Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие больших социальные группы. Эффекты массового поведения.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Понятие больших социальные группы. Эффекты массового поведения. Литература 1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. 3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. 4. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. 5. Кон И. Национальный характер. Миф или реальность? «Иностранная литература», 1970, С. 3. 6. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. М., 1970. 7. Московчи С. Общество и теория в социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. 8. Социальная психология. М; 1975.. 9. Социальная психология классов. М., 1985. 10. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. 11. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. – Пер. с англ. М., 1993.
1. Содержание и структура психологии большой социальной группы
Итак, что же такое «большая социальная группа». Большие социальные группы — общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. «Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: - случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, - и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Особенности толпы •Наличие случайности во взаимодействии •Доминирование бессознательных мотивов в действиях и поступках •Снижение интеллектуальной и резкое повышение эмоциональной активности индивидов •Чрезвычайно высокая степень всеобщей заразительности поведения и внушаемости •Проявление групповой эйфории Виды толпы 1. Окказиональная толпа (от англ. occasion - случайность) – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. 2. Конвенциональная толпа (от англ. convention - условность) – собирается по поводу заранее объявленного события: петушиного или собачьего боя, футбольного или боксёрского матча и т.д. 3. Экспрессивная толпа (от англ. expression – выражение) ритмически выражает ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д. 4. Экстатическая толпа (от англ. ecstasy - экстаз) – экстремальная форма экспрессивной толпы, например, секта. 5. Действующая толпа – политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В её рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов: - агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой ярость, злоба; - паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности; - стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью; - повстанческая толпа сходна с агрессивной, но отличается от неё социально справедливым характером возмущения. Механизмы управления толпой •Возвращение индивиду утраченных чувств самоконтроля и ответственности за свое поведение •Предотвращение образования толпы или расформирование уже образовавшейся толпы •Применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы •Использование обещаний и приказов... Альтернативные классификации стихийных групп (Г.М. Андреева) Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым. Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника – социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Бессознательное неконтролируемое, стихийное поведение людей в толпе •Психологическая основа паники – циркулярная реакция •Циркулярная реакция – нарастающее, обоюдонаправленное эмоциональное заражение Процесс циркуляции слухов 1. Сглаживание: несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают, сюжет становится короче и функциональнее. 2. Заострение: сохранившиеся детали выдвигаются на передний план, высвечиваются более выпукло, увеличивается их масштаб и социальная значимость. 3. Приспособление: под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета без выраженных признаков или заострения, но оно изменяет психологическое содержание информации. Классификация слухов Параметр 1 - экспрессивный (содержание слуха и особенности эмоциональных реакций на него): •слухи-желания; •слухи-пугала; •разобщающие агрессивные слухи. Параметр 2 - информационный (в соответствии со степенью достоверности сюжета слуха): •недостоверные; •недостоверные с элементами правдоподобия; •правдоподобные. Параметр 3 - степень влияния на психику человека: •будоражащие общественное мнение в целом или в определённых группах людей, но не вызывающие явно выраженных форм асоциального поведения; •вызывающие антиобщественное поведение определённых социальных групп; •нарушающие социальные связи и организационно-управленческие отношения между людьми и вызывающие массовые беспорядки, панику. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной. Процесс внушения имеет одностороннюю направленность – это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.). С другой стороны, внушение отличается от убеждения тем, что непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике (Бехтерев, 1903). Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие. В многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия – доверие к источнику информации. Этот «эффект доверия» проявляется как по отношению к личности суггестора, так и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет. Авторитет суггестора и в том, и в другом случаях выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения. В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая отводится внушению в системе средств пропагандистского воздействия, различна в зависимости от того, какого рода пропаганда имеется в виду, каковы ее цели и содержание. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» (Тард, 1892). Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору) и т.д.
Примером больших социальных групп являются социальные классы. Классы в социальной психологии — большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Существование классов связано с исторически определенными способами производства. Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства. Психология социального класса — форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы. В качестве детерминантов психологии социального класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения данной формации. Основу образования психологии социального класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей. В представлении о границах и структуре социальных классов, во-первых, всегда констатируется наличие рабочего класса (пролетариата), включающего наемных индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, а также низших и средних служащих (торговых и конторских работников). Во-вторых, отмечается существование класса буржуазии, в который входят крупные и средние собственники средств производства, в том числе и крупные фермеры, а также высший слой менеджеров. В-третьих, выделяют средние социальные слои, включающие в себя мелкую буржуазию в промышленности и сельском хозяйстве и мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания. Многочисленную социальную общность во многих странах мира составляют представители маргинальных слоев. Многие исследователи ведущим классообразующим признаком считают уровень дохода. Наиболее распространенная в США модель: 1) высший высший класс, который составляют очень богатые и знатные люди, представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства; 4) низший средний класс, который составляют наемные работники — инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т. д.; 5) высший низший класс, состоящий из наемных рабочих, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе; 6) низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей. Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии. Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления. На каждом этапе экономического, социального и культурного развития общества классовое положение обусловливает объем и состав доступных им материальных и духовных благ, основное содержание их деятельности, их реальные возможности обладать теми или иными вещами. Содержание потребностей зависит от того, что имеет человек, представитель класса и чего ему недостает. Специфика его деятельности развивает в нем одни потребности и подавляет другие. Интересы класса обусловлены положением класса в системе производственных отношений данного общества. Классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, она затрагивает всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе. Особо остро столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы — обобщенное выражение всех прочих интересов, в том числе и экономических. Субъективная сторона интереса в том, что он представляет собой продукт деятельности психики и поэтому испытывает на себе влияние других элементов общественной психологии, в частности ценностей, норм поведения и др. В основе формирования и развития ценностей класса лежат его потребности, определяющие базовую значимость всей их системы — характер собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Наряду с материальными ценностями выступают и феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме, — духовные ценности. Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с помощью норм, выработанных ими, регулируют, контролируют и оценивают поведение своих представителей. Нормы поведения вырабатываются с учетом систем общественных отношений, интересов классов и представлений его о должном, допустимом, одобряемом, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом. По мнению ряда исследователей, классовая психология включает «психический склад» — некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т. д. Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему классу в периоды его революционных выступлений, неоднократно было констатировано преобладание оптимистического настроя, вызванного революционным подъемом; в эпоху буржуазных революций, когда класс буржуазии выступал в качестве революционной силы, доминирующим типом социальных чувств и внутри этого класса были чувства энтузиазма, уверенности в привлекательности политических программ, оптимистического восприятия исторических перемен. Термин «социальный характер» широко представлен в трудах неофрейдистского направления, в частности в работах Э. Фромма. Для него социальный характер – это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различными историческими типами самоотчуждения человека – с человеком эпохи раннего капитализма («накопительский тип»), эпохи 20-х гг. XX века («рыночный тип», связанный с обществом «тотального отчуждения») и т.п. (Фромм, 1993). Психологические особенности этнических групп Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. Этнос — социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком. В основе существования этносов — осознание ими своей целостности. В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения. С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени превращается в этнос в виде нации. Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких границ расселения, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма. Нация — высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации. Психология этнической общности (нации) — национальная психология — имеет свою материальную базу, носителей и отражает общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах подведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям. Национальная психика — составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента — общественной психологии. Национальная психология — результат длительного и специфического развития, в котором задействованы факторы: Социально-политическое и экономическое развитие. Национальная психика зависит от производственных и общественных отношений. Историческое развитие этнической общности —жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, но качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики. Возраст этнической общности свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Межнациональные отношения, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям. Культурное развитие этнической общности оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей. Язык и письменность определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают разнообразие их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности. Структура национальной психологии — совокупность национально-психологических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты. К системообразующим относят национальное самосознание, национальный характер, национальные интересы, ориентации, национальные чувства и настроения, традиции и привычки. Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих типичный образ действий. Национальное сознание этнических общностей — сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих уровень духовного развития нации. Национальные интересы и ориентации — общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности. Национальные чувства и настроения — эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные традиции и привычки сложившиеся на основе опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни правила и нормы поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью. Динамические компоненты психологии нации позволяют осмыслить и наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов. Структура динамических компонентов: мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей. Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей; интеллектуально-познавательные —определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит их деятельность. Коммуникативно-поведенческие — определяют информационное и межличностное взаимодействие и взаимоотношения представителей конкретных народов. Свойства национально-психологических особенностей: o способность детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования всех других психологических явлений, придавая им особую направленность; o невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; o их многообразие. В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по «психологии народов», где «народ» интерпретировался именно как некоторая этническая общность. Вундту же принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп. После Вундта в западной психологии возникло много новых подходов к изучению этой проблемы, главным среди которых явился подход, развитый в рамках культурантропологии. Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе. Национальный характер В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гордости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распространенность стереотипов относительно других национальностей. По вопросу о лучшей кухне – представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня наблюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвежцы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина назвали шведок, австрийцы – итальянок, датчане – немок, а у остальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гордости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени относительности представлений о содержании типичных характеристик различных национальных групп. В этнические стереотипы всегда мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обусловленные содержанием культуры и т.д.
Понятие больших социальные группы. Эффекты массового поведения. Литература 1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. 3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. 4. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. 5. Кон И. Национальный характер. Миф или реальность? «Иностранная литература», 1970, С. 3. 6. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. М., 1970. 7. Московчи С. Общество и теория в социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. 8. Социальная психология. М; 1975.. 9. Социальная психология классов. М., 1985. 10. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. 11. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. – Пер. с англ. М., 1993.
1. Содержание и структура психологии большой социальной группы
Итак, что же такое «большая социальная группа». Большие социальные группы — общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. «Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: - случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, - и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы