Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дореволюционное творчество Ивана Бунина. Историзм повести «Деревня» (про Деревню много в след.вопросах)



Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала. В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен. В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: “Умер человек”. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: “Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену — ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра...” Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: “Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры...” Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом “играть в любовь за хорошие деньги”. На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, “кого некогда взял себе за образец”. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: “золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысина”. Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.) "Русским классиком рубежа двух столетий" назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение "дворянских гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души. Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк", "На чужой стороне", "На хуторе" и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе "На край света" (1894 г.) автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство с Чеховым, Горьким. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так в рассказе "Антоновские яблоки" (1900 г.) показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым "дворянским гнездам". На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой. И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон ("Мелитон"), которого прогнали плетьми "сквозь строй", потерявший семью. В рассказах "Руда", "Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы": величие жизни и смерти, неувядающая красота природы ("Туман", "Тишина"). По этому поводу ("О листопаде") Горький писал: "Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и нет приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу..." В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, — к повести о деревне (рассказ "Деревня"). Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон — крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением. У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали". "Деревня" — одно из лучших произведений русской прозы начала XX века. В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства ("Суходол", "Последнее свидание"), и уродливость мещанского быта ("Хорошая жизнь", "Чаша жизни"), и тему любви, которая часто бывает пагубной ("Игнат", "При дороге"). В обширном цикле рассказов о крестьянстве ("Веселый двор", "Будни", "Жертва" и другие) писатель продолжает тему "Деревни". В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих "дворянских гнезд". Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести "Суходол" сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах "Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе "Братья" (написан после поездки на Цейлон) даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого "туземца" — рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть. В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на "Атлантиде", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско ("новый человек со старым сердцем", по выражению Бунина) принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные", за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью (коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-волынщики), они противостоят аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе "Братья". Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви — единой и непреходящий ценности ("Грамматика любви"). Но иногда и любовь несет обреченность и гибель ("Сын", "Сны Ганга", "Легкое дыхание"). После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно привлекательны женские образы. Любовь — высочайшее счартье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной ("Холодная осень", "Париж", "На чужбине"). Роман "Жизнь Арсеньева" (1924-28 гг.) написан на автобиографическом материале (тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть). 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России. Героическая война России с фашистской Германией волновала художника, он любил свою родину. Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90-х гг. любимой темой стихов была природа ("Листопад"). Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи "Джордано Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и другие. Даны реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей ("Пахарь", "Сенокос", "На Плющихе", "Песня"). Бунин был превосходным переводчиком ("Каин" и "Манфред" Байрона, "Крымские сонеты".

38. Концепция национального характера в повести «Деревня». «Деревня» Бунина и русская литература 20 в.

Повесть Бунина «Деревня», написанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом популярности автора. За «Деревней», первой крупной вещью, последовали другие повести и рассказы, как писал Бунин, «резко рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы». Горький писал Бунину, что «так глубоко, так исторически, деревню никто не брал».

Бунин всесторонне описывает жизнь русского народа, касается проблем исторических, национальных и того, что было злобой дня, - войны и революции - , изображает, по его мнению, «во след Радищеву», современную ему деревню без всяких приукрашиваний. После бунинской повести, с ее «беспощадной правдой», основанной на глубоком знании «мужицкого царства», изображать крестьян в духе народнической идеализации стало невозможно.

Взгляд на русскую деревню выработался у Бунина под влиянием путешествий, «после резкой заграничной оплеухи». В «Деревне» Бунин описал правдивые картины старой Дурновки. В повести множество выразительных деталей, наглядно отражающих всеобщее разложение деревни, ее экономическое, нравственное, психическое вырождение.

В повести о народной жизни в полной мере раскрылось искусство художественного психологизма Бунина. Образы мужиков выросли до крупных художественных типов. Взгляд писателя стал более конкретным и социальным. В повести «Деревня» Бунин «путешествует» со своим героем по русской провинции, по несчастным селам и слободкам. Он рассказывает о жуткой нищете, о физических и нравственных муках бедноты. Но ничто, говорит Бунин, не может истребить в русском мужике человечность, способность размышлять. Деревня изображена не подвижной, в нее проникают новые веяния, появляются новые люди, и сам Тихон Ильич задумывается над своим существованием лавочника и кабатчика. Бессмысленно прошла жизнь его брата Кузьмы – поэта самоучки и правдоискателя. Бестолково живет и мается в нищенской жизни мужик Серый, а его сын Дениска, с претензиями на городскую культуру, слывет в деревне дурачком. Любитель обобщать и типизировать, Кузьма скажет о нем очень выразительно: «Этот новенький типик, новая Русь почище всех старых будет».

Особое место в повести занимают споры между Кузьмой Красовым и «базарным вольнодумцем и чудаком, стариком гармонистом» Балашкиным. Для Кузьмы символом («признанным типом») русского народа является Платон Каратаев; Балашкин предлагает целый букет литературных типов, якобы воплощающих черты национального характера: Колугаев и Разуваев, Салтычиха «Карамазов с Обломовым, Хлестаков с Ноздревым, али, чтобы далеко не ходить…твой негодяй - братец», т. е. Тихон Красов.

В злых выкриках Балашкина таиться особая философия: «по холопу и барин, по Сеньке и Шапка» - иного и не заслуживает страна, в которой гибнут лучшие: Пушкин, Лермонтов, Писарев, Рылеев, Достоевский, Гоголь…

И в герое повести и в ее авторе говорят благородный гнев и боль. И это чувство воплощено в ряде персонажей «Деревни», с которыми связана светлая линия повести. Это, пусть и покорная, но не утратившая гордости, Молодая – образ трагический, особенно в финале. Драматична судьба Однодворки: скупо, всего лишь в нескольких словах рассказала она о своем доме, но это запоминается, драма не сломила ее духа. Больно и за ту несчастную женщину, которая, подаренный ей платок «истаскала на изнанку» («жалко налицо по будням носить…а пришел праздник – лохмотья одни остались…»).

Ничего не осталось от каратаевской позиции Кузьмы при столкновении с Жизнью. Запоминается сцена издевательства жандарма над тремя черниговскими крестьянами на станции Нежин. «Кузьма внезапно пришел в ярость…заорал, затопал ногами на жандарма». Нигде в повести до такого бунта он не поднимался.

При чтении «Деревни» нельзя не заметить, что почти все события в повести происходят в сумрачном свете. Образный мотив, создающий основное настроение, - дожди или серый снег: «ночью опять лил дождь, темь была, хоть глаз выколи» «дождь обрушился на землю с такой силой, что стали мелькать страшные мысли в потоку»; «Утро было серое. Под…серым снегом серой была и деревня»… К концу повести эти картины выливаются в одну, обобщающую: «Бури и ледяные ливни, дни, похожие на сумерки, грязь в усадьбе…необозримые пашни и озими вокруг Дурновки и без конца и идущие над ними тучи опять полили ненавистьтю к этой проклятой стране, где восемь месяцев метели, а четыре – дожди».

В повести настойчиво звучит мотив обреченности или прокаженности. Этот смысл заключен в слове «дурновцы». Кузьма Ильич говорит брату: «Запомни; наша с тобой песня спета. И никакие свечи нас с тобой не спасут. Слышишь? Мы – дурновцы!» а сама Дурновка все глубже тонет в бесконечных дождях, «в серой несущейся мути». Таким образом, упадок, вырождение деревни воспроизведено Буниным с огромной художественной силой.

Переплетение светлых и темных сторон жизни – постоянная тема бунинской прозы, ему свойственен пафос трагичности. Даровиты и красивы люди, но отвратительны условия их быта. Герои повести ожесточенно спорят. Они спорят о судьбе народа, об истории России, о ее правителях. В произведении ярко проявился демократизм писателя.

Повесть «Деревня», как и творчество Бунина в целом, утверждала реалистические традиции русской классической литературы в век, когда они подвергались нападкам и отрицались модернистами и декадентами. Для прозы Бунина характерны главные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность и ритмический строй. В ней (прозе) захватывает богатство наблюдений и красок, сила и красота языка, гармоничность стиля, искренность тона и правдивость. Чувство родины, языка, истории у Бунина было огромно. Он говорил: «Все эти возвышенные слова, дивной красоты песни, соборы – все это нужно, все это создавалось веками». Одним из источников его творчества была народная речь. Я считаю, что И. А. Бунин своими произведениями заставил общество задуматься над положением крестьянства в России.

В повести Бунина запечатлена жизнь в ее многообразных проявлениях. Основной тон его прозаического слова о России, деревне, грустный – от элегии до крайней тоски и отчаяния. И все же, даже в этом произведении звучит хвала всему живому, человечному – тому, что всегда дорого и светло.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь