Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Политика как общественное явление. Предмет политологии.



Цель:

Ознакомиться с основными категориями, проблемами, и теоретическими подходами в современной политологии; заложить основу для изучения конкретных политологических дисциплин и политических практик.

 

Задачи:

• освоение всех основных проблем науки о политике;

• приобретение умения разбираться в сложных вопросах теоретической политологии и политической действительности, а также приобретение навыков самостоятельного мышления и активного участия в обсуждении проблем политической теории и практики, и применение полученных знаний в оценке реальных политических явлений, процессов и институтов;

• ознакомление с современным состоянием науки о политике, ее аналитическим инструментарием, а также с основными направлениями эволюции в мировом интеллектуальном пространстве;

• ознакомление с основными путями и методами теоретического моделирования политических объектов и ознакомление с навыками специализированного отображения теоретических явлений.

 

По окончании курса политолог должен знать:

• сущность и природу политических явлений и процессов;

• владение категориальным аппаратом;

• теоретические и прикладные аспекты политологического знания, рациональное и иррациональное в политикн;

• основные произведения, идеи и концепции классиков политический науки;

• владеть методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, а также владеть навыками современного политико-социального исследования.

 

Рекомендуемые учебники и пособия:

• Исаев Б.А. Теория политики. Учебное пособие для вузов. М.: 2008.

• Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, М.: 2005.

• Мир политической науки в 2 книгах: учеб. Для студентов вузов./ под. ред. А.Ю. Мельвиля М.: 2004-2005.

• История политических и правовых учений. Учебное пособие для студентов вузов. Отв. Ред. В.В. Лазарев. М.: 2008.

• Теория и методы в современной политической науке/ под ред. С. У. Ларсена; (пер. с англ. Е. Л. Жуковой). - М. -. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 751

• Политическая теория , язык и идеология. Российская ассоциация политической науки (РАПН) ; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), М.:2008.

 

Рекомендуемые журналы:

• Политическая наук

• ПОЛИС (Политические исследования)

• Вестник Московского университета

 

Тема: Политика как общественное явление. Предмет политологии.

 

Что такое политика? Понятие, структура и функции.

Десятки подходов сотни определений

«Политика — не точная наука» (Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи)

«Политика есть искусство возможного» (Отто фон Бисмарк)

«Политика не есть искусство возможного; политика — искусство невозможного» (Вацлав Гавел, президент Чехословакии)

«Политика — это неустанный выбор из двух зол» (Джон Морли, английский политик и публицист)

«Политика – величайшая из наук» (Аристотель)

 

Политика — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».

               

Происхождения понятия.

Этимологически понятие «политика» (греч, politika) означает то, что относится к полису (polis), т. е. полисные, общественные, государственные дела, в отличие от дел семейных и дел частных лиц

Определение «politicos» означало и гражданина полиса, и полисный строй и было, по современным понятиям, синонимом гражданской и политической культуры.

Глагол «politeo» означал приобщение гражданина к общественным, государственным делам — то, что мы сегодня называем политической социализацией.

Существительное politeia включало в себя как гражданские, так и политические права (они не были разделены, так как все греки-мужчины призывного возраста могли участвовать в управлении делами полиса), и вообще означало полисный общественный и государственный строй.

 

Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г., когда Вильгельм Мербекский, переводя аристотелевскую «Политику» с греческого на латынь, перевел понятие «politike koinonia» (политическая общность) как communication politica (политическое сообщество). 

Подходы к политике.

В истории политической мысли можно выделить три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:

религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают олимпийские боги, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;

философско-этический, когда под политикой понималась деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами, на основе этих законов должна была соответствовать этой идее («правят законы, а не люди» — Платон);

научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Н. Макиавелли.

 

Макиавелли, Макьявелли Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик.

А что же сегодня?

Современные политологи используют или учитывают все эти представления и подходы в своих теоретических построениях. В то же время понимание политики только как «того, что связано с государством», значительно сужает сферу политического. Сегодня в эту сферу мы не можем не включать многочисленные негосударственные институты: местное самоуправление, систему образования, союзы предпринимателей и профсоюзы, творческие союзы и научные ассоциации, институты семьи и брака и т. д.

 

Современная политика.

Особенно важным представлением в современной политике является понятие гражданского общества как совокупности независимых институтов и их взаимодействия с государством. Именно на стыке гражданского общества и государства, в довольно широкой области взаимодействия общественных организаций, политических партий, других групп интересов с государственными органами политика как общественная деятельность и общественный процесс и проявляет себя в большей степени как публичная политика. 

 

Области политики.

• государственная (официальная) политика;

• публичная политика (Публичная политика — это открытое и гласное обсуждение общественных проблем);

• политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

 

Функции политики

Современная политика формировалась в процессе борьбы за власть, столкновений и согласования интересов различных социальных групп и была нацелена на сохранение единства и интеграцию общества, повышение эффективности государственных структур, выработку целей, для осуществления социальной стабильности и устойчивого развития. Функции политики как одной из сфер общества, занимающей в нем центральное положение, вытекают из этого положения и той роли, которую она играет в социуме.

 

В современном обществе политика выполняет следующие общие функции:

♦ структурирование общества в группы интересов по политическим установкам, ориентациям, пристрастиям, системам идеалов и интересов;

♦ выражение этих систем идеалов и интересов через общественно-политические структуры, такие как политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации;

♦ согласование интересов самых различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил;

♦ управление конфликтами, придание им более рационального и уравновешенного характера;

♦ предложение обществу через государственные, общественно-политические, общественные структуры целей, проектов, программ развития и т. д.;

♦ создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом;

♦ обсуждение и принятие необходимых обществу разумных законов;

♦ распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения;

♦ управление через бюджетные средства социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов;

♦ обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества;

♦ политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом;

♦ обеспечение политической коммуникации между конфликтующими группами, между гражданским обществом и государством, между государством и личностью.

♦ корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости.

 

Итак, политика есть:

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

 

Формы, содержание и процесс политики

Политика существует в различных ипостасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных препарирований (делений) политики — разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

 

Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

 

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

 

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Тема: Политическая наука как самостоятельная отрасль знания.

 

Политические науки

Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относятся политическая философия (в той мере, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история; ко вторым — политическая социология, политическая психология, политическая география и др.  

 

1) Политическая философия — отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.

Предмет политической философии можно разделить на три группы явлений. Во-первых, это политические ценности, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований создаются нормативные теории, даются этические оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения.

Во-вторых, предметом политической философии являются наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые факты и верифицируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов.

В-третьих, эта наука анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл политических категорий, например таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека, политическое поведение и т.д. Без опоры на такие категории в конечном счете невозможны и эмпирические политические исследования

Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.

 

2) Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Политические институты, традиционно стоявшие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест.

 

3) Теория международной политики — область политических исследований, предмет которой — международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОВСЕ, Социнтерн, «Международная амнистия» и т.п.), внешнеполитическая деятельность государств, партий и общественных движений, международные отношения. Она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.

 

4) Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле — это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.

 

Что есть власть?

Власть – явление социальное (возникает в обществе).

Общество без власти –это хаос, дезорганизация и разрушение социальных связей.

Власть - есть механизм регуляции и организации общества.

 

Социальная сущность власти

Власть выступает в обществе в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействия людей.

Власть – социальная потребность.

 

Интерес политологии

Из всех властных проявлений политологию интересует прежде всего политическая власть.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ КАТЕГОРИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

Функции власти

Господство – подчинение одних групп другим.

Руководство – определение и законодательное закрепление политического волеизъявленеия правящей элиты.

Управление – реализация политики.

Контроль и санкции - обеспечение соблюдения установленных норм.

Субъекты политики

Субъекты политики – носители практической деятельности, источник активности.

Субъект – активно формирует действительность и видоизменяет её в соответсвии со своими потребностями.

Субъект – это группы или люди влияющие на принятие политических решений.

К субъектам относятся:

• Социальные общности (классы, этносы, социальные группы)

• Государство

• Политические партии и организации

• Правящая элита, бюрократия, лобби

• Личная власть

• Отдельные личности в рамках легитимизированных процессов ( митинги, демонстрации)

Основные концепции власти.

Природа власти и причины её возникновения в политической науке описываются несколькими подходами исходящим из основ самой власти:

принуждающей

«подход выгоды»

убеждающей

3 концепта власти: В соответсвии с тем, какова власть выделяется три интерпретации власти:

• директивная

• функциональная

• коммуникативная

 

I. Директивная власть.

Власть понимается как господство (обеспечивающее выполнение приказа, директивы) и влияние воли политического субъекта.

Власть понимается как возможность осуществлять свою волю путём введения в дело всех наличных средств и ресурсов.

 

Директивных концепции.

Власть как сооотношение сил и средств реализации воли (силовая модель) (Н. Макиавелли, Т. Гобс, Ф. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауер, Ф. Ницше, Ч. Мерриам, Г. Лассуэл)

Энергетическая модель (З. Фрейд, К. Хорни)

Бинарная модель (М. Дюверже)

 

Силовая модель

• власть есть средство реализации воли

• власть есть силовое воздействие политического субъекта, контролирующего орпеделённые ресурсы и использующего прямое насилие

4 интерпретации силы:

«макиавеллисткая» - политика строится в зависимости от имеющейся силы, правитель принуждает собственный народ, власть отдельна от морали: убийство, ложь и хитрость могут быть применимы.

«левиафановская» - люди нуждаются в защите и учреждают правительства для обеспечения элементарных нужд и безопасности, передают суверену(правителю) свои естественные права в обмен на самомохранение. Власть призвана обеспечить безопасность.

«веберианская» «бюрократическая» - власть как «волевое свойство» (система «господство-подчинение») Власть – опирается на господствующий класс.

«поведенческая» - власть атрибут человека как «властолюбивого животного», в основе поступков которого лежит стремление к власти, сам же политический процесс есть конфликт индивидуальных стремлений к власти в которых побеждает сильнейший.

Психологический концепт

Деятельность человека определяет «Libido dominandi» - желание господствовать, что есть преодоление страха и поиск безопасного существования.

Страх порождается социальной средой, она представляется человеку враждебной.

Страх порождает:

«невроз власти» - погоню за признаниемв обществе, престижи обладание;

«невроз покорности» - склонность к конформизму;

«невроз изоляции» - бегство от общества, желаение уйти от действительности.

 

3. Бинарная модель (власть схожа с двуликим Янусом)

Первый лик власти: инструмент господства одних групп над другими, достижение собственной выгоды в ущерб другим.

Второй лик власти: власть выступает системой солидарности, социального порядка, обеспечения всеобщего блага.

Оба лика образуют пропорцию.

 

Другие концепты власти

• Рыночная модель власти

• Игровая модель власти

 

Суть «рыночной модели власти»:

Договорной аспект отношений, из которых следуют особые отношения обмена потенциалами власти по образцу товарно-денежных отношений;

Политическая арена становится рынком власти, т.е. сферой, в которой собственность превращается во власть.

Власть обретает потребительную стоимость – она покупается и продается, испытывая на себе действие рыночных законов:

• спроса и предложения;

• стремления к выгоде;

• конкуренции и т.д.

На рынке власти

• заключаются сделки,

• производится обмен ресурсами и потенциалом власти,

• идет торговля голосами представительных учреждений (лоббирование),

• осуществляется раздел сфер влияния,

• идет жесткая конкуренция за наиболее выгодные условия политического влияния, за точки приложения силы и обладание рычагами государственного контроля и управления политическими процессами.

Суть «рынка»:

• Рынок – это прежде всего механизм, которым определяется общественная ценность любого товара, в том числе и такого специфического, как власть.

• При этом устанавливается правило, согласно которому сильная государственная власть в рыночных условиях не должна злоупотреблять насилием, а должна использовать, преимущественно, разнообразные способы воздействия на граждан путем поиска их доверия и поддержки.

Суть «игровой модели власти»:

Происходит интерпретация политического рынка власти как всеобщего «пространства игры», где успех или проигрыш напрямую зависит от субъективных качеств играющих.

На политическом рынке субъекты власти различаются не только по «запасам» власти и интенсивностью волевого импульса к власти, но и по своим стратегиям поведения:

• способностям достигать целей,

• выбирать методы и способы достижения успеха,

• идти на риск и т.д.

 

Тема: Теория власти.

 

План лекции:

1. Определение понятия власть. Концепции власти.

2. Политическая власть: сущность, отличительные признаки.

3. Структура и виды политической власти.

4. Легальность и легитимность власти.

 

Определение понятия власть

Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

 

«Субъект À обладает властью над субъектом в той мере, в какой он может заставить В делать то, что В сделал бы другим образом» (Р. Даль).

 

Власть – это «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и групп» (Д. Ронг).

 

Концепции власти

Реляционистские теории (от англ. relation – отношение) М. Вебер.; Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен; П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс; Д. Ронг

 

Бихевиористкие (поведенческие) теории. Мерриама, Г. Лассуэлла, Дж. Кетлина. Среди современных сторонников бихевиористкой трактовки власти можно назвать Р.Даля, Ю.Фальтера, Д.Риччи, Б.Крика.

 

Системная теория. Т. Парсонс , Д.Истон, М.Фуко

 

Власть как категория политической науки определяется неоднозначно, с точки зрения понимания ее сущности и природы. Существуют следующие основные концепции и подходы к определению природы власти.

Концепции (ведущие представители) Содержание
Теологическая (ученые-богословы) Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека
Биологическая (Ф. Ницше) Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке
Бихевиоризм (Ч. Мерриам, Г. Лассуэль) В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности
Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни) Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием
Структурно-функциональная (Т. Парсонс) Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)
Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю
Дуалистическая(М. Дюверже) Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции

 

Поведенческий подход Социологический подход
Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека Природа власти объясняется через определенную систему социального взаимодействия

 

Все подходы к определению сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политического феномена. В современной политологии определяют три важнейших аспекта власти, среди которых основополагающим является директивный:

• директивный аспект (власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа-директивы);

• функциональный аспект (власть понимается как способность и умение реализовать функцию общественного управ-ления);

• коммуникативный аспект (власть реализуется через общение, это вид социального взаимодействия).

 

Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

1. Власть, основанная на принуждении;

2. Власть, основанная на вознаграждении;

3. Должностная (традиционная) власть;

4. Власть авторитета.

 

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

 

Политическая властьспособность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на поведение и действия субъектов политики.

Политической властью является всякая основанная на принуждении власть группы в отношении другой группы людей, если это взаимодействие имеет политический характер.

 

Стуктура власти

Тема: Политические режимы.

 

Р. Макридис
Гарольд Дуайт Лассуэл

Морис Дюверже

Жан-Луи Кермонн
Эндрю Хейвуд

Хуан Хосе Линц

Борис Павлович Курашвили

Григорий Васильевич Голосов

Жан Блондель

 

План:

• Сущность политического режима

• Основные элементы политического режима

• Классификации политических режимов

• Авторитарный, тоталитарный и демократический политический режим.

 

1. Сущность политического режима.

Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века.

 

   Три подхода к определению политического режима:

 

Правовой (юридический). Связывает политический режим и политическую систему.
Политический режим – это закрепленный в Конституции и законах способ функционирования политической системы, методы управления, степень политической свободы и открытость страны (Р. Макридис, Г. Лассуэл).

 

Социологический. Не связывает политическую систему и политический режим (М. Дюверже, Ж.-Л. Кермонн).

Политический режим – это совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, который способствует формированию политического управления данной страной на известный период.

 

Системный. Сводит понятие политического режима к политической системе.

Политический режим – это синоним понятия система правления, а значит политическая система (Э. Хейвуд).

 




Демократический режим

 

Осуществляется при широкой поддержке масс. Режим предполагает разделение и выборность властей, строгую законность, гарантию прав и свобод человека.

 

Черты политической системы при демократическом режиме:

• действия репрессивных органов определяются законом и находятся под контролем общественности;

• политика правительства открыто обсуждается и критикуется;

• политика имеет публичный тип;

• возникает гражданское общество и т.п.

 

Авторитарный режим

 

Правит 1 человек или небольшая группа. Предполагает беспрекословное подчинение граждан власти. Приняте политических решений осуществляется единолично. Критика политического курса запрещена, если не демонстрируют нужное видение событий. Массы в политике не участвуют.

 

Авторитарный режим устанавливается в следующих случаях:

• Захват власти в ходе приворота.

• Сужение социальной базы поддержки власти.

 

При авторитарном режиме происходят следующие изменения:

• разрастаются репрессивные органы (армия, полиция);

• снижается общественный контроль над деятельностью политической системы;

• происходит милитаризация общества;

• выборы происходят под контролем полиции или армии;

• приостанавливается действие Конституции.

 

Типы авторитарных режимов:

• Партийный

• Корпоративный

• Военный

• Режим личной власти

Тоталитарный режим

 

Стремление государства к абсолютному контролю над всеми сферами жизни общества.

 

Черты тоталитарного общества:

• официальная идеология;

• система террористического полицейского контроля;

• централизованный контроль экономики;

• контроль над СМИ;

• монополия на власть одной политической партии .

 

Черты тоталитарного режима:

• Коммунизм

• Фашизм, национал-социализм, нацизм

• Теократия

 

Критерии

Политические режимы

Тоталитарный Авторитарный Демократический
Законодательство Система законов мало разработана Система законов минимальна Развитая система демократических законов
Полномочия главы государ- ства Практически не ограничены Фактически не ограничены Строго ограничены законом
Представительные органы власти Марионеточны Отсутствуют или марионеточны Имеют широкий круг полномочий
Разделение властей Формально признается Отвергается Реализуется на практике
Полномочия местных органов власти Формально широкие Минимальные Максимальные
Партии Массовая политическая партия одна Правящая партия огосударствлена Многопартийность
Идеология Официальная идеология одна Господство одной идеологии Политический плюрализм
Права и свободы Разрешено только то, что приказано Разрешено то, что не имеет отношения к политике Разрешено все, что не запрещено законом
Карательные органы Проводят массовые политические репрессии Осуществляют тайный политиче-ский сыск Строго регламентированы законом
Оппозиция Отрицается Запрещена Действует легально
Характер и мера осуществления власти Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни Власть осуществляется представителями граждан, избираемыми в соответствии с законом
Отношение людей к власти, их взаимодействие Слияние общественного сознания с властью Отчуждение народа от власти Поддержка представителей власти народом
Идеалы политического поведения: — власти — индивида Всемогущество Энтузиазм, конформизм Компетентность Профессионализм, послушание, бесправие Соблюдение закона Соблюдение законов

 

 

Античная демократия

Образцом античной демократии, бесспорно, является Афинская, представлявшая собой исторический прототип современной концепции прямой демократии. Система управления этим древнегреческим полисом предполагала максимальное участие всех граждан в процессе управления государством и существование, как бы, коллективного законодателя.

На основе этого принципа все же лежала жесткая градация на свободных граждан и рабов, которые не могли участвовать в общественной жизни, что, фактически, и давало возможность всем свободным гражданам заниматься политикой. Максимально низкий имущественный и другие цензы, система поощрений для граждан, вовлеченных в общественно-политическую деятельность, способствовали высокой политической активности. В результате, именно в Афинах возникает практика выборности и ротации властей, принцип равенства свободных граждан в политической жизни.

Некоторые элементы прямой афинской демократии сохранились и по ныне. В конституциях ряда стан (в том числе и в России) закреплены положения о референдуме и других формах всенародной инициативы, унаследованных сегодняшними демократическими моделями от античной.

 

Теория прямой демократии

Форма народовластия, когда граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Одним из авторов этой теории был Ж.-Ж. Руссо.

Основные принципы данной теории:

 - отрицает принцип представительности, поскольку демократия понимается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю;

- не делит людей на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

 

Либеральная демократия

В 17-18 веке формируется полноценное представление о государстве как об институте, закрепляющем за собой монополию на власть и принуждение. Получает развитие и теория гражданского общества, утверждающего ненасильственную, договорную самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и прав человека.

• совокупности теорий и концепций, развивающих идеи демократии в русле идеологии и политики либерализма.

• под либеральной демократией понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.

Так, классический либерализм рассматривает демократию не столько как порядок, позволяющий народу реализовать свое право управления государством, сколько как механизм недопущения произвола властей и беззаконных действий других граждан. Теоретики классического либерализма впервые обосновали необходимость разделения власти на три независимые ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей, в частности, разрабатывался Дж. Локком, Ш. Монтескье, Дж. Мэдисоном, Т. Гоббсом и др. философами.

           Черты либеральной демократии:

Характерными чертами данной модели демократии в ее классическом варианте являются:

 - отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, а также женщин из числа лиц, наделенных избирательным правом;

- индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства.

- формальный характер демократии, вытекающий из понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений.

- парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния.

- ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы;

- разделение властей, создание системы сдержек и противовесов как условия контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью.

Развивающая демократия

Многие известные сторонники либеральной демократии видели ее основное предназначение в предоставлении возможностей для саморазвития свободных информированных граждан.

Основным разработчиком этой модели демократии был Ж.Ж. Руссо, который рассматривал ее, в первую очередь, как средство достижения личной автономии гражданина.

При этом свободный, приверженный идеалам демократии гражданин осознавал свою свободу как проявление всенародной общей воли. Согласно концепции Руссо, общая воля возникает в результате достижения общественного договора между всеми равными гражданами.

Существование такого договора предопределяет появление общего интереса, общих целей и потребностей, удовлетворение которых является предметом жизнедеятельности всего общества. Таким образом, согласно Руссо, нет необходимости в разделении власти или делегировании ее, т.к. интересы отдельного индивида неотделимы, по сути, от интересов всего общества.

Еще один сторонник развивающей демократии Дж. Ст. Милль видел предназначение демократии в развитии личности, путем вовлечения каждого в политический процесс. Он считал, что в процессе общественной жизни каждый индивид способен существенно повысить свой образовательный уровень. Поэтому Милль призывал распространить политическое участие на всех образованных граждан, включая женщин. Именно высокий культурный и образовательный уровень всех граждан, должен был стать гарантией против возможных злоупотреблений властью.

 

Современные модели демократии:

• Партиципаторная

• Элитарная

• Плюралистическая

• Полиархия

• Коллективистская (социалистическая)

Догоняющая

Транзитная

Рыночная

Партиципаторная демократия

Партиципаторная демократия (от participate - принимать участие) – это такая модель народовластия, которая признает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении решений и контроле за их выполнением.

Партиципация

Главными целями партиципации (участия) являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Максимальным расширением участия граждан в принятии решений на всех ступенях власти и во всех сферах жизнедеятельности человека достигается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан.

 

Элитарная демократия

С точки зрения сторонников данной модели (Й. Шумпетер, К. Полани, Ф. Хайек, Дж. Бернхейм) демократия представляет собой, скорее, не народовластие, а возможность народа самому избирать себе правителей. Сторонники этой модели в своих рассуждениях исходили из того, что основная масса граждан некомпетентны, не обладают достаточными познаниями и плохо информированы, поэтому именно элиты, как образованное правящее меньшинство, берут на себя ответственность за управление государством.

Основой элитарной демократии является персонификация политических ожиданий и усиление политической роли лидеров, которые, олицетворяя элиту, принимают участие в избирательной конкуренции. Граждане подключаются к политическим процессам только в период выборов, признавая за элитой право на принятие государственных решений самостоятельно. Таким образом, элитарная модель демократии снимает с граждан ответственность за принятие политических решений и возлагает ее на лидеров (представителей политических элит).

 

Плюралистическая модель

Плюралистическая демократия – это такая демократия, которая исходит из того, что группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Поэтому она предполагает, что назначение демократии - стимулировать многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

Признаки плюралистической демократии:

- заинтересованная группа является центром демократической системы;

- общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов;

- соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики;

- сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу, но и на социальную область, где ими являются группы - соперники;

- "разумный эгоизм" индивидов и особенно групп является генератором политики.

 

Коллективистская модель

Коллективистская демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного по своему составу народа (по отношению к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе, отдельной личностью.

- коллективизм в трактовке народа, признание народа единым, однородным целым;

- отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как врага, подлежащего насильственному устранению;

- понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества;

- всепроникающий характер власти, полная беззащитность меньшинства;

- устранение самой проблемы прав человека, так как государство и без того заинтересовано в соблюдении прав составляющих его частей;

- всеобщая политическая мобилизация, рассмотрение представительных органов и должностных лиц как проводников воли народа, его слуг.

 

Полиархия

В наиболее общем виде полиархию можно охарактеризовать как власть многих, но не всех. Проявляется это в способности демократических институтов обеспечивать взаимодействие и согласование интересов индивидов и групп без утраты ими самостоятельности и принципиального равенства. Полиархический властный порядок базируется на нескольких основных характеристиках.

• Существование выборных должностных лиц, контролирующих выполнение решений правительства и адекватность принимаемых государственных решений интересам общества.

• Всеобщее избирательное право.

• Свободные и честные выборы.

• Гарантированное право избираться для всех взрослых граждан.

• Свобода слова.

• Альтернативные источники информации, способствующие более объективному пониманию гражданами действительности.

• Свобода гражданских объединений и независимость самоорганизации

Институциональными принципами полиархического режима выражаются в правлении большинства и уважении прав меньшинства, политическом и правовом равенстве граждан, демократической делиберации (обсуждении и оценке общественностью принятых государственных решений), представительном характере власти и выборности властей, в плюрализме и свободе политической деятельности.

 

Тема: Политические системы

 

План:

• Понятие политической системы

• Социально-киберентическая модель Д. Истона

• Структурно-функциональная модель Г. Алмонда

• Коммуникативная модель К. Дойча

• Демократические и тоталитарные политические системы

 

Политические системы

Теория политической системы сформировалась в политологии в 1950-1960-е гг. и стала одним из проявлений господствовавшего в то время в науке структурного функционализма и бихевиорализма.

 

Политическая система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений.

 

Внутренняя среда

В структуру внутренней окружающей среды американский политолог включил экологическую, биологическую, персональную (отдельных индивидов) системы, а также социальную систему.

Включает социальную структуру, систему культуры (ценности, нормы, правила, обычаи, традиции, символы), экономическую, демографическую и другие системы.

 

Внешняя среда

В структуру внешней окружающей среды были включены внешние (по отношению к данной) политические системы (другие государства, части международного сообщества), внешние экологические и социальные системы.

Разработка концепции окружающей среды в теории политической системы позволяла учитывать источники основных требований и поддержки политической системы, а также характер и направленность ее деятельности.

Модель системы Д. Истона

           Главный момент в политической системе Истона – информационный вопрос. В зависимости от того в какой информационной форме будут представлены требования и поддержка мы получаем определенное властное решение.

Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой.

От внешней среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка.

Требования могут быть подразделены на несколько видов:

1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.);

2) касающиеся регулирования поведения (например, требования обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным компаниям и др.);

3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения свободного и равного доступа к информации и др.).

Поддержка политической системы выражается в:

 1) соблюдении законов;

 2) участии в политической жизни (например, участие в выборах);

 3) лояльном отношении к власти и внимании к официальной информации;

 4) оказании услуг и материальном финансировании политической системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.).

Поступающие импульсы «перерабатываются» политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия. Содержанием «исходящих» импульсов выступают:

• регулирование поведения и взаимодействия в обществе;

• распределение ценностей и услуг;

• создание законов и норм. Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются в политические решения.

 

Политическая коммуникация

• Разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона • Развиты как вертикальные, так и горизонтальные политические коммуникации • Единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контролирует все политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социальную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки

Определения государства.

Большая семья - Конфуций

Справедливый человеческий космос - Платон

Совокупность граждан - Аристотель

Союз свободных людей для соблюдения права и общей пользы - Гроций

Верховная власть, сосредоточенная в одном человеке (или собрании), сводящая все воли граждан в единую волю – Гоббс

Машина для подавления одного класса другим - К. Маркс

Земнобожественное существо - Гегель

Томас Гоббс:

• В государственном механизме верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа;

• должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы;

• награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнять свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле;

• благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа, его занятие;

• советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память;

• справедливость и законы суть искусственный разум и воля;

• гражданский мир - здоровье; смута - болезнь и гражданская война – смерть

 

В британской 'Энциклопедии управления и политики' (1992) выделяется пять основных типов концептов государства:

1. Правовой (юридический): Г. как система права, основывающейся на суверенитете публичной власти.

Ганс Кельзен (1881-1973): государство - иерархия законов, скрепленных властным суверенитетом.

2. Исторический подход исходит из определения государства как смены и эволюции его органов и форм от эпохи к эпохе. Ученые рассматривают государство и его разновременные качества сквозь призму смены статусов-состояний (лат. Status, производные от него исп. Estato, фр. Etat, англ. State, нем. Staat).

3.Социально-антропологический: Государство как тип социальной организации в контексте всего общества - К. Маркс, Э. Дюркгейм, Л. Дюги (1859-1928), М. Вебер.

4. Философский подход, настолько же древний, как юридический, отражает представления о государстве как об определенном справедливом порядке объединения граждан

5. Политологический подход

 

Плюралисты (Р.Даль, Д.Трумэн) главным для государства считают поиск равновесия между конкурирующими социальными группами, организацию их взаимодействия, для чего нужны полноценное разделение властей, строгий учет роли различных общественных движений, в т.ч. меньшинств.

 

Корпоративисты (Ф.Шмиттер) рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на разграничение интересов между крупными общественными группами и объединениями (корпорациями), сильное и централизированное государство удерживает решающие рычаги власти. Коллективные соглашения между корпорациями, их персоналом и правительством как важнейший для государства процесс.

 

У неомарксистов подходы разнятся:

• Для Р.Милибенда (1924-1994) оно продолжает выражать интересы экономически господствующего класса и лишь в особых обстоятельствах (война и пр.) может действовать независимо от классовых интересов.

• Для Н.Пуланзаса государство более не является инструментом господства над обществом – важнее то, что оно защищает долговечность капиталистического производства даже входя в конфликт с некоторыми сегментами класса капиталистов.

К.Оффе: современное государство исключено их процесса накопления и лишь выполняет нужные функции с использованием перераспределения средства.

 

Унитарное государство

 

Главный признак – сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.

Деконцентрация – уполномоченные органов центральной власти осуществляют руководство и контроль за местными администрациями.

Децентрализация – передача государством некоторым созданным им локальным сообществам – некоторых полномочий при сохранении контроля.

Автономии в унитарном государстве:

Возможность формирования своих представительных и административных институтов

Случаи Испании, Франции, Великобритании

Учет географического (острова Мадейра и Азорские в Португалии)

Исторического (Андалусия в Испании)

Этнического (Гренландия и Фарерские острова в Дании, Страна басков и Каталония в Испании) своеобразия.

 

Федерация

Наличие двух официальных государственных уровней.

Федерации могут быть договорные (США) и созданные актом центрального правительства (Бразилия, Австрия, ФРГ).

Федерализм предполагает строгое распределение компетенций между уровнями власти.

Некоторые области целиком в компетенции субъекта федерации (федерированного государства).

Американский политолог Престон Кинг считает, что составляющие федерацию регионы не суверенны, ибо в ней всегда есть определенная процедура принятия согласованных решений. Практика эволюции федераций – расширение круга прерогатив центра. Противоположное направление к эволюции унитарных государств.

 

Конфедерация

Союз самостоятельных государств, где принципы распределения полномочий между государствами – участниками и самим объединением противоположен федеративному.

Ее члены оставляют ха собой главную часть государственных прерогатив

Конфедерация обычно создается для достижения определенной цели и довольно неустойчива (Сенегамбия)

Принцип воспроизводится в международных организациях (Евросоюз)

 

Формы правления

• Понятие связано с несколькими центральными категориями политической науки

• Политическая система (полития)

• Политический режим

• Политический процесс (избирательный)

• Политический институт

• Везде по разному, во Франции = политический режим.

• 6 форм Аристотеля

 

 

                                                                                                                                              

 

 

Конституционные монархии:

• Дуалистические – есть парламент, который издает законы, утверждает бюджет.

• Монарх – обладает правом назначения и смещения министров, абсолютного или отлагательного вето на решения парламента, выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания и др.).

• Парламентские – полномочия монарха символические или резервные

• Есть и монархии выборные – объединение нескольких монархий (Малайзия, ОАЭ)

 

Три типа парламен

Монический – правительство ответственно только перед нижней палатой (Великобритания), есть продуманный механизм чередования партий у власти

Дуалистический – относительное равновесие между законодательной и исполнительными ветвями власти при наличие двух центров принятия решений – глава государства и нижняя палата

Рационализированный – ради избегания политических кризисов парламентские механизмы регулируются конституционнотаризма.

 

Институт выборов.

Выборы как период развития (обновления) и как период неустойчивости

Характеристика выборов (свободны и т.д.) – важнейшая характеристика политического режима

Типы электоральных систем и их влияние на становление той или иной формы правления

 

Мажоритарная система

Выборы проходят по избирательным округам, в которых баллотируются кандидаты.

Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов (система относительного большинства),либо больше половины голосов (система абсолютного большинства), либо определенный процент голосов (система квалифицированного большинства)

(!) Результаты выборов зависят от нарезки округов

(+) обеспечивает личную ответственность депутата перед избирателями;

способствует становлению 2-партийной системы, что делает политическую систему более устойчивой (особенно для парламентских республик/конституционных монархий)

(-) сильно искажает предпочтения избирателей (результативны лишь голоса, поданные за победившего кандидата.

 

Пропорциональная система

В избирательном округе (округах) баллотируются избирательные объединения. По результатам выборов они получают число мандатов, пропорциональное количеству поданных за них голосов.

(+) лучше отражает предпочтения избирателей

(-) хуже обеспечивает ответственность депутатов (избиратель ориентируется на “первые фамилии списка”);

• для парламентских республик/конституционных монархий - хуже управляемость

• способствует дроблению политического спектра, развитию партий “лидерского” типа;

• введение “порога” (в распределении мандатов участвуют объединения, набравшие 5(7,10)% голосов) - искажение предпочтений избирателей.

 

Избирательные комиссии

Для реализации процесса честных выборов

Необходима специальный институт – система избирательных комиссий

Проблема их формирования

Как обеспечить их независимость

Исключение из списков кандидатов или партий – пример «Яблока» в 2007 г. в СПб

Проблема общественного и международного контроля выборов

 

Тема: Гражданское общество.

 

План:

1. Понятие «Гражданское общество»

• История развития понятия

• Определение понятия

• Структура гражданского общества

2. Политические партии

• Определения политических партий и их функции

• Классификация политических партий.

• Партийные системы

• Взаимодействие партий с другими политическими институтами

3. Группы интересов

4. Неправительственные некоммерческие организации

 

Политические партии.

a) Определения политических партий и их функции.

Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие того провести своих кандидатов в государственные учреждения (Дж.Сартори).

Партиями называют организации, которые нацелены на открытое завоевание их представителями государственных позиций (К.Джанда).

Партия – есть любая политическая группа, получившая официальный статус, имеющая формальную организацию, связывающая центр с периферией и способная провести через выборы (свободные или несвободные) своих кандидатов в государственные органы (Дж.Лапорамбара, Дж.И.Андерсон)

Партия – это организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения в определенных целях, для участия в органах власти, либо для ориентации властей на осуществление своих требований (Кермонн)

Дж. Лапаломбара (США, род. 1925 г.) предложил 4 признака партий:

1. Партия как носитель идеологии, особого видения мира и человека

2. Партия – это организация, то есть длительное объединение людей на разных уровнях политики

3. Цель партии – завоевание и осуществление власти (чаще всего – в коалиции)

4. Партия старается обеспечить поддержку народа, от голосования на выборах до активного членства.

 

           Сэнфорд Д. Хорвит (США) выделяет такие функции партий: 

• Участие и победа на выборах для получения определенной степени контроля над органами государственной власти

• Отражение и формулирование потребностей общества

• Выдвижение политических альтернатив

• Проверка политических качеств и обучение лидеров, которые в будущем займут свое место в управлении государством.

 

Партии новой волны

Связаны с бурным развитием в 70-годы «новых социальных движений» - экологических, коммунитарных, гражданских инициатив и т.д.

Примеры – «Зеленые» в ФРГ, Социал-демократы в Великобритании

Существенно большая роль низовых организаций, принцип ротации, четкая ориентация на  постматериальные ценности.

 

Группы интересов

Поведение людей в политике во многом определяют не только политические, но и социальные интересы

Для обозначения понятия «группы интересов» часто используют и иные термины, например «группа давления», лобби, союз

Но все же «группа интересов» - наиболее общее определение

 

Группа давления (англ. pressure group) означает форму действия или метод, принятый неким коллективом для поддержки или срыва определенных политических решений (митинг, пикетирования и т.д.)

 

В термине лобби – заложен также узкий смысл – обработка депутатов или чиновников в целях вынесения нужных лоббистов решений

 

Союз – указывает на признаки организации, рассчитанные на длительное существование, и за пределами – все виды стихийных инициатив

 

От партий группы интересов отличаются тем, что не принимают коллективного участия в соревновании за парламентские мандаты или управленческие посты. – «politics». Представляя интересы общества, они не стремятся к политической ответственности. Однако являются участниками политического процесса – «policy».

 

Центры публичной политики

Часто способствуют партнерству НКО и местной власти.

Пример – программа СПб центра СТРАТЕГИЯ «Городские жители и власти на пути к сотрудничеству: бюджет, который можно понять и на который можно влиять»

Подробности – сайт www.transparenbudget.ru

 

Эволюция государства

 

Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Понятие «государство», производное от латинского status, появляется в период итальянского Ренессанса (XIV в.) и до XIX в. распространяется в Европе. Ранее для обозначения властного устройства использовались другие понятия: «polis», «res publica», «civitas regnum», «imperium», «reich» и др.

 

В те времена эти термины указывали, прежде всего, на положение правителя или правителей, на присущее им величие, и потому само понятие редко употреблялось без указания на того, к кому оно конкретно относилось.

 

Позже вследствие долгого процесса трансформации слово «государство» стали использовать для обозначения земельных владений, т.е. территории, находящейся во владении правителя. Отсюда второе средневековое выражение, которое предшествовало возникновению современного понятия государства - status regm, которое означало положение или состояние страны.

 

С буржуазными революциями, когда на смену монархии приходит республика, положение дел радикально меняется - демократия объявляет место власти «пустым». Никто не имеет изначального права это место занимать. Никто не может обладать властью, не будучи на то уполномоченным. Классик французской политической науки Жорж Бюрдо пишет в этой связи: «Люди изобрели государство, чтобы не подчиняться другим людям»[1]. Согласно Бюрдо, государство возникает как абстрактный и постоянный носитель власти. По мере развития этого процесса правители все больше и больше предстают в глазах управляемых агентами государства, власть которых носит преходящий характер. Такая трансформация власти явилась в истории человечества огромным шагом вперед.

 

Таким образом, постепенно возникает представление о единой высшей суверенной власти, которая отличается от народа, первоначально создавшего ее, но она также отдельна и от всех должностных лиц, которые на тот или иной срок получают право на осуществление этой власти. Но кто наделяет таким правом и властными полномочиями? Кто теперь является сувереном?

 

Великая французская революция дала ответы на эти вопросы и явила Европе и миру классический образец нациегенеза, что отразилось в содержании понятия «французская нация». В годы Великой французской революции впервые нация была интерпретирована как сообщество людей, подчиняющееся общим законам, т.е. в чисто политическом смысле.

 

Несомненно, что нация складывается в тесной исторической связи с процессом государственного строительства и что государство в Западной Европе предшествует нации. Сложившиеся здесь в XVIII-XIX вв. централизованные государства выступали важными факторами национального строительства, по меньшей мере, по следующим причинам:

-   закрепление устойчивых государственных границ создало внешние рамки, в которых гораздо быстрее и эффективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической интеграции;

-   государство способствовало возникновению общности исторических судеб, в частности, в отношениях с другими народами в рамках универсальной формулы идентификации «мы» - «они»;

-   оно создавало общую для всей формирующейся нации идеологию, отражающую национальные проблемы (ее распространению в значительной степени способствует институт всеобщей воинской повинности);

-   оно поддерживает культурную деятельность, способствовавшую созданию нации;

-   через государственную систему народного образования и массовую печать навязываются единые стандарты культуры и языка;

-   новые средства коммуникации (газеты, железные дороги и др.) постепенно формируют единое национальное информационное пространство;

-   зачастую государство становилось инициатором обособления национальной церкви (англиканская церковь в Англии, «государственные» лютеранские церкви Скандинавских стран);

-   оно разрушило внутренние экономические и политические барьеры, чем способствовало формированию единого национального рынка.

 

Идеологическим преломлением принципа суверенитета народа явилась теория «общественного договора». Государство провозглашалось следствием соглашения между людьми, а не установлением свыше. Его главной целью со времен Дж.Локка становится сохранение и защита неотчуждаемых прав человека - права на жизнь, свободу и собственность. На этой основе возникли концепции конституционализма, правового государства и требование ограничения объема и сфер деятельности государства, защиты граждан от чрезмерного государственного контроля и вмешательства.

 

Если на основании этого соглашения уполномоченные к осуществлению властных обязанностей выполняют их ненадлежащим образом, договор можно расторгнуть и снова перезаключить. Для оптимизации общественного контроля над властью со стороны народа постепенно была выработана технология периодического «переоформления» общественного договора и легитимации власти -процедура регулярных выборов.

 

Отсюда и радикальное переосмысление статуса властвующих и управляемых: первые уже не самостоятельные, единоличные правители, получившие власть «от неба», а вышестоящие исполнители, наделенные правами, обязанностями на четко фиксированный период времени; вторые уже не подданные, обязанные беспрекословно подчиняться правителю, а свободные граждане, обязанные подчиняться праву.

 

Демос как народ, наделенный правом политического господства, состоит, согласно либеральной концепции, из круга лиц, который юридически определяется через критерий гражданства. Поэтому легитимность современных национальных государств, прежде всего либерально-демократических, основывается на системе единого и равного гражданства. Граждане являются не только объектом, но также и субъектом власти: в своих социальных взаимоотношениях они выступают носителями власти, устанавливают и легитимируют власть вне зависимости от того, являются ли они активными участниками или всего лишь пассивными наблюдателями действий государства. Гражданство, по Аристотелю, лучше всего обнаруживает себя через участие во власти и в суде и потому определяет основополагающую связь государства и индивидов, его образующих, и обосновывает как право политиков на принятие обязательных для всех граждан решений, так и обязанность нести отчет за их правильность и эффективность.

 

Таким образом, гражданство означает признание лица в качестве члена того политического сообщества (нации), которое образует основу государственности.

 

Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет об эволюции понятия «государство» в Европе. В других регионах мира, например в Китае, где государство в течение многих веков выступало в роли регулятора социальных отношений, главного страхователя от стихийных бедствий, организатора общественных работ, содержало огромную армию, необходимую для внешней обороны, строило и содержало пути сообщения, связывающие разобщенные части страны в единое целое, и где оно всегда без­раздельно господствовало над всеми другими социальными институтами, понятие «государство» прошло иную эволюцию, имело несколько иной смысл, нашедший выражение в категории «китайская деспотия».

 

В России понятие «государство» также отличалось от европейского: в русском языке оно производно от слова «государь», т.е. хозяин, владелец «русской земли». Многие западные исследователи отмечают особый характер российского государства. Так, Р. Пайпс пишет: «Россия принадлежит к той категории государств, которые ... обычно определяют как "вотчинные" (patrimonial). В таких государствах политическая власть мыслится и отправляется как продолжение права собственности, и властитель (властители) является одновременно сувереном государства и его собственником».

 

Конституция

 

Для концептуализации устойчивых характеристик политического устройства и основных принципов взаимоотношений гражданина и государства в XVIII столетии появляется понятие «конституции» как основного закона, уважение которого было обязательным как для государства, так и для гражданского общества. В XIX в. эта концепция постепенно реализуется в политической практике, прежде всего, государств Запада.

 

Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях.

 

Первое из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства».

 

Следовательно, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства. Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения.

 

Во втором, наиболее распространенном значении термин конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

 

Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.

 

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой - определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

 

Первые конституции были приняты в 1787 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше — в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.

 

Наличие демократической конституции - показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».

 

Форма государства

 

Современное государство обладает сложной структурой. Обычно выделяют три группы государственных институтов: высшие органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

 

Структура, распределение полномочий и принципы взаимоотношений между государственными органами зависят от формы государства, а функциональная сторона - способы, методы, средства овладения, удержания, регулирования и использования государственной власти - во многом определяется существующим политическим режимом.

 

 Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма территориального (государственного) устройства». В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

 

Форма государства определяет организационно-функциональную структуру государственности, то есть способ организации и осуществления государственной власти в совокупности всех ее ветвей и уровней, включая методы осуществления прямой и обратной связи с населением.

 

Форма государства определяется составляющими его элементами, в качестве которых выступают: «во-первых, властные органы государства (органы государственной власти); во-вторых, особые территориальные единицы государства - территориальные государственные суборганизации.

 

Органы государственной власти подразделяются, в свою очередь, на центральные, региональные и местные. Они находятся в определенных внутренних взаи­моотношениях друг с другом и гражданами или подданными государства...

 

Таким образом, форма государства - это совокупность устойчивых взаимоотношений между властными органами государства и между его территориальными единицами, то есть способ их сосуществования друг с другом, в том числе способ распределения государственной власти между ее органами, способ их образования (формирования) и взаимной ответственности»[8].

 

Обычно выделяют три основные формы государства: монократическую, сегментарную и поликратическую (плюралистическую).

 

Монократическая - единовластная форма государства, характеризующаяся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или органа, при этом несущественно, кто является этим лицом или органом: им может быть и теократический монарх (султанат Оман), и фюрер нации (фашистская Германия), военно-революционный совет (его глава) после переворота в развивающихся странах, военная хунта, как это было в Аргентине, Бразилии и других странах Латинской Америки, «коллективный монарх» (Совет эмиров в ОАЭ) и т.д. При данной форме разделение властей не признается, парламент отсутствует (Саудовская Аравия), считается лишь консультативным органом (Катар) или служит внешней декорацией; в государственном управлении существует высокая степень централизации, самоуправление на местах (субъектах федерации) практически отсутствует, в управлении доминируют авторитарные методы.

 

Сегментарная - промежуточная форма. Она предполагает известное разделение ролей между институтами государства. Однако отсутствует «равновесие» элементов управления, система взаимных сдержек и противовесов. Решающая роль принадлежит либо монарху (Иордания, Непал), либо президенту («суперпрезидентские» республики в Латинской Америке и Тропической Африке). Федерация характеризуется ограничением полномочий ее субъектов (Венесуэла), административно-территориальные единицы не имеют выборных представительных органов или находятся под «административной опекой» центра. Доминируют авторитарные методы управления, хотя могут быть провозглашены и отчасти осуществляться демократические права и свободы (ограниченная многопартийность в Индонезии).

 

Поликратическая - характеризуется развитой системой разделения властей, системой взаимных сдержек и противовесов, существованием нескольких центров власти и в центре, и на местном уровне. Преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными и «честными» выборами, политическим участием граждан, поисками консенсуса и компромиссов, гарантиями прав граждан. Она совместима со всеми формами государственного устройства, однако может быть или республикой, или парламентарной монархией. Одной из современных тенденций развития формы государства является возникновение различного рода гибридных и смешанных форм.

 

Форма правления

 

Форма правления - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками и определяющая структуру центральных государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Так, Дж. Ст. Милль под формой правления понимал способ организации верховной государственной власти с процедурой формирования отдельных властных и управленческих структур и институтов, а также тех норм и принципов, на основе которых последние строят свои отношения с населением[9].

 

Традиционно выделяются две основные формы правления - монархия и республика и их разновидности. Основное различие между ними состоит в определении источника верховной власти, порядке и условиях замещения поста главы государства. Известный русский правовед Б.Н. Чичерин писал: «В республиках верховная власть признается исходящей от народа; в монархиях устанавливается власть, независимая от народной воли»[10]. Сегодня монархии составляют не менее шестой части государств мира (включая государства - члены Британского Содружества).

 

Монархия (классическая) характеризуется тем, что верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству. Ш.Л. Монтескье под монархическим понимал правление, «при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов»[11]. Власть монарха не считается производной от какой-либо другой власти, органа или народа/избирателей (суверенитет монарха). Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Монарх является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и не может быть досрочно смещен.

 

Цель:

Ознакомиться с основными категориями, проблемами, и теоретическими подходами в современной политологии; заложить основу для изучения конкретных политологических дисциплин и политических практик.

 

Задачи:

• освоение всех основных проблем науки о политике;

• приобретение умения разбираться в сложных вопросах теоретической политологии и политической действительности, а также приобретение навыков самостоятельного мышления и активного участия в обсуждении проблем политической теории и практики, и применение полученных знаний в оценке реальных политических явлений, процессов и институтов;

• ознакомление с современным состоянием науки о политике, ее аналитическим инструментарием, а также с основными направлениями эволюции в мировом интеллектуальном пространстве;

• ознакомление с основными путями и методами теоретического моделирования политических объектов и ознакомление с навыками специализированного отображения теоретических явлений.

 

По окончании курса политолог должен знать:

• сущность и природу политических явлений и процессов;

• владение категориальным аппаратом;

• теоретические и прикладные аспекты политологического знания, рациональное и иррациональное в политикн;

• основные произведения, идеи и концепции классиков политический науки;

• владеть методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, а также владеть навыками современного политико-социального исследования.

 

Рекомендуемые учебники и пособия:

• Исаев Б.А. Теория политики. Учебное пособие для вузов. М.: 2008.

• Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, М.: 2005.

• Мир политической науки в 2 книгах: учеб. Для студентов вузов./ под. ред. А.Ю. Мельвиля М.: 2004-2005.

• История политических и правовых учений. Учебное пособие для студентов вузов. Отв. Ред. В.В. Лазарев. М.: 2008.

• Теория и методы в современной политической науке/ под ред. С. У. Ларсена; (пер. с англ. Е. Л. Жуковой). - М. -. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 751

• Политическая теория , язык и идеология. Российская ассоциация политической науки (РАПН) ; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), М.:2008.

 

Рекомендуемые журналы:

• Политическая наук

• ПОЛИС (Политические исследования)

• Вестник Московского университета

 

Тема: Политика как общественное явление. Предмет политологии.

 

Что такое политика? Понятие, структура и функции.

Десятки подходов сотни определений

«Политика — не точная наука» (Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи)

«Политика есть искусство возможного» (Отто фон Бисмарк)

«Политика не есть искусство возможного; политика — искусство невозможного» (Вацлав Гавел, президент Чехословакии)

«Политика — это неустанный выбор из двух зол» (Джон Морли, английский политик и публицист)

«Политика – величайшая из наук» (Аристотель)

 

Политика — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».

               

Происхождения понятия.

Этимологически понятие «политика» (греч, politika) означает то, что относится к полису (polis), т. е. полисные, общественные, государственные дела, в отличие от дел семейных и дел частных лиц

Определение «politicos» означало и гражданина полиса, и полисный строй и было, по современным понятиям, синонимом гражданской и политической культуры.

Глагол «politeo» означал приобщение гражданина к общественным, государственным делам — то, что мы сегодня называем политической социализацией.

Существительное politeia включало в себя как гражданские, так и политические права (они не были разделены, так как все греки-мужчины призывного возраста могли участвовать в управлении делами полиса), и вообще означало полисный общественный и государственный строй.

 

Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г., когда Вильгельм Мербекский, переводя аристотелевскую «Политику» с греческого на латынь, перевел понятие «politike koinonia» (политическая общность) как communication politica (политическое сообщество). 

Подходы к политике.

В истории политической мысли можно выделить три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:

религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают олимпийские боги, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;

философско-этический, когда под политикой понималась деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами, на основе этих законов должна была соответствовать этой идее («правят законы, а не люди» — Платон);

научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Н. Макиавелли.

 

Макиавелли, Макьявелли Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик.

А что же сегодня?

Современные политологи используют или учитывают все эти представления и подходы в своих теоретических построениях. В то же время понимание политики только как «того, что связано с государством», значительно сужает сферу политического. Сегодня в эту сферу мы не можем не включать многочисленные негосударственные институты: местное самоуправление, систему образования, союзы предпринимателей и профсоюзы, творческие союзы и научные ассоциации, институты семьи и брака и т. д.

 

Современная политика.

Особенно важным представлением в современной политике является понятие гражданского общества как совокупности независимых институтов и их взаимодействия с государством. Именно на стыке гражданского общества и государства, в довольно широкой области взаимодействия общественных организаций, политических партий, других групп интересов с государственными органами политика как общественная деятельность и общественный процесс и проявляет себя в большей степени как публичная политика. 

 

Области политики.

• государственная (официальная) политика;

• публичная политика (Публичная политика — это открытое и гласное обсуждение общественных проблем);

• политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.779 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь