Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Распространение опиума в Китае ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
(Извлечение) … С 1800 по 1819 г. сюда ежегодно ввозилось свыше 4 тыс. ящиков опиума, каждый весом в 60 кг. Затем начался скачкообразный рост импорта. С 1820 по 1838г. он увеличился в 5-6 раз. Всего же за 1795-1838 гг. сюда было доставлено 27 тыс. тонн этого наркотика. Если до начала XIX в. серебро в виде монет регулярно поступало в Китай, то массовый контрабандный ввоз опиума изменил ситуацию - серебро стало все в больших масштабах уходить за море. Общая масса серебра, ушедшего из Гуандуна за период 1827-1834 гг., составила свыше 36 млн. лянов, а накануне первой «опиумной» войны (1839-1842) ежегодный отток серебра из Цинской империи составлял уже около 10 млн. лянов, что создало растущий дефицит ляновых отливок и, соответственно, повышение их цены в медной монете (вэнь, цянь, чох) - в этих «деньгах простонародья…. … К концу 30-х годов наркотик распространялся практически по всей стране. Общая утечка серебра из Гуанчжоу с 1829 по 1840 г. почти на 49 млн. долл. превысила приток этого металла в Китай. По оценке современников, наркоманами стали от 10 до 20% столичных и от 20 до 30% провинциальных чиновников. В отдельных учреждениях этим недугом было поражено от 50 до 60% должностных лиц. Наиболее опасным для династии Цин стало повальное опиумокурение среди солдат и офицеров «восьми-знаменных» и «зеленознаменных войск». Тем самым резко ослаблялась карательная сила госаппарата при постоянно нараставшей волне народных восстаний, а также оборонительные возможности Цинской империи как раз накануне ее вооруженного столкновения с флотом и войсками европейских стран.
Цит . по: История Востока: В 6 т. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX в.): Кн. 1/ Отв. ред. Л.Б. Алаев и др. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004. С. 291-292, 296. Вопросы и задания: 1. Проанализируйте текст и определите масштабы распространения опиумного наркотика в Китае. 2. Определите признаки, характеризующие пагубные последствия распространения опиумного наркотика для Китая. 3. Выделите цели, которые преследовались англичанами в торговле опиумным наркотиком в Китае. Земельная система Небесной династии [14] (Извлечение) … Раздел земельных угодий производится сообразно числу едоков без различия пола. На большее число едоков приходится больше, на меньшее - меньше. Земля дается смешанная: если в семье шесть человек, то три из них получают хорошую землю, а остальные три плохую, чтобы распределение земли было равномерным. Вся земля Поднебесной обрабатывается жителями совместно. Если в одном районе земли недостаточно, то люди переселяются в другой. В случае неурожая, в одном районе, другие оказывают ему помощь. Необходимо, чтобы все жители Поднебесной в равной степени и совместно наслаждались великим счастьем, дарованным небесным отцом, господом богом: имея поля, обрабатывали бы их сообща, имея пищу, вкушали бы ее вместе, имея одежду, делили бы ее между собой поровну, имея деньги, тратили бы их совместно, чтобы ни в чем не было неравенства, чтобы все были сыты и одеты… … Все население Поднебесной - одна большая семья нашего небесного отца, господа бога. Жители ее не преследуют корыстных целей и все излишки отдают своему повелителю, чтобы он имел средства для использования их на общее благо. В большой семье Поднебесной повсюду должно быть полное равенство, все люди должны иметь достаточно пищи и одежды. Такова воля истинного повелителя, наместника небесного отца, господа бога нашего, явившегося к людям, чтобы спасти мир. Должностные лица в ранге лянсыма должны хранить деньги и зерно, а также вести им учет. О количестве их они должны докладывать вышестоящим должностным лицам, ведающим финансами и продовольствием, приходом и расходом... ... По воскресеньям все центральные и местные чины, а также простой народ слушают толкование священного писания и приносят жертвы, славя небесного отца, господа бога... .
Цит . по: Тайпинское восстание. 1850-1864 гг. Сборник документов. M. Издательство восточной литературы. 1960. С. 126. Вопросы и задания: 1. Какие цели преследовали руководители тайпинского правительства, устанавливая «земельную систему Небесной династии»? 2. Какие экономические и социальные особенности характеризуют установленную тайпинским правительством земельную систему? 3. Можно ли считать введенные тайпинским правительством порядки прообразом социалистического общества?
Конституция Османской империи (1876 год) ( И звлечение )
… Права османов. Ст. 8. Все подданные империи именуются османами независимо от того, какую религию они исповедуют. Османское подданство приобретается и утрачивается в соответствии с законом. Ст. 9. Все османы пользуются личной свободой под условием, что они не нарушают свободы других. Ст. 10. Личная свобода неприкосновенна. Никто не может быть...подвергнут какому-либо наказанию, кроме случаев, точно определенных законом, и в соответствии с установленной процедурой. Ст. 11. Ислам является государственной религией. при полном соблюдении этого принципа государство защищает свободу исповедания всех религий, признанных в империи, и поддерживает религиозные привилегии различных общин при условии, что они не нарушают общественный порядок и добрые нравы. Ст. 12. Печать свободна в рамках, установленных законом. Ст. 13. Османы могут образовывать — в рамках, установленных законами и регламентами, - коммерческие, промышленные и сельскохозяйственные общества. Ст. 15. Образование свободно. Каждый осман может получить общественное или частное образование с условием соблюдения законов. Ст. 16. Все школы находятся под надзором государства. Будут предусмотрены способы унификации образования, даваемого всем османам, но не может быть нанесен ущерб религиозному образованию в различных общинах. Ст. 17. Все османы равны перед законом. Они имеют равные права и обязанности перед отечеством независимо от того, к какой религии принадлежат. Ст. 18. Для замещения общественных должностей требуется знание турецкого языка, который является государственным языком. Ст. 19. Все османы имеют доступ к общественным должностям в соответствии с их склонностями, заслугами и способностями. Ст. 21. Гарантируется правильно приобретенная движимая и недвижимая собственность. Экспроприация (собственности) может иметь место для общественных нужд и под условием предварительной уплаты вознаграждения. Ст. 22. Жилище неприкосновенно. (Представитель) власти не может войти в жилище силой, за исключением случаев, установленных законом. Ст. 26. Полностью воспрещаются пытки и допрос с пристрастием во всех формах...». Цит . по: Кошкарева С.Г. Практикум по новой истории зарубежных стран (1870–1918 гг.): учеб.-метод. пособие. Петропавловск-Камчатский: «КамГУ им. Витуса Беринга», 2013. С. 129-131. Вопросы и задания: 1. Проанализируйте выдержки из Конституции Османской империи 1876 года и определите цели и причины ее принятия. 2. Какие положения из приведенного фрагмента Конституции указывают на буржуазно-демократический характер преобразований политического устройства Османской империи? 3. Что в приведенных выдержках из Конституции указывает на особое место и роль ислама в османской империи?
Клятвенное обещание императора Муцухито[15] «1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением. 2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях. 3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия. 4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому пути Неба и Земли. 5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета».
Цит . по: Ивашко М.И. История (XIX век): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РГУП, 2016. С. 103. Вопросы и задания: 1. Какие цели преследовал император Муцухито, давая клятвенное обещание. Что послужило причиной клятвенного обещания? 2. Определите те положения клятвенного обещания, которые отражают: - во-первых, стремление императора сохранять традиции и исторические основы японского общества; - во-вторых, стремление императора к коренным изменениям и модернизации японского общества.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы