Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эстетические предпосылки становления критического реализма.
Каждое литературное направление вызывается к жизни предпосылками не только социально-историческими (при всем их важном значении), но и эстетическими. Они складываются как в отдельных явлениях литературы прошлого, так и в целых литературных направлениях. Искусство критического реализма было преемственно связано с лучшими, наиболее плодотворными традициями и развитии культуры предыдущих эпох. В сущности, во всем мировом литературном процессе достаточно четко и последовательно прослеживается процесс поступательного движения и становления реализма. В традиционном литературоведении термин «реализм» используется в двух значениях: 1) реализм как один из двух творческих методов, «тип художественного мышления» (Гуляев Н.А.); 2) реализм как литературное направление, объединяющее группу писателей, сходных по типу художественного мышления, но далеко не всегда совпадающих по своим эстетическим воззрениям. Рассматривая реализм как художественный метод, нельзя не отметить, что он имеет длительную историю. Его зачатки могут быть обнаружены еще в первобытном искусстве, поражающем стремлением к правдивости изображения отдельных явлений жизни (как, например, наскальные рисунки). Верно оказываются схвачены отдельные явления жизни и в некоторых литературных памятниках средневековья, хотя реализм литературы средневековья, которой были еще недоступны историзм и диалектичность мышления, оказывается ограниченным. В процессе становления реализма XIX века особое место принадлежит реализму эпохи Возрождения, творчеству таких писателей как Рабле, Сервантес, Шекспир и др. Их опыт несомненно сказывался в творчестве каждого сколько-нибудь значительного писателя реалиста независимо от того, обращался он сознательно к этому опыту или нет. К писателям реализма опыт художников Возрождения пришел отчасти и через трактовку его романтиками, среди которых немецкие, особенно ранние, были активными пропагандистами творчества писателей Ренессанса. О той особой роли, которую сыграло в развитии критического реализма творчество художников эпохи Возрождения, свидетельствуют выступлениям самих писателей XIX века. Так, Стендаль под названием «Расин и Шекспир» напечатал несколько статей, в которых была намечена программа формировавшегося французского романтизма (и одновременно – критического реализма). В одной из статей Стендаль сформулировал особенно точно мысль о том, что именно следует особенно ценить в искусстве Шекспира: «Макбет достойный человек в первом действии, соблазненный своей женой, убивает своего благодетеля и короля и становится кровожадным чудовищем. Или я очень ошибаюсь, или эти смены страстей в человеческой сердце – самое великолепное, что поэзия может открыть взорам людей, которых она в одно и то же время трогает и поучает». Очевидно, что Стендаль подчеркивает в Макбете «смену страстей» в человеческом сердце, трагическое развитие характера, мотивированное и теми условиями, в которых оказывается герой, и чертами его натуры. Не менее существенным компонентом эстетических истоков критического реализма была реалистическая литература эпохи Просвещения; в частности здесь следует особо подчеркнуть значение английского романа XVIII века. Он был важен и своими резкими критическими тенденциями (проявившимися, например, в произведениях Свифта и Филдинга) и тонким психологическим мастерством (романы Стерна). Наряду с этим, реалисты, несомненно, учитывали опыт и французских просветителей: писатели XIX века восприняли и углубили антифеодальную, социально-критическую направленность, характерную для произведений Вольтера и Дидро, опирались на опыт Руссо, являвшегося признанным мастером в изображении многогранных человеческих чувств. От просветителей реалисты переняли также веру в силу человеческого разума. С Просвещением реалистов сближает и утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства. Для Диккенса, например, было характерно явное преувеличение этой роли художественного творчества, силами которого (и только ими) он полагал возможным искоренить социальное зло. Это убеждение и привело его на исходе творческого пути к тяжелому разочарованию. Отнюдь не отрицая этой миссии искусства, французские реалисты отводили ей значительно более реальную и важную роль. Как и у просветительских реалистов, типологическим художественным принципом у них стало изображение действительности в формах самой действительности. Органическое воздействие художественно-эстетического опыта просветителей на дальнейшие судьбы реалистической литературы очень наглядно прослеживается в связи с романами Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», являющихся одними из первых опытов романов воспитания. Все последующее развитие романа в немецкой литературе вплоть до современности в той или иной мере трансформирует модель романов Гете. Особенно тесными, сложными и многообразными являются связи реалистов с романтиками (не только хронологически, но и с точки зрения сущности творческого метода), подготовившими появление реализма. Эти органические контакты характерны как для творческой эволюции отдельных писателей (Бальзак, Мериме, Флобер и др.), так и в общем типологическом плане. Очевидно, можно говорить о том, что бурное развитие романтизма во многом подготовило появление критического реализма. Такие завоевания романтизма как исторические романы Скотта, лирика Байрона и Шелли, романтические драмы Гюго и романы Купера оказали несомненное влияние на творчество писателей-реалистов. Не случайно Байрон называл Купера своим учителем и говорил о создателе исторического романа «наш отец, Вальтер Скотт». Правда, нередко писатели – реалисты, отталкиваясь от романтической эстетики отзывались о ней скептически. С критикой определенных сторон французского романтизма выступил Бальзак в статье - памфлете «Романтические обедни». Гейне в большой работе «Романтическая школа» подверг острому разбору литературу немецкого романтизма. В то же время писатели-реалисты не отказываются от многих достижений романтической эстетики. Ее черты сплавлялись воедино с реалистической основой того зрелого мастерства, к которому они приходят в 30-х годах. 20-е годы в творчестве тех же писателей (Бальзака, Мериме, Гейне и др.) проходят в большой мере под знаком романтизма. Социально-политическая проблематика, которая становится доминирующей в творчестве реалистов, в своем идейно-эстетическом генезисе и развитии от просветительского реализма (если брать наиболее близкую к реализму XIX века эстетическую категорию) отнюдь не прерывалась в романтизме, хотя, как правило, играла в нем периферийную роль. Писатели-реалисты, продолжая традиции романтиков, критиковали противоречащие интересам человеческой личности и унижающие ее достоинство буржуазные отношения. Наряду с этим реалистов привлекало героическое начало романтизма, представители которого нередко ставили в центр своих произведения человека – борца, активно протестующего против несовершенства окружающего мира и стремящегося преобразовать его. Опираясь на плодотворный опыт романтиков в раскрытии внутреннего мира персонажей, психологии действующих лиц, писатели-реалисты углубили возможности типизации характеров. В отличие от произведений сентименталистов и романтиков психологизм как одно из средств типизации у реалистов не имеет самодовлеющего значения и связан с раскрытием обобщающего социального содержания того или иного характера. Психологизм романтиков был воспринят и вновь возрожден в творчестве реалистов. Особенно четко эта связь прослеживается в литературном процессе Франции. Одним из важнейших тезисов романтической эстетики, особенно отчетливо сформулированных Гюго в его предисловии к драме «Кромвель», было требование местного и исторического колорита, то есть тщательного описания обстановки той эпохи, в которой происходит действие художественного произведения. конкретно- исторических, а нередко и бытовых реалий эпохи. Мастерством таких описаний отличаются романы Скотта, «Собор Парижской богоматери» Гюго. В разработке этой стороны своей художественной системы романтики подготовили и оплодотворили творческую практику реалистов. Достаточно в этой связи вспомнить большинство произведений Бальзака или Мериме, отличающимся блестящим мастерством описаний. Романтическая теория контрастов, провозглашенная и последовательно воплощенная Гюго, в значительной степени предварила отражение диалектических противоречий действительности в творчестве реалистов. Одной из ведущих тем творчества реалистов является тема утраченных иллюзий (разочарования в существующем строе и окружающих людях). Возникновение этой темы было связано с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII века, и первоначально она нашла отражение в творчестве романтиков (Байрон, Мюссе и др.). Творческая эволюция некоторых романтиков, как бы воспроизводя общую эволюцию романтизма, отмечена все большим обращением к изображению конкретной реальной действительности, ослаблением субъективного начала, отходом от нормативных абстракций и аллегорий. Такова, например, эволюция Байрона, Шелли, Гейне. Следует признать, что в данном случае можно говорить о вызревании реалистических тенденций в недрах романтизма. С другой стороны, существенное и плодотворное воздействие романтизма испытывали и многие значительные представители реализма. Горький М. с полным основанием утверждал, что реалистическое и романтическое начало могут сосуществовать в творчестве писателя, который прежде всего является реалистом, но не отказывается и от плодотворного художественного опыта романтической эстетики. «В крупных художниках реализм и романтизм всегда как будто соединены, – писал он в статье «О литературе», – Бальзак-реалист, но он писал и такие романы как «Шагреневая кожа» – произведение очень далекое от реализма». Литературоведами давно отмечено проявление определенных черт романтической эстетики в произведениях такого писателя как Диккенс, все творчество которого было окрашено романтически-утопической мечтой о непременном торжестве добра, о всеобщей любви и братстве. Стендаль, также усвоивший уроки романтиков, в своей творческой манере был особенно близок им. Это сказалось не только в его глубоком и мастерском психологизме, но и в самой идейно- эстетической структуре его романов, в центре которых всегда стоит главный герой, противопоставленный действительности и возвышающийся над ней. Особый характер восприятия романтической традиции свойственен и Мериме, в новеллах которого нередко на первый план выступает свойственная романтизму «экзотика», изображаются неординарные личности. Таким образом, связи между критическим реализмом и предшествующими ему литературными направлениями оказываются достаточно глубокими и многогранными. Обогащая художественный опыт человечества, реалисты вбирали в себя все лучшее, что было сделано представителями просветительского реализма и романтиками, создавали свои произведения, опираясь на прочный фундамент предшествующей литературной традиции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы