Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Очерки неформальной социотехники



 

 

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов

Очерки неформальной социотехники

 

Серия «технология группы»

Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

 

Посвящается светлой памяти Владимира Ланцберга

 

Обращение к читателю

 

 

Это книга о неформалах и для неформалов, а ещё для их родителей, друзей, учителей, журналистов, политиков, социологов… может, даже милиционеров… Для всех, взыскующих понять, – как сказал один из наших героев.

Не ищите в книге перечня и описания всех молодёжных неформальных сообществ такая энциклопедия была бы вдесятеро толще, и всё равно неполной. Но именно в нашей книге найдутся сведения обо всех. Мы будем рассказывать об общих закономерностях развития любого неформального сообщества.

Старый лозунг «Мы не будем ждать милостей от природы» возвращается на новом витке развития генной инженерии. Одновременно инженерия социальная становится важным фактором современной жизни. Мы, правда, не инженеры, а техники, ремесленники, каким был и Мичурин. Перефразируя классика, неформалы не будут ждать милостей от властей, включая власть денег и «ящика». Новые заметные молодёжные неформальные движения обязательно возникнут, как возникали 20 и 50 лет назад, и никакой тоталитаризЬм им не помеха. Всё, что нужно им для успеха, находится в них самих и в близлежащем социальном пространстве.

Наша задача рассказать, как они берут это «всё» оттуда, о проблемах будущего синтеза, о том, какими быть новым движениям, новым неформалам 2010ХХ, о том какими мы хотели бы их видеть, и что мы для этого делаем.

Авторы

 

 

О словах и выражениях

 

 

В этой книге применяются некоторые термины и выражения, значение которых мы сочли нужным пояснить.

Внешняя деятельность (клуба или другого типа сообщества круга, системы) потребители производимых товаров или услуг находятся вне клуба.

Внутренняя деятельность (клуба, круга, системы) потребителями производимых клубом товаров или услуг являются члены клуба.

Информальная группа частный случай клуба, в котором внешняя деятельность значительно превалирует над внутренней. Термин введен А.Шубиным (1). Подтипы неформальный производственный коллектив, клуб с внешней деятельностью и развитым самоуправлением.

Клуб – элементарная ячейка неформального поля. Структура, состоящая из одного ядра , актива, ауры и аудитории. С точки зрения внешнего наблюдателя, у каждого клуба можно отследить статистически главную задачу и главные ЦЛО (ценностно‑личностные ориентации).

Комиссары взрослые лидеры клубного коллектива (коммунарский термин). Взрослость в общем случае определяется не по физическому возрасту, а по реальному статусу, хотя статистически чаще комиссары немного старше среднего возраста членов клуба.

Конвиксия в Пассионарной теории этногенеза Л.Гумилёва: группа людей с однохарактерным бытом, существующая в течение нескольких поколений (2). Таким образом, традиции, стиль жизни, мировосприятие некоторой страты утверждается в общественной ткани, становится нормой. Примеры конвиксий – сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена. В современной жизни – богема (художники, музыканты, шоу‑бизнес), номенклатура, блатная субкультура, и профессиональные страты: военные, спорт, шоу‑бизнес.

Коннектив долгоживущая (в среднем 3,5 года) малая неформальная группа, статистически устойчиво находящаяся в фазах корпорации или коллектива. Неологизм введён для того, чтобы отличить идентификатор группы от идентификатора её свойства, фазы её развития коллектива. Группа не обязательно является коннективом, группа или коннектив не всегда имеют свойства коллектива.

Консорция – в Пассионарной теории этногенеза, группа людей, объединенных исторической судьбой, часто на короткое время. Лев Гумилёв писал о консорциях: «В этот разряд входят кружки, артели, секты, банды и тому подобные нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся конвиксиями ». Примеры консорций – землепроходцы, американские пионеры, казаки, покорившие Сибирь (2). Или – современные общественные течения: коммунары, КСП‑шники, ролевики и др.

Консорции первого порядка – обобщённое название для отдельных клубов, тусовок, флэш‑групп, коннективов и точек потоков.

Консорции второго порядка обобщённое название для кругов и систем .

Консорции третьего порядка обобщённое название для движений, течений, субкультур субдвижений и субсубдвижений в рамках одного движения.

Круг (клубов). Способ сотрудничества, взаимодействия, объединения нескольких клубов. Имеет частично общие активы, ауры, аудитории. Идеальная модель: все клубы круга автономны и не могут вмешиваться в дела друг друга. В некоторых кругах есть КРК Клуб Руководителей Клубов, выполняющий функции координации.

Малая группа. Синонимы: контактная группа, номинальная группа. Совпадает с понятием академической социальной психологии: «Группа малая насчитывает, как правило, от 2–3 до 30–40 человек, находящихся между собой в непосредственном общении. В силу этого обстоятельства она же, как правило, группа контактная, каждый член которой достаточно хорошо лично знаком и находится в регулярном взаимодействии со всеми остальными…» (3). Малые группы кванты любого неформального движения в этой книге называются клубами.

Неформальная ассоциация система горизонтальных (сетевых) и вертикальных (к одному или нескольким центрам) связей между людьми и/или группами общественного движения.

Неформальная организация система координации и управления общественным движением, включающая в себя обязательность исполнения некоторых решений центра для всех людей и/или групп членов организации (невыполнение этих решений влечет за собой исключение из организации).

Неформальная педагогика – предполагает, что педагог является лидером детской (подростковой, юношеской) неформальной группы.

Неформальное поле совокупность наложенных друг на друга отдельных движений. Имеет многоуровневую структуру.

Общественная инициатива идея общественной деятельности, реализуемая деятельностью одного человека и/или группы людей.

Общественное движение стохастическая (случайная, некоординируемая) система горизонтальных (сетевых) связей между людьми и/или группами общественного течения.

Общественное течение независимая, некоординируемая деятельность не связанных между собой людей и/или групп, реализующих одну общественную инициативу.

Система (система клубов). Состоит из нескольких клубов и/или кругов. Имеет все свойства круга и сверх того, идеальная модель: единство ресурсного обеспечения, политики развития, орган управления КРК (клуб руководителей клубов), возможный и практикуемый переток между клубами не только членов клубов, но и руководителей.

Точка потоков редчайшее явление, когда сменность актива консорции первого или второго порядка составляет тысячи процентов: за время активного цикла ядра членами сообщества могут поочередно и/или параллельно перебывать многие сотни и тысячи людей. Точки потоков играют особую роль в жизни неформальных сообществ, так как в них обычно контактируют и совместно действуют активисты и лидеры разных сообществ, в других местах не пересекающиеся. Бывает, что точки потоков выполняют роль инкубаторов мест синтеза новых видов неформальных сообществ.

Флэш‑группа короткоживущая (от нескольких часов до нескольких месяцев) малая неформальная группа, статистически устойчиво находящаяся в фазах корпорации или коллектива.

Этнокод – совокупность признаков, задающих определенный стиль поведения для данного собщества (движения), которые передаются «по наследству». Например, один из таких признаков: понятие общественно‑полезной деятельности (ОПД) появилось в пионерии, потом перешло к тимуровцам, коммунарам и т. д.

Ядро (клуба) малая неформальная группа, в которой сосредоточен основной массив принятия решений, планирования и управления клубом.

У неформальных сообществ обычно есть свои сленги, самоназвания и самоопределения. Мы, с одной стороны их используем, но с другой стороны, сленгов много. В некоторых случаях слово‑самоопределение сообщества совпадает со словом из нашей терминологии, но не совпадает с нашим определением. Тогда мы используем в комментариях к прямой речи «нестандартные» термины, по возможности, понятные по смыслу.

 

 

Ушествия

 

Кто прожил жизнь, однако же не став

Ни жертвой, ни участником забав,

В процессию по случаю попав.

Таков Герой. В поэме он молчит,

Не говорит, не шепчет, не кричит,

Прислушиваясь к возгласам других,

Не совершает действий никаких.

Я попытаюсь вас увлечь игрой:

Никем не замечаемый порой,

Запомните, присутствует герой.

Иосиф Бродский. Шествия

 

EscapeInsert

В советские времена, когда государство обладало почти полной монополией на клеймение , это клеймо имело следующий вид: аполитичность . Клеймёного могли исключить из комсомола и вуза, не дать визы для поездки за границу и т. п.

Потом монополии не стало, и теперь реальное право вешать ярлыки на грудь, лапшу на уши и ставить клейма на лбы находится в пользовании множества субъектов, имеющих возможность выступать в медиапространстве. Это не обязательно телевидение, и, следовательно, не обязательно субъект = олигарх. Это может быть любой академик одной из бесчисленных академий (регистрация под ключ 350 уе), а то и просто популярный журналист. И академики, и журналисты правом этим обильно пользуются.

Параллельно пошла мода на западное, и теперь ярлык называется эскапизм. Или, в другой модификации: маргинальность . Изначальное значение слова «маргиналии» поля, окраины, границы. В социологию этот термин в 20‑х годах XX века ввел американец Роберт Парк, обозначив им положение мулатов. В современных словарях «маргинал человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.» (4) Например, в «Энциклопедии кино» в одной короткой статье маргиналами названы два голливудских режиссёра и там же персонаж‑бомж. Маргинализм режиссёров относится к их авангардному стилю в искусстве. Легко убедиться по другим источникам, что Карпентер и Хоупер в быту «не бродяги, не пропойцы», а вполне преуспевающие буржуа, и отличаются экстравагантностью не более, чем им могут позволить продюсеры.

Но в быту и в политике это слово, как и все матрицы клейм, давно потеряло всякий смысл, кроме инвективы ругательства. На сайте Госдумы РФ долгое время висело (теперь доступ к этой странице запрещён) утверждение, что «в современной России подавляющее большинство населения по причине распада прежних социальных структур оказалось маргинализированным». Это была страница ЛДПР, которую и саму многие называют «партией маргиналов». Наконец, директор Независимого института политических технологий Юрий Любашевский публично называет маргиналами тех, кто голосовал «против всех», когда эта графа ещё была в избирательных бюллетенях. (5) Из чего следует, что маргиналами могут быть люди, исповедующие легитимные политические принципы.

В общем, процесс клеймения идёт, но ездить за границу и учиться в вузе нынче можно и клеймёным, баксы имеющим. Правда, чтобы заработать, нужен имидж, а кое‑какие репутационные потери клеймо доставляет. Однако, как раньше жили, не особенно тужили, аполитичные, так и ныне маргиналы и эскаписты. Некоторые из них, в поисках русских корней и из нелюбви к определениям‑ярлыкам, используют слово, имеющееся у Даля только в неудобной для изготовления клейм отглагольной форме: УШЕСТВИЕ .

Архетип полного ушествия Мастер и Маргарита, ушедшие для начала каждый из своего постылого большого мира в арбатские переулки. Арбатскими же переулками бродил Окуджава один из родоначальников массового ушествия 70‑х 80‑х в форме движения авторской песни. Сейчас, в 2000‑е (!) годы, многие тысячи людей добровольно и бескорыстно посвящают большую часть досуга составлению полных собраний сочинений любимых бардов в звуке, текстах и видео. Между предпринимателями издателями CD и книг идёт своя конкуренция за право получить почти «на шару» чистенькие цифровые записи, дотошно сверенные и вычитанные тексты. Продукция ставится на прилавки обычных (большого мира) магазинов и раскупается, принося прибыль.

В нашей терминологии это называется «конвиксионная составляющая» вот такое проникновение неформального мира в формальный. Но КСП‑шники не самый яркий пример.

Трудно представить себе, что по историческим меркам совсем недавно – в начале 20‑го века вообще не было детского спорта, уроков физкультуры в школах, спортивных секций внешкольного образования. Спорта почти не было и в жизни обычного человека. Были другие любительские увлечения: живопись, музыка, литература. Но даже само словосочетание «физическая культура» до Пьера Кубертена звучало странно. Сейчас он известен как создатель современных Олимпийских игр. Менее известно, что выпускник Сорбонны по специальности «педагогика» положил начало «спортивной педагогике» науке о физическом образовании и нравственном воспитании молодёжи путем спорта.

Именно Кубертен, ещё до воплощения в жизнь своей утопии Новой Олимпии, стал создателем спортивных союзов для детей. Уже только за одно это имя его должно навсегда остаться в мировой культуре. Кубертен создал общественное движение, тогда маргиналов: им приходилось преодолевать полное непонимание чиновников и нескрываемый скептицизм коллег. Из ничего они выпустили в жизнь нечто , что породило впоследствии и мощную индустрию, и исключительно массовое занятие, и цель, и средство, и область профессиональной деятельности и много ещё чего.

Примерно в то же время сотни тысяч чудиков по всему миру отдавали всё свободное время и деньги (вместо активного участия в общественной и бурной политической жизни) сооружению из медной проволоки, глиняных катушек, картона и других подручных материалов коротковолновых радиопередатчиков и приёмников. Невежды и дилетанты слышали, но категорически не хотели принимать во внимание то, что согласно уравнениям самого Джеймса Максвелла (!) короткие волны могут огибать только короткие препятствия несколько сотен метров, и категорически не годятся для загоризонтной связи. Отдельные же эпизоды, когда чудикам дальняя связь удавалась, Академическая Наука объясняла флюктуациями ионосферы. В общем‑то, правильно объясняла. Но только неформалам‑маргиналам могло прийти в голову работать на случайностях, на авось: будет не будет.

За двадцать лет бескорыстного общественного труда «эфирные эскаписты» изучили закономерности изменений ионосферного отражающего слоя. С середины и конца 20‑х годов началось возвращение из ушествия : чудиков вместе с их кустарными изделиями в массовом порядке во всём мире стали приглашать на работу в престижные научные лаборатории, войска, экспедиции. С этого периода и до начала 80‑х (появление относительно дешёвых спутников) коротковолновая связь была одной из основных для решения военных и коммерческих задач.

Двадцать лет назад Интернета не было («Всемирная паутина» изобретена в 1993 году), а фидошников считали ненормальными, просиживающими ночи за странными играми в «эхи» и «мыло». Но именно они из своего ушествия в синтезе с другими маргиналами и не‑маргиналами двигали в большой мир Интернет учреждали фирмы ISP, писали самодельный софт… Их считали маргиналами, даже когда уже появился Интернет почти в нынешнем виде. Эти «первопроходцы сети» сейчас уже растворились в огромной волне тех, кто пришёл на освоенные сетевые пространства просто жить, работать, общаться. Но они и их продолжатели и сейчас пишут терабайты бесплатного софта, они создали линуксы, десятки тысяч фичей к винде, до сих пор поддерживают полуось… Их удобно бы назвать общим условным словом «гики» или «хакеры», или IT‑шники, но общего слова так и нет, и вряд ли уже появится.

Главная задача формальных групп, самыми многочисленными из которых являются производственные, удовлетворять потребности людей в своей нише рынка, которая может быть весьма невелика. Любая неформальная группа (или сообщество) тоже удовлетворяет какие‑то потребности своих членов, чаще всего не удовлетворённые государственными и коммерческими структурами, и на этом основании является полноценным элементом общества. Сейчас модно говорить «гражданского общества», хотя такая трактовка понятия «клуб» встречается ещё в прошлом, начиная с философов Просвещения.

Причём бывает, что клубы ценны не только своей внутренней деятельностью, но и значительным внешним выходом. Возьмем, к примеру, клубы собаководов. Формальные структуры подразделения армий, полиций, таможен, разведок и контрразведок, социальных служб (собаки‑поводыри слепых, например), являются только верхушкой айсберга, последним коротким звеном, обеспечивающим потребности общества. В основном они закупают собак у населения и опираются в своей работе на клубы и общественные объединения собаководов, ведущих родословные, что необходимо для качественного генетического отбора используемых пород. В результате, промышленное коневодство существует, а промышленного собаководства как такового почти нет. Если бы общественное движение собаководов исчезло, эту огромную нишу потребностей общества пришлось бы в аварийном порядке заполнять коммерческими или государственными структурами, вкладывать гигантские инвестиции и все равно опоздать – мы уж давно знаем, что генетика не продажная девка, и быстро только кошки родятся.

Название и самоназвание, идентификация «мы не мы» по отношению к большому миру характерны только для «маргиналов» на этапе зарождения движений и их первого цикла существования, пусть это и вполне приличный временной срок – четверть века. Когда поле их деятельности вдвигается в большой мир, расширяя его границы, самоназвание дробится или исчезает совсем. Меняются и стереотипы общественного сознания по поводу бывших маргиналов. Сейчас, например, исчезновение тождества «Интернет = маргинал» стремительно движется от столиц в провинции.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь