Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жанры русской комедии XVIII в.



Литература:
1) Сумароков А. П. Тресотиниус. Опекун. Рогоносец по воображению // Сумароков А. П. Драматические сочинения. Л., 1990.
2) Лукин В. И. Мот, любовью исправленный. Щепетильник // Русская литература XVIII в. (1700—1775). Сост. В. А. Западов. М., 1979; Хрестоматия по русской литературе XVIII в. Сост. А. В. Кокорев. М., 1965.
3) Капнист В. В. Ябеда // Капнист В. В. Избранные произведения. Л., 1973.
4) Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 2, 4 (§ 3), 5 (§ 2, 3). 11 (§ 3).
5) Стенник Ю. В. Сумароков-драматург // Сумароков А П. Драматические сочинения Л., 1990.
6) Моисеева Г. Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986.
7) Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 1 (§ 5), 2 (§ 2, 3), 5 (§ 4).

Задание:
Пользуясь указанной литературой, подготовить к занятию письменный реферат на тему: «Жанры русской комедии 1750—1790 гг.»

План:
1. Эволюция жанра комедии в творчестве А. П. Сумарокова: памфлетная комедия 1750 гг., комедия интриги 1760 гг., комедия нравов 1770 гг.
2. Поэтика жанра комедии А. П. Сумарокова: функции каламбурного слова, конфликтобразующие функции понятий, особенности словоупотребления в речевых характеристиках порочных и добродетельных персонажей, типология художественной образности, своеобразие конфликта, типология развязки.
3. Комедия нравов в творчестве В. И. Лукина: идеология и эстетика «прелагательного» направления, жанровое своеобразие «слезной» комедии («мещанской трагедии»), риторика и бытописание в комедиях «Мот, любовью исправленный» и «Щепетильник».
4. Высокая комедия «Ябеда» В. В. Капниста: поэтика жанра стихотворной высокой комедии, функции каламбурного слова (характерологическая, действенная, миромоделирующая), особенности конфликта, типология развязки, типология высокого героя.













Практическое занятие № 4.

Поэтика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Литература:
1) Фонвизин Д. И. Недоросль // Фонвизин Д. И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. 1.
2) Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 336—367.
3) Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 8 (§ 3).
4) История русской драматургии XVII - первой половины XIX в. Л., 1982. С. 140—146.
5) Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 4.

Задания:
1) Составить конспекты указанных работ
2) Письменно ответить на вопрос «Как семантика родовой фамилии Скотининых реализуется в речевой характеристике бытовых героев? »
3) Составить словарь абстрактных понятий в речи героев-идеологов.

План:
1) Каламбурное слово и его функции в комедии «Недоросль».
2) Типология художественной образности: бытовые герои и герои-идеологи.
3) Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль».
4) Симметризм в комедии: система образов, биографии (д. 3, явл. 1, 5; д. 4, явл. 7, 8), сцена экзамена (д. 3, явл. 1; д. 4, явл. 1, 4, 8), процесс воспитания и обучения (д. 2, явл. 4, 6; д. 3, явл. 1; д. 5, явл. 1).
5) Жанровое своеобразие комедии «Недоросль».














Практическое занятие № 5

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева

Литература:
1) Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Сочинения. М., 1988.
2) Кулакова Л. И., Западав В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974.
3) Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956. С. 433—457.
4) Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145—162.

Задания:
1) На основании эпиграфа, посвящения, «Слова о Ломоносове», анализа фонвизинских мотивов в главах «Любани», «Хотилов», «Выдропуск» («Копии с отписок»), «Новгород» («Вопросы г-ну сочинителю «Былей и небылиц»), «Завидово» («Всеобщая придворная грамматика») письменно ответить на вопросы: «Каковы идеологические и эстетические моменты сближения Радищева с Тредиаковским? с Ломоносовым? с Фонвизиным? » (по выбору).
2) В главах от «Выезда» до «Спасской Полести» выбрать и прокомментировать эпизоды, в которых фигурирует мотив сна и сновидения. Подготовить письменную работу на тему: «Смысловые и композиционные функции мотива сна в «Путешествии из Петербурга в Москву».

План:
1) Структура повествования в «Путешествии»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания.
2) Проблема автора и героя.
3) Литературно-ассоциативный фон сюжета.
4) Вводные жанры авторские включения (посвящение, ода «Вольность». «Слово о Ломоносове»), рассказ встречного («Чудово», «Зайцово»), сон («Спасская Полесть»), найденная рукопись («Хотилов», «Выдропуск», «Торжок»), письмо («Зайцово»), подслушанный разговор («Спасская Полесть», «Крестьцы»)
5) Особенности сюжетосложения и композиции
6) Жанровое своеобразие «Путешествия» в контексте национальной литературной традиции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь