Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проскомидия: основные структурные элементы и символическое толкование.



Проскоми́дия (греч. προσκομιδή — принесение, подношение; от προσκομίζω — приношу) — первая часть литургиивизантийского обряда, как Иоанна Златоуста, так и Василия Великого. На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.Проскомидия совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов.

Хлеб для проскомидии должен быть пшеничным и приготовленным на дрожжах («квасный»). После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы литургию служили на семи просфорах) в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. По внешнему виду просфора́ должна быть кругловидной и двухсоставной, в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для проскомидии просфора полностью не используется — из неё копием изымаются частицы.

Для изъятия Агнца используется просфора со знаком креста, разделяющего собой надпись IС ХС НИKA («Иисус Христос побеждает»). На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Исторические свидетельства об Агнце начинают встречаться с IX—X веков: видимо, в древности его приготовление не являлось ещё общепринятым литургическим действием.

Вино для проскомидии должно быть виноградным, натуральным и без примесей. B Православных церквях обычно употребляется красное вино, хотя в Румынской церкви допускают белое вино (так же как и в латинском обряде у римо-католиков).

Во время совершения проскомидии вино, соединённое с водой, вливают в потир, в воспоминание того, что, когда ГосподьИисус Христос находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекла кровь и вода.

Порядок совершения проскомидии. Священник совершает входные молитвы, входит в алтарь, облачается и на жертвеннике при закрытых Царских вратах начинает совершение проскомидии.

Приготовление Агнца. Священник берёт в левую руку просфору для Агнца, обращая её буквами IС ХС к себе, а в правую — копие, делает им трижды зна́мение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем он приступает к вырезанию из просфоры Агнца:

· режет с правой стороны печати (где буквы и НИ) со словами «Яко овча на заколение ведеся»;

· режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»;

· надрезает верхнюю сторону печати (где буквы IС ХС), произнося «Во смирение Его суд Его взятся»;

· надрезает нижнюю сторону печати (где буквы НИ КА), произнося «Род же Его кто исповесть».

Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова:«Яко вземлется от земли живот Его». Затем полагает его в центре дискоса.

После этого Агнец крестообразно надрезается священником с нижней стороны с произношением слов: «Жрется(приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение». После этого священник прободает (протыкает) копием правую сторону Агнца, произнося слова из Евангелия от Иоанна: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его» (Ин.19:34). По произнесении этих слов в потир вливается вино, смешанное с водой.

Изъятие частиц из прочих просфор:

из второй просфоры, называемой «богородичною», вынимается частица в память Богородицы и помещается на дискос по правую сторону от Агнца;

из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, в память: Иоанна Предтечи ,пророков,апостолов,святителей,мучеников,преподобных,бессребреников,равноапостольных,соста- вителя литургии: Иоанна Златоуста или Василия Великого;

· из четвёртой просфоры вынимаются две частицы в память живых и помещаются на дискос ниже Агнца;

· из пятой просфоры вынимается частица в память умерших и помещается ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых не ограничивается), поданных заранее верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.

Частицы, вынутые из малых просфор, по окончании литургии опускаются священником в потир со словами: «Отмый(омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

После этого на дискос с вынутыми частицами устанавливается звездица. Затем дискос и потир покрываются отдельнымипокровцами, а поверх одним большим покровом — возду́хом. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц.

Затем священник кадит перед Дарами и произносит молитву, в которой просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть принёсших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия.

Символическоезначение проскомидии.

На проскомидии вместе с воспоминанием о Рождестве Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть. Вследствие этого слова́ и действия проскомидии имеют двоякое значение.

Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос — ясли, в которых был положен младенец Христос, звездица — звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был укрыт Спаситель. Потир, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесённых волхвами. Молитвы и славословия священника изображают поклонение и славословие вифлеемских пастухов и волхвов. С точки зрения воспоминаний страданий Христовых дискос символизирует гроб, покровы — погребальные пелены, а крестообразное разрезание Агнца и протыкание (прободение) его копием означают распятие Иисуса Христа и излияние Его крови.Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Церковь, Глава которой Иисус Христос.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь