Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Виды воображения: произвольное, непроизвольное, активное, пассивное, воссоздающее, творческое, мечта.
Все формы воображения можно подразделить на две большие группы: 1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы. Галлюцинации – под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением. Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают Грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном. 2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания. Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение. Произвольнее воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мЕчта – (говорит о моральном облике человека) Воссоздающее воображение, заключающееся в создании образов, объектов, ранее не воспринимавшихся в соответствии с их словесным описание или изображением. Творческое воображение, предполагающее самостоятельное создание новых обра-зов, которые воплощаются в оригинальных продуктах научно-технической и художе-ственной деятельности. Мечта представляет собой особый вид творческого воображения. Создание образов желаемого будущего, не воплощённых непосредственно в те или иные продукты деятель-ности. Мечта является разновидностью преднамеренного пассивного воображения. Грёзами называют непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее об-разы, которые не могут воплотиться в жизнь. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Но анализ и синтез в воображении имеют другое направ-ление и обнаруживают другие тенденции при активном оперированнии с образами. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных фор-мах: 1) агглютинация – «склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, частей (например, образ кентавра); 2) гиперболизация – мысленное увеличение или уменьшение предмета, а так же из-менение отдельных частей; 3) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фразах; 4) заострение – подчёркивание каких-либо качеств отдельных признаков. Основная тенденция воображения состоит в преобразовании образов, обеспечиваю-щих создание модели ситуации новой, ранее не возникавшей. Пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на Произвольное (мечтательность, грезы) и Непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится Эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать… В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и " беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы