Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Джадидские мектебе и медресе в Казахстане.



Благодаря успешной деятельности И.Гаспринского на ниве просвещения, фонды тюрко-мусульманской педагогики пополнились десятком учебников, брошюр, многочисленной и разнообразной периодики и иной книжной продукции, учебного, научно-популярного, общеобразовательного, художественного направления и среди них учебники для преподавания светских дисциплин, таких как: анатомия, география, математика занимали одно из центральных мест. Учебные пособия, написанные И.Гаспринским, внесли в жизнь новометодных школ новые дидактические принципы, подняли значение урока как основной формы организации учебного процесса, став первыми светскими пособиями для мусульманских школ Российской империи.

Это движение в пользу просвещения проникло в Казахстан и Туркестан. Открываются новометодные школы в Петропавловске, Акмолинске, Уральске, Верном (Алмате). Начиная с 1900 г. отдельные старометодные мектебы и медресе постепенно преобразовывались в «новометодные». Например, из 30 старометодных мектебов Туркестана переходит к «новому методу» обучения 2 мектеба, возникший в 70-х годах XIX в. в Казалы старометодный мектеб в 1903 г. преобразовывается в «новометодный», начиная с 1905 г. специально открыт «новометодный» мектеб в Перовске (Кызыл-Орда). Такую же картину мы наблюдаем и в других городах Казахстана: Верном (Алматы), Семипалатинске, Акмолинске, Петропавловске, Костанае, Уральске, Актюбинске и др. Примерами могут служить старометодные мектебы, существовавшие с 1883 г. в Верном и с 1870 г. в г. Копале, которые были преобразованы в «новометодные» соответственно в 1904 г. и 1905 г. В Средней Азии, так же как в Крыму, Поволжье, реакционное мусульманское духовенство выступало против новометодных школ. Дело доходило до разгрома новометодных школ, избиения преподавателей и «прогрессивных мулл». В Казахстане были попытки недопущения новометодных школ, но эти попытки скорее сводились к «пассивному сопротивлению», к «бойкоту» новых школ со стороны реакционного казахского байства, подстрекаемого духовенством и царской администрацией.

Наряду с улучшением методов преподавания быстро росло также количество школ. В 1908 году в Казани было 36 медресе, из них 12 высшего типа, 12 - неполного высшего типа, 12 - среднего типа и 13 мектебов при них; в 1913 году в городе существовало 7 женских джадидских школ, еще в 1909 году джадидские женские школы были открыты в Троицке и Оренбурге. В 1909 году в Томске было создано общество мусульман-прогрессистов, распространявших свое влияние на всю Западную Сибирь. Джадиды были инициаторами первых театральных постановок на татарском языке любительскими объединениями, способствуя духовному развитию и расширяя культурный кругозор мусульманского населения края, которое существенно пополнилось в начале XX века благодаря вольному и целевому переселению тюркского населения, ссылаемым сюда из других регионов.

Все мектебы и медресе содержались на средства самого населения, расходы на них покрывались за счет добровольных пожертвований жителей. Государство никаких средств на них не отпускало. Народ не только строил школы, но и содержал их, отапливал и освещал, платил учителю, покупал учебники и оказывал помощь бедным детям. Некоторые школы содержали целиком отдельные состоятельные люди из татар. Как мектебы, так и медресе, даже реформированные, в которых изучались светские науки и европейские языки, считались религиозными; открытию татарских светских школ ставились правительством различные преграды, которые существовали вплоть до Февральской революции, точнее до 20-го марта 1917 года, когда Временным правительством было издано постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничении».

К 1900 году, можно говорить о достижении основных идей просветительского этапа джадидизма. Сильный толчок джадидскому движению дали события, связанные с революцией 1905 года, в результате которого количество реформированных школ продолжало быстро расти. Однако с наступлением реакции усилилось преследование джадидских школ со стороны царских властей; наиболее активные деятели просвещения нового направления среди татар были арестованы и сосланы в Сибирь или на Север. В 1911 году казанский губернатор в секретном циркуляре предписывал местным полицейским властям всячески препятствовать развитию новометодной татарской школы, распространявшей светские знания - математику, географию, историю и т. д. В циркуляре говорилось, что «за деятельностью новаторов должно вестись неослабное, неотступное наблюдение…». Но ничто не могло задержать поступательного движения джадидизма, и ко времени Октябрьской революции 1917 года большинство татарских школ были уже джадидскими.

Таким образом, просветительские идей джадидизма, при всем своем многообразии, несомненно, ставило перед собой одну конечную цель – видеть свой народ просвещенным, свободным от невежества, национальной замкнутости, достойным, равным среди других народов империи. Достижению этой цели должно было служить все новое, имеющееся в цивилизованном мире – это достижения науки, культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь