Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Инкультурация и индивидуализация личности.



Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате ин- культурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

-жизнеобеспечение — профессиональная деятельность, домашний

-труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

-личностное развитие — приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

-социальная коммуникация — формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

-восстановление энергетических затрат — потребление пиши, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Стадии инкультурации.

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

-физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

-стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

-стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

-ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

-достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

-овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

-овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

-принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Индивидуализация личности. Индивидуализация личности представляет собой процесс актуализации неповторимого своеобразия человека. Индивидуальное в качестве особенного, единичного, отличительного противопоставляется типичному, присущему всем или значительной части данного класса. В европейской философии идея индивидуальности была связана с разработкой Демокритом понятия атома, или индивида. Согласно учению его последователя Эпикура из атомов состоят любые тела, в т.ч. и тело человека, а вместе с ним и его душа. Безраздельное господство необходимости в мире атомов, распространенное на атомы души, делает невозможным допущение свободы воли человека и безусловное разложение его тела и души: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, – считал Эпикур, – когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» («К Менекею»).

Начиная с эпохи Возрождения индивидуализация рассматривается как альтернатива социализации и становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. Наиболее полное развитие проблема индивидуализации получает у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия, которые находятся между собой в отношении изначально предустановленной (Богом) гармонии, когда тот избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». Монады как субстанции не зависят друг от друга и не могут влиять одна на другую, тем не менее, развитие каждой находится в соответствии с развитием других и всего мира в целом. Каждая монада может выражать и отражать весь мир («монада – зеркало Вселенной»). В то же время в монаде заложена индивидуальная программа, «полного индивидуального понятия». Монады образуют восходящую иерархию, в которой особое место занимают монады, способные не только к перцепции (смутному и бессознательному восприятию), но и к самосознанию, апперцепции, к которым Лейбниц относил души людей. Понятие монады как одушевленной жизненной индивидуальности использовалось в учении Гете как совокупность живых форм, органически развивающихся на всех уровнях бытия.

Определяющее место в философской антропологии занимает идея о неделимости «индивидуальной природы». В учении Юнга индивидуация рассматривается как процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. М.М. Бахтин указывал, что индивидуализация личности, совершается не в сфере социальности, а в сфере сознания. Проблема индивидуализации связана с вопросом, может ли человек стать самобытной, уникальной личностью, не превратит ли его процесс социализации в стандартный «винтик» социальной машины? Определение индивидуальности предполагает постижение целостности конкретного субъекта, исходя из его потенций. Задача такого определения не только выявление факта отдельности данного человека, но и развитие его уникальных качеств.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь