Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Финансирование организаций
Я научился бесстыдно опустошать карманы бедных ради тех, кто еще беднее их55.
* * *
Несмотря на то что мне приходилось распоряжаться фондами в сотни тысяч рупий, мне всегда удавалось очень экономно их расходовать. Я никогда не делал долгов. Наоборот, фонды всех организаций, которыми я руководил, всегда приносили прибыль56.
* * *
Я научился не вести общественную работу на взятые в долг деньги. На слово человека можно полагаться во многих делах, за исключением дел финансовых57.
* * *
Экономические вопросы имеют первостепенную важность для каждой организации, но я знаю, что ими не всегда занимаются надлежащим образом. Тщательное ведение бухгалтерии – это непременное условие работы любой организации. Без прозрачной отчетности у нее может испортиться репутация. Без тщательно сбалансированных счетов нельзя бороться за кристально чистую правду58.
* * *
Я не считаю правильным вести работу общественных учреждений за счет постоянных фондов. Постоянный фонд [пожертвование] несет в себе семена моральной деградации учреждения. Учреждения, финансируемые из постоянного фонда, часто начинают игнорировать мнения народа, а подчас действуют вопреки им… Идеалом для общественной организации считается текущее – изо дня в день – финансирование. Пожертвования, которые она получает в течение года, представляют собой мерило популярности и честности ее правления. Текущие расходы должны осуществляться из ежегодных добровольных взносов. Случались моменты, когда я не знал, что буду делать завтра, если не поступят деньги59.
* * *
Не думаю, что кто-то сможет превзойти меня в моей страсти расходовать общественные деньги со скупостью нищего. Причина очевидна. Общественные деньги принадлежат беднейшим людям Индии, а мы едва ли сможем найти в мире кого-либо беднее их60.
* * *
Ни одно движение, ни одна организация, обладающая золотым фондом чистых сердцем сотрудников, не избегали положения, когда создавалась угроза отсутствия финансирования. Мы не должны всегда зависеть только от денежных людей. Надо рассчитывать на более скромные ресурсы. Наш средний класс и класс бедняков поддерживают нищих и храмы, так почему бы им не помочь нескольким честным работникам?61
* * *
Я всегда чувствовал, что если религиозная организация имеет больше средств, чем ей необходимо, то она может утратить веру в Бога и уверовать в деньги. Как только у такой организации появляется гарантия финансовой стабильности, так сразу случается духовное банкротство62.
* * *
Деньги – ничто, если есть решимость пожертвовать жизнью ради дела63.
Глава 6 Сатьяграха
Происхождение термина
Принцип, названный сатьяграха , возник до того, как было придумано само слово. Действительно, когда он родился, я и сам не мог сказать, что он собой представляет. Когда на встрече с европейцами я обнаружил, что термин «пассивное сопротивление» они толкуют слишком узко, считают его оружием слабых и полагают, что само такое сопротивление отмечено печатью ненависти и способно в конечном счете вылиться в насилие, я возразил против такого толкования и объяснил истинную природу индийского движения. Мне стало ясно, что новый термин должен быть предложен самими индийцами, ибо таким образом он отражал бы суть их борьбы. Однако я не смог придумать такового и объявил конкурс. В результате Маганлал Ганди сконструировал слово «садаграха» (сат – «истина», аграха – «твердость»). Для того чтобы сделать термин яснее, я видоизменил его в соответствии с гуджаратским наречием. В конце концов получилось слово «сатьяграха» 1.
* * *
Сатьяграха принципиально отличается от того, что люди имеют в виду, используя английский термин «пассивное сопротивление» («passive resistance»)2.
* * *
Когда я читал в Нагорной проповеди такие пассажи, как «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» и «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…», я испытал великую радость, ибо нашел подтверждение своему мнению там, где менее всего ожидал его найти. Бхагавадгита усилила это мнение, а «Царство Божие внутри вас»[10] Толстого помогло придать ему окончательную форму3.
* * *
Пассивное сопротивление… если передать на английском языке его истинную сущность, означает «сила правды». Кажется, и Толстой называл непротивление злу насилием силой души или силой любви4.
* * *
Неверно, что мою идею гражданского неповиновения я почерпнул у Торо. Сопротивление властям в Южной Африке уже имело долгую историю, до того как я прочитал эссе Торо о гражданском неповиновении. Однако движение в то время носило название «пассивное сопротивление». Поскольку это было неполное и неудачное название, я ввел для говорящих на гуджарати термин сатьяграха . Прочитав заголовок великого эссе Торо, я начал использовать это наименование для разъяснения сути нашего движения англоязычным читателям. Тем не менее постепенно я понял, что даже термин «гражданское неповиновение» не может полностью выразить смысл нашей борьбы. Тогда я стал употреблять словосочетание «гражданское сопротивление». Ненасилие всегда было неотъемлемой частью нашей борьбы5.
Средства и цели
Ошибаются те, кто думает, будто между средством и целью нет никакой связи. Из-за этой ошибки даже религиозные люди совершали тяжкие преступления. Средства можно уподобить семени, цель – дереву. Между средством и целью существует такая же неразрывная связь, как между семенем и выросшим из него деревом6.
* * *
Принято считать, что средства суть всего лишь средства. Я бы сказал: средства – это все. Каковы средства, таковы и цели. Нет стены, отделяющей средства от цели. Понимание цели точно соответствует пониманию средств. Данная истина не знает исключений7.
* * *
В моей жизненной философии цели и средства – понятия взаимозаменяемые8.
* * *
Закон природы гласит, что какую-либо вещь можно сохранить теми же средствами, какими ее приобрели. То, что было получено силой, можно удержать только силой, то, что было добыто истиной, истиной и сохраняется9.
* * *
Успех нашего движения к цели зависит от чистоты наших средств. Наш метод делает путь длинным, возможно, чересчур длинным, но я убежден, что он – самый короткий10.
* * *
Средства, для того чтобы быть действенными, должны постоянно находиться под рукой. Если мы озадачимся средствами, то рано или поздно непременно достигнем цели11.
* * *
Надо позаботиться о средствах, а цель позаботится о себе сама12.
* * *
Средства нельзя отделять от цели. Насильственные средства приводят к плохим результатам. Эти понятия – цель и средства – взаимозаменяемы. Добро не может породить зло. Зло, даже если его совершают с благими намерениями, порождает только зло13.
* * *
Самые честные средства перестают быть таковыми, если нечестной становится цель14.
* * *
Я принципиальный противник насильственных способов борьбы, даже если насилие служит благороднейшей цели15.
Жертвенность
Дар жизни – самый великий дар. Человек, жертвующий этим даром, обезоруживает всех своих врагов16.
* * *
Вынужденная жертва – не жертва17.
* * *
Народ, способный на безграничные жертвы, может подняться на бесконечную высоту. Чем чище жертва, тем быстрее это происходит18.
* * *
Самопожертвование одного невинного человека действует в миллион раз сильнее, чем жертва миллиона людей, которые умирают, убивая других19.
* * *
Сознательная жертва невинного человека – это самая сильная божественная или человеческая отповедь надменной тирании20.
* * *
Ни одна жертва не стоит такого названия, если она совершается без радости. Жертва и постная физиономия плохо сочетаются друг с другом. Жертва – это путь к святости. Несчастен тот, кто, принося жертву, рассчитывает на сострадание21.
* * *
Не стоит скорбеть по поводу жертвы какого-либо человека. Жертва, причиняющая боль, теряет священный характер и не оправдывает своего предназначения. Люди склонны отказываться от вещей, причиняющих боль и вред; поэтому радость жертвы должна превосходить радость отказа от нее22.
* * *
Мыши, беспомощно попавшие в зубы коту, не приобретают достоинства от своей вынужденной жертвы23.
* * *
В истинной жертве все страдание достается одной стороне – для этого надо овладеть умением умирать, не убивая, и обретать жизнь, теряя ее24.
* * *
Сатьяграхи должен быть всегда готов умереть с улыбкой на устах, но без жажды мести и ожесточения25.
Страдание
Мать страдает ради того, чтобы ее дитя могло жить. Жизнь исходит из смерти. Зерно пшеницы умирает, но дает жизнь стеблю. Ни одна страна не сумела подняться, не пройдя очищающее испытание огнем страдания. Невозможно уклониться от закона страдания, одного из непреложных условий нашего бытия. Прогресс можно измерять объемом перенесенных ради него страданий. Чем чище страдание, тем величественнее прогресс26.
* * *
Секрет ненасилия и отказа от сотрудничества заключается в понимании того, что только через страдание мы сможем достичь нашей цели. Это предварительное самоотречение есть прелюдия к еще большему страданию – трудностям тюремного заключения или смертной казни, если до этого дойдет. Чем больше мы страдаем и чем больше будет число таких страдальцев, тем ближе мы окажемся к нашей заветной цели27.
* * *
Бодро переносимое страдание перестает быть таковым и превращается в несказанную радость. Человек, бегущий от страдания, становится жертвой бесчисленных бедствий до того, как они его настигают, и почти умирает, когда эти бедствия случаются. Человек, радостно готовый ко всему, что может его постигнуть, избегает боли. Бодрость действует на него как анестетик28.
* * *
Спасение людей зависит от них самих, от их способности к страданию и самопожертвованию29.
* * *
Истинное, доблестно переносимое страдание способно смягчить даже каменные сердца30.
* * *
Страдание имеет свои четко очерченные пределы. Оно может быть мудрым и неразумным, и если предел достигнут, то продолжение страдания – это не просто отсутствие мудрости, это подлинное безумие31.
* * *
Люди, добровольно решающиеся на страдания, возвышаются сами и возвышают все человечество32.
* * *
Вещи, имеющие фундаментальную важность, достаются не одним только разумом, за них приходится платить и страданиями. Страдание – закон человеческой жизни; война – закон джунглей. Страдание бесконечно мощнее закона джунглей, ибо способно переубедить противника и заставить его раскрыть уши, бывшие до этого глухими к доводам разума33.
Голодание
(См. также раздел «Голодание» в главе 3.) Если человек сталкивается с неприятностями, которых невозможно избежать, то единственный способ их пережить – это пост и молитва34.
* * *
Голодовка до смертельного исхода неотъемлемая часть программы сатьяграхи и – при известных обстоятельствах – очень мощное оружие из ее арсенала. Не всякий человек может выдержать такую голодовку, к ней надо долго и упорно готовиться35.
* * *
По самой природе вещей голодовка, предпринятая с эгоистическими целями, теряет всякий продуктивный смысл. Сатьяграхи не должен объявлять голодовку с требованием своего освобождения из тюрьмы или смягчения для себя условий содержания36.
* * *
Наш долг – поддержать голодовкой людей, разделяющих наши идеалы, но ослабевших под давлением внешних сил и обстоятельств37.
Тюремное заключение
(См. также раздел «Преступление» в главе 10 и раздел «Опыт тюремного заключения» в главе 13.) Если человек совершает преступление, то он должен предстать перед судом, быть признанным виновным и понести наказание. Если же человек не совершал преступления, но тем не менее был признан виновным и понес наказание, то тюремное заключение нельзя назвать бесчестьем для него. Сатьяграхи не к лицу бояться тягот тюремной жизни38.
* * *
Мы не стараемся попасть в тюрьму из пустой бравады. Тюрьма – это путь к свободе и чести, если туда попадает невинный39.
* * *
Не все заключенные, подобно мне, способны оценить прелесть одиночного заключения. Оно так же жестоко, как и ненужно. Его можно избежать, если правильно распределять арестантов по камерам… Но тюрьмами злоупотребляют ради политических целей, и поэтому политические заключенные не могут избежать гонений, даже находясь в тюрьме40.
* * *
Позор – не в попадании в тюрьму, а в совершении преступления. Тюремное заключение не надо воспринимать как наказание. Реальным же наказанием будет решимость не совершать новых преступлений41.
* * *
Тюремное заключение – это естественная участь сатьяграхи 42.
* * *
Когда исчезает страх тюремного заключения, репрессии лишь вселяют в людей мужество43.
* * *
Очень легко угодить в тюрьму за совершенное преступление, но трудно попасть туда вопреки своей невиновности. Преступник всячески избегает ареста, но полицейские преследуют и ловят его. Однако те же полицейские арестовывают невинного человека, который сам отдается в их руки, только тогда, когда просто не могут поступить иначе44.
* * *
Жизнь в тюрьме приучает к терпению45.
* * *
Пятьдесят лет назад к заключенным не пускали посетителей и не разрешали писать письма. Жизнь в современной тюрьме лишена всех ее прежних ужасов. Недалек тот день, когда тюрьмы назовут как-нибудь по-другому, а людей будут держать в них лишь для того, чтобы они не могли больше причинять вред – моральный, общественный или политический, – в зависимости от законодательства того или иного государства. Однако мы должны и теперь радоваться условиям заключения, стараясь одновременно все же добиваться освобождения, если это возможно46.
* * *
Сатьяграхи идет в тюрьму не для того, чтобы пристыдить власть, а чтобы обратить ее, показав ей свою невиновность47.
* * *
Мы не должны бояться ворот тюрьмы, нам следует входить в нее с той же радостью, с какой жених идет на брачное ложе. Свободу завоевывают в тюрьмах, а иногда и на виселицах, но не в парламентах, судах или школьных аудиториях48.
Противник
Пассивное сопротивление… благословение и для того, кто к нему прибегает, и для того, против кого оно направлено49.
* * *
Мы должны ожесточенно критиковать меры и организации, но мы не имеем права нападать на людей. Мы и сами несовершенны, поэтому нам следует проявлять мягкость в отношении других людей и не торопиться с приписыванием им злых побуждений50.
* * *
Мы должны быть вежливыми и терпеливыми с теми, кто не согласен с нами. Нам ни в коем случае нельзя считать наших противников врагами51.
* * *
Как только мы попытаемся мыслить так, как мыслит наш оппонент, мы сразу сможем отнестись к нему справедливо. В мире исчезнет три четверти всех несчастий и недоразумений, если каждый из нас попробует поставить себя на место противника и понять его точку зрения52.
* * *
Давайте воздадим должное нашим оппонентам за ту же честность цели и патриотизм, каковые не уступают нашему патриотизму и честности53.
* * *
Человек и его деяния – не одно и то же. Добрый поступок должен вызывать похвалу, а злой – порицание, но человек, совершивший их, всегда заслуживает лишь уважения или жалости. «Ненавидьте грех, а не грешника». Это предписание, невзирая на его доходчивость и простоту, редко исполняется на практике, отчего по миру расползается яд ненависти… Вполне уместно сопротивляться системе и критиковать ее, но сопротивляться творцу системы или нападать на него – это то же, что нападать на самого себя. Мы все написаны одной кистью, мы все – дети одного Создателя и как таковые все причастны к бесконечной Его силе, заключенной в каждом из нас. Неуважение к простому человеку есть неуважение к божественной силе, а это значит, что таким образом мы причиняем вред не только ему, но вместе с ним и всему миру54.
* * *
Сатьяграхи решительно прощается со своим страхом. Это значит, что он не боится доверять оппоненту. Если даже оппонент обманул его двадцать раз, сатьяграхи готов поверить ему и в двадцать первый раз, ибо вера в человеческую природу составляет самую сущность его убеждений55.
* * *
Сатьяграхи ни в коем случае не должен забывать о разнице между злодеянием и злодеем. Он не должен таить злобу на злодея. Он не имеет права даже оскорблять его словесно, каким бы непростительным ни казался его поступок. На свете нет падших, которых невозможно было бы обратить к свету любовью. Сатьяграхи всегда пытается превзойти зло добром, гнев – любовью, ложь – истиной, химсу – ахимсой . Иного пути к очищению мира не существует56.
* * *
Свою злую волю я переношу с людей на вещи57.
* * *
Так же, как нет людей, настолько дурных, что они не заслуживали бы искупления, не существует и людей, столь совершенных, что они могли бы требовать уничтожения тех, кого считают абсолютно злыми58.
* * *
Идея сатьяграхи заключается в обращении злодеев, в пробуждении в них чувства справедливости; смысл сатьяграхи в том, чтобы показать злодею, что без прямого или косвенного сотрудничества с ним других людей он будет неспособен совершать задуманные им злодейства59.
* * *
В намерения сатьяграхи не входит ставить заблудшего в неудобное положение. Мы взываем не к его страху, мы взываем к его сердцу. Цель сатьяграхи – обращение, а не принуждение злодея60.
* * *
Надо верить в возможность исправления любого, пусть даже и самого растленного человека гуманным и умелым обхождением с ним61.
* * *
Когда встает вопрос выбора между самоубийством или убийством противника, я, не сомневаясь, выберу первое62.
* * *
При столкновении с противником постарайся покорить его любовью63.
* * *
В лексиконе сатьяграхи нет слова «враг»64.
Отказ от сотрудничества
Каждый гражданин молчаливо, но тем не менее однозначно поддерживает существующее правительство, причем подчас сам не замечая того. Поэтому каждый гражданин несет ответственность за все, что делает правительство. Вполне разумно поддерживать его действия до тех пор, пока их можно терпеть. Но когда правительство начинает приносить ощутимый вред гражданину и всему народу, то долгом становится отказ от поддержки правительства65.
* * *
Отказ от сотрудничества – это не пассивное состояние, наоборот, это состояние весьма активно, оно активнее физического сопротивления и насильственных действий. «Пассивное сопротивление» в данном случае – неверный, вводящий в заблуждение термин66.
* * *
Отказ от сотрудничества есть попытка пробудить в людях чувство собственного достоинства и силы. Это можно будет сделать только в том случае, когда массы поймут, что им не следует бояться грубой силы, если они познают свою душу67.
* * *
Человек, отказывающийся от сотрудничества с властью, стремится привлечь к себе внимание и подать пример не насилием, а незаметной скромностью. Он выказывает свои убеждения реальным действием. Его сила в опоре на правильность своей позиции68.
* * *
Оправданием существования государства может быть только то, что оно заботится о благополучии народа. Это единственное, что придает ему законность и легитимность в глазах подданных. Потому без лишних слов ясно, что как только государство перестает выполнять эти свои обязанности или начинает проводить в жизнь меры и принимать законы, противоречащие совести и высшим интересам народа, оно немедленно теряет право на верность со стороны граждан. Отказ от сотрудничества с таким государством становится не только необходимостью, но и религиозным долгом народа69.
* * *
Отказ от сотрудничества с государством ни в коем случае не означает анархии или беспорядков, он означает более тесное взаимодействие людей между собой. Таким образом, я считаю отказ от сотрудничества с властью эволюционным процессом. Лучше всего описать такой отказ термином «эволюционная революция»70.
* * *
Первичный побудительный мотив отказа от сотрудничества – самоочищение путем неоказания поддержки неправедному и нераскаявшемуся правительству. Вторичная цель – избавление от чувства беспомощности через уничтожение зависимости от контроля и надзора правительства, то есть через самоуправление во всех возможных делах. Добиваясь этих двух целей, мы воздерживаемся от насилия и его пропаганды и не покушаемся на людей и их собственность71.
* * *
Отказ от сотрудничества, если границы такого отказа не определены, становится привилегией, а не долгом и, таким образом, превращается в преступление72.
* * *
Отказ от сотрудничества со злом – это такой же долг, как и сотрудничество с добром. В прошлом отказ от сотрудничества со злодеями намеренно выражали актами насилия в их отношении. Я же стараюсь показать моим соотечественникам, что насильственный отказ от сотрудничества лишь умножает зло, что насилие лишь подпитывает его. Отказ злу в поддержке требует полного избегания насилия73.
* * *
Мой отказ от сотрудничества с властью коренится не в ненависти, а в любви74.
* * *
Отказ от сотрудничества сам по себе вещь неестественная, порочная и греховная. Но я убежден, что ненасильственный отказ от сотрудничества с властью в данный момент следует считать нашим священным долгом75.
* * *
Я отказываюсь сотрудничать с методами и системой власти, а не с людьми, ее олицетворяющими76.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы