Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мусульманские партии «Шура-и-Ислами», «Шура-и-Улема».
Партия «Шу-ра-и-ислами» была создана 17 марта 1917 года в Ташкенте. В нее вошли представители национальной буржуазии и интеллигенции, феодалов и мусульманского духовенства. Возглавлял ее М.К. Абду-рашидханов. В начале ХХ века в Средней Азии появляется новая общественная политическая сила национальной интеллигенции -джадиды. Джадидизм включал в себя представителей различных слоев населения и в силу этого представлял собой народное движение, объединявшее людей разных взглядов - «от умеренных» либералов из буржуазии до представителей демократической интеллигенции, выходцев из народных низов. Довольно заметную прослойку составляла часть передового духовенства, которая не хотела мириться с царившими в обществе косностью и невежеством. Приоритетным в деятельности джадидов была защита политических, национальных и экономических интересов народов Средней Азии. Движение джадидов с самого начала носило не только ярко выраженный просветительский, но и освободительный характер. Джадиды хотели видеть свой народ просвещенным и свободным от рабства и духовного застоя. Так, например, в культурной программе джадидов в пункте обучения языкам стояла задача: дети должны знать тюркский - язык быта и семьи, фарси - язык поэзии и культуры, арабский - язык религии, русский для развития экономики и производственных отношений, и, наконец, чтобы выйти на международный уровень, нужен один из европейских языков: английский, французский или немецкий. Из представителей всех политических сил края формируется национально-демократическое движение. Духовенство и религиозно настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образовали религиозно-политические партии Туркестана - «Шура-и-ислами» и «Шура-и-улема». Активную роль в организации партии играли М. Шокай, А. Кари, А. Темирбеков и др. Идеология «Шура-и-ислами» базировалась на трех тесно взаимосвязанных между собой элементах: этнической сплоченности тюрко-мусульманских народов в целях достижения ими национального самоопределения; отрицании позитивного влияния «русских революций»; установку на общую этническую и религиозную идентичность тюрко-мусульманских народностей. Центральным печатным органом партии была газета «Шура-и-ис-лами». Политические позиции партии выражали интересы местных зажиточных слоев населения. Она выступала за национальнорелигиозную автономию Туркестана в составе буржуазной России, высказывалась в поддержку Туркестанского комитета Временного правительства, намечала проведение реформ в области просвещения и быта. В июне 1917 года из «Шура-и-ислами» отделяется и образовывается «Шура-и-улема» (совет духовенства). Мусульманское население и организации начинают объединяться. «Шура-и-улема» являлась контрреволюционной панисламистской организацией в Туркестане в 1917-1918 годы. Объединяла высшее мусульманское духовенство, местных феодалов и наиболее реакционную часть национальной буржуазии. На съезде «Шура-и-улема» в Ташкенте в сентябре 1917 года делегаты выступили против Советов, требовали отделения Туркестана от России и объединения всех мусульман в единое мусульманское государство под эгидой Турции, создания во всех городах Туркестанского края отделений «Шура-и-улема». На 3-м съезде Советов края (ноябрь 1917 г.) улемисты выступили против установления в Туркестане Советской власти, были в числе организаторов контрреволюционной Кокандской автономии и вдохновителями басмачества. В борьбе против Советской власти улемисты выступали в союзе с русскими белогвардейцами и иностранными империалистами. Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата». «Шура-и-ислами» и «Шура-и-улема» имели одинаковые национальные ценности, но разные - политические. В сентябре на съезде казахских и туркестанских мусульман было принято решение об объединении «Шура-и-ислами» и «Шура-и-улема» и других национальных организаций в единую политическую партию «Иттифо-ки-и-муслимин» («Союз мусульман»). Была принята резолюция, в которой выдвигалась идея образования Туркестанской автономии с двухступенчатой властью в составе России под названием Туркестанская федеративная республика. В октябре, нарушив договор об объединении, «Шура-и-ислами» и «Шура-и-улема» самостоятельно выдвигают, каждая от своей партии, кандидатов в Учредительное собрание. В начале 1918 года Совнарком Туркестана и местные Советы распустили партии «Шура-и-ислами» и «Шура-и-улема» за антисоветскую деятельность.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы