго и первого событий по определению есть промежуток эталонного времени.

Определение 4. Выберем фиксированное событие. Промежуток эталонного времени между произвольным процессом и фиксированным по определению есть эталонное время.

За эталон мы в принципе можем взять любой процесс. Однако существует некий выделенный равномерный (или однородный) процесс.

Утверждение 2. Существует такой эталонный процесс, что найдется хотя бы одна система отсчета, для котрой верно: если тело свободно, то его скорость, измеренная с помощью этого эталона, есть величина постоянная (1-й закон Ньютона).

Определение 5. Такой процесс назовем однородным, а эталонное время, измеренное с помощью такого эталон, назовем просто -- временем.

Из опыта следует, что утверждение 2 верно, и введенное таким способом время определено корректно.

Таким образом построение определения времени закончено. В заключение я бы хотел привести слова Августина Аврелия:

  " Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом, но стоит задуматься -- и вот я уже не знаю, что такое время."

§

Тайм-менеджмент: простые способы управления временем

Ритм, в котором живет большинство из нас, вряд ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и жесткий цейтнот являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности.

Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. Поэтому, чтобы не стать жертвой стресса или, еще хуже, синдрома хронической усталости, займемся управлением временем или тайм-менеджментом.

Планирование высвобождает время

Те, кто добился успеха в своей жизни, много времени посвящают планированию. Ежедневное планирование просто необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем.

Правило 6 «П» гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.

Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. Перечень задач — это своего рода карта, которая не даст Вам сбиться с пути к намеченной цели. Питер Ф. Друкер в книге «Эффективный управляющий» приводит хорошую аналогию, стимулирующую к фиксированию задач на бумаге:

«Люди, содержащиеся в темном помещении, быстро теряют чувство времени. Но даже в полной темноте большинство людей сохраняют чувство пространства. Находясь в освещенном, но замкнутом помещении, вы уже через несколько часов перестанете ощущать движение времени. И если вы захотите подсчитать, как долго вы находитесь в таком помещении, вы сильно ошибетесь в своих подсчетах. Поэтому, если мы полагаемся на нашу память, мы не замечаем, на что расходуется наше время…»

Работа со списком запланированных дел в первый же день увеличивает производительность на 25%. C вечера готовьте список задач, которые нужно сделать завтра. Придя на работу, Вы всегда будете знать, с чего начать свой день.

Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.

Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день. Каждой задаче ставьте фиксированные сроки.

Сложную задачу всегда делите на мелкие подзадачи. Здесь хорошо помогает дерево решений, где ключевая задача — дерево, а подзадачи для ее выполнения — ветви. Продолжайте «разветвление» до тех пор, пока процесс выполнения всей задачи не станет простым и прозрачным.

Перед тем, как начать что-либо делать, вспомните о правиле 10/90: 10% времени, затраченного на планирование до начала выполнения задачи, сэкономит 90% времени при ее решении.

Принцип равновесия

Самый простой способ избежать паники при виде все увеличивающегося объема работы — это сделать глубокий вдох и сказать: «Я могу только то, что могу», и начать спокойно составлять список. Анализируя стоящие перед Вами задачи, Вы всегда увидите, что Вам хватает времени, чтобы решать жизненно важные вопросы.

Внимательно следите за тем, чтобы в Вашей жизни сохранялось равновесие. Работая до изнеможения, Вы не сможете обмануть организм, он все равно возьмет свое, и если Вы не остановитесь, он сделает это принудительно. А это явно не входит в Ваши планы.

Но для того, чтобы быть эффективным, просто тайм-менеджмента мало. Важно следить за своим здоровьем и поддерживать себя в хорошей физической форме. Ваша жизнь должна быть насыщенной, в ней всегда должно находиться время для Вашей семьи и отдыха.

Основной принцип равновесия: важно количество времени дома и качество времени на работе.

На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, — ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.

Тайм-менеджмент. С чего начать

Прежде чем приступать к изучению тайм-менеджмента, хотелось бы показать иерархию, в соответствии с которой возможно эффективное и качественное планирование. Начиная от проекта на месяц, заканчивая жизнью в целом.

Вот наглядная схема (начиная с главного):

Отношение

Подход

Цели

Стратегия

Тактика

Разберем эти пункты и покажем их связь с тайм-менеджментом.

Отношение

Отношение - это самое важное. Как Вы относитесь к своей жизни? К окружающим? К текущему проекту? Должны ли Вы получать удовольствие от работы, или это всегда борьба на грани? Есть ли место в Вашей жизни развлечениям, или это скорее исключение? Кто Вас окружает: друзья или враги? Или, может быть, миру вообще нет до Вас никакого дела? Зачем Вы вообще это делаете?

На все эти вопросы нет универсальных ответов. Каждый ответит по-своему и приведет 100 доказательств и реальных примеров, почему это именно так. Думая, анализируя, разбираясь в себе, рано или поздно Вы ответите на эти вопросы.

В чем их важность? Идем по иерархии ниже.

Подход

Подход определяет, как Вы смотрите на тот или иной проект. Возможны ли изменения в выбранном вначале курсе? Планируете ли Вы получить удовольствие от проекта, или нужно сосредоточить максимальное количество сил в минимальное время? Используете ли Вы научный подход или следуете интуиции? Читаете ли Вы много книг и задаете ли много вопросов? Стараетесь ли Вы постоянно развиваться и искать новые для себя области или прочно занимаете одну? Легко ли Вы беретесь за что-то новое?

Ответы на эти вопросы – следствие первого пункта иерархии, а именно Вашего отношения к жизни или проекту. Невозможно легко заставить взяться за что-то новое человека, который уверен, что окружен врагами. Невозможно заставить себя долгое время держать 100% концентрацию, если в глубине души Вы уверены, что жизнь – отличная и совсем не тяжелая штука. Вы не сможете искать для себя новые области, если у Вас нет любопытства. Вас бесполезно заставлять использовать научный подход во всем, если у Вас отлично работает интуиция.

Подход определяется отношением к жизни. Если попытаться использовать неправильный подход (который, например, рассказал супер миллионер из телевизора) – ничего не получится.

Подход определяет, какая методология тайм менеджмента Вам нужна. Должны ли быть жестко прописаны сроки каждой задачи? Какое время выделяется на анализ и корректирование действий? Как часто этот анализ происходит. Распланированы ли у Вас дела на год, на каждый день или просто список на месяц? Подойдет ли Вам пирамида целей или GTD (линк)? Или это будет какая-то только Вам удобная смесь методов?

Идем ниже по иерархии.

Цели

Подход определяет, какие цели Вы перед собой ставите. Хотите ли Вы быть чемпионом в каком-то виде спорта или выбираете занятия фитнесом раз в неделю? Будете ли Вы создавать корпорацию и бороться с конкурентами или создадите свою маленькую фирму, которая будет приносить постоянный доход, и будете валяться с ноутбуком на пляже.

Определившись с подходом к жизни, Вы определите – какие цели «Ваши».

Говоря о тайм-менеджменте, Вы решите, на какой срок и как надо прописать цели. Должны ли они быть четко сформулированы и разбиты на итерации или достаточно будет просто того, что они записаны? Как эти цели сгруппированы? В скольких направлениях Вы развиваетесь? Как эти цели соотносятся между собой? Следует ли для каждой цели выделить необходимые ресурсы или обозначить критерии достижения?

Когда цели сформулированы, можно говорить о стратегии их достижения.

Стратегия

Сколько времени и энергии Вы готовы тратить на ту или иную цель? Является ли она для Вас главной или не важна совсем? Если это глобальная цель – как часто надо к ней возвращаться и планировать дальнейшие шаги? Как эта цель уживается с повседневными задачами, и как нужно действовать, чтобы продолжать к ней двигаться?

Стратегия говорит Вам, как спланировать свою деятельность. Какие правила Вы поставите для себя в достижении цели? Будете идти к ней постепенно каждый день или выбирать время в периоды отпуска? Анализируете ли Вы уже сделанные шаги? Как часто Вы оцениваете свои результаты? Нужны ли Вам «стратегические часы» и, если нужны, то как часто?

Зная стратегию, можно перейти к тактике.

Тактика

Для воплощения в жизнь тактики с точки зрения тайм-менеджмента служат органайзеры, записные книжки, записи номеров телефона ручкой на руке и т.п.

Тактика определяет, какие инструменты Вы используете в тайм-менеджменте. Какие функции должны быть у вашего органайзера? Как он должен быть построен? Нужен ли Вам доступ к нему из любой точки мира или только из вашей квартиры? Сколько времени должно уходить на запись задачи? Нужны ли напоминания? Должен ли он быть доступен с мобильного телефона?

Как же начать прямо сейчас

Вариантов не так много. Если Вы уверены, что хорошо себя знаете, можно выделить несколько вечеров и ответить на приведенные в каждом шаге вопросы. Выписав свои ответы, прочитайте обзоры основных методологий тайм-менеджмента и определите, какая из них больше всего подходит Вам. Начните ее использовать. Через месяц просмотрите свои ответы еще раз и скорректируйте свой подход. Следующая корректировка будет примерно через пол года. Ну а после нее Вы уже разберетесь сами, потому что на этом этапе я уже не вижу смысла что-то Вам советовать глобально. Вам останется только пробовать новые фишки и инструменты на уже существующей базе и время от времени корректировать свои действия.

Другой вариант для тех, кому еще предстоит разобраться в себе. Для начала составьте для себя список методологий тайм-менеджмента, которые хотите попробовать. Или, если Вы не знаете, чего хотите, просто имейте под рукой описания 3-5 методологий. Теперь Вам предстоит несколько интересных месяцев жизни. Каждые 2 недели меняйте методологию тайм-менеджмента, которую используете. Причем после первой недели использования корректируйте свои действия. Анализируйте, что Вы делаете в рамках методологии, а чего не делаете. Где отклоняетесь, а где четко следуете написанному. По окончанию 2 недель запишите свои впечатления. Постепенно у Вас сформируются критерии, по которым Вы сможете оценивать методологию. Попробовав несколько, Вы сможете выбрать наиболее комфортную для Вас. А когда методология выбрана – вернитесь к вопросам, задаваемым в этой статье, – может быть, ответы на часть из них уже появятся?

Удачной работы

Литература.

§ 1. Гайденко В.П. Автореферат на соискание степени канд. философ. наук, 1970
2. Алексич Б.В. Автореферат на соискание степени канд. философ. наук, 1972
3. Долгушин А.Г. Автореферат на соискание степени канд. философ. наук, 1974
4. Лой Л.Н. Автореферат на соискание степени канд. философ. наук, 1976
5. Габараев А.Д. Автореферат на соискание степени канд. философ. наук, 1977
6. Делина Н.К. Автореферат на соискание степени канд. философ. наук, 1977
7. Молчанов Ю.Б Автореферат на соискание степени доктора философ. наук, 1977
8. Молчанов В.И Автореферат на соискание степени канд. философ. наук, 1980
9. Акимов Р.А Автореферат на соискание степени канд. философ. наук, 1980
10. Уитроу Дж. Естественная философия времени., М., 1964
11. Шанский Н.Н. Этимологический словарь русского языка., т. 1, вып. 3, М., 1965
12. Skeat W.W. An Etimological Dictionary of English Language. Oxford, 1978
13. Аристотель Физика. -- В кн. Сочинения. т. 3, М., 1981
14. Декарт Р. Начала философии. -- В кн. Избранные произведения. М., 1950
15. Кант И. О форме и причинах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира. -- В кн. Сочинения, т. 2, М., 1964
16. Гегель Философия природы. -- В кн. Энциклопедия философских наук. т. 2, М., 1975
17. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. -- В кн. Крылов А.Н. Собрание трудов. т. 7, Л.-М., 1936
18. Паннекук А. История астрономии. М., 1966
19. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира: птолемеевой и коперниковой. М., 1948

 



















Элементы здорового образа жизни

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них[5] считают базовыми:

§ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

§ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

§ отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

§ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

§ движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

§ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

§ закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы[5] также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

§ эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

§ интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

§ духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи[6] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

[править]Формирование здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях[3]:

§ социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

§ инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

§ личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

§ Соблюдая простые правила, ведя здоровый образ жизни, читая статьи о здоровье и следуя их советам, мы можем избежать серьезных проблем со здоровьем, различным заболеваний даже таких, как онкологические, и просто продлить себе жизнь на несколько лет.

 

§ Нет, наверно, человека, который не хочет быть здоровым.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: “Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья".

§ А что такое здоровье, здоровый образ жизни?

§ В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это “состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
В ритме большого города мы не успеваем следить за своим здоровьем. А зря!!!

Задумайтесь о своем здоровье, довольны вы им?

§ Выберите пункты, которые вам наиболее подходят, и соблюдайте их каждый день:

§ 1. Никого не удивлю, сказав, занимайтесь физической культурой, хотя бы 30 мин в день. А если у вас и на это нет времени, то совершайте пешие прогулки. Едете домой на автобусе, выйдете на остановку раньше. Ездите на машине, тогда поднимайтесь на свой этаж без лифта. Старайтесь больше двигаться.

§ 2. Рационально питайтесь. Ешьте больше пищи, содержащей клетчатку и цельные зерна, и меньше – пищу, содержащую сахар и приготовленную из пшеничной муки. Не забывайте об овощах и фруктах. Готовьте пищу на растительном масле, уменьшите потребление животного жира.

§ 3. Избегайте избыточного веса, не ужинайте позднее 6 часов вечера. Питайтесь не реже 3 раза в день.

§ 4. В течение дня пейте больше жидкости. К тому же это благотворно сказывается на состоянии кожи, позволяя продлить ее молодость.

§ 5. При приготовлении пищи используйте низкие температурные режимы и готовьте короткое время. Это позволит сохранить в пище полезные витамины.

§ 6. Соблюдайте режим дня. Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Это самый простой совет выглядеть красивым, здоровым и отдохнувшим.

§ 7. Будьте психологически уравновешены. Не нервничайте, ведь нервные клетки не восстанавливаются. Хотя, говорят, восстанавливаются, но очень – очень медленно. Так что находите везде положительные моменты.

§ 8. Закаливайте свой организм. Лучше всего помогает контрастный душ – теплая и прохладная водичка. Не только полезно, но и помогает проснуться.

§ 9. И конечно не курите, не злоупотребляйте алкоголем и другими вредными привычками. Ведь это основные факторы, ухудшающие здоровье.

§ 10. Почаще гуляйте в парке, на свежем воздухе, подальше от автомобилей и других загрязнителей воздуха.

§ 11. Творите добро. Ведь на добро отвечают добром. Оно обязательно к вам вернется в виде хорошего самочувствия и настроения.





Введение

О проблеме времени нельзя сказать, чтобы ее обделяли вниманием мыслители. Начиная с доисторических времен (эпос) мудрецы самых различных философских течений выдвигали всевозможные концепции времени. Их разнообразие не может не удивлять, потому что речь идет, в сущности, о понятии, которое на житейском уровне воспринимается каждым в общем-то одинаково. Казалось бы, что можно сказать о времени нового, если о нем говорят, и не только говорят, но и пишут, еще со времен Аристотеля? Однако говорят. Только за 10 лет в нашей стране было защищено 9 диссертаций: 8 кандидатских и одна докторская. Удивительно еще и то, что существует также астрономическая Служба Времени.

В естественных науках время -- одно из фундаментальных понятий. Современная физика и астрономия совершенно немыслимы без этого понятия. А так как физика успешно развивается, то, значит, физики все-таки сумели найти какое-то приемлемое свое, физическое понимание времени. Налицо различие в оценке проблемы между физиками и философами. Конечно, было бы любопытно проследить за эволюцией философских взглядов на проблему времени и параллельно сравнить развитие физической концепции времени.. Неплохим рефератом философских концепций времени является докторская диссертация Молчанова Ю.Б.. Эволюция взглядов на время у физиков достаточно полно изложена у Уитроу. Как в калейдоскопе сменяются всевозможные дефиниции, точки зрения, концепции, одни дополняют друг друга, другие им противоречат; одни считают время объективным, другие -- отказывают ему в том, одни мыслят его как абстрактную субстанцию, другие -- признают в нем лишь относительный характер. Меня привлекло не само содержание философских исследований по проблеме времени (я почти уверен, что проблемы как таковой здесь нет), а сам феномен существования различных точек зрения на проблему времени. Давайте разберемся, что мы понимаем, когда речь заходит о проблеме времени? Первый вопрос, который ставится, это ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ. Другой вопрос, нетождественный первому: КАКОВЫ ЕГО СВОЙСТВА. Собственно основное содержание полемики философов сосредоточено вокруг второго вопроса.

Итак, сформулируем задачу исследования: выяснить что понимают различные философы под временем, какие ассоциации время у них вызывало, как это влияло на их концепцию времени.

Этимологический корни.

Спросите любого человека, понимает ли он, что такое время, и вам почти каждый ответит утвердительно. Но тогда задайте второй вопрос: что такое время?. Из 15 человек, в среднем, отвечают только трое. Трудность очевидна: понятие времени относится к нередуцируемым понятиям, определить которые всегда сложно, а порой и невозможно. Так что же такое время? Давайте обратимся к этимологии самого слова время. У Шанского, мы читаем:

  " Время -- образовано от основы vert-, что и вертеть (др.-инд. vartama -- путь, колея); первоначальное значение -- " нечто вращающееся" или нечто возвращающееся в прежнее положение".

Оказывается, время одного корня, что и вертеть. Возникает ассоциация с каким-то движением, вечным, повторяющимся, каким-то процессом. Какая многовековая человеческая мудрость скрыта за одним словом! Еще более интересные сведения можно почерпнуть, проследив этимологию английского слова time. Действительно, читая [12]:

  " Time -- season, period, duration of life, Swed. timme an hour. The Teut. type is *ti-man, closely allied to *ti-di, tide, time, from which it only differs in the suffix."

находим, что слово time онокоренное со словом tide, которое в свою очередь [12]:

  " Tide -- season, time, hour; flux or reflux of sea; the usual sence is " season" or hour; hence the time between flux and reflux of the sea, and, finally, the flux and reflux itself. Sax. tid, time, hour. All from Teut. type *ti-di, time, division of time, portion of time. Allied to Time, ... vb., to happen."

имеет помимо основного значения прилив, еще и значение hour -- час. Иначе говоря, в английском языке слова время, прилив, час -- родственные. Я хочу подчеркнуть, что для древних жителей Англии прилив не только служил способом измерения времени, но и являлся им. Это неудивительно, ведь на побережье Северного моря приливы значительны, и их периодичность не может не быть замечена. Из всего этого можно заключить, что глубинное народное понимание времени имеет в себе представление о некотором процессе, повторяющемся, вечном, цикличном. Само по себе это понятие времени следует рассматривать как эмпирическое обобщение наблюдательных фактов. Как мы в последствии увидим, оно хорошо согласуется с современным физическим понятием времени.

Время у Аристотеля.

Из античных философов наиболее последовательную концепцию времени (из дошедших до нас) имел Аристотель. Давайте вчитаемся в текст [13]:

  " Так как время скорее всего представляется каким-то движением и изменением, то это и следует рассмотреть. Изменение и движение каждого [тела] происходит только в нем самом или там, где случается быть самому движущемуся и изменяющемуся; время же равномерно везде и при всем. Далее, изменение может быть быстрее и медленнее; время же не может; так как медленное и быстрое определяется временем: быстрое есть далеко продвигающееся в течение малого времени, медленное же -- мало [продвигающееся] в течение большого [времени]; время же не определяется временем ни в отношении количества ни качества. Что оно таким образом не есть движение -- это ясно." -- (218b). " Однако время не существует и без изменения. Ибо тогда не происходит никаких изменений в нашем мышлении, или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же как и тем..." -- (218b)

Аристотель отделяет время от изменения вообще. Делается попытка абстрагировать, выделить суть изменения в принципе. Аристотель связывает время как суть изменения с движением, причем в сам термин " движение" вкладывается примерно тот смысл, что и в современное понятие " процесс". Читаем дальше:

  " Таким образом время не есть движение [само по себе], но [является им постольку], поскольку движение заключает в себе число. Доказательством этому служит то, что большее или меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее или меньшее, -- временем, следовательно, время есть некоторое число. А так как число имеет двоякое значение: мы называем числом, с одной стороны, то, что сосчитано и может быть сосчитано, а с другой -- то, посредством чего мы считаем, то время есть именно число считаемое, а не посредством которого мы считаем. Ибо то, посредством чего мы считаем, и то, что мы считаем, -- вещи разные." -- (219b) " Что время таким образом есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежат непрерывному, само непрерывно -- это ясно." -- (220a)

Аристотелево " время -- число движения" оказалось на редкость популярным определением; его мы встретим даже у Декарта и Лейбница. Интересно, что время в представлении Аристотеля -- нелокально, как выразились бы сейчас; его время -- это нечто всеобъемлющее:

  " И взятое сразу [в определенный момент], время повсюду одно и то же, так же как изменение, происходящее теперь, едино, а прошедшее и будущее -- разные. Время не есть число, которым мы считаем, а подлежащее счету." -- (220b) " Так как время -- мера движения, то она будет и мерой покоя, ибо всякий покой во времени. Не надо думать, что находящееся во времени так же необходимо движению, как и все, находящееся в движении: ведь время есть не движение, а число движения, в числе же движения возможно быть и покоящемуся." -- (221b)

Через 2000 лет Ньютон пришел к тому же, неявно положив время одинаковым для всех точек пространства, не зависящим ни от чего в принципе, что и позволило его в последствии назвать " абсолютным временем". Очень важно подчеркнуть, что Аристотель все время говорит о времени как о неком особом процессе:

  " Мы не только измеряем движение временем, но и время движением -- вследствие того, что они определяются друг другом, ибо время определяет движение, будучи его числом, а движение -- время." -- (220b) " Отсюда ясно, что для всего прочего нахождение во времени означает измерение его бытия временем." -- (221a) " И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействием со стороны времени -- как мы имеем обыкновение говорить " точит время", " все стареет от времени", " все со временем забывается", но не говорим: " научился [от времени] или сделался от времени молодым и красивым", ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения, движение же лишает [существующее] того, что ему присуще." -- (221b)

Таким образом Аристотель дал эмпирическую концепцию времени, логически ясно и непротиворечиво выразив исконное, народное понимание времени. Ясно, что само понятие времени Аристотель не выводил из логических рассуждений, а брал его в том значении, в котором употребляли его современники. Представление о времени как о числе движения перешло от Аристотеля к схоластам средневековья и натурфилософам нового времени.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь