Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Из писем схиигумена Иоанна⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Схиигумен Иоанн (в миру Иван Алексеевич Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Окончил курс церковноприходской школы. В Валаамский монастырь Иван Алексеев поступил 28 мая 1901 года и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир ». Два года нес послушание в Петербурге, в Валаамской часовне у Калашниковской пристани (на Синопской набережной). Отец Иоанн рассказывал: «Многомятежный сей град повлиял на меня вредно, и я, немощный духом, не смог вместить городской сутолоки, ибо мне приходилось закупать и отправлять на вокзал и пароход и принимать разные товары, какие требовались для монастыря ». 19 октября 1921 года отец Иакинф был назначен настоятелем далекого северного монастыря — Трифоно-Печенгской обители с возведением в сан игумена. В октябре 1931 года отец Иоанн по собственной просьбе был освобожден от должности настоятеля. Весной следующего года он был принят в состав Валаамской братии и направлен на проживание в уже знакомый ему скит святого Иоанна Предтечи. В 1933 году он был пострижен в схиму с именем Иоанн. Летом 1937 года он перешел из скита в монастырь и исполнял наряду с главным духовником монастыря отцом Ефремом послушание второго духовника и, будучи еще в силах, исполнял чреду священнослужения. В 1940 году в связи с советско-финляндской войной отец Иоанн вместе с братией был вынужден покинуть родную обитель и эвакуироваться в Финляндию. Там в местечке Паппиниеми (Поповка, по-русски) был основан монастырь, который получил название Нового Валаама. Кончина старца последовала 6 июня 1958 года. Похоронили схиигумена Иоанна на кладбище Нового Валаама. Вот некоторые его мысли.
----------
У тебя теперь есть понятие о внутренней жизни и некоторый навык; понуждай себя чаще, внутренне молиться насколько хватит сил и время, еще упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы он дал память смертную. Замечай, какая наша временная жизнь: непостоянная, изменчива и скоропроходящая, не внимательных увлекает к разсеянности; а чтобы приобрести внутренний свой мир одно средство — непрестанная молитва. Скука и грусть пройдут, потерпи, не унывай, помоги и храни тебя Господь.
---------
Прочел твое письмо, все понял, перечувствовал, не скрою, и поплакал. Слава Богу, тяжелое время пережила. Не смущай себя, как перестроить свою жизнь, расположись на волю божию и молись, время постепенно перестроит. Хорошо, что поминки не устраивала, без поминок довольно было тебе хлопот. Конечно, тебе тяжело было видеть и переживать кончину своей дорогой мамочки и раньше не приходилось тебе присутствовать у умирающих. Однако, кончины бывают разные. Игумен Маврикий Валаамский, боролся со смертью 40 дней, а иеромонах Иереней 60 дней, вчера похоронили монаха 74 лет, скончался скоропостижно; до обеда работал, после обеда остался один в келии, пришли в келию, а он лежит у стола, душу отдал Богу. Человек не умирает, только переходит в другую вечную жизнь. Тело из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога к Богу и пойдет. А там уже его святая воля, куда определить, по делам каждого на вечную жизнь. Буди Господи милость твоя на нас, якоже уповаем на тебя .
----------
Малодушные минуты бывают не у тебя одной, все люди испытывают эти тяжелые минуты, иногда бывает хоть в голос кричи. О судьбах человеческих в загробной жизни, мы не можем решать, — его воля. Однако, я не сомневаюсь в спасении православной верующей души, но степени блаженства, конечно, по заслугам каждого человека. Как св. апостол сказал: Славы разные, иная слава солнцу, иная слава луне и иная слава звездам . Если какая грешная душа попадает в ад, св. Церковь замаливает за такую душу и Господь освобождает ее из адовых уз. Я грешный верую в церковные молитвы.
---------
Время, когда найдется, хорошо прочесть сколько-нибудь в Евангелии, в апостольских посланиях размышления о временной сей юдоли — плачевной жизни, о смерти и о будущей вечной жизни. Господи, помилуй! Страшно и подумать: конца нет. Хотя здесь бывает иногда очень тяжело, и все мы, бедные, кряхтим под тяжестью разных скорбей, однако они изменяются, а там никаких перемен не будет.
---------
Ты испытывала страх после смерти умершей Х.; Это было от ее нерасположения к тебе. Святая Церковь верует: души умерших, трое суток ходят по всем местам, где она жила, и когда она приходила к тебе, вот ты и испытывала страх. Ты пугаешься, думая, какая кончина постигнет тебя. Конечно, страшновато умирать, боязнь смерти свойственна всем человекам, пишет прп. Иоанн Лествичник (слово 6 «О памяти смертной», 3 глава). А отчаяние и уныние — уже от врага. Не слушай его внушения. Прочти в Отечнике [святителя Игнатия (Брянчанинова)] в конце 126 главы [СПб. 1903, с. 510] изречения старцев, имена которых не дошли до нас. Православные богословы решительно сказали о спиритизме: бесовское явление. Апостол Павел сказал: Сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11; 14). О бесовских явлениях в виде Ангелов прочти в тех же изречениях св. старцев (гл. 134, 135, 136, 110, 158). Как же можно верить в то, что является Павле. Это явная прелесть бесовская. Если сатана является в виде Спасителя, Ангелов и святых, значит, может явиться и в другом виде? Только сатана никак не может представить креста, — прочти у прп. Варсонофия 413 ответ. Степени духовного преуспевания разные, и духовное познать может только духовный. Полезнее видеть всех хорошими, а себя хуже всех. Если будешь смотреть только за собой, тогда именно увидишь себя хуже всех. Пишешь, что переживаешь тяжелое душевное состояние. Однако знай: не ты одна переживаешь подобное тяжелое состояние, а все человечество кряхтит под бременем Адамова наследия от преслушания. В подобные тяжелые минуты одно средство — терпение и молитва, и уверяй себя, что будет перемена к лучшему, ибо как в воздухе бывают перемены, так и у нас.
-------
Вполне сознаю, даже сочувствую вашей тяжелой скорби. Что делать: ведь не без Божией же воли они нам приходят, не было бы скорбей, и не было бы спасения, все же они очень нас смиряют, и всех и всюду он преследуют, только в разных видах. Судьбы Господни непостижимы нам грешным, и никакой ум решить не может: почему Господь посылает разные скорби, одним очень тяжелые, а другим легкие. Против скорбей одно средство: терпение и молитва, сказал преп. Марк подвижник. Большая наша ошибка, что мало думаем о переходе в другой мир, ведь эта наша жизнь в юдоли сей плачевной, ничто иное, как путь к вечности и приготовление к ней. О, вечности, ты вечность, не имеющая конца. Жутко здесь, хоть иногда тяжело живется, постигают тяжкие скорби и лютые болезни, однако есть некоторая отрадная мысль: умру и все это кончится, а там-то чего ждать? Господи! Ими же веси судьбами, спаси нас грешных. Аминь!
-------
Бедный человек: в молодости мучают страсти, а в старости немощи. Жизнь моя прошла, я приблизился к переходу в другой, лучший мир, где нет печали и воздыхания. Однако страшновато умирать, ведь дело-то небывалое. Как будет душа с телом разлучаться — тайна великая. Вот, Марфа Платоновна, не придется мне с вами больше посидеть у стола за чаепитием и поговорить о едином на потребу. Все же надеюсь, что увидимся в будущей жизни. Вы стремитесь исполнить евангельские заповеди, и я тоже стремлюсь, а немощи как человеки сознаем и каемся, и Господь по Своему милосердию удостоит нас свидания в будущей жизни. Когда дьявол нанесет мысли отчаянные, гони его молитвенным бичом, ибо он очень нахальный, сильно нападает на стремящихся к духовной жизни. Святые Божий люди испытывали такие ужасы, что даже не пожелали предать их писанию. Впрочем, его злая воля ограничена: он искушает нас, влагает разные мысли, но наше самовластие может их принять, может и не принять, — конечно, с Божией помощью.
---------
Да, Господь дал нам разум, и мы должны им пользоваться. Но разум-то завален страстями! Мудрствуем под влиянием страстей, и выходит ошибочно. А смертный час всех страшит, ибо смерть вошла в человечество не по природе, вот человек боится и бежит от нее. И еще страшит нас то, что мы знаем, когда и где родились, а когда, где и как умрем, — неизвестно. Лучше всего стараться положиться на волю Божию во всем. Смертные кончины бывают разные, даже и у святых. Преподобного Афанасия колокольней задавило, а св. прав. Артемия Веркольского убило громом. Не без Божией же воли бывают кончины человеческие, и мы, грешные, не можем понять Господня определения. Сегодня двенадцатое, были похороны двух иноков, Гервасия и Евтихия. Первому восемьдесят три года, второму — восемьдесят один. Посетил я о. Евагрия, у него пухнут руки и ноги и одышка. Все же не унывает, сознает, что приходит конец этой временной жизни, готовится к переходу в другой, вечный мир. Он сказал мне: вот, я теперь, по совету прп. Серафима Саровского, утром до обеда читаю Иисусову молитву, а с обеда — Пресвятой Богородице. Хорошее у него настроение.
------
Говорит [блаженный] Феофилакт: «Человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе, поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее ». Святой Максим Исповедник говорит: «Нет ничего страшнее помышления о смерти и величественнее памяти о Боге ». Вот такой святой и то боялся смерти, ему даже отрезали язык за верность Православию. Многие говорят: “Я не боюсь смерти, готов хоть сейчас умереть” — это только пустословие, а когда почувствует приближение ее, тогда будет страх.
-------
Вот что я заметил: большая ошибка и немощь много заботиться о том, чтобы продлить нашу жизнь. Жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Наша забота и стремление должны быть о том, чтобы жить по заповедям Божиим и очистить сердце от страстей.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1] Наставления св. Антония Великого. Добротолюбие. Т.1. § 150.
[2] «И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12; 19).
[3] «Египетская книга мертвых»: http://rumagic.com.
[4] См., например: А.Б. Зубов. Победа над последним врагом. Богословский Вестник. № 1. Выпуск второй. Сергиев Посад. 1993.
[5] Ф. фон Логау (+1655) — немецкий поэт.
[6] См.: Архиепископ Лука. Дух, душа и тело.
[7] Гомер. Одиссея. Пер. В. Жуковского. Изд. «Просвещение». С. 325. XI, 487–491.
[8] См.: А.И. Осипов. Ветхозаветная религия, // Путь разума в поисках истины. Изд. Сретенского м-ря. М.: 2004.
[9] В книге «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни» проф. Юнгеров П. А. (1856–1921) в широком историческом и культурном контексте исследует представления о загробной жизни, содержащиеся в законоположительных, исторических, учительных, пророческих и неканонических книгах Ветхого Завета, а также проводит сравнительный анализ ветхозаветных представлений о загробной жизни и воззрений древних египтян и персов.
[10] К. Икскуль. Невероятное для многих, но истинное происшествие. «Троицкий цветок», № 58, 1910.
[11] Цит. Там же.
[12] См. его «Нам оставлено покаяние». Изд. Сретенского м-ря. М. 2005.
[13] Морис Роолингз. За порогом смерти. Гл. 1 «В ад и обратно». С.13. СПб.1994.
[14] Там же.
[15] Там же. Гл. 7 «Нисхождение в ад». С. 91.
[16] Там же. Введение. С.10.
[17] Там же. Гл. 7 «Нисхождение в ад». Самоубийство. С.92
[18] Ефрем Сирин, св. Твор. Т. 5. С. 287. «Отчий дом». 1995.
[19] Там же. С. 289.
[20] Афанасий Великий. Творения. М. 1994. Т. 4. С. 466.
[21] Преп. Антоний Великий. Наставления о жизни во Христе. § 20. Добротолюбие. Т.1.
[22] Кирилл Иерусалимский, свт. Слова огласительные. 18, § 18. С. 228. Изд. Сойкина. СПб.
[23] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Толкование на евангелиста Матфея 26, 26–28. СПб. 1911. Т. 7. С. 822.
[24] Преп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Изд. «Индрик». М. 2002. Слово 18, 6 (1). С. 588–589.
[25] Св. Максим Исповедник. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42. Изд.: «Мартис». 1993. C.111.
[26] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. ХХ. СПб., 1994, с. 185.
[27] Св. Григорий Нисский. Творения, ч. VII. М. 1865, с. 522.
[28] Св. Григорий Палама. Беседы. Москва.1993. Беседа 16-я. Т.1. С.155.
[29] Христианство. Энцикл. словарь в 3-х томах. Т.1. М.1993. С.150.
[30] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 268.
[31] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. М., 1994. С. 298.
[32] Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Св. — Троицкая Серг. Лавра, 1994. С. 679.
[33] Св. Ефрем Сирин. Толков. на Четвертое Евангелие. С. Посад. 1896.С.293.
[34] Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 1. М., 1993. С. 165.
[35] А. Дмитриевский. «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X в.». Казань. 1894.С.51–53.
[36] Например: Октоих. Глас 1, канон воскресный, песнь1, тропарь: «Руце распростерл еси на Кресте, от земли взывая тленное мое тело, еже от Девы приял еси». Глас 2, ин. канон, песнь 5, тропарь: «Естеством человеческим страстен же и смертен был еси…». Глас 3, канон воскресный, песнь 1, тропарь: «…страстную бо плоть одушевленную прием…»; песнь 4, тропарь: «Телом смертным, Животе, смерти причастился еси…» и др.
[37] Максим Исповедник. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фалассию. Изд. «Мартис».1993. Ответ № 42.
[38] Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания М. 1892. О рассудительности. Гл. 8. С. 193–194.
[39] Лествица. Слово 3, § 26.
[40] Лествица. Слово 3, § 28.
[41] Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. Т.5. М. 1900. С. 224.
[42] «Мытарства — на богословском языке — истязание (обличение грехов) душ по разлучении их с телом прежде суда Божия над ними, производимое в воздушном пространстве злыми духами. Души святых не подвергаются им. Подробно о мытарствах говорит Макарий Александрийский» (Энц. словарь. Брокгауз и Эфрон).
[43] Митр. Макарий Московский. Православно-догматическое богословие, СПб.: 1895, т. 2, с. 538.
[44] Ф. Капра. Дао физики. СПб.1994. С.130.
[45] Добротолюбие. Т. 2. Св. — Тр. Сергиева Лавра. 1993. С. 60.
[46] Слово на исход души. Следованная псалтирь. Цит. по: Настольная книга священнослужителя… М. 1983. Т.4, с. 457.
[47] По одному древнегреческому мифу провинившемуся царю Танталу боги определили вечно стоять по шею в воде под ветвями с прекрасными плодами и страдать от голода и жажды. Ибо, как только он нагибался, чтобы пить, или поднимал руки, чтобы сорвать плод, вода опускалась, а плоды поднимались.
[48] См.: Настольная книга священнослужителя. М. 1978. Т.2, с. 437–443.
[49] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Пс. VI.2. Творения. Т.V.Кн.1. СПб. 1899. С. 49.
[50] Наставления Антония Великого. Добротолюбие, т. 1, § 150. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1992.
[51] Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям. Св. — Троицкая Сергиева Лавра. 1998. С. 29–30.
[52] Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, § 5,6.
[53] Путь немечтательного делания… М. 1999. Письмо № 45, с.323.
[54] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения. СПб. 1905. Т. 3, с.125.
[55] Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 40.
[56] Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям. Св. — Троицкая Сергиева Лавра. 1998. С. 29.
[57] Свт. Григорий Нисский, например, писал: «… не тело причина страстей, но свободная воля, производящая страсти» (Твор. Ч.7. М. 1865. С.521).
[58] Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям. Св. — Троицкая Сергиева Лавра. 1998. С. 81.
[59] Через три с половиной столетия святитель Филарет Московский в 19 веке с горечью говорил: «Как скучно видеть, что монастыри все хотят богомольцев, то есть сами домогаются развлечения и искушения. Правда, им недостает иногда способов, но более недостает нестяжания, простоты, надежды на Бога и вкуса к безмолвию». И он же: «Если бы надлежало объявить войну какой одежде, то, по моему мнению, не шляпам священнических жен, но великолепным рясам архиереев и священников. По крайней мере, это, во-первых, но сие-то и было забыто. Священницы Твои, Господи, да облекутся правдою» [праведностью].
[60] Св. Феофан. Собрание писем. Вып. 3. № 460. М. 1898. С.102.
[61] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 11, с.75.
[62] Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445.
[63] Там же, с. 444.
[64] См. подробнее: А. Осипов. Путь разума в поисках истины. Гл. 5. § 4. Экзорцизм. Изд. М. 2004.
[65] Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М.: 1993, с. 173.
[66] Там же.
[67] Цит. по: архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М.: 1995, с. 61.
[68] СПб. 1897. Т.3. Кн.1. С. 252–53. п.6.
[69] Понятие вечности не означает ни бесконечности во времени, ни, тем более, какой-то остановки жизни. Споткнувшиеся на мытарствах могут, по учению Церкви, в силу молитв за них выйти из вечности мук и войти в вечность славы Божией. Эта возможность простирается до Последнего суда. Как отмечал Владимир Лосский, «если движение, перемена, переход от одного состояния в другое суть категории времени, то им нельзя противопоставлять одно за другим понятия: неподвижность, неизменность, непреходящесть некой статичной вечности; это была бы вечность умозрительного мира Платона, но не вечность Бога Живого. Если Бог живет в вечности, эта живая вечность должна превосходить противопоставление движущегося времени и неподвижной вечности»(Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 233). См. также: свящ. П. Флоренский. Столп и утверждение истины, письмо «Геенна»; митр. Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М. 1999.
[70] Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, § 2.
[71] Исаак Сирин. Там же, § 6.
[72] Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. М., 1997. С. 66.
[73] Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, § 5.
[74] Там же, § 22.
[75] Там же, § 17.
[76] Он, например, писал: «… и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале» (Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 7. М. 1865. С.530). Вот как эту мысль комментирует игумен (ныне епископ) Иларион (Алфеев): “VI Вселенский Собор включил имя св. Григория Нисского в число “святых и блаженных отцов”, а VII Вселенский Собор даже назвал его “отцом отцов”. Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осуждён оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис, находящийся в связи с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1Кор 15:24–28”.
[77] Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 41.
[78] Само учение о любви и правде в Боге как каких-то двух разных свойствах является чисто схоластическим и искажающим образ Бога. Ибо из такого учения следует, что когда Бог поступает по любви, то, следовательно, не по правде; а когда — по правде, то не по любви. В действительности, у Бога всегда одна праведная любовь, то есть любовь правильная (в отличие от нашей), всегда приносящая человеку пользу и только пользу.
[79] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.XI. Кн. 2. СПб. 1905. С.905.
[80] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл.18,с.112.
[81] Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. М.: 1997, с. 66.
[82] Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. М.: 1874, с. 13.
[83] Архимандрит Ефрем Святогорец. Отеческие советы. Саратов. 2006. С.44.
[84] Св. Феофан. Собрание писем. Вып. 3. № 392. М. 1898. С. 38.
[85] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. 90, с. 615. М. 1858.
[86] Св. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, § 6.
[87] Свт. Ириней Лионский. Творения. Кн.4. СПб.: 1900, с.381.
[88] Св. Иустин Философ. Соч. Апология 1, § 46. М. 1892 (переизд. 1995).
[89] Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, § 45.
[90] Свт. Григорий Богослов. Твор. Т.1. Сл.18. СПб.1912. С. 264.
[91] Преп. Иоанн Дамаскин. О скончавшихся в вере (PG 95, 257 AC). Цит. по: Игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 325.
[92] Цит. по: Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди (мои духовные встречи). М.: 1997, с. 147.
[93] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). М. 2001.С.272.
[94] Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 2, с. 12. М. 1858.
[95] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. СПб., 1916. с. 38–39
[96] Преп. Епифаний Кипрский. Творения. Ч. 1. М., 1863. с. 140.
[97] См.: игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. СПб.2001, с.84.
[98] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т.3. М., 1994. с. 464
[99] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн.1. СПб. 1899. С.440. Тем не менее, у Иоанна Златоуста можно найти утверждения и о вечном наказании грешников.
[100] Св. Ефрем Сирин. Творения. Ч.8. Сергиев Посад, 1914. С. 312
[101] Игнатий (Брянчанинов). Твор. Т.1. СПб.1905. С. 127.
[102] Максим Исповедник, преп. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартис», 1994. С. 44, вопр. 7.
[103] Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Слово в Великую субботу. Соч. Т. 4. С. 266. СПб-М. 1870.
[104] Григорий Богослов, свят. Твор. в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С.543.
[105] Там же. С. 557–558.
[106] Преп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Изд. «Индрик». М. 2002. Слово 18, 6 (1). С. 590.
[107] Св. Ефрем Сирин. Псалтирь. М. 1874. Пс. № 134, с.194.
[108] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Увещание к Феодору падшему. СПб. 1895.Т.1, книга 1, с. 13.
[109] Н. Бердяев. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж. 1931. С.241.
[110] Сочинения святого Иустина Философа и Мученика. Апология I, 46. М.: 1892, с. 77.
[111] Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по поводу католической экспансии. // Вологодская епархиальная газета “Благовестник”. № 1–3, 2002, с. 4.
[112] Авва Исаия Отшельник, преп. Слова. О радости, бывающей душе…§ 1. С. 73–74. М. 1888.
[113] Данте А. Божественная комедия. Чистилище, песнь 14,ст. 82–84.
[114] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 18. М., 1993. С. 76.
[115] О Крещении, 18.
[116] Святитель Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 558.
[117] Там же. С.558.
[118] Св. Ефрем Сирин. Надгробные песнопения, 44 (Блаженство умерших в младенчестве). Творения. Т.4. Издательство “Отчий дом”, 1995, с. 460–461.
[119] Твор. святого Григория Нисского. М. 1862. Ч.4, с. 345.
[120] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуск I и II. Письмо 139. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994, с. 155.
[121] Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения к разным лицам. Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря. М.: 1899. Репринт: Галактика. 1994, с. 164 (Письмо № 42, вып. 3).
[122] Свящ. Алексий Бургов. Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев. 1904. С. 186.
[123] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М. 1994. С. 24.
[124] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви Т. 3. М., 1994. С. 96.
[125] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). М. 2001. С. 273.
[126] Твор. свят. Игнатия (Брянчанинова). СПб. 1905. Т. IV, с.497.
[127] Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. М.1858. Слово 34. С.217.
[128] В связи с кончиной духовной матери схимонахини Валентины.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы