Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Озеро погибших цивилизаций
Необыкновенное, загадочное, таинственное… Какими только эпитетами не награждают самый крупный из высокогорных водоемов в мире — озеро Титикака, расположенное в Центральных Андах на высоте 3812 м. Это настоящая горная жемчужина, берега которой — сокровищница для археологов, уже обнаруживших там следы четырех древних цивилизаций Южной Америки. Титикака — самое большое по запасам пресной воды[63] озеро в Южной Америке, почти настоящее море в горах, площадью 8300 км2 и глубиной до 304 м. Оно находится на границе Перу и Боливии, в огромной впадине, которую когда-то образовали ледники. Титикака подпитывается талой водой от более 300 рек, стекающих с ледников, окружающих плоскогорье Альтиплано. Из-за разреженного высокогорного воздуха самая легкая физическая нагрузка здесь у многих вызывает полуобморочное состояние. Как говорят ученые, для адаптации к жизни на берегах озера нужно два-три поколения. Но представители древних цивилизаций, когда-то обосновавшиеся в этих местах, не только приспособились к разреженному воздуху, но и смогли создать прекрасные произведения архитектуры и искусства, которые до сих пор поражают наше воображение, несмотря на разрушения, произведенные временем и человеком. Со стороны Перу в гигантское озеро вдается полуостров Копакабана (бо́льшая часть которого принадлежит Боливии) с одноименным священным городом инков. А возле полуострова Копакабана, к северу от города, находятся два священных для индейцев острова, игравших ключевую роль в религиозной и светской жизни инков. Один из них, побольше, — остров Солнца, другой, поменьше, — Луны. Эти острова и окрестности озера называют Тибетом Америки — из-за их изоляции, древних памятников и потрясающей красоты окружающей природы.
И полуостров, и город Копакабана, конечно, менее известны, чем одноименный берег в Рио-де-Жанейро, но знаменитый бразильский пляж получил свое название от рыбацкой деревушки, которая носила имя в честь святой девы из боливийской Копакабаны. По преданию, ее основал моряк, спасшийся от жестокого шторма благодаря заступничеству этой святой.
Согласно древней легенде, именно на острове Солнца верховное божество инков Виракоча сотворил Солнце и Луну, а также первого инку Манко Капака и его сестру. Примечательно, что остров Солнца получил свое название от испанцев. В древности его называли Титикака, что на языке кечуа означает «скала пумы». Впоследствии это название перешло на все озеро, которое сами индейцы кечуа называли Мамакота (Мать-вода). Полузасыпанные фундаменты строений, существовавших здесь в незапамятные времена, покрывают практически весь остров Солнца. Когда-то доступ сюда имели исключительно представители семьи Верховного инки и его приближенные. Главное святилище располагалось как раз на той самой скале, по форме напоминающей пуму, от которой остров получил свое индейское имя. Чтобы скала на священном острове не разрушалась, на нее, по преданиям, был надет специальный чехол из тончайшей викуньей[64] шерсти, предназначавшейся для изготовления одежды лишь самых знатных лиц государства. Внутри скалы находилась целая система связанных друг с другом пещер, в которых Верховный инка совершал самые важные обряды и приносил жертвы своему небесному отцу — Инти. Стены тех пещер были облицованы тонкими золотыми пластинами. Кроме скалы пумы, на острове находились храм Солнца, дом невест Солнца и другие важные святилища. В северной части Острова Солнца стоит деревня Чаллапампа с интересной достопримечательностью. Это лабиринт Чинкана — огромный запутанный каменный комплекс, который, возможно, был «учебным центром» для жрецов инков. Строение не совсем в духе аккуратных инков, но некоторые археологи считают, что, может быть, они сооружали его в некоторой спешке. Если идти от лабиринта на юг, оставив позади священную скалу, можно вдоль пути увидеть два очень больших следа, которые, как верят инки, оставил Солнце-Инти, когда спустился вместе с Луной-Килья, чтобы родить первых инков — Манко Капак и Мама Оклло. В конце концов тропа приводит к наибольшему поселку на острове — Умани, расположенному юге Исла дель Соль. Парадная лестница из 206 каменных ступенек ведет в город к священному Фонтану молодости. Остров Луны по размерам гораздо меньше острова Солнца, но и на нем до сих пор сохранились развалины строений инков. Здесь стоит дом избранниц Солнца, где в древности жили в затворничестве молодые женщины, священные девственницы Солнца-Инти. Они ткали предметы одежды из шерсти альпака и исполняли церемонии, посвященные Солнцу. Сохранилась небольшая пристань — здесь на остров когда-то высаживались паломники. Рядом с пристанью были небольшие постройки, где верующие совершали ритуальное очищение, поэтому сейчас это место называют Вратами очищения. Большинство построек на острове относят к культуре аймара из-за характерных архитектурных стандартов — трапециевидных дверей. Предполагается, что в основном все храмы на островах были построены около 1500 года — тогда район озера и стал популярным местом паломничества. Однако два американских антрополога, Чарльз Станиш и Брайан Боер, которые изучали древние развалины на островах, обнаружили святыни, датируемые 500 годом до н. э. Это означает, что острова считались священным местом и у цивилизации, предшествующей инкам. «Ритуальные церемонии проводились на этих островах, когда Сократ читал свои лекции в Акрополе, — говорит Станиш. — …Инки не изобрели ничего нового, они унаследовали это священное место от своих предшественников». Американские ученые обнаружили здесь 185 археологических памятников. Они установили, что острова были освоены еще охотниками-собирателями около 2000 года до н. э. Поэтому неудивительно, что и по берегам всего озера Титикака расположено много объектов, принадлежавших разным культурам и эпохам. Например, возвышаются погребальные башни (чульпас), построенные в доинкскую эпоху культурой аймара. В каждом склепе захоронены останки нескольких семей, предположительно аристократического происхождения. Есть здесь один загадочный артефакт, аналогов которому в Перу найдено не было. На западном берегу озера в местности под названием Айя Марка находится удивительная скала, носящая имя Амару Меру. По представлениям индейцев, здесь в незапамятной древности находился Город богов, хотя никаких значительных археологических памятников в окрестностях обнаружено не было. Местный пейзаж выглядит фантастично: на сотни метров тянутся узкие гребни красных гранитных скал самых причудливых форм. В древности вертикальная поверхность одной из скал была выровнена таким образом, что она напоминает врата. Гладкая вертикальная стена размером примерно 7 × 7 м врезана в массив скалы. На всю высоту по двум сторонам идут два углубленных на полметра желоба, а в центральной части расположена неглубокая трапециевидная ниша высотой 1,7 м. В целом вся конструкция создает полное впечатление врат с небольшой дверцей, которая ведет в скалу. Врата стали известны широкой публике буквально несколько десятилетий назад. До этого времени историки не знали о существовании памятника. Последовавшие за открытием полевые исследования позволили выяснить, что у местных индейцев сохранилась легенда о вратах, ведущих в мир богов. Согласно этому преданию, в глубокой древности великие герои уходили через врата к богам, чтобы обрести там бессмертие. Изредка некоторые из них ненадолго возвращались, чтобы проинспектировать оставленные ими земли. Позже была обнаружена еще одна, более поздняя инкская легенда. Согласно ей, в годы конкисты верховный жрец храма Семи Лучей по имени Амару Меру (от него и появилось современное название скалы) бежал от испанских солдат на берега озера Титикака. С собой он захватил золотой диск, который и являлся ключом от древних врат. После проведения ритуала с местными жрецами Амару Меру открыл врата и ушел «в мир богов», оставив золотой диск на хранение жрецам. Кстати, в правой части задней стенки ниши-двери имеется небольшое округлое углубление, как будто бы предназначенное для диска-ключа. Поблизости от врат не было обнаружено никаких археологических следов — ни петроглифов, ни остатков каких-либо построек. Таким образом, с археологической точки зрения памятник не может быть датирован. Равно как невозможно определить с научной точки зрения его предназначение. Но нашелся исследователь-энтузиаст Хосе Мамани, который подошел к этой проблеме с иной стороны. Он использовал комплекс сложной аппаратуры, регистрирующей различные виды электромагнитных колебаний. Результат эксперимента оказался ошеломляющим. После включения аппаратуры врата начали атаковать огненные шары, воздух сгустился и стал вязким. Местные старейшины, сопровождавшие ученого, опустились на колени и лишились чувств. После окончания эксперимента пришедшие в себя старейшины поведали о том, что распахнувшиеся врата впустили их в обитель предков: безбрежный огненный океан, насыщенный электричеством и наполненный кристаллическими образованиями синего цвета, — так, по их мнению, выглядели обитатели того мира. Однако вернемся к исторической стороне вопроса. Дело в том, что подобные загадочные сооружения, изображающие врата, известны в другой части мира, а именно в Передней Азии. На востоке современной Турции на берегу озера Ван расположены остатки древней столицы урартского царства Русахинили. Город был возведен царем Русой I в конце VIII века до н. э. На этой территории есть отдельно стоящий утес, в вертикальной стене которого тоже вырезаны подобные врата. От перуанских они несколько отличаются конструкцией и формой. Это прямоугольная ниша, тремя ступенями врезанная в скалу. Ее примерные размеры 2 × 5 м. По бокам ниши имеются обширные надписи, сделанные клинописью. В них говорится, сколько быков и овнов необходимо преподносить богам. Но вовсе не исключено, что сама ниша была сделана до основания здесь урартского города. Более того, можно предположить, что выбор расположения новой столицы царства был обусловлен сакральной природой этого места. В армянской традиции этот памятник называется Врата Мгера. Мгер, он же Митра в древнеиранской традиции, являлся богом Солнца. В армянском эпосе «Сасна црер» есть два персонажа с именем Мгер (Михр) — Старший и Младший (внук предыдущего, сын Давида Сасунского). Мгер Младший, встречаясь со своим отцом Давидом, сражается с ним, не зная, что это его отец, и побеждает его. Униженный Давид проклинает Мгера, обрекая его на бездетность и несчастье. Мгеру не удается победить несправедливость в мире, земля перестает держать его и его коня, и он вязнет в земле. Посоветовавшись с могилами своих предков, Мгер получает их завет ждать наступления справедливости в скале. Он ударяет по скале мечом, она расступается, впуская его вместе с конем. Периодически Мгер выходит из скалы и проверяет, наступил ли справедливый мир. Если это случится, то он сможет покинуть скалу навсегда. Таким образом, в армянском эпосе имеется сходный сюжет, посвященный вратам в скале. Они связаны с солнечным божеством, в них удаляется в иной мир герой, который может возвращаться для инспекции оставленного мира. На западе Турции на территории древней Фригии расположены еще одни врата, которые сегодня называют храмом Кибелы (Матери богов). Это тоже отдельно стоящая плоская скала, на одной поверхности которой вырезаны врата размером 16 × 17 м. В отличие от двух предыдущих, поверхность фригийских врат покрыта резным геометрическим орнаментом, а собственно дверь обрамлена пилонами и перекрытием. Возможно, фригийцы тоже использовали более древние врата, покрыв их орнаментом и посвятив Матери богов. Чем же можно объяснить наличие таких уникальных и в то же время схожих памятников, расположенных на противоположных континентах? Сходными мировоззренческими стереотипами разных древних народов? Или, быть может, эти врата — наследие гораздо более древней и неизвестной нам цивилизации, оставившей редкие следы в разных концах света? На протяжении длительного времени озеро Титикака привлекало внимание ученых и искателей сокровищ благодаря существованию огромного количества легенд вокруг него, в том числе о подводном городе Ванаку, в котором спрятано от испанских конкистадоров золото инков. Индейцы аймара хранят различные легенды об этой Атлантиде Южной Америки. Якобы на дне озера Титикака находится золотая цепь длиной несколько километров, соединяющая острова Солнца и Луны. Говорится в преданиях и о том, что из озера в Куско, древнюю столицу инков, ведет 300-мильный подводный туннель. Истории о затерянных сокровищах привлекли знаменитого французского океанографа Жака Ива Кусто. Его команде удалось доставить к Титикаке две мини-субмарины. К сожалению, погружения почти ничего не дали. Кое-где на дне обнаружилось продолжение наземных строений, на берег были подняты несколько образцов керамики. Однако такие же горшки исследователи увидели в плавучей деревне индейцев уру. Никаких золотых цепей и туннелей найти не удалось. Правда, в некоторых местах на дне озера слой ила и грязи достигал нескольких метров — вполне возможно, что под ним и скрываются легендарные сокровища. Влиятельный американский журнал National Geographic предпринял свою экспедицию в 1988 году, но тоже без особого успеха. А в августе 2000 года группа итальянских водолазов и археологов совершила сенсационное открытие. Экспедиция нашла погруженный в глубины озера Титикака древний храм доинкского периода. Руины огромного строения, окруженные 800-метровой стеной, занимающие площадь 200 × 50 м, были обнаружены за каменной террасой, предположительно являющейся древней мостовой. Эта затопленная дорога начинается около Копакабана на глубине 30 м под водой. Нашли археологи и вытесанную из камня скульптуру в виде человеческой головы, напоминающую каменные изваяния в расположенном неподалеку от озера древнем городе Тиауанако. Предположительный возраст подводных находок составляет 1500 лет. По мнению профессора Рубена Вела из археологического института Тиауанако, найденные развалины — «прибрежный храм, где совершались захоронения важных персон». Как же святилище оказалось на дне? Ученые дать ответ пока не могут. Боливийское правительство обязалось спонсировать дальнейшие исследования и даже разработало план переноса храмового комплекса на поверхность. Но местные жители очень боятся последствий такого непочтительного отношения к священному озеру.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы